В Тамбове официально объявлено о создании народного музея Архиепископа Луки. Знаменитый хирург, ученый и богослов пробыл здесь около двух с половиной лет, но именно этот период многие считают самым продуктивным в его жизни. После долгого периода лагерей Луке в Тамбове официально разрешили оперировать и проводить службы в храмах. Живя здесь, он начал работу по возрождению Тамбовской церкви и получил Сталинскую премию первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии». «Русская Планета» узнала, где разместится новый музей и какие экспонаты пополнят его фонды.
— Мы ведем эту работу уже 15 лет, — рассказывает главный научный сотрудник тамбовского областного краеведческого музея Галина Абрамова, ― Когда делали первую выставку, с большим трудом собрали экспонаты. Но, что поразительно ― чем дальше, тем больше вещей находится. Как только было объявлено о создании музея, люди сами стали к нам приходить, приносить вещи из семейных архивов, спрашивать, куда сдать деньги. В некоторых семьях до сих пор сохранились фотографии и книги, подаренные святителем Лукой. Экспонатов накопилось уже довольно много. Мы даже не вели подсчет. Хотя, когда в августе 1944 года святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) приехал в Тамбов, ему пришлось начинать здесь с нуля. С 1923 по 1943 год он провел в лагерях, где ему запрещалось врачевать и служить. Но он все равно делал это ― по легендам, оперировал перочинным ножом, зашивая место разреза человеческим волосом. Не так давно мы готовили к списанию хозяйственный архив 70-летней давности и обнаружили 24 документа, связанных с периодом жизни святителя Луки в Тамбове. На протяжении 2,5 лет музей передал архиепископу более 600 предметов из закрытых в 20-е годы тамбовских храмов и монастырей. По сути это будет первый полноценный музей архиепископа Луки. Есть небольшие мемориальные комнаты под Красноярском, где святитель отбывал последнюю ссылку, и в Симферополе в Троицком храме, где хранятся его мощи. А в Тамбове сохранился дом, в котором он жил на Комсомольской, 9. Сюда стекались люди. Ведь не все могли прийти в церковь ― к нему обращались партработники, педагоги, учителя. Сейчас главное ― расселить этот дом. Власти ведут переговоры с семьями, которые там живут, они готовы выехать. Этот дом станет центром большой мемориальной территории, в которую войдет и Покровский собор, который святитель Лука возрождал, и здания вокруг ― бывшие госпитали, в которых он оперировал. Мы хотим сделать это как можно быстрее. Будущий год ― 140-летие со дня рождения архиепископа Луки.
«Голубушка, как ваши руки мне помогли»
— И как священник, и как хирург Лука привнес сюда совсем другое отношение к людям. Когда архиепископ приехал в Тамбов, времена были тяжелые, военные, люди ожесточились. В таких ситуациях, как правило, проявляются крайние человеческие свойства ― как высоты духа, так и его темные глубины. По воспоминаниям медсестер, их предупредили, что в Тамбов прибыл ссыльный профессор и просили быть с ним поосторожней. Но когда Лука провел первую операцию, он поцеловал руки своей медицинской сестре и сказал: «Голубушка, как ваши руки мне помогли». Медсестры были ошарашены. Они не привыкли к такому обращению. Военные врачи были грубыми, суровыми, могли и инструментом хирургическим швырнуть. А он очень заботился о своих медсестрах, помогал деньгами, доставал теплую одежду.
Ученый-энциклопедист, интеллектуал, богослов, здесь в Тамбове Лука начинает писать трактат «Дух, душа и тело». Но даже в этой работе он проявляет себя как врач. Например, о сердце пишет и с точки зрения медицинской, и с точки зрения богословской: «Сердце ― это орган богопознания». Лука был еще и талантливым живописцем. Он вообще-то хотел стать художником, но стал мужицким врачом, понимая, что надо людям помогать ― такие настроения были в интеллигенции в конце XIX века. Он сам проиллюстрировал «Очерки гнойной хирургии». Лука говорил: «Я стал художником в области анатомии и хирургии». А какая у него была точность! Коллеги-хирурги вспоминали, что давали ему пачку бумаги и просили одним движением скальпеля рассечь 136 листов. И он рассекал ровно 136.
«Симе Акимушкиной на долгую память»
— У нас есть уникальные фотографии, которые святитель Лука дарил тамбовчанам. После работы в госпиталях и службы в храме святитель Лука возвращался домой и встречал там огромное количество посетителей. Лука очень мучился тем, что не может принять всех пациентов, но он был прекрасным диагностом и понимал, кому нужно оказать помощь в первую очередь. И вот в толпе он увидел девушку Серафиму Акимушкину. В детстве у нее была травма, которая привела к гнойному заболеванию суставов и костей. Врачи ничем не могли ей помочь. Девушка ходила на костылях. Лука осмотрел ее и сказал, что нужно делать операцию. После операции Серафима стала его крестницей и духовной дочерью. Когда в 1946 году Лука уезжал из Тамбова, она была уже здорова и ходила без костылей. Он оставил ей две фотографии. На одной надпись: «Симе Акимушкиной хорошей девушке на молитвенную память», а на второй: «Стала крепкой нога твоя, Сима, иди же не хромай по пути Христову и поминай меня, излечившего тебя».
Откупился пайком и встретил жену в операционной
— Вот еще одна история. У нас лежит нательный крестик, ждет своего места в музее. Профессор должен был провести операцию в военном госпитале, а старшая хирургическая медсестра отлучилась покормить больную дочку. За ней прибежал посыльный и сказал, что ее срочно вызывают к тяжело раненому. Медсестра прибегает и видит на операционном столе своего мужа ― офицера советской армии. Выяснилось, что его, раненого, везли в эвакпоезде через Мичуринск. Там он пришел в себя, узнал, где находится и откупился офицерским пайком, чтобы в Тамбов попасть. Но пока добрался, рана открылась, началось кровотечение. И вот по судьбоносному стечению обстоятельств они встретились с женой в операционной. Операция прошла успешно. После архиепископ спросил, крещена ли их дочь. Но офицер, человек партийный, крестить дочку отказался. Тогда Лука подарил им этот крестик со словами: «Настанет время, и она примет святое Крещение». И дочь действительно его приняла уже в начале 90-х годов, став взрослым человеком. Крестик в семье сохранился. Не так давно эта женщина ушла из жизни. Перед смертью она сняла с себя крестик, сказав: «Я его с собой не возьму, здесь он вам будет нужнее».
Террорист и английский шпион
— Лука всегда писал в письмах и статьях: «Любимая тамбовская паства». Как только он приехал в Тамбов, сразу же выступил с обращением: «Давайте все вместе примемся за великое трудное дело возрождения церкви тамбовской». Когда вошел в Покровский храм на свою первую проповедь, отметил царящие там мерзость и запустение. Архиепископ взялся за возрождение собора. Его богослужения всегда собирали очень много людей. Настолько было тесно, что детей передавали вверху по рукам. Святитель очень заботился о детях. Значительную часть сталинской премии, которую он получил в 1946 году за монографию «Очерки гнойной хирургии», Лука раздал, как сейчас сказали бы, на адресную помощь. Детишки, которых бабушки и мамы водили на службы, позже делились своими воспоминаниями. Многие из них запомнили его руки, которыми он благословлял их ― мощные, крупные с длинными пальцами.
Что касается взаимоотношений с властью, по-видимому, это был такой прагматичный подход. Власти понимали, что в этот страшный период людям нужна духовная и нравственная опора и пошли на такую вот «оттепель», некий ренессанс взаимоотношений государства и церкви. Эти два с половиной года были как бы его «звездным часом». Было признание и общественное, и даже государственное после долгих лет ссылок. Как только началась Великая Отечественная война, он обратился к правительству с просьбой использовать его как хирурга. Но разрешили ему это только в 1943 году. А после отъезда из Тамбова все это опять сошло на нет. В Крыму он начал слепнуть, оперировать уже не мог, а возглавить кафедру в мединституте ему не разрешили. Кстати сказать, святитель был реабилитирован относительно недавно ― только в 2000 году, в этом же году причислен к Лику святых.