Если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей. При этом, как следует из текста закона, посторонние люди за такие же действия в отношении ребенка уголовной ответственности нести не будут.
Патриаршая комиссия считает, что эта норма не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества. Ее практическое применение принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы.
Не вызывает никаких сомнений, что дети должны быть защищены от действительно преступных действий, кем бы они не совершались, особенно когда речь идет о преступном насилии. Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний.
В российском обществе уже несколько веков идут педагогические дискуссии, в которых выражаются различные мнения в отношении оправданности и разумности использования таких воспитательных наказаний. Патриаршая комиссия убеждена, что, вопрос о выборе тех или иных методов воспитания детей, не причиняющих им какого-либо реального вреда, должен оставаться предметом подобных дискуссий и свободных решений родителей, а не принудительного законодательного регулирования.
Уголовное преследование родителей за использование в воспитании детей тех или иных методов, не наносящих вреда их здоровью и развитию, противоречит основополагающим принципам российского уголовного права, которые не допускают уголовного преследования за деяния, не сопряженные с какими-либо общественно опасными последствиями.
Патриаршая Комиссия обращает особое внимание на то, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из корректного толкования общепринятых норм международного права и международных договоров Российской Федерации не следует необходимость законодательного запрета разумного и умеренного применения физических наказаний в семейном воспитании детей[2]. Из них, тем более, не следует необходимость или желательность уголовного или любого иного преследования добросовестных родителей за их использование.
Православные христиане, разумеется, на практике могут иметь разные взгляды и убеждения по вопросам воспитания своих детей, желательности и допустимости использования в воспитании тех или иных подходов и методов, включая и средства семейной дисциплины. Однако не подлежит сомнению, что как Священное Писание (Прит. 22, 15; 23, 13-14; 29:15; Евр. 12,6-11 и др.), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей. Таким образом, попытки искусственного законодательного ограничения этого права родителей противоречат учению Православной Церкви.
По мнению Патриаршей комиссии, любые попытки искусственно сузить основополагающие права родителей под предлогом защиты неверно понимаемых прав детей являются важной частью повсеместно наблюдаемых в современных обществах нападений на семью и связанные с нею традиционные духовные и нравственные ценности. Эти нападения тесно связаны с радикальными антисемейными идеологиями, отрицающими саму богоданную природу человека и имеющими, с христианской точки зрения, откровенно сатанинский характер.
Но даже для тех, кто не разделяет такого суждения, должно быть вполне очевидна абсурдность предполагаемого новой редакцией статьи 116 Уголовного кодекса наказания (до двух лет лишения свободы), в случае его применения к добросовестным родителям за воспитательное воздействие на ребенка. Ведь такое наказание будет явно избыточным и несоразмерным, нанесет самому ребенку тяжкий и непоправимый вред. Потеря родителей на долгое время – настоящая травма, уж явно более глубокая, чем шлепок пониже спины.
Ранее Патриаршая комиссия уже предлагала общему вниманию свою официальную позицию по данному вопросу, содержащую подробное изложение религиозных, правовых и социальных оснований, из которых она следует[3].
В ней, в частности, указывается: «Патриаршая комиссия считает неправильным и недопустимым подходом криминализацию нормального родительского поведения и уголовное преследование применения тех методов воспитания, которые, не нанося какого-либо реального ущерба обществу и самим детям при разумном использовании, применялись на протяжении многих поколений, считались и считаются до сих пор социально приемлемыми в российском обществе. Запрет, а тем более уголовное преследование воспитательных физических наказаний, применяемых родителями в разумных пределах, включение их в понятия «жестокое обращение» или «насилие над детьми» представляется неоправданным и необоснованным искусственным ограничением богоданных прав родителей. Такое законодательное ограничение в целом не отвечает и верно понимаемым интересам детей».
Как законодатели, так и правоприменители имеют нравственную обязанность исходить в своих решениях и действиях из того, что родители действуют добросовестно и, принимая те или иные решения по вопросам воспитания, действуют, руководствуясь любовью и исходя из подлинных интересов своих детей, если иное не было надежно доказано судом.
Патриаршая комиссия выражает надежду, что Президент Российской Федерации прислушается к обеспокоенной общественности, возвышающей голос в защиту семьи, и не подпишет предложенную новым законом редакцию 116 статьи Уголовного кодекса РФ.
Патриаршая комиссия настоятельно просит всех законодателей, представителей государственной власти, общественных организаций, неравнодушных к защите и будущему российской семьи и нашего Отечества, предпринимать все возможные в рамках действующего законодательства шаги с целью исключить из российского законодательства любую возможность уголовного или иного преследования родителей за разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей, не причиняющее вреда их здоровью.
Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит...». «Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, — дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми».
Из личного мизерного опыта - нам с Божьей помощью получается добиваться послушания ребенка без телесных наказаний и без крика -лишением мультиков или поставив ребенка в угол и сожалея при этом о ребенке.
Простите за нотацию. Спаси Вас Господи!
Я убеждён,что телесные наказания детей недопустимы категорически.Это унижение его человеческого достоинства.Самое главное почему в основном доходит до такого рода воздействия на маленького человечка,это от явной нехватки воспитания у самих родителей.От отсутствия сдержанности и самоконтроля.А,что ещё важно от отсутствия рассудительности над тем,что сделал ребёнок и выбора трезвого наказания,а не тупого эмоционального физического воздействия.А это уже ещё и слабая образованность самих родителей.
На этом фоне самое отвратительное унижение ребёнка происходит тогда когда его наказывают при посторонних людях.Подчас родители сами не стесняясь устраивают "разборки" между собой,как при детях так и при посторонних.А уж это,как свидетельствует о них самих и говорить не приходится.
Ярко это пропагандируется во всенародно любимом "Дом-2".
У Запада,а он не однороден,полно своих проблем.Но нам стоит справится и смотреть со своими.
Весь вопрос в том: будут ли конкретные представители государства вникать во все сложности этих ситуаций? Будут ли они всерьёз стараться сделать так, чтобы ребёнку было лучше? Или они будут действовать формально, по инструкции, не заботясь об отдалённых последствиях своих действий? Или они будут руководствоваться личными симпатиями и антипатиями - нравятся родители, всё им простим, не нравятся - отберём детей. Может, у чиновника личные счёты с родителями? Или ему не нравится их религия, национальность, политические взгляды, причёска, выражение лица? А может у какой-нибудь чиновной дамы не сложилась личная жизнь и она люто ненавидит всех замужних женщин, имеющих детей и готова их гнобить при каждом удобном случае? Или скажем чиновник - идейный педераст, ненавидящий нормальных людей и нормальную семью?
То есть, чем больше принимается всяких законов, позволяющих государству вмешиваться в семейную жизнь, тем больше родители зависят от произвола конкретных государственных служащих.
Тут вот некоторые комментаторы пишут, что 2 тысячи детей в стране каждый год гибнет от рук родителей. А сколько детей гибнет в детдомах? А сколько гибнет после детдома? Ведь не секрет, что детдом, как бы его хорошо не финансировали, плохая замена нормальной семье. Он не даёт ребёнку нормального эмоционального развития, не готовит к жизни в обществе, не учит нормальным человеческим отношениям. Современные детдомовцы, выйдя в большую жизнь, часто пускаются во вся тяжкая, не работают, пьют, принимают наркотики, развратничают, продают задёшево квартиры и имущество, опускаются на дно и гибнут.
А сколько в детдомах всякого рода нарушений? Сколько случаев жестокого обращения, совращений, изнасилований, разного рода издевательств?
Да, конечно, идеальных родителей и идеальных семей не бывает. Да, в каждой семье есть проблемы, и, как правило, многие из них остаются неразрешёнными. Да, попадаются семьи, которые катастрофически не справляются с воспитанием детей. Всё бывает. Но делать из этого вывод, что семья - это вообще ужас-ужас-ужас и без жёсткого государственного надзора её оставлять нельзя - это уже передёргивание.
Или кто-то думает, что вот родители в нашем грешном мире плохие, зато чиновники и полицейские отличные? И если к каждой мамаше и каждому папаше приставить по суровому и неподкупному слуге народа, то жизнь непременно наладится? Я что-то сомневаюсь.
Конечно, бывают такие ужасные родители, у которых детей надо забирать без разговоров. Бывают матери, которые заставляют маленьких дочерей заниматься проституцией, бывают случаи продажи детей родителями и т.п. Но это всё-таки явление маргинальное. И детей у них забирали и раньше, безо всяких ювенальных технологий и прочих законодательных новшеств.
А вообще же, даже очень несовершенная, не особо дружная, материально не обеспеченная семья для ребёнка лучше, чем самый шикарный детдом. Потому что семья - это естественная среда для ребёнка, а детдом - противоестестественная. Потому что психологическая связь между матерью и ребёнком - уникальна и чрезвычайно важна для его развития. И отец ребёнку очень нужен. Да и присутствие братьев, сестёр, бабушек, дедушек и прочей родни очень способствует успешному развитию и социализации. А детдом с его казённой обстановкой ничего этого не даёт.
Поэтому, если наше государство хочет, чтобы его юные граждане росли психически и физически здоровыми, оно должно не воевать с традиционной семьёй, а защищать её и поддерживать. Если же мы пойдём по западному пути - т.е. жёсткого государственного контроля над нормальными семьями и активного поощрения всякого рода уродливых и ненормальных сожительств, суррогатного материнства и прочих патологических явлений, мы придём к тем же результатам: кризис семьи, массовый инфантилизм, массовая невротизация, широчайшее распространение всех мыслимых и некоторых немыслимых форм разврата, старение населения, его постепенное вымирание и замещение мигрантами из более консервативных цивилизаций, где лучше сохранилась традиционная семья.
Вот вам один пример: «Участковый получил от жены Белова заявление о том, что тот топил детей, угрожал их расчленить, но не провел с ним беседу, не направил соответствующие обращения в органы здравоохранения, не уведомил органы опеки и не предпринял других действий пусть даже формального характера». В итоге произошла трагедия: преступник убил жену и шестерых детей.
Новая редакция закона оставляет правоохранительным органам и судам меньше возможностей уклониться от защиты потерпевших в случае семейных побоев.
Раньше это было делом частного обвинения и правоохранительным органам можно было не включаться в защиту. Сейчас это стало делом частно-публичного обвинения и возбуждение дела происходит в обязательном порядке.
А теперь вопрос к противникам нового законодательства: 2 тысячи детей, убитых родителями - это официальная статистика. Приведите, пожалуйста, случаи привлечения к суду за шлепки? Было ли такое раньше? Кого из родителей осудили? Я перерыла весь интернет и не нашла ни одного такого случая, хотя закон о побоях действует не один десяток лет (правда там предусматривалось наказание только до полугода исправительных работ). Но даже и к такому легкому наказанию никого не привлекли.
Люди, вы подумайте об уже убитых детях и о тех, кто сейчас находится в опасности лишиться жизни и подвергнуться истязаниям! И соразмерьте это с вымышленными страхами по поводу привлечения к суду добосовестных родителей (что никак не соответствует реальной судебной практике).
Постарайтесь не поддаваться на подначку интернет-манипуляторов. Когда читаете: "за шлепки - два года", включите, пожалуйста свою голову, попробуйте изучить реальные материалы по этой теме. Данный закон направлен против извергов, истязающих детей, а никак не против добросовестных родителей.
Суть закона - запрет физических наказаний детей. А православная церковь, называя это запретом воспитания, сводит воспитание к только к физическому наказанию. Воспитывать можно и без причинения ребенку боли.
Бить ребенка - грех. Сама ситуация, когда не обойтись без битья ребенка, должна быть поводом для исповеди для родителей. Это их грех.
Я человек воцерковленный и знаю много людей (православных), которые, как и я, против физического наказания детей. Я уверена, что можно обойтись без болевого воздействия на ребенка, применяя к нему методы ограничения свободы.
Если физическое наказание такое действенное - почему тогда оно изъято из спектра наказаний для взрослых? Бейте тогда уж всех преступников, они этого больше заслуживают...
Я считаю, что бьют детей только потому, что они маленькие, слабые и не могут сопротивляться.
Елена, православная, вдова, мать двоих детей, педагог с 35-летним стажем.
Ну и, конечно же, их (поправки эти) предложивших и лоббировавших?
Опять сидят в правительстве абы кто, вероятно, как и многие до них, купленные или ещё как-то промытые западом
Копают под Россию, как и в прошлые века
Если выстоит Путин перед этим, сумеет всё в руках сдержать, будет хорошо
Если нет - падёт Россия опять, как было в прошлом неоднократно, с руки сатанинской, в революциях.
Молиться нам надо всем за него и за Россию. И распознавать зло. Господь пошлёт нам то, что нам полезнее.