В первой части статьи были рассмотрены корни подростковой проблематики: основные причины, ведущие к проблемам в пубертатном периоде; основные принципы поведения взрослых, которые могут помочь или навредить. В данной публикации врач-психиатр, психотерапевт Константин Ольховой и педагог, специалист по возрастной психологии Марина Попова дают конкретные рекомендации тем, кто оказался в трудной ситуации.
К вопросу «диагностики»
Никогда ничего не случается «вдруг». Любые проблемы не развиваются на фоне «полного благополучия». Внимательный наблюдатель всегда заметит необычные изменения до того, как они развернутся «во всей красе». Ключевое слово — необычные. Не просто развитие, а необычные изменения. Необычное для ребёнка поведение (раньше высыпался — а теперь встаёт разбитым, был жизнерадостным — стал мрачным и т.п.), необычные действия (не прятал свою сумку — теперь прячет, любил есть — не ест), необычный лексикон (частое упоминание в речи непонятных слов, или слов, контекстуальной связи которых с предметом разговора вы не видите), другие «необычности» — повод задуматься! Повод присмотреться внимательно, повод поговорить. Не обязательно это связано с проблемами, это могут быть просто возрастные изменения, естественная динамика, но лучше вам почувствовать себя после разговора «паникёром и параноиком», чем упустить опасность.
Ещё раз напомним: для выявления того, что «необычно», надо знать то, что «обычно». И это опять упирается во внимательное и заинтересованное отношение к жизни вашего ребёнка.
Что же нужно детям? Как быть родителем?
Доверие и контакт с детьми.
Доверие строится на любви, искренности, честности, на живом и тёплом интересе к миру ребёнка.
Контакт создаётся в совместной деятельности, совместных познаниях, совместных разговорах. В совместном переживании радостей и огорчений (как ребёнка, так и взрослых).
Детей нужно учить не только физике и математике. Детей нужно учить понимать и переживать свои и чужие чувства и эмоции. Не бояться говорить с ними на сложные эмоциональные темы (о любви, страданиях, смысле жизни). Учить его переживать свои эмоции, справляться с ними. А для этого вам нужно научиться понимать себя, работать со своими эмоциями.
Рассказывать и живописать детям мир (расширять картину мира).
В мире есть интересные люди, красивые и великие поступки, загадочные тайны, большие дела. Мир устроен интересно. Научить ребёнка этому — крайне важно (к несчастью, в современной школе этот аспект почти утерян). И этому нельзя учить «фальшиво»: вы сами должны постоянно искать эти интересности мира, делясь ими с ребёнком.
Совместная деятельность.
Уборка квартиры и сбор урожая на даче — не единственное, что можно делать вместе. Можно вместе чинить велосипед, строить модели кораблей, делать ремонт в квартире, учиться строгать, вязать, рисовать — всё, что угодно. Делать реальные полезные дела! И не только для себя и семьи.
Разговаривать!
Разговор не предполагает вашего поучительного монолога. Это обмен мнениями, причём мнение ребёнка — равноценно. Это научение стратегии мышления, научение решению проблем.
Гаджеты — не нянька.
Любые электронные средства коммуникации, сайты и социальные сети создают плоскую, отрывочную, лубочную картину мира. Они не могут сформировать настоящие представления о жизни. Не помогают ориентироваться в ней. Они не могут стать основой обучения и воспитания. Поверьте и проверьте, что совместная деятельность, разговоры, общение — лучший способ вывести ребёнка из мира виртуального в мир реальный (особенно, если он в этом виртуальном мире завяз). А вот чтение моралей — не поможет.
Любите своего ребёнка.
Не за достижения, не за оценки. Просто за то, что он есть.
Будьте не в стороне от ребёнка, не над ним, не под ним, не вокруг него, а — рядом.
С внимательным тёплым соучастием.
Ещё два немаловажных вопроса:
Профессиональная помощь
Любящий, внимательный родитель может очень многое. Но не всегда он может справиться сам. Нередко приходится прибегать к помощи специалистов. И для выявления конкретных причин проблем, и для работы с ними.
На сегодняшний день в стране практически разрушена система психиатрической диспансеризации. Ещё не так давно психиатр впервые осматривал ребёнка в год, а потом регулярно при плановых осмотрах и школьной диспансеризации. А сейчас мальчики впервые встречаются с психиатром в военкомате, а девочки не встречаются вообще. Профессия психиатра очень сильно стигматизирована в глазах общества, люди, вооруженные абсолютно ложными мифами, категорически боятся вести своих детей к психиатру. Психиатр — профессионал. Он видит то, что ускользает от глаза обычного человека. Он приучен видеть то, что ещё не развернулось в большую беду, что является предвестником беды. Психиатр работает не только с душевной болезнью (то, что мы относим к области большой психиатрии), но и с душевной болью. Психиатр выявляет проблемы душевной боли, определяет грань между тем, что можно вылечить словом, а с чем не справиться без медикаментозного лечения. Также работает с душевной болью и врач-психотерапевт, который всегда имеет психиатрическое образование. Просто он ещё больше работает словом, а не препаратами (хотя одно не исключает другого). Не бойтесь обращаться за помощью к этим специалистам. Именно они помогают тогда, когда наша душа находится в беде, когда душевная боль ставит человека на грань между жизнью и смертью. Если вы по тем или иным причинам не хотите обращаться к врачу в психоневрологическом диспансере, найдите специалиста в одном из многочисленных консультационных центров, врача частной практики и т.д. Но поверьте: не стоит искать «самого лучшего врача». В сложных ситуациях важно не то, что помощь окажет «светило», а важно получить помощь максимально быстро, пока процесс не развернулся во всей красе.
Помощь можно получить и от психологов. Вот только надо понимать, что разные психологи занимаются разным. Для выявления проблем психического здоровья требуется клинический психолог (со специальным образованием), который при больших проблемах отправит человека для дополнительной консультации к психиатру. Иногда это может сделать психолог-консультант, если в его образовании было достаточно часов, посвящённых психопатологии. Не стоит уповать, что проблемы разглядит и «вылечит» школьный психолог. Не потому, что он «глупый», а потому, что он занимается совсем другими проблемами и имеет другую подготовку. Ведь и со сломанной рукой мы пойдём к травматологу, а не к окулисту.
Скажу несколько слов о выборе специалиста:
Профессионал никогда не скажет вам: «Это пустяки, мы это за пять минут вылечим!» Но и никогда не закричит: «Ужас, ужас! Как вы это допустили, ничего сделать нельзя!» Профессионал будет спокоен и внимателен. А главное — он всегда несёт ответственность за свою работу.
Кстати, будьте готовы к тому, что работать со специалистами придётся не только вашему ребёнку, но и вам самим. Зачастую, именно работа с родителями становится не только основным, но и единственным (во всяком случае — на раннем этапе) методом работы с подростком.
А ещё запомните или запишите телефонный номер: 8 800 2000-122
Это единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Анонимный и бесплатный.
Информационное поведение
Ответственность стоит распространить не только на ваше общение с собственными детьми, но и на ваше общение с другими.
Ещё несколько лет назад всё, что будет написано ниже, можно было отнести только к поведению СМИ. Но сегодня время социальных сетей и интегрированных коммуникаций, а значит, это важно знать каждому. В наш язык давно вошли термины политического и социологического лексикона. Термин «резонансный» мы понимаем, как «вызывающий широкий резонанс в обществе», «возбуждающий общественную реакцию». Но в психиатрии термин «резонансный суицид» означает совсем другое. Подростковые суициды называют резонансными в прямом, физическом смысле этого слова, когда при некоторой частоте вынуждающей силы система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. Когда информация о суицидах вызывает волну новых суицидов.И чем сильнее раскачивается информационная волна, тем сильнее идёт волна суицидальная. Существуют международные правила освещения информации о суицидах, которые говорят, что при освещении случаев суицида следует использовать только подлинные и надежные источники информации. В текстах самоубийство должно быть названо "завершенным", а не "успешным, удачным" и т. п., рекомендуется приводить только относящиеся к делу данные и только на внутренних полосах изданий, следует обязательно представлять альтернативы суициду, а также давать информацию о суицидологических службах, телефонах «горячей линии», в материалах СМИ нужно описывать также признаки суицидоопасных состояний, чтобы окружающие могли по возможности предотвратить самоубийство. Это не теория. В 80-х годах ХХ века в Вене резко возросло количество самоубийств в метро. В 1987 году власти провели запрет на раздувание информационного шума по этому поводу. За месяц количество самоубийств сократилось в три раза. Повторяем: в три раза!
В нынешнее время каждый сам себе СМИ. Мы формируем свои информационные ленты в социальных сетях и ленты наших друзей. Такова особенность мира интегрированных коммуникаций. Пожалуйста, будьте ответственны! Каждый раз, ставя лайк, делая репост или оставляя комментарий, думайте о последствиях своих действий! Применяйте к своим действиям то, что описано выше!
Повторимся, что это можно отнести не только к суицидам, но и к большинству других подростковых проблем (школьная травля, аборты и т.д.).
Заключение
Эту статью бесполезно читать тем, кто ищет простых и лёгких решений. Их нет. Ни закрытие деструктивных интернет-сообществ, ни отправление ребёнка в хорошую школу, ни лишение его телефона и ноутбука не решит проблему. Также не решит проблему разовый визит ребёнка к психологу или психиатру. И не разовый — не решит. Вы должны понять, что это ваш ребёнок. Не младший брат, не приятель — ребёнок. И, если вы хотите быть для него авторитетом, иметь возможность участвовать в его жизни, помогать ему, то вам придётся затратить на это много сил и времени. Реальных сил и времени, которые невозможно заменить ни деньгами, ни специалистами. Вам придётся уделять своему ребёнку не меньше (не меньше — как минимум) внимания и сил, чем своей работе и карьере. Вам придётся научиться слушать его, уважать его, доверять ему. Вам придётся интересоваться его жизнью, даже если вам кажется, что в ней нет ничего нового для вас. Вам придётся пожертвовать частью своей самости, своей карьеры, своего свободного времени. Вам придётся работать над отношениями со своим ребёнком, и эта работа не будет лёгкой. Вам придётся не просто любить (а просто любить — совсем не просто) своего ребёнка, но и доказывать свою любовь. Вам придётся научиться не обижаться на своего ребёнка, когда он огрызается, не заламывать руки, когда он кричит вам в лицо, что его никто не любит, не устраивать истерики, когда он хлопает дверью.
Вам придётся стать полноценным Взрослым. Ответственным.
Это тяжёлый труд. И результат будет не сразу, не скоро, не такой большой, как вам хотелось бы. Но это единственный способ построить человеческие отношения со своими детьми, отношения — на всю жизнь. Иначе, они построят эти отношения с другими людьми, и не факт, что эти люди будут желать вашим детям добра.
Эта статья не является исчерпывающим учебником и пособием по общению с детьми. Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы. А потому добавим главное родительское правило:
Не стойте на месте, растите вместе с ребёнком!