Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Моя лучшая речь

Приближалась историческая юбилейная дата – 1000-летия Крещения Руси. Время от времени робко, а потом все увереннее, в центральной прессе появлялись краткие сообщения об этом. И у меня в душе тоже проснулась надежда, что к этой дате и у нас в Самаре можно сделать что-то значимое – передачу по телевидению или радио, или спецвыпуск на студии кинохроники, куда меня время от времени приглашали написать текст для киножурнала «Поволжье», или сценарий документального фильма.

Я в то время, 1988 году, был «на вольных хлебах», занимаясь любимым литературным трудом, а «для заработка» сотрудничая на телевидении и кинохронике.

Время от времени, тайно, прячась от глаз знакомых и незнакомых, встречая враждебные и настороженные взгляды бабушек (а не стукач ли пришел?) я стал ходить в церковь, еще не зная ни богослужений, ни многого другого, что связано с церковной жизнью, но уже понимая сердцем сокровенный смысл Божественной литургии. До исповеди и причастия я еще не дорос. Мне надо было просто прийти в церковь, чтобы испытать радость от нахождения там, где, по выражению одного из святых, можно «подышать воздухом вечности», увидеть убранство храма, послушать божественные песнопения.

Я пошел к главному редактору местного комитета по телевидению и радио, культурному, хорошему человеку, и стал его «обрабатывать». Я уже прочел немало книг по зодчеству Древней Руси, иконописи, собрал довольно приличную библиотеку, где были и книжечки «атеистической литературы» (именно через нее я узнавал о содержании и смысле православных праздников). У меня был приличный арсенал аргументов, чтобы убедить главного редактора в необходимости хотя бы разовой передачи к юбилейной дате.

Наконец, мы сошлись на теме «Культура и религия». И передачу мне разрешили подготовить не для телевидения, а для радио.

И я отправился в епархиальное управление, которое находилось в районе старой Самары, в маленьком каменном особнячке. К нему примыкал небольшой дворик, где уже отцвела сирень.

Редактор, солидная и бойкая дама, разместила внушительный катушечный магнитофон, установила и микрофон на столе архиерея, в небольшом кабинетике, куда нас ввел секретарь владыки.

Вот появился и он – невысокого роста, с белым венчиком волос, которые вились по краям, с тихой улыбкой на светлом, чистом лице. Сразу обращали на себя его глаза – светло-голубые, открытые, приветливые. Мы уселись друг против друга, у микрофона, редакторша сбоку, у своей громоздкой аппаратуры. А за спиной владыки встала статная молодая женщина с выразительным лицом и черными пристальными глазами. Позже я узнал, что это была духовная дочь владыки, которая пришла на запись беседы «на всякий случай», чтобы защитить владыку от возможных неприятностей. Ведь это было первое интервью архиерея «средствам массовой информации», а от этих безбожников можно чего угодно ждать.

Владыка отвечал односложно на мои вопросы по избранной теме, и чтобы поддержать беседу, я стал «петь соловьем», выказывая свою эрудицию по иконописи, церковному зодчеству – всему, что успел прочесть. «Начитался предисловий», как метко заметил Василий Макарович Шукшин в одном из своих рассказов.

Владыка тихо улыбался, согласно кивал головой в ответ на мои эскапады, продолжая внимательней и пристальней смотреть на меня своими светлыми глазами. Позже я понял, что он изучал меня, давал мне возможность высказаться, и лишь время от времени поправляя меня, добавляя к сказанному существенные замечания.

Откуда тогда мне было знать, что со мной беседует доктор церковной истории, автор многотомного труда по истории русских архиереев, который они написали совместно с его учителем, митрополитом Мануилом Лемешевским, одним из замечательных владык, борцом с обновленчеством, прошедшим тюрьмы и ссылки, но сумевшим сберечь душу свою и потрудиться во славу Православия в полную силу. И передать эти качества своему ученику, в то время архиепископу Самарскому и Сызранскому Иоанну (Снычеву). В Самаре он прослужил четверть века, а в историю вошел как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский – в северную столицу он уехал от нас в 2000-м году.

«Какой ты молодец, – хвалила меня редакторша, когда мы ехали от владыки в радиокомитет. – Ты его забил!»

И я на самом деле чувствовал себя героем, который сумел-таки побеседовать с архиереем и сделать передачу к исторической дате.

Прошло совсем немного дней, когда я понял, что именно со мной случилось в тот памятный день.

Я получил пригласительный билет на торжественное заседание, посвященное 1000-летию Крещения Руси. Вместе с женой мы отправились в помещение театра оперы и балета, где должно было состояться торжество.

Все шло обычным чередом – на кафедру поднимались одним за другим сначала представители власти, потом доктор исторических наук из университета, еще один известный в Самаре историк. Все они говорили общие, хорошо известные слова. Новым было лишь то, что собрание вел архиерей и что в зале среди публики сидели и люди в рясах с крестами на груди. И что впервые о Православии говорилось уважительно.

И вот, когда торжественное собрание спокойным чередом шло к завершению, архиерей вдруг объявил мое выступление. «Если он, конечно, здесь», – добавил владыка.

От неожиданности я вздрогнул. Растерялся. Ведь он меня не предупредил. И к выступлению я совершенно не был готов!

Жена толкнула меня в бок. «Иди!» – требовательно сказала она, и мне пришлось встать, направиться к сцене.

Обычно, если мне выпадало незапланированное выступление, по пути к трибуне я все-таки успевал что-то сообразить – хотя бы, как начать выступление. Работа на телевидении и в документальном кино приучила меня к быстроте реакции на происходящее. А тут я шел к трибуне с пустой головой. Ни одной мысли в сознании моем не возникло. О чем я буду говорить? С чего начну?

Я стоял на трибуне и молчал. Увидел требовательный взгляд владыки. Он кивнул мне, что означало: «Говори».

И я заговорил.

Откуда-то, из самых недр моей души вдруг вырвалось:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился...

Пушкинского «Пророка» я не вспоминал со студенческих лет. Не знал вообще, помню ли я его. Но продолжал читать так, как будто готовился прочесть именно это великое стихотворение. Читал, как после мне сказала жена, актриса, выразительно, с чувством.

А потом стал говорить о Пушкине, о том, как он от «Гаврилиады» пришел к вершинам духа, заключенным в Православии. Вспомнился мне и Петр Ильич Чайковский, который приезжал в Самару и регентовал в Казанском соборе, который находился неподалеку от филармонии. А теперь на месте собора забегаловка.

А ведь в Казанском соборе исполнялись его, Петра Ильича, духовные сочинения.

И если я упомянул о филармонии, то сразу же вспомнился и Федор Шаляпин, который приезжал к нам, и пел не только «Ноченьку», но и «Ныне отпущаеши», и «Херувимскую». И тут же вспомнил, как ломился народ в ту же филармонию, чтобы услышать «Реквием» Моцарта. А почему не услышишь ни у нас, ни в столицах «Всенощную» Рахманинова, его «Божественную литургию»?

И увидев взгляд владыки, его глаза, воодушевился еще белее. И вспомнил о том, что Федор Иванович Шаляпин был у нас на Всехсвятском кладбище, где похоронена его мать. И взял с ее могилы горсть земли, и зашил ее в ладанку, которую носил на груди всю оставшуюся жизнь. А у нас теперь на месте кладбища парк имени Щорса. И не исключено, что танцплощадка установлена там, где упокоилась мать Шаляпина.

И еще что-то я говорил, и ни разу не сбился, прочитав и «Пророка», и вспомнив все, что требовалось сказать, чтобы мы очнулись от духовной спячки, и чтобы с корнем вырвали язык «и празднословный, и лукавый».

В перерыве ко мне многие подходили – знакомые и незнакомые, и благодарили.

А на трапезе, куда меня пригласил владыка, он подозвал меня к себе и вручил подарки – Библию, прекрасно изданную к юбилею, пластинку с духовными песнопениями, церковный календарь с иконами на каждый месяц.

Поздравил меня, поглядел лучистыми своими глазами и ничего не сказал, а только усадил за стол.

Я был счастлив, как редко когда в жизни, находясь среди духовенства в единственном числе из мирских людей за той праздничной трапезой.

И лишь спустя годы, вспоминая те дни в подробностях, я понял, что владыка специально не предупредил меня о том, что мне надо выступить на собрании и сказать нужные слова, которые бы шли из самой глубины души. Он изучил меня во время беседы, которую записали для радио.

И, конечно же, помолился обо мне и благословил, чтобы я без запинки вспомнил и Пушкина, и Чайковского, и Шаляпина, сказав самую лучшую речь в моей жизни.

Рейтинг: 10 Голосов: 196 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна12 октября 2017, 13:34
Очень тронуло. Спасибо автору.
Владыко Иоанне, моли Бога о мне грешной.
григорий 9 августа 2016, 07:32
Спасибо Вам огромное за эту статью.
Владыка Иоанн, моли Бога за нас, грешных!
lyudmila Toll 5 августа 2016, 06:23
Какие же вы счастливые под Вдадычною рукою Божие благословение получали
а уж если Владыко помолился о ком того и перед Господом очистил
да ведь Владыко и теперь о вас всех-- пастве своей молится ,
а главное.... надо постоянно помнить об этом
Дмитрий12 июля 2016, 21:34
Владыко Иоанне!
Как же нам сейчас тебя не хватает!
Моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Алексей Солоницын

Новые материалы

Выбор читателей

×