Константин Михайлович Долгов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, человек энциклопедических знаний, полиглот, владеющий двумя десятками языков, причем половина из них были когда-то сданы по его инициативе в виде экзаменов по программам кандидатского минимума. К.М. Долгов – автор более 20 книг и монографий и около 500 брошюр и статей по вопросам русской и мировой философии, эстетики, истории, политики, дипломатии, религии, литературы, искусства и культуры в целом.
Именно К.М. Долгов в 90-х годах прошлого века заново открыл для современной интеллигенции философско-богословское наследие выдающегося русского мыслителя, писателя, эстета, дипломата Константина Николаевича Леонтьева (православного монаха Климента), опубликовав ряд книг о нем, создав общественный фонд «Наследие Константина Леонтьева» и Леонтьевское философско-богословское общество. Вслед за Леонтьевым Константин Михайлович Долгов становится последовательным критиком либерализма и неолиберализма, приводящих к анархии, диктатуре, разрушению вековых нравственных идеалов, традиций, к вырождению, увяданию, разрушению основ национального духа и народного творчества.
В книге К.М. Долгова о жизни и миросозерцании Леонтьева «Восхождение на Афон» (1995) есть такие строки: «Константин Леонтьев – один из тех редчайших людей, у которых путь собственной судьбы самым тесным образом переплетается с судьбой России…» Сказанное в полной мере можно отнести и к самому К.М. Долгову.
Константин Михайлович родился в 1931 г. в селе Большие
Поселки Карсунского района Ульяновской области в верующей
семье. В детстве пережил клиническую смерть, Промыслом
Божиим остался жив. Семейное религиозное воспитание станет
основой мировоззрения Константина Михайловича – его
вере не повредят никакие жизненные испытания, десятилетия
советского безбожия.
В годы коллективизации патриархальная семья
Долговых–Романовых (дед, отец,
мать, трое сыновей) будет вынуждена переехать в Бухару.
Здесь и застанет их Великая Отечественная. В возрасте 13
лет Костя пойдет работать на военный завод. Навсегда в
памяти Константина Михайловича останется День Победы
– солнечный, благоухающий, цветущий день; веселые,
дружелюбные, сияющие люди – поющие, танцующие,
плачущие и смеющиеся одновременно.
После войны К.М. Долгов служит в Военно-морском флоте, на Балтике. Затем поступает на философский факультет МГУ, заканчивает аспирантуру Института философии АН СССР, преподает философию в различных вузах.
Начинается стремительный карьерный рост молодого ученого – он работает консультантом в отделах философии и культуры центральных органов печати, в брежневские времена руководит издательством «Искусство», заведует сектором Отдела культуры ЦК КПСС, занимает должность председателя правления Всесоюзного агентства по авторским правам. Находясь на посту директора издательства «Искусство» в советские годы, К.М. Долгов выпускает серию книг по древнерусской иконописи, включившую в себя творения преподобного Андрея Рублева, духовные сокровища московской, новгородской, тверской школ. На обвинения партийного начальства в религиозной пропаганде он скажет, что это – выдающееся русское искусство, равного которому нет и не будет во всем мире. Его позицию активно поддержали члены президиума Академии художеств СССР во главе с президентом академии Н.В. Томским.
Михаил Горбачев попытается привлечь К.М. Долгова к своим реформам, назначить главным идеологом перестройки, однако из-за принципиальных расхождений в понимании перестройки и стратегии развития страны Константин Михайлович откажется от всех предложений, считая перестройку Горбачева и его окружения политическим авантюризмом. Через некоторое время уволенный со всех должностей, исключенный из партии, К.М. Долгов едет на Святую Гору Афон и встречается с ныне прославленным в лике святых старцем Паисием Святогорцем.
«Вы опечалены, но случившееся будет способствовать вашей творческой свободе, вы сможете полностью посвятить себя философии, культуре, а главное, истинно духовному творчеству», – скажет старец, благословляя К.М. Долгова на духовные труды.
«Не верю в безошибочность моего ума, не верю в безошибочность и других, самых великих умов, не верю тем еще более в непогрешимость собирательного человечества; но верить во что-нибудь всякому нужно, чтобы жить. Буду верить в Евангелие, объясненное Церковью, а не иначе. Боже мой, как хорошо, легко! Как все ясно! И как это ничему не мешает: ни эстетике, ни патриотизму, ни философии, ни правильно понятой науке, ни правильной любви к человечеству».
Эти слова Константина Леонтьева («Мое обращение и жизнь на Святой Афонской Горе»), испытавшего духовный перелом на Афоне, можно отнести и к Константину Михайловичу Долгову.
В 1990-е гг. он заведует кафедрой философии, политологии и культуры Дипломатической академии МИД РФ, заведует сектором эстетики Института философии РАН, работает в этом же институте Главным научным сотрудником. Многие годы он является президентом Эстетической ассоциации России, членом исполкома Международной эстетической ассоциации, Союза писателей и Союза журналистов России, Европейского общества культуры. Читает лекции по философии, эстетике, теологии, мировой культуре, логике, риторике, литературе и искусству в разных странах на разных языках.
По сей день К.М. Долгов – постоянный участник Международных Рождественских образовательных чтений и Оптинского форума, многих конгрессов, форумов и конференций в разных странах мира. К 85-летнему юбилею К.М. Долгова в свет вышел объемный двухтомник автора «Сила слова, мысли, образа» – книги, посвященной анализу фундаментальных проблем философии, политики, дипломатии, религии, культуры прошлого и настоящего. В издание также включены воспоминания, интервью, материалы встреч и бесед автора с выдающимися политиками, учеными, деятелями культуры современности (среди них – А.А. Громыко, Е.М. Примаков, П.М. Машеров, Г.А. Алиев, Д.А. Кунаев, И.Г. Петровский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, М.Ф. Овсянников, М.Л. Титаренко, Л.М. Леонов, К.М. Симонов, А.И. Солженицын, Т.Н. Хренников и др.).
Сотрудники журнала «Покров», все те, кому посчастливилось общаться с Константином Михайловичем, слушать его вдохновенные лекции и читать его фундаментальные труды, сердечно поздравляют юбиляра, желая ему многих и плодотворных лет жизни, крепости духовной и телесной, помощи Божией в дальнейших трудах на благо Церкви и Отечества – земного и Небесного.
Беседа ведущего редактора журнала «Покров» Ольги Каменевой с Константином Михайловичем Долговым о проблеме взаимодействия государства и Церкви в сфере семейной политики.
– Константин Михайлович, как вы оцениваете визит президента России В.В. Путина на Афон в мае 2016 г.?
– Приезд на Афон президента В.В. Путина, Святейшего Патриарха Кирилла, сам факт того, что 2016 год объявлен Годом Афона в России, – для Русской Православной Церкви, для православных христиан, всего русского народа и вообще всех народов России, даже исповедующих другие веры, – это великое дело. Потому что такое взаимное внимание со стороны первых лиц государства и Церкви – традиция, идущая от Византии, когда свободная независимая Церковь способствовала укреплению государства, а государство не препятствовало Церкви выполнять свою духовную миссию. И в этом смысле здесь нет какого-то нарушения, слияния, которое мы видим в той же Католической Церкви, где Ватикан – это государство, и Ватикан – это Католическая Церковь. И это мешает, потому что государство иногда делает очень серьезные ошибки, совершает промахи, и это сказывается на Церкви. А когда они независимы друг от друга – каждый занимается своим делом, но не просто в отрыве друг от друга или в противостоянии, что ослабляло бы обоих, а именно в добровольном союзе с сохранением независимости – это помогает и Церкви, и государству.
– С одной стороны, действительно, существует внимание властей предержащих к Церкви, к Афону. С другой стороны, Святейший Патриарх в ходе Рождественских чтений выступает в Совете Федерации с предложением прекратить государственное финансирование абортов через систему ОМС, но сенаторы это предложение игнорируют. Получается, что реальные дела далеки от того, что провозглашает Афон?
– Святейший Патриарх Кирилл выступает с очень серьезными предложениями, имеющими, я бы сказал, общегосударственное значение. Он назвал цифру: каждый год в России осуществляется шесть с лишним миллионов абортов. Шесть миллионов умерщвленных детей – это само по себе нарушение всех заповедей, а кроме того, серьезнейшая демографическая проблема: у нас уменьшается население, прежде всего коренное, русское, православное.
Почему не поддержали это предложение? Потому что в Совете Федерации заседают разные люди, порой с диаметрально противоположными взглядами, нередко противоречащими основной стратегии развития нашего государства. В том числе либералы, неолибералы, усилиями которых был разрушен Советский Союз, теперь они взялись за Россию.
Семья исстари, с древнейших времен, считалась основной организацией, ячейкой государства. Если разрушать семью, то разрушается вся государственная система. Семья обеспечивает как бы расширенное воспроизводство населения, когда два человека – муж и жена – рожают троих, четверых, пятерых детей, и население увеличивается. Правда, в последние десятилетия большая семья, особенно в Центральной России, стала редким исключением. Это сверхсерьезная проблема во всех отношениях.
Я помню, в советское время мужчину и женщину не селили в гостинице в одном номере, если они не предъявляли паспорта, где было написано, что они – муж и жена. Сейчас вы можете хоть целый табор брать с собой: платите деньги и живите. Ведь что такое гражданский брак? Это когда никто никому ничем не обязан. Какая же это семья? В семье самое главное – это долг и ответственность мужа и жены и друг перед другом, и перед детьми. Философ Владимир Соловьев писал о «сизигийной» семье, когда ни муж, ни жена друг без друга не являются личностью.
Когда муж и жена любят друг друга, дружат, помогают во всем, понимают без всяких слов, живут, как говорят в народе, душа в душу – тогда можно говорить о личности, о семье. И если к тому же их союз освящен церковным браком, то это уже нечто божественное, сакральное, мистическое в хорошем смысле слова. И этот союз ничто не может разрушить – ни беды, ни смерть – это вечное.
Во всех древних религиях мужеложство и все остальные извращения карались смертной казнью, без всякого особого обсуждения. Почему? Потому что это нарушение Божественных законов, в высшей степени богохульство. Сейчас это возводится в закон, около 40 стран узаконили самые разные извращения. Вместо мамы, папы у ребенка может быть «родитель один», «родитель два». Что это за родители, если они родить не могут? Извращенцы – как они могут воспитывать детей?
Я недавно принимал участие в Оптинском форуме, и настоятель Свято-Введенского Оптинского монастыря старец Венедикт задался вопросом: зачем ввели 11-й класс в российских школах? Достаточно и десяти, но необходимо, чтобы ученики с 1-го по 10-й класс усердно учились, всерьез овладевали необходимыми знаниями, думали о своем будущем, своей семьи и страны.
Раньше отношения между юношами и девушками были более серьезными. Прежде чем вступить в брак, юноши ухаживали за девушками не один год. Создавали семью тогда, когда чувствовали и понимали свою ответственность перед родителями, друг перед другом, будущими детьми, то есть когда становились по-настоящему внутренне зрелыми, взрослыми. Поэтому целомудрие – это не просто какая-то чисто интимная вещь для самого человека, а это социальная категория, государственная, общественная, политическая. И неслучайно в Средние века отцы Церкви, и Восточной, и Западной, – Блаженный Августин, Фома Аквинский, Григорий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие – писали трактаты о целомудрии.
– Кажется, не просто все идет само по себе, а происходит целенаправленное растление молодежи и разрушение государства.
– Конечно. И незрелая молодежь, как говорят, без царя в голове, идет на поводу у такого рода идеологов. Больше того, часть общества начинает все это оправдывать. А почему нельзя? Если они захотели, созрели для этого физически, по согласию? А потому нельзя, что дело не просто в свободе парня и девушки, а в ответственности за сексуальные отношения. Потому что рождаются дети. И семья, и общество, и государство должны вести очень серьезную работу, разъясняя молодежи ее ответственность за свое будущее, будущее своих детей, за их воспитание, образование, материальное благополучие, духовное развитие.
– Константин Михайлович, еще одна необычная тенденция – молодые девушки, которые хотят иметь детей уже в браке, не могут забеременеть, выносить детей. Разные версии возникают по этому поводу у людей думающих. Одна из них – генно-модифицированные овощи и фрукты, растения, которые не имеют продолжения рода и которые употребляет в пищу человек, влияют на его репродуктивную способность.
– То, что они оказывают отрицательное влияние, уже почти доказано на животных. Но, я думаю, на человеке это сказывается сильнее, потому что он более чувствителен к такого рода вещам. Во многих странах эта продукция запрещена. Но производители заинтересованы в ее масштабном распространении. И конечно, их деятельность наносит такой вред, о котором мы еще даже понятия не имеем. Это очень серьезная вещь. Кроме того, даже те продукты, которые разрешены, могут оказывать негативное влияние на здоровье – растения, выращенные с использованием большого количества удобрений, искусственно выведенные гибриды. Ведь неслучайно в природе любой гибрид считался браком. И обычно гибриды погибали, не давали плодов и быстро вырождались. Если это были животные, то они также долго не жили. Поэтому, конечно, все это надо запрещать категорически и ни в коем случае не допускать нового распространения.
И еще один момент – лекарства, которые у нас все время рекламируются, – по радио, телевидению, долго, настойчиво, после каждой передачи. Часто в день человек употребляет несколько видов таблеток – от бессонницы, от желудка, от головной боли и т.д. При этом сами медикаменты иногда несовместимы друг с другом. И потом, каждое лекарство имеет побочные действия, что-то лечит, а что-то губит. Говорят – выпей таблетку и через 5–10 минут голова не будет болеть. Да такие лекарства вообще нельзя пить! Потому что если они так действуют на способность организма чувствовать боль, то как они влияют на весь организм? Разрушительно. Поэтому многие люди болеют и умирают от лекарств – даже здоровые, не говоря уже о больных, – не столько от недостатка самих лекарств, сколько от их избытка.
Но с этим связаны колоссальные прибыли – не миллиарды даже, а триллионы. Транснациональные корпорации только тем и занимаются, что вышибают сверхприбыли – любыми средствами. И ради этого они идут на любые локальные конфликты, войны, преступления.
Я не говорю уже о касте так называемых сверхбогатых субъектов, которым важно, чтобы в России, в других странах жили не умные, развитые в культурном, духовном отношении люди – а роботы, быдло, которое будет их обслуживать и повиноваться во всем. С этим никогда нельзя соглашаться.
– А как вы относитесь к древнему высказыванию о том, что народ имеет ту власть, которую он заслуживает?
– С одной стороны, это верно. Но иногда народ слишком пассивно относится к власти, вместо того чтобы законным образом протестовать против никудышных чиновников. Не обязательно совершать революцию с оружием в руках, но всеми дозволенными мирными средствами такую власть надо снимать, отвергать, избирать другую. Нельзя, чтобы у нас в Государственной Думе, в Совете Федерации заседали по 20 с лишним лет одни и те же люди.
Предположим, человек хочет быть депутатом. Необходимо выяснить, а что он делал до этого? Если у него было свое дело, пусть небольшое, но он его, как говорят, раскрутил, что-то создал, люди получают зарплату, все довольны – такого человека надо поддерживать и продвигать. А если он ничего нигде не сделал? В Древней Греции и Платон, и Сократ, и Аристотель писали: тех, кто рвется к власти, нельзя допускать до нее. Там нужны те, кто как раз не очень хочет заниматься политикой и вообще руководить.
– Россия всегда имела свойство возрождаться из пепла. На что, как вы думаете, есть надежда сейчас?
– Вы знаете, я преподавал, по существу, 60 с лишним лет. Сейчас все еще читаю отдельные доклады, лекции и вижу, что в России есть очень интересная, талантливая молодежь, умная, толковая и знающая. Недавно я беседовал со школьниками во Дворце пионеров на Воробьевых Горах. И вот семиклассники, восьмиклассники говорили: да, у нас сейчас ситуация в стране не самая лучшая. Но мы через несколько лет станем взрослыми, займем разные должности, посты и выведем Россию из этого тяжелого состояния. При этом они очень убежденно и обоснованно говорили: мы учимся, участвуем в олимпиадах, в соревнованиях – не просто, чтобы заработать грамоты, а чтобы получить настоящие знания, проверить себя. Я просто удивился – надо же, какая молодежь, какие школьники! Они уже сейчас все понимают и уже нацелены на то, чтобы поправить положение, когда будут иметь возможность. На такую молодежь можно и нужно надеяться. Очень хорошо, что в настоящее время мы наблюдаем возрождение национальных традиций, настоящего патриотизма. Общество и государство не должны жалеть ни сил, ни средств для успешного осуществления этой правильно выбранной национальной стратегии России. История нашей страны, наших народов, величайшие достижения в прошлом требуют того, чтобы и в настоящем, и в будущем Россия занимала место, достойное великой державы.