Каждое отпевание я вижу одну и ту же картину. В храме или морге, где совершается последнее прощание с усопшим, гроб заваливают гвоздиками и розами, и скорбящие родственники тесно встают вокруг. Женщины в чёрных платочках промачивают салфетками глаза. Мужчины моложе тридцати с выражением зубной боли на лице переминаются с ноги на ногу.
На лицах стариков часто можно прочесть почти торжество: «Это не я, не я здесь в гробу!». Лица старух непроницаемы, словно вырезанные из дерева маски. А в центре всего – восковой лик покойника. Ни звука. Лишь редкое покашливание. Никто не молится. Никто не крестится. Все стоят, как пни.
И ничего их не пробивает. Ни проникновенное и тихое пение хора, ни бессмертные стихи преподобного Иоанна Дамаскина. Ни строки апостольского или евангельского чтения, которые в некоторых храмах специально для родственников читают по-русски. Ни молитвы священника. Всё – как об стенку горохом.
Люди просто отбывают тягостную повинность. Вдвойне тягостную, потому что – они ничего не понимают, словно находятся на лекции по тригонометрии. Ведь большинство в храме, если были – то так, походя: свечку поставить. А впереди ещё кладбище или долгая дорога домой. Вот и скучают люди, машинально думая о своём: я туда поеду, я то куплю, я то сделаю…
На поминках, как полагается по советскому обычаю, выпивают по первой, вздыхают и говорят: «Отмучался (отмучалась). Наверное, там, у Бога – ему (или ей) – покойнику или покойнице — теперь хорошо. Царствие Небесное!». А как может быть «хорошо»?! Какое Царствие Небесное?! Если человек всю свою жизнь, словно губка впитывал злобу, алчность, похоть и зависть? Если он лба не перекрестил в жизни?
Что он Богу-то принесёт? Шурупы с завода? Или пачку макарон? Богу это не нужно! Ведь Бог – Абсолютная Правда, Абсолютная Чистота, Абсолютное Добро. Как будет душе, пропитанной злом, столкнуться с Этой Чистотой и Правдой лоб в лоб? Да ведь всё наносное, лживое и лукавое перед Лицом Божиим мгновенно должно вспыхнуть жарким пламенем! И гореть, гореть вечно…
Ты говоришь, что будешь жить долго и счастливо? Состаришься, выйдешь на пенсию и вот тогда-то пойдёшь в церковь? Пойди на кладбище, посмотри на фотографии на могильных крестах и плитах. Сколько молодых лиц. Сколько детей. Горькая правда состоит в том, что большинство жителей России до старости не доживают. Тебе и в голову не приходит, что пролетит месяц, год или два – и ты будешь лежать здесь же. Можно только гадать, что с каждым из нас будет завтра.
Бывает, придёт человек с работы, станет ему плохо, сядет на диван, и – нет его, душа отлетела. Или выпьет на празднике, а потом его инсульт хватит. И впадёт человек в детство, или вообще сознания лишится. Какая тогда церковь, какое покаяние? Никому из нас неведомо от чего и когда он умрёт: съест ли его рак, разорвёт сердце инфаркт или машина задавит. Одно известно точно: никого из людей ворот смерти не минует. Ни ты, ни я. Кто-то раньше в них войдёт, кто-то позже. Но войдут все.
Сейчас каждому из нас дано время. Надо подчеркнуть – ещё дано время: день, месяц, год или несколько лет. Но часы тикают, тикают безостановочно, приближая самый важный день в жизни любого человека. Смерть – итог всей жизни, её экзамен. Как студенты готовятся к экзаменам? Да они ночи не спят! А мы — ты и я — как готовимся к самому важному Экзамену? Как ты готовишься к смерти?
Увы, люди пытаются выкинуть её из головы, пытаются оставить неприятные мысли о смерти на «потом». Мы крутимся по жизни, словно белки в колесе. Едим для того, что бы работать, и работаем, что бы есть. А когда смерть приходит, всё это оказывается неважно. А важно то, что у тебя внутри.
А ведь всем дан воскресный день, что бы остановиться от этого бесконечного бега и взглянуть на Небо. К каждому приходит Господь. Он стал Человеком для того, что бы ты, именно ты, вошёл в Его семью через таинство Крещения, отринул зло через Покаяние и пропитался Его Плотью и Кровью в Таинстве Причащения. Зачем? Затем, чтобы пропитываясь Им, мы пропитались и Его Воскресением. Чтобы каждый – воскрес, как Он. Чтобы стать, если хочешь, родственником Бога по благодати. Чтобы ты рос в Нём, а Он — в тебе. Чтобы путём христианской жизни, пропитавшись евангельской радостью, безболезненно войти в Радость Бога Отца, которая станет не огнём поедающим, а Светом и Ликованием.
Господь не требует от тебя ничего сверхъестественного. Он просто стоит рядом. Буквально в двух трёх шагах от двери твоей души. Просто позволь Ему войти в эту дверь, а затем – в каждый уголок твоей жизни. Приходи в храм! Исповедуйся и Причащайся, неси любовь, милосердие и добро окружающим.
И только тогда, прохождение через врата смерти станет для тебя не опытом ада, где «плач и скрежет зубов», а Раем, в котором Бог отрёт всякую слезу с твоих очей. Не будь пнём! Будь христианином! Используй своё время!
Что-то упадническое тут есть - чтo-то декадентское.
Как говорил Воланд,- да, человек смертен, но фокус в том, что порой он в н е з а п н о смертен... Почти никогда не пропускаю отпеваний. Именно по описанной причине. Вроде чужой человек, но хотя бы один понимающий что происходит и сочувствующий не на телесном только уровне. Глядишь - и покойнику приятней. А возвращаясь к дающему да воздастся - кто нибудь потом и на моём отпевании не будет стоять пнями, а на меня глядеть чисто как на бревно. Задерживающее ход их размеренной, степенной жизни. А такой ли долгой? А когда смотрят с презрением на стариков или когда ищут повода поскорей сбежать от их общения(а они ведь, как знаете, бывают весьма приставучи и, что характерно именно к молодым) думаю, ну как же они не понимают, и как им объяснить, что это маска одетая временем, под которой как был так и остался всё тот же юный человек. И сам он это хорошо знает, ведь Бог создал человека идейно и художественно законченым творением и любые в нём изменения лишь внешни, да и то противоестественны Его замыслу. Человек это знает, а окружающие не видят. Видят маску и верят ей. Тогда человек видя нашу тупость начинает ради нас эту маску подправлять. Да и ради своего внутреннего диссонанса - полного несоответствия внутреннего, знания и генетической памяти о том каким тебя задумал Бог, какой ты на самом деле, и - внешнего, того что нам показывает зеркало, всё более и более чужого и постороннего человека, всё дальше уходящего от эталона. Вот и тянутся подсознательно к молодёжи, словно сами становясь моложе. А главное включаясь в какое-то общество, люди как бы являются его частью, и так - сами чувствуют себя такими-же, вернувшимися к эталону. Но снаружи это редко кто понимает и мы всё больше и больше начинаем получаться инородным телом, и всё более одиноким в этом мире. Хорошо знаю это даже по себе, в своё время я был лишён общения сверстников, а теперь уже и не вписываюсь, но навёрстывая упущенное тянусь, чем дальше, тем больше, хотя и относительно молод. Но как объяснить это всем тем, кто зевает в обществе других возрастных групп, что они навязчивы и занудливы вовсе не природно и на деле вовсе не таковы, просто по д р у г о м у не получается привлечь внимание. Кроме как "взять в плен". По этому я всегда предельно терпелив в общении со стариками и не бегаю от них, хотя порой встречаются и реально тяжёлые экземпляры. Когда занудность помножена на сварливость, да ещё и бесконечную многословность - это тяжёлый случай и иногда хочется в этот момент стать раскольниковым. Но как объяснить, что это ждёт каждого. И гораздо быстрей, чем ему думается и хотелось бы. Что он так же будет изнывать под натянутой на него временем маской, зная и чувствуя себя настоящим, но окружающие уже не увидят и не поверят этому. Будут "выкать", церемонно кланяться, а тебе так будет хотется чтоб кто-то назвал сокращённым именем, которого ты давно уже не слышал и успел по нему соскучиться, или понебратски похлопал по плечу, а тебя уже не спрашивая твоего мнения поставили в роль аксакала. А потом так же будут смотреть, как на бревно, которое наконец перестало мешаться и докучать, но пока ещё задерживает, необходимостью отпеть и зарыть, от вожделенного праздничного стола. Я не оговорился - именно праздничного, ибо поминки у нас чаще напоминают увеселительные мероприятия с поводом выпить и закусить, чем скорбные собрания сочувствующих молельцев. И само зарытое "бревно", за этим столом уже мало кого интересует, нередко. Странно как люди не понимают и не задумывается, что это участь каждого, и их в том числе и не умеют разглядеть сквозь эти маски настоящего - того юношу, ту девушку... Я вижу. Может чувствуя это и старики, как я заметил за последние лет 10 - тянутся ко мне так же, как я к молодёжи. И помня принцип о дающем, стараюсь получать от их общения удовольствие, а не скучать под искусственно натянутой улыбкой, дабы так же непритворно нескучно было и со мною тинейджерам. Надеюсь получается. В чате, где я пробыл 3г многие были уверены, что мне лет 18... Что лишний раз говорит что человек при желании может быть любым, а маски времени это лишь маски, и когда их не видишь очно, то они не давят на восприятие и не затуманивают его стереотипами. Как говорил Фредди Меркьюри, - Тайм вэйтс фо ноубоди...
Не в осуждение скажу, но, действительно, бывая на подобных обрядах, всегда задумываешься, а зачем здесь большинство присутствующих.
Больно поражает то, считают, что на отпевании, например, обязательно надо быть, так положено, а то что люди скажут, а перекреститься гордыня не позволяет, не говорю уж о молитве.
А как проходят так называемые поминки! Хорошо, если бабушка воцерковленная будет, может, попытается помолиться. Просто какая то дикость и необразованность. Причем у многих это принципиальная позиция - а зачем это надо.
Грустно.
Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя..."
Прости нас Господи за грехи наши и малодушие.