Говорят, что лето – это маленькая жизнь, наполненная разными событиями, открытиями и приключениями, особенно для детей. Но как сделать, чтобы отдых запомнился на всю жизнь и принёс пользу для души ребёнка? На этот вопрос знает ответ иерей Олег Абрамович, настоятель Свято-Троицкого храма в деревне Солтановщина Несвижского района.
Отец Олег – закалённый сельской жизнью батюшка, имеет немалый миссионерский опыт работы и опыт работы с молодёжью, но вместе с тем молод духом, что позволяет ему идти в ногу с молодым поколением и находить с ним общий язык. Вот уже на протяжении 15 лет священник является руководителем детского лагеря "Святая Русь" в Солтановщине, который возник буквально на пустыре. Сегодня за одну смену лагерь принимает более 100 человек. А недавно на базе лагеря состоялся I слёт православной молодёжи Слуцкой епархии. Об уникальном опыте работы с молодёжью в сельском приходе – в интервью с иереем Олегом Абрамовичем.
– Отец Олег, на базе детского лагеря "Святая Русь" в деревне Солтановщина, организатором которого Вы являетесь, состоялся I слёт православной молодёжи Слуцкой епархии. Почему, на ваш взгляд, было выбрано это место?
– Почему слёт прошёл у нас? Потому что мы уже 14 лет работаем в с молодёжью, у нас 14 лет проходят такие мероприятия: лагеря, слёты. Поэтому епархией было принято решение провести первый молодёжный слёт на базе нашего лагеря в Солтановщине. Данный слёт – это первый для нас опыт трёхдневного пребывания молодёжи. Здесь в основном были дети от 14 лет. Я проработал теоретический материал. Поднял несколько своих работ, бакалаврскую и магистерскую, они посвящены летнему оздоровлению в православных лагерях. В одной из них я описывал педагогические принципы этой работы, в другой – методы. Я ознакомился с мировым опытом работы в этом направлении, в частности, нашей Русской Церкви. Основываясь на опыте прошлых наших лагерей и опыте наших товарищей, мы выстроили работу слёта и она прекрасно у нас прошла.
– Как у Вас, как священника из сельского Свято-Троицкого прихода, получилось организовать такой лагерь?
– Наш приход один из самых маленьких в Беларуси, но мы уже 14 лет несём "крест" лагеря. Я лично ранее не слышал, чтобы где-либо инициатором подобных лагерей был сельский приход. Но у нас такой лагерь, инициаторами которого были несколько сельских священников. Это я и мои товарищи, они мне до сих пор помогают. Организовать лагеря можно в любом приходе, монастыре, но этим надо гореть, этим надо жить, к этому надо серьёзно относиться. Потому что такая работа даст серьёзные плоды. К нам когда-то приезжали маленькие дети, а сейчас они уже приезжают со своими детьми. Из участников лагеря и священники вышли, и монахи, и диакона, и врачи, и артисты, и учёные, и строители, учителя. Они нам теперь помогают. Они являются волонтёрами теперь у нас, помощниками, на кухне помогают.
– Получается, в лагере существует преемственность поколений?
– Замечательно, когда в лагере есть преемственность. Приезжает, например, ребёнок, в 7 лет или в 9 лет, а кто-то в этом возрасте уже "ветеран". Его мама когда-то ещё на руках принесла. А когда ты говоришь, что надо выполнить какую-то задачу, а тебе отвечают: "Мы это знаем, мы здесь уже не в первый раз", то тебе это помогает.
– В чём особенности лагеря "Святая Русь" ?
– Если говорить о летних наших лагерях, то у нас бывает и недельные, и двухнедельные смены. Сейчас у нас начинается трудовой лагерь, потом будет оздоровительный. До этого у нас состоялся туристический лагерь. Я подсчитал, что за это лето мероприятия будут проходить примерно полтора месяца. Потому что многие узнают о нашем опыте, просятся к нам и обращаются в епархию. Мы формируем группы. С одной стороны это происходит стихийно, а с другой – это показатель опыта. Хотя мы полагаемся на Господа, и уже не так нам страшно.
Из опыта даже советского периода вы узнаете, что одна смена лагеря даёт для воспитания ребёнка столько же, сколько целый учебный год. У нас здесь есть учителя, преподаватели воскресных школ и помощники благочинных по работе с молодёжью, они скажут, что когда дети приходят в воскресную школу и на какие-то мероприятия, они приходят на 30-40 минут, на час и от них ничего особенного не требуют, а здесь надо работать 24 часа в сутки. Дети постоянно под контролем, они учатся выстраивать отношения со взрослыми, сверстниками. Это эффективная форма работы с молодёжью. Мы в этом убедились и решили работать только в этом направлении. Хотя я знаю, что многие считают такую работу баловством.
– Как Вы преодолеваете сложные ситуации в рамках лагеря?
– Всё даёт Господь. Я может скажу некрасиво, но не то что бы дерзновенная у меня молитва к Господу, она, может, даже наглая? Наверное, всё-таки, и Богу это нужно, раз Он даёт нам эти возможности. Я и сам удивляюсь, как это происходит. Я не могу сказать. В моих силах просто работать, что-то делать. А остальное – чудо. У нашего прихода нет ни одного жертвователя, ни одна организация нам не помогает, но мы как-то справляемся.
По первому образованию я учитель начальных классов и старший пионерский вожатый. Я окончил Несвижское педагогическое училище. Дальше я учился как священник.
Первое, что надо изучить при работе с детьми – это педагогический опыт. Мы также должны помнить о технике безопасности, потому что, в отличие от воскресных школ, в лагере дети проживают некоторое время, поэтому мы должны предоставить стопроцентную защиту. Как есть страх перед Богом, есть и страх за жизни детские. А второе – это положиться на Господа, молиться. И надо также что-то делать самому, стараться.
Когда одного священника, который уже не первый год подряд привозит к нам детей спросили, для чего он это делает, то он ответил, что в этом месте живёт благодать. Мы её призвали, может быть, дерзновенно, и она здесь присутствует. Я лично это чувствую, и не только я. А благодать не только в месте, но и в людях. Моя задача и задача тех, кто является старшими, вожатыми – эту благодать в людях удерживать и оберегать таких людей. Я ценю своих людей, каждого ребёнка, который сюда пришёл. И для маленького, не очень значимого работника я буду делать всё, чтобы ему здесь понравилось. И я буду благодарен за то, что он со мной разделяет этот подвиг. Может быть, это и не подвиг, но что-то героическое в этом есть.