Ваше Высокопреосвященство! Рад приветствовать Вас в рамках памятных мероприятий в честь 100-летия русской часовни у перевала Вршич. Часовня служит напоминанием о трагедии Первой мировой войны, положившей начало страшным событиям XX века. Миллионы загубленных жизней и неисчислимые страдания должны были бы стать уроком для человечества, но сегодня мы с тревогой наблюдаем за растущей эскалацией напряженности в мире, за военными конфликтами в разных регионах планеты, за распространением террористической угрозы, в том числе и в благополучных странах Европы и Северной Америки. В сложившихся условиях многократно возрастает ответственность христиан, которые должны внести свой вклад в достижение мира и взаимопонимания между народами.
Русская Православная Церковь поддерживает тесные отношения с Сербской Православной Церковью, представленной в Словении Загребско-Люблянской митрополией, и я рад участию в наших переговорах Преосвященного Порфирия, митрополита Загребско-Люблянского.
Отношения Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью в последнее время стали более интенсивными, в первую очередь, благодаря ясному осознанию необходимости объединения усилий православных и католиков для защиты христианских ценностей и ответа на такие вызовы современности, как либеральная секуляризация, дискриминация христиан, кризис семейных ценностей, подрыв нравственности в личной и общественной жизни.
Особую актуальность приобрело православно-католическое сотрудничество в сфере защиты христиан от преследований, прежде всего, на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки, где в результате действий террористов христианское население подвергается настоящему геноциду. Трагическая ситуация, в которой оказалось христианское население на Ближнем Востоке, послужила главной причиной для встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года в международном аэропорту г. Гаваны на Кубе.
В Совместном заявлении, которое Святейший Патриарх и Папа Франциск подписали по итогам встречи, содержится призыв к мировому сообществу сделать все необходимое для прекращения насилия в ближневосточном регионе, чего невозможно добиться без скоординированных действий всех сил, противостоящих экстремизму.
Путь диалога — это единственная возможность для совместного противостояния терроризму, для достижения и сохранения мира между народами и религиями. Большой поток мигрантов в страны Европы, в основном из ближневосточного региона, со всей остротой ставит проблему межкультурного и межрелигиозного сосуществования в странах христианской традиции.
К сожалению, в некоторых европейских странах в силу ложно понятой толерантности по отношению к представителям других религий в последнее время получила развитие тенденция к ограничению христианского присутствия в обществе. Законодательство ряда европейских стран сегодня требует исключить упоминания о Христе из общественной жизни. Иногда запрещаются христианские символы в публичных местах, открытое свидетельство о своей вере. На это указывают Святейший Патриарх и Папа Франциск: «Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни» (Совместное заявление, п. 15). В связи с этим Предстоятели двух Церквей призывают христиан Западной и Восточной Европы объединиться «для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией» (там же, п. 16). Словения является частью Европейского Союза, и мне представляется важным, чтобы Римско-Католическая Церковь и Сербская Православная Церковь в Словении объединяли усилия в противодействии секулярной идеологии и проповеди традиционных для словенского общества христианских ценностей.
В Совместном заявлении нашли свое отражение все те проблемы, по которым у православных и католиков общая позиция. Важное место в документе занимает, в частности, призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине.
Начиная с конца 1980-х годов, главной проблемой в отношениях между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью была и остается уния. Сначала разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине, затем перенос центра УГКЦ из Львова в Киев и одностороннее объявление греко-католического патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников лишь усугубили проблему. Положение ухудшилось в результате украинских событий последнего времени, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами.
В Совместном заявлении на самом высоком уровне было подчеркнуто, что «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства… Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования» (п. 25). К сожалению, руководство Украинской Греко-Католической Церкви негативно отреагировало на данное заявление, продолжая свою неконструктивную политику по отношению к каноническому Православию на Украине.
В ходе беседы Святейший Патриарх Кирилл обсудил с Папой Франциском также другие важнейшие темы — отстаивание христианских ценностей в Европе, защиту семьи, жизни и достоинства человека. В современной Европе подвергается пересмотру понятие о семье, насаждается представление о том, что существуют «альтернативные» виды брака, который, якобы, уже можно не рассматривать как союз только между мужчиной и женщиной. В таких условиях общая позиция Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в защиту христианской нравственности может стать ориентиром для тех, кто нуждается в поддержке в сохранении нравственных основ своей жизни.
Важным событием в этом плане стали Генеральные ассамблеи Синода епископов Католической Церкви 2014 и 2015 годов, в которых я принимал участие в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. По результатам работы Синода Папа Франциск обнародовал обращение «Amoris laetitia». В документе подчеркивается необходимость индивидуального пастырского подхода к конкретным ситуациям, в которых может оказаться та или иная семья. Православная Церковь, призывая своих пасомых к совершенству, никогда не забывала и о несовершенстве и немощи человека, прибегая к различным средствам, помогающим ему не впасть в отчаяние, а идти по пути покаяния и спасения. В этом заключается смысл «икономии» Православной Церкви. Апостольское послание «Amoris laetitia» проникнуто такой же заботой о человеке и, в этом смысле, свидетельствует об общем стремлении двух Церквей поддержать и защитить семью – «естественное средоточие жизни человека и общества» (Совместное заявление Папы Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, п. 19).