Афон, 3 августа 2016 г.
В Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре 2 августа молитвенно почтили память св. пророка Божия Илии, — сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Праздничная литургия в этот день совершалась в Свято-Ильинском храме, именуемом еще «храмом на жерновах», то есть на мельнице, где подвизался преп. Силуан Афонский и где ему явился Сам Господь.
Этот храм, будучи непосредственно связан с жизнью и подвигами глубоко чтимого афонского старца, является величайшей православной святыней Святой Горы, став в последнее время местом паломничества всех, кто посещает русскую обитель на Афоне.
Труд на монастырской мельнице был первым послушанием преп. Силуана, отличавшегося могучим телосложением. Именно здесь, в Свято-Ильинском храме, что на жерновах, с ним произошло событие, изменившее всю его жизнь. Во время уединенной молитвы в храме пред ликом Спасителя он сподобился узреть Самого Господа. В память об этих чудесных событиях рядом с церковью пророка Илии в 1999 году был освящен новый храм в честь преподобного Силуана.
Знаменитый «храм на жерновах» находится на склоне большого ущелья, на старой монастырской мельнице, что в расстоянии около 2 км от обители. Сама мельница представляет собой комплекс из 4 зданий, выстроенных каскадом. В этих корпусах жили и трудились братия обители, несшие послушание на мельнице. В нижнем этаже каждого здания находятся массивные жернова, которые приводились в движение водяным колесом, расположенным с тыльной стороны каждого здания. Вода подавалась на лопасти колес из специально устроенного выше каскада бассейна, в котором она накапливалась из подземных источников. Верхние этажи были приспособлены под келлии.
В одном из зданий мельницы и расположена упомянутая Свято-Ильинская церковь. В течение седмицы братия жили и молились здесь, на месте своего послушания, и лишь в конце недели приходили в обитель для участия в торжественном соборном богослужении в честь воскресного дня.
Традиционно в день памяти св. пророка Божия Илии в почитаемой многими Ильинской церкви совершаются праздничные богослужения. Вот и на этот раз глубокой ночью, по окончании всенощного бдения, братия и многочисленные паломники Свято-Пантелеимоновой обители вереницей потянулись к знаменитому «храму на жерновах», чтобы на месте явления преп. Силуану Самого Господа помолиться за ранней литургией и приобщиться Святых Христовых Таин.
В день праздника игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) призвал братию не забывать обращаться с молитвой к св. пророку Илии, который ходатайствует пред Богом не только о ниспослании естественного дождя, но и дождя благодатного, душевного – покаянного плача о грехах, умягчающего черствость наших окаменевших сердец.
По словам старца Иеремии, необходимо также молиться св. Илии, который прославился ревностью по славе Господней, о даровании ревности духовной.
«Монах по существу своему — ревнитель. Он не может быть расслабленным, не может быть теплохладным, равнодушным. Монашество — это авангард Церкви. Оно призвано всегда держать высокую планку благочестия и задавать тон христианам, спасающимся в миру. И если монашество расслабится, то и уровень благочестия христиан, живущих в миру, упадет, — говорит отец Иеремия. — В последние времена враг особенно будет нападать на монашество, чтобы не было в Церкви ревнителей, чтобы не было примеров благочестия, чтобы не было молитвенников за мир. Расслабив монашество и упразднив его, враг с большей легкостью и дерзостью сможет нападать на мирских людей.
Монах должен крепко держать в своей руке меч духовный, чтобы посекать им страсти, отдаляющие его от Бога. Самолюбие, самомнение, славолюбие, плотоугодие — главные "жрецы", всегда похищающие наши жертвы и приносящие их другому "богу". Они начальствуют над прочими страстями. Монах должен ревновать о чистоте ума и сердца, о молитвенном настроении своего духа, о готовности всегда отсечь свою волю и мнение, о том, чтобы во всем, во всех повседневных частностях, уступать ближнему, не думать ни о ком плохо, о том, чтобы снисходить и прощать немощи других.
Монах должен ревновать о славе Господней против самого себя, против своих немощей и страстей, но ни в коем случае не против немощей и ошибок ближнего. Монах должен ревновать об исполнении своего правила, о непрестанной молитве и посещении ежедневных богослужении, о благоговейном, благочинном поведении. Все это — маленькие вещи, которые, как кажется, не имеют никакого отношения к обществу людей, к миру и к решению проблем, существующих в нем. Но на самом деле все эти маленькие частности формируют из простого немощного, грешного человека, пришедшего в монастырь, подвижника, крепкого духом, молящегося о мире с постоянством неизменно».