«Отдых на природе – это отлично, – рассуждает миссионер и публицист, богослов и преподаватель Центра дополнительного образования МДА протоиерей Олег Стеняев. – Неслучайно Господь Иисус Христос выводил людей из душных городов и чаще проповедовал именно на природе».
Отпуск должен быть активным и в смысле движения, и в смысле духовного роста. А леность, напротив, это нежелание что-либо делать. Она реально истощает силы человека и не приносит ему вдохновения. Самый страшный бес, как я часто говорю, это бес, который бесцельно пожирает наше время.
Кстати, Каин – первый градостроитель – как бы боится земли, той самой, от которой вопияла кровь брата его. Он отгораживается от природы камнями стен, мостовых и этим самым показывает, что он, Каин, взбунтовался против всего Божия мира, мира природы.
Оказывается, урбанизация, наступательная жизнь города может означать нравственную проблему и для всего рода человеческого, этого нельзя не чувствовать. Роман графа Льва Николаевича Толстого «Воскресение» начинается с описания того, как весна пробуждается в городе, а люди выскребают свежие побеги земли, коптят все, сопротивляются наступлению весны. Особенно это видно теперь, когда искусственный мир, как плод греховной мутации, вытесняет, разрушая, мир естественный.
Цивилизация Каина занималась строительством городов, цитаделей агрессии, скрещиванием животных видов, генным скотоводством, музыкой оккультно-ритуального характера и кузнечным делом – это зачатки военно-промышленного комплекса, военных технологий. То обстоятельство, что эти достижения приписываются потомкам Каина, а не более праведной ветви Сифа, наталкивает на мысль, что в цивилизации падшего человечества заложено именно зло.
Поэтому, если есть возможность вырваться на природу, отдохнуть на берегу русской речки в Подмосковье или съездить на море – ничего плохого в этом нет. И дай Бог, чтобы искусственный мир не очаровывал нас. Мы знаем, что апостолы попадали под очарование искусственного мира, когда показывали Спасителю величественные здания Храма Иерусалимского. Христос же ответил: «…не останется здесь камня на камне, все будет разрушено» (Мф. 24:2).
А вот мир природы сохраняется. Пески, какие были во дни
фараонов, и сейчас те же, и наше Подмосковье мало чем
изменилось за тысячелетия.
День отдохновения – не только духовного, но и
физического – был установлен Самим Богом. Мы знаем,
что Бог шесть дней созидал мир, «и почил в
день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И
благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт.
2:3).
И заповедь была, что в этот день не должны трудиться не только люди, но и животные. Поэтому человек имеет право на заслуженный отдых, ничего предосудительного в этом нет.
Другой вопрос, не превратится ли это в какую-то праздность, в леность, в то, что расхолаживает человека. А активный отдых всегда принесет именно Божие благословение.
Кстати, когда я езжу куда-нибудь далеко, в тот же Египет, – то беру с собой очень мало книг, но самые трудные, которые в обычной обстановке читать тяжело, и ты их отодвигаешь и берешь те, что легче. Поэтому я рекомендую: если в вашей библиотеке есть такие серьезные книги – именно их и берите. Во время отдыха можно прочитать то, что в обычных условиях осилить сложно.
В подготовке материала использован текст из беседы отца Олега Стеняева на радио «Радонеж»: http://radonezh.ru/radio/2016/02/28/19-00.html