О времена! О нравы!

Беседа о том, как архитектура и облик городов связаны с нравами и нравственными ценностями

О том, что воспитывает человека, как архитектура свидетельствует о нравственном состоянии общества, о многокупольности как уникальной особенности русских храмов, об исходе русской архитектуры за рубеж и о том, можно ли спасти старую Москву, мы беседуем с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, членом Союза художников России.

– Отец Александр, тема нашей встречи – «О времена! О нравы!» Какие, на ваш взгляд, царят сейчас нравы?

– В наше время царят не нравы – царит безнравственность. Нравы – это некое положительное видение мира в его гармонии, упорядоченности, видение общества, видение своего ближнего, построенное на определенных и последовательных принципах. Я говорю обобщенно, потому что нравы бывают разные: у каждой цивилизации свои. Хотя есть, конечно, общечеловеческие нравы: заповедь «не убий», например, адресована всем, как и «не укради» и другие заповеди. Но в целом в разных цивилизациях (а их сейчас насчитывают где-то около 20) свои принципы и особенности. Мы живем в России, воспитываемся в традициях христианской цивилизации и православной культуры. И когда говорим о нравах, имеем в виду нравственные понятия, основанные на Евангелии и традициях Православной Церкви.

Но в нашей стране в течение почти всего ХХ века христианские традиции, христианские ценности подвергались яростному нападению со стороны государственного атеизма. Государство провозглашало атеизм своей официальной политикой, у нас господствовал даже так называемый воинствующий атеизм, который вел «борьбу с религией» на протяжении 70 лет, и практически три поколения наших граждан выросли и жили в условиях господствующего воинствующего атеизма, который был направлен именно на разрушение нравственных основ общества. Я, конечно, понимаю, что мне многие скажут: «Как это на разрушение нравственных основ?! Вот мы, старики, хотя и были партийными, но относились к жизни не так, как нынешняя молодежь. У нас не было воровства, не было такого разгула и разврата. Мы были принципиальными людьми. И не только коммунисты, но и беспартийные». На это я отвечу так: в ХХ веке мы еще держались за счет «запасов» христианской нравственности, накопленных предыдущими поколениями. Ведь нравственные силы передаются от поколения к поколению, но недолго.

Протоиерей Александр Салтыков Протоиерей Александр Салтыков

– А в течение примерно какого времени передаются нравственные силы?

– Нравственное богатство передается только детям. Так что наследует его практически одно поколение. А внукам этот нравственный запас практически не передается.

– Как вы думаете, наша страна в целом оправилась от удара, который ей был нанесен безбожниками?

– Нет, от этого удара она пока еще не оправилась. Более того, сейчас в нашей стране в сфере нравственности, как и вообще во всех сферах нашего существования – государственного, культурного, народного, личного – идут противоречивые процессы. Конечно, идет некий процесс становления, и он основан на некоторых важных и положительных явлениях нашего времени. К таким положительным явлениям можно отнести возможность свободы. Нынешнее поколение уже не понимает, что такое отсутствие свободы, которое пережило мое поколение. Но это отдельная тема, на которую можно говорить много и очень долго, и, прежде всего, нужно было бы сказать, что это вообще такое – отсутствие обыкновенной физической свободы и, кстати, нравственной тоже. И духовной свободы. Но свобода – это хорошо, однако надо уметь ею пользоваться.

Свобода – естественная потребность человека, но у него есть и другие потребности, не только в свободе. У человека есть потребность жить, есть, пить, отдыхать, общаться с себе подобными – много разных потребностей. И всеми этими потребностями тоже нужно уметь пользоваться.

– А кто должен научить правильно реализовывать эти потребности?

– Вы задали совершенно уместный вопрос. В том-то всё и дело! Если вы ребеночка бросите на произвол судьбы, бедненького, и будете только его кормить и поить – давать еду, как кошечке, на блюдечке, то вырастет он зверьком – это известно. Ребенку нужно родительское покровительство, ему нужны материнская и отцовская любовь и забота, которую ничто не может заменить, никакая ювенальная юстиция, кстати говоря. И даже сознательно заменить отца и мать почти никто и почти никогда не может.

Вы спросили, кто может научить человека пользоваться его природными свойствами и свободой. Конечно, Церковь! Другой силы, которая могла бы направить человека, кроме религии как таковой, больше нет. Надо сказать, советский режим пытался формировать человеческую личность – был курс на создание нового, советского человека, более беспринципного, качественно отличного от предшествующего поколения. Но ничего из этого не вышло. Получился совершенно противоположный результат из этих попыток советского атеистического воспитания.

Человека воспитывает только религия! Ибо только религия есть всеохватывающее мировоззрение

Так что человека воспитывает только религия! Почему только религия? Потому что только религия по своему содержанию есть некое всеобщее, всепоглощающее мировоззрение и мироощущение, которое целиком охватывает человека. Это и жизнь с природой, и жизнь с обществом – и жизнь с природой и обществом в гораздо более широком плане. Жизнь даже с тем, чего мы не видим, не понимаем, с тем, что называем духовной природой, с тем, что начинается внутри, в сердце как некая неудовлетворенная потребность высшего. Вот в этом высшем мы улавливаем что-то очень важное, что-то единственное, что нам очень нужно, ищем себе опору – и это мы называем как раз верой в Бога. В разных религиях по-разному это осуществляется. Но это есть некая особая человеческая потребность, которая очень тесно связана с совестью, являющейся как бы отдельным органом души. Со-весть – само слово очень хорошо передает особую интенцию этого органа человеческой души. Это какая-то другая весть, которую мы хотим в себя воспринять, какой-то орган, который воспринимает нечто другое. Совершенно не из каких-то там галактик и планет, нет-нет, это вульгарно, я не об этом говорю, а именно из мира духовного, где есть то, что отличает нас незримой, какой-то неслышимой потребностью.

– Раз разговор зашел о Церкви и ее роли, хотел бы спросить вас как декана факультета церковных художеств ПСТГУ о влиянии на нас церковной архитектуры. Вы как-то сказали, что старая архитектура – это немое свидетельство высокой жизни наших предков. Чему она может научить современного человека?

– Ваш вопрос позволяет перейти от темы обобщений к той, которую вы обозначили в начале нашей беседы, потому что именно эти вопросы, волнующие человеческую душу, это стремление к бесконечно далекому и вместе с тем непостижимо близкому Богу, конечно, всегда находили отражение в человеческом творчестве – во всех видах человеческого творчества. В том числе, безусловно, и в архитектуре.

Архитектура – это громадный пласт духовного творчества, который является наиболее зримым символом состояния общественного сознания – и личного, и духовного его уровней. Все великие цивилизации создавали религиозную культуру. И в любой точке земного шара мы ее увидим и сегодня, потому что есть удивительная религиозная память. Мачу-Пикчу, например, иные совершенно таинственные сооружения. Или математически точно построенные египетские пирамиды – они имели абсолютно религиозный характер. Зиккураты в Двуречье… Греция… Да и, наконец, Россия, наша собственная страна… И вот тут как раз чрезвычайно важно, что, собственно, выражает архитектура во всех ее пластах.

В России совершенно неповторимая храмовая архитектура, которая всюду своя. У нас есть такой шедевр мирового значения, как храм Василия Блаженного. Архитектурные особенности этого здания являются буквально символом России. Но значим, конечно, не только этот храм. Храмов на Руси было построено многие десятки тысяч. И судьба их была совершенно различна.

Храм Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного) Храм Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного)

У первого храма, который построил князь Владимир, было 25 куполов!

И изначально, когда было совершено Крещение Руси и только-только народ матери городов русских Киева вышел из Днепра крещенным по призыву святого равноапостольного князя Владимира, в нашем Отечестве начали строить такие храмы, которых вообще никогда и нигде не было. Русские храмы были многокупольные. У первого храма, который построил князь Владимир, было 25 куполов! Это непостижимо! 25-купольный храм – в Киеве, а в Новгороде в это же время, в 989 году, сразу же после Крещения Руси был построен другой многокупольный храм – во имя Святой Софии: с 12 куполами. И потом сын Владимира Ярослав построил в Киеве храм тоже с 12 куполами. Эта традиция существовала у нас вплоть до XIX века. В XIX веке был построен храм с 21 куполом. В Византии таких храмов не было – вообще. Самый многокупольный храм в Византии имел 9 куполов.

И почему Владимир, только-только став христианином, понял, что нужны храмы? А ведь он никуда за пределы Руси не ездил, в Византии, как его бабушка Ольга, не был. Она – была, а он нет. Он ездил только из Киева в Новгород и вокруг, по единой территории единого древнерусского государства, где было много городов. И во всех городах по крещении стали строиться храмы.

Я хочу подчеркнуть: это храмоздательство – совершенно уникальный факт. Как уникально вообще Крещение Руси и выбор веры, так же уникален факт этих многокупольных храмов, которые, наверное, строили всё-таки греческие мастера. Потому что не могло же в первом поколении христиан появиться уже сословие архитекторов, которые бы легко и свободно возводили эти храмы – прекрасные здания с культурной и инженерной сторон. И позднейшие русские храмы, московское узорочье XVI–XVII века – это совершенно особая архитектура. Она всегда имеет верхушку – купол: большой, маленький – по-разному. А в архитектуре – именно узорочье. И хотя мы приняли крещение от греков (мы им за это благодарны всегда должны быть), но там архитектура совсем другая.

Этот удивительный стиль русской архитектуры в конце XIX – начале ХХ века выплеснулся за пределы России – еще до революции, до эмиграции.

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

Это очень интересное и пока неоцененное явление – движение русской архитектуры за рубеж

– Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

– Это очень интересное неоцененное явление – движение русской культуры за рубеж. Я позволю себе употребить такое высокопарное выражение: движение русского духа. Вот хотя бы такой пример: храм святой Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Этот храм совершенно справедливо называют жемчужиной Иерусалима. Вот, казалось бы, место, святее которого нет на земле! И тут, в Святой земле, в начале ХХ века, когда в России уже происходит, к сожалению, отступление от веры – а без такого отступления не могла произойти революция, – вдруг русский дух создает этот удивительный храм. И без него теперь не обходится ни один путеводитель по Святой Земле. Там сейчас действующий монастырь, это место освящено мощами великой княгини Елисаветы Феодоровны – великой подвижницы, удивительной женщины.

Но были и другие подобные храмы, они строились в разных уголках мира. Например, небольшая русская церковка во Флоренции, которая ничуть не хуже иерусалимского храма. Или в Ницце, где использованы были традиции русского узорочья XVI–XVII веков. Таких храмов довольно много…

– Давайте вернемся в Россию. Чему могут научить прогулки по исторической части Москвы и других городов?

– Сейчас по телеканалу «Спас» – он появился не так давно, это очень большое и отрадное явление; я его очень часто смотрю – включаю кнопку и удивляюсь тому, что такие каналы существуют… так вот, по телеканалу «Спас» идет программа «Прогулки по старой Москве». Но, должен вам сказать, это прогулки по обломкам старой Москвы, по каким-то жалким ее остаткам… «Пойдемте по этой улице, по этому переулку…» Увы! Мы видим, что никакой старой Москвы уже почти что нет.

Храм Воскресения Христова в Кадашах Храм Воскресения Христова в Кадашах

– А можно сказать, что здесь, в Кадашах, старая Москва еще осталась?

– Здесь у нас старая Москва осталась… как бы поточнее выразиться… в молекулярном виде. Здесь прекрасный храм конца XVII века, мы пытаемся сохранить его историческую среду, но это очень трудно. Накануне столетия Великой Октябрьской революции можно сказать, что древняя столица России, Третий Рим, Второй Иерусалим – Москва – уже практически уничтожена. Старая Москва была уничтожена в два этапа. Первый, более длительный – он занял около 70 лет – коммунистический этап начался буквально сразу после революции 1917 года и начал затухать в 1970–1980-х годах, когда стали появляться законы, защищающие памятники. Но после того как темницы рухнули и свобода нас встретила радостно у входа в 1992 году, оказалось, что эту свободу перехватила многоглавая, как в советское время говорили, гидра буржуазного империализма – а она, эта гидра, действительно существует, причем именно многоголовая.

Что ломать – им абсолютно безразлично, потому что цель – получение денег, а выгоднее ломать в центре Москвы

– То есть когда отрубаешь ей одну голову – тотчас другая вырастает?

– Совершенно верно! Так что с ней справиться может только особый богатырь... И вот эти выросшие головы – наши скороспелые толстосумы, которые неизвестно откуда собрали свои миллиардные капиталы за несколько лет, а собрать за несколько лет это невозможно, и можно только догадываться, как это все происходило… так вот, эти толстосумы создали «замечательные» строительные организации, которые прекрасно живут: ломают и строят, ломают и строят. За то, что они ломают, они получают большие деньги. За то, что они строят, они тоже получают большие деньги. Что ломать – абсолютно безразлично, потому что цель – получение денег. И что строить, в общем-то, тоже безразлично, потому что цель та же – получение денег. А ломать выгоднее ближе к центру Москвы, ближе к еще существующему Кремлю… Потому что Кремль – это такой знаковый центр России. А около него почти всё уже сломано. И мы здесь, на Кадашевском пятачке, пытаемся держать старомосковскую кремлевскую оборону, чтобы было понятно: Кремль был не один всё-таки в Москве, сама Москва была однородна с Кремлем. Но нам с трудом это удается. В храмовой зоне сегодня совершенно спокойно на глазах у всех идет разрушение – под стенами Кремля, так что и на глазах правительства, которое должно бы вроде этому разрушению препятствовать. И такое не только в нашей охранной зоне, а по всему центру – причем вопреки законодательству. Это очень важно подчеркнуть: нарушается множество законов!

– Отец Александр, на такой печальной ноте не хотелось бы заканчивать беседу. И потому я задам еще один вопрос, касающийся как раз нынешних нравов. Сегодня у молодежи популярны такие понятия, как «успех», «самореализация», а успех – это и залог твоего авторитета: если ты хорошо одет, много зарабатываешь, значит, к твоему мнению будут прислушиваться. Каковы, на ваш взгляд, причины такой жажды успеха сегодня?

– Думаю, что успех сегодня понимается чисто внешне, прежде всего как деньги и карьера. Однако есть и другие ценности. И как раз эти другие ценности являются на самом деле главными для человека. Это ценности, которые делают человека личностью. А личностью человека делают не деньги и не его место работы и должность. Личностью человека делает то, что мы называем личными качествами. Вот это – величайшая ценность каждого отдельного человека. Личные качества, которые формируются в условиях тяжелой внутренней борьбы. И эта тяжелая внутренняя борьба делает человека сильным по-настоящему. Эти ценности сегодня если и пропагандируются, то пропагандируются очень слабо и в основном Православной Церковью. А вот те, внешние так называемые «ценности» – успех и карьера – усердно пропагандируются всеми государственными средствами. Всеми! Но дело-то в том, что всё это не имеет никакой настоящей ценности без нравственных основ. Это всем известно, банально и понятно, всем надоело слушать. Но это неотъемлемый и неоспоримый постулат: только нравственная основа делает возможным превратить деньги в ценность настоящую.

Не секрет, что наши толстосумы никаким уважением не пользуются, как и некоторые представители власти, потому что это люди, которые получили, что хотели, – деньги и власть, но являются очень слабыми личностями. Скажут: «Как так – слабыми личностями?! Разве слабая личность может заполучить миллиард за полгода? Он где-то украл этот миллиард, поэтому он – сильный человек! Разве не так?» Нет, это совсем не так. Это значит, что он, да, действительно имеет какие-то качества, которые Бог в него вложил для благого употребления, а он эти свои таланты направил на то, чтобы кого-то ограбить. Этот миллиард изъять надо откуда-то – или из казны, или у населения. Этот условный миллиард не есть деньги, которые он заработал. Так что как личность он на самом деле ничтожество.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Град и Город Град и Город
К 400-летию Дома Романовых
Град и Город Град и Город
К 400-летию Дома Романовых
Михаил Филиппов
«Современные дома, в которых большинство из нас живет, – это и есть сетка из “черных квадратов”, взятых в каком-то количестве и поставленных друг на друга», – считает известный архитектор Михаил Филиппов. Мастер убежден: в царственную эпоху создается одухотворенная красота.
«Кадашевская война» продолжается «Кадашевская война» продолжается
Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины.
Бизнес и нравственность Бизнес и нравственность
Игум. Филипп (Симонов)
Бизнес и нравственность Бизнес и нравственность
Беседа с игуменом Филиппом (Симоновым)
Конечно, цель жизни православного человека – спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но если обратиться к трудам святых отцов, то мы увидим, что эта проблема в них не обойдена. Там можно найти принципы этического бизнеса. И это, во-первых, общее отношение к экономике как к творчеству: но я творю не просто потому, что мне так хочется, а я со-творю, то есть творю совместно с Богом. Вот это – основание нравственной экономики. И на нем строится отношение к собственности.
Комментарии
Петр Алексеевич31 августа 2016, 21:08
Петру В. 26.08.2016 13.00
1."Как же больно и горько иногда слышать и читать подобное." Разделяю Вашу боль! Мне тоже до тошноты надоело слушать первые 35 лет моей жизни, что все наши беды от "проклятого царизма", и последующие 25 лет, что все наши беды от "проклятого атеизма".
2. "...не видим сути - а значит и врага не видим". Несколько лет тому назад Конгресс USA официально признал врагом №1 не Китай, не Северную Корею и даже не Россию, а Русскую Православную Церковь, обещая развалить ее изнутри. Так мы не видим или не хотим видеть врага?
3."... может такие разговоры - и есть некая идеология? Причем,вражеская?"Для большинства населения нашей страны главный критерий успешности - деньги (как в USA).
Посмотрите на первые 2 фотографии статьи, мысленно убрав с них храмы - как в USA.
Посмотрите на главнейшее украшение наших городов и храмов - на людей. Большинство из них одеты не в русскую национальную одежду (как при "проклятом царизме") и даже не в европейский костюм (как при "проклятом атеизме"), а опустились до скотских американских штанов (зачастую еще и рваных). Абсолютное большинство наших соотечественников стали духовными рабами USA. Перефразировав известную русскую поговорку, можно сказать: "что американцу хорошо, то русскому - смерть".
Михаил30 августа 2016, 01:42
Виктору - как раз без денег самая личность и есть. Христос был нищий, Ему даже спать негде было, Он на милостиню жил. Иоанн Креститель. Преподобный Сергей Радонежский, да великое множество святых угодивших Богу, были нищими и/или бродягами- странниками.
Личность не измеряется деньгами, очевидно же. Личность измеряется духовно-нравственной потенцией, и реализацией оной.
Я как-то смотрел передачу как мужик без документов пешком ходил в Европу, потом в Африку итак далее, он тренер был по выживанию в экстремальных условиях в КГБ. Вы понимаете, что такое без документов и денег выйти из Москвы, и прийти в Тель-Авив, например. Вот скилл. А заработать бабла, прийти к успеху, и на этом всё - это не скилл, это как раз путь ничтожества, путь мещанина, серой мыши. Христианину стремится к этому никак нельзя. Для нас деньги только средство жизни, побочное явление. Как и успех. Ни в коей мере ни цель.
Михаил30 августа 2016, 01:26
Архитектура новостроек по стране действительно безобразна. Строят какие-то зиккураты, коробки из пластика. Да ещё и цену ломят. Кто там жить будет? Кто-то наверное будет, но я думаю, что дух человека делает и форму среды обитания, такой дух у нашего народа сейчас, что он рождает эти гнусные квадратные дома из пластика, такое ощущение, что одноразовые просто. Смотришь на дом и видишь "врменяку". Москву вообще превратили невесть во что. Закатали в бетон и опять же в эти мертвящие высотки из черного армированного стекла...И повсюду.
Я наверное ропщу, но я думаю, что дело тут не в архитектуре только, а в целом в духе нации, духе времени, в духе человечества даже. Он у нас видать такой вот, как наши домики - пластик, чернота, квадратные прямые линии и неуместность, нелепая угловатость, вопиет о уничтожении эта дисгармония. Раз уж мы такие дома строим, то души наши стало быть давно уже такие. Давно все в прямые углы, в одноразовое, в пластик и черное стекло.
Это ужасно на самом деле, что строят такие дома. Это мертвит просто.
Светлана 26 августа 2016, 07:23
Петр, простите если я резко высказалась. Но история есть история. И о ней долго еще будут говорить. А что касается человеческих пороков, которые Вы описали, так они не зависят от времени. Падение человека произошло... сами знаете когда.
Петр В25 августа 2016, 12:30
ОТВЕТ НА Светлана 25 августа 2016, 08:00 - так с этим никто не спорит,что большевики творили.Хотя и здесь , как и везде, надо сохранять разум - не большевики кресты с храмов срывали , а крестьяне. Но сколько мы еще будем винить тех выродков,которых и прах истлел,не замечая, ЧТО творится сегодня? Ведь вы вспомните, или спросите тех, кто жил ТОГДА - в те времена мамона сердцем человеческим не владел, не говоря уже о страшном разврате,извращениях и количествах абортов.
Светлана 25 августа 2016, 08:28
Большевики и советская власть воевали очень яро против Церкви. Разрушали храмы. Издевались над священством и их семьями, над монахами. И здесь больше нечего сказать. Я удивляюсь, когда некоторые люди так и продолжают их защищать. Еще можно понять неверующих бывших коммунистов, но верующих людей я не понимаю. Двоедушие какоето. Статья понравилась.
Виктор24 августа 2016, 21:43
"Личностью человека делает то, что мы называем личными качествами. Вот это – величайшая ценность каждого отдельного человека"..... Это конечно всё замечательно. Вор чиновник и работяга станочник. Первый (по рассуждениям автора) - ничтожество, второй (борющийся) личность ? Ни в коем случае не оправдываю вора и не унижаю достоинство работяги. Просто смысл быть "личностью" без денег ? Другое дело что личность уповает на Бога и Господь помогает ему. Для чего нужно быть личностью ? В чём ценность ?
Петр В.24 августа 2016, 14:12
ОТВЕТ НА Александр23 августа 2016, 22:00
Полностью с Вами согласен, Александр!
Мне иногда кажется, что некоторые люди просто "отрабатывают заказ" какой-то,что ли....
Петр В.24 августа 2016, 13:52
Как же больно и горько иногда слышать и читать подобное.
Формально,вроде бы,все верно, но послушайте,куда мы придем и что построим,если мы не выделяем главное, не видим сути - а значит и врага не видим.
Вот эти заклинания о проклятых большевиках и воинствующем атеизме как назвать?
Того государства,которое начинало(!) так строиться век назад - его уже нет 25 лет!
И я,грешный,думаю - а может такие разговоры - и есть некая идеология? Причем,вражеская?
Всего один пример - недавно академические институты некоторые(РАН!) собрались и стали обсуждать "проблему постчеловека"!!!. Вы вдумайтесь! На государственном уровне практикуется открытый сатанизм.Разве такое было возможно в том "атеистическом государстве"?
Я думаю, что мы вскоре получим новую беду,и не да Господи более страшную,которая уже может уничтожить Русь как Государство(хоть и существующее сегодня еще прикровенно).
Если мы ,опираясь на св.Отцов,на Евангелие, на "христианскую антропологию",если хотите,не остановимся в демонизации 80-т лет назад сгнивших большевиков и их дел, не скажем честно(!) сами себе, в чем дело и кто виноват - мы станем очевидцами событий, непосредственно предшествующих тому, о чем сказал Господь в Евангелии(Мт.24:30).
Арина24 августа 2016, 12:47
Вся наша классическая литература создана дворянским сословием. Писали они не для нас, для себя. Как же можно игнорировать их собственноручные свидетельства о нравственном состоянии дворянства - правящего класса - и продолжать идеализировать номинально православную Россию 18-19вв.? "Нравственное богатство передается только детям. Так что наследует его практически одно поколение. А внукам этот нравственный запас практически не передается". Безбожные революционеры дети своих отцов, а не марсиане. И если бы было все так линейно и безнадежно, наша страна уже давно бы скатилась в бездну окончательно и бесповоротно.
Александр23 августа 2016, 22:46
Возможно, что я не прав, но, как мне представляется, пытаясь найти причины падения нравов и беспринципности многие впадают в стереотипы. Так большевики причины всего нехорошего видели в "проклятом царском прошлом", а мы вот теперь ссылаемся на "проклятое советское прошлое". А ведь если обратиться к Святым отцам, то многие пишут, что падение нравов началось уже в 18 веке, а то и раньше. Но ведь тогда не было еще советской власти. Давайте будем честными сами перед самими собою. Заповеди Христовы были точно такие же 2000 лет назад как и сейчас. Их только надо стараться выполнять. Да, действительно, в советское время все делали, чтобы оторвать людей от Церкви Христовой. Но, в то же время, молодежь учили на вечных христианских истинах, лицемерно именуя это "моральным кодексом строителей коммунизма". А, что происходит сейчас, чему учат СМИ, телевидение, сколько откровенной мерзости в Интернете. Если мы страна, в которой 80% православных христиан,как утверждает статистика, то почему мы это допускаем. Почему это не допускалось в безбожном СССР. Давайте каждый будем жить по совести, а совесть как известно есть глас Божий, и не пенять на времена и обстоятельства.
Антоний23 августа 2016, 14:33
Добрый день, братья и сестры! В том, что касается развращения общества, ключевую роль сыграло вторжение в нашу жизнь чуждых нашему народу и Богу Западных "ценностей": культа потребления и индивидуализма, разврата и развала традиционной семьи. Именно оттуда, из Евросодома, хлынул с падением "железного занавеса" в сознание россиян поток духовных нечистот. Преклонение перед педерастами и ювенальная юстиция, неуместное излишнее вмешательство государства в жизнь семьи, замена истинных духовных авторитетов кумирами из мира шоу-бизнеса - это они, те самые плоды издыхающей на наших глазах некогда великой европейской цивилизации, предавшей ныне свои христианские корни, высмеявшей и растоптавшей всё, что было свято для прадедов. В том же, что касается свободы вероисповедания, мы тоже сделали шаг навстречу западному подходу. Закон о свободе совести и о религиозных учреждениях в своей последней редакции существенно ограничивает базовые права верующих, в том числе и представителей всех традиционных для нашей страны религий, но этому я посвящу отдельный комментарий к статье соответствующей тематики, ибо возвысить свой голос и указать на обозначенную более чем среьнзную проблему - мой прямой долг как Православного христианина. Ну а в том, что касается московской архитектурной политики, то происходящие в городе процессы представляются мне весьма неоднозначными. С одной стороны, по сравнению с Москвой 1980-90-х город стал современные, удобнее и чище, с другой - он совершенно явно перенаселен. С одной стороны, город украшается новыми храмами, с другой - остаются без должного попечения порой старинные святыни. С одной стороны - активное развитие современной транспортной инфраструктуры, с другой - уничтожение имеющих свою истррию дорогих сердцу объектов с последующей заменой их новоделом. Действительно, деньги порой оказываются дороже корней, в этом я убедился в очередной раз вчера, прогулявшись после литургии и молебна от Красной площади до Третьяковской галлереи. Ну, и последнее: продолжающийся пост дает нам всем замечательный шанс познакомиться с городом поближе, ведь каждое утро можно начать с того, чтобы причаститься в каком-либо храме и погулять после этого по его окрестностям. И шанс этот упускать не стоит, ведь в эпоху перемен город меняется быстро.
Игумен Всеволод23 августа 2016, 10:57
А мне кажется, что перестройка-разрушение Москвы началась с середины девятнадцатого века, когда стали строить так называемые "доходные дома", возвышавшиеся над храмовыми постройками и менявшие перспективу города. А может быть, еще раньше, с началом "регулярной застройки", уничтожившей дворы-усадьбы.
Мария23 августа 2016, 10:24
Да, ладно. Бесконечное копирование старины - путь в никуда. Вот в своем жж о. Андрей Кураев как-то выкладывал фото православного храма в Исландии - очень стильно и красиво, кстати. По логике автора Казанский собор (правда это в СПб) - тоже не годится, что ли? Не согласна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×