Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

«Православная» астрология: эпоха Возрождения… гороскопов

    

«Я верю в Бога и судьбу», — не раз приходилось слушать такие слова как от людей совершенно невоцерковленных, так и более-менее постоянных «захожан». На самом деле, «Бог» и «судьба» — это понятия несовместимые и в духовной жизни может быть либо одно, либо другое. Либо мы верующие православные христиане и верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую судьбу. Но это в идеале.

На самом деле, в наше время много людей, которые искренне считают себя православными, сочетая христианство с верой в судьбу, приметы и прочее. Так почему же православные не верят в судьбу и говорят о ее несовместимости с верой в Бога?

Застрявшие в античности

Вера в судьбу была частью греко-римской языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы — Мойрами, а римляне – Парками или Фатами. Они знали судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а в нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями греков и римлян были гадания, разнообразие которых просто поражает: гадания на внутренностях животных, по полету птиц и много других проявлений языческой фантазии.

Казалось бы, времена античности давно прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской культуры не смогли до конца истребить веру в судьбу. Из античного мира гадания перекочевали в средние века, когда астрологи занимались гаданиями, определением судьбы по звездам и т.д. Воспетая художниками и поэтами эпоха Возрождения для православного человека ставит вопрос — а, собственно говоря, возрождение чего? И, если внимательно присмотреться, то это было возрождением язычества. Такой великий представитель эпохи Возрождения, как, например, философ Гемист Плифон, был откровенным язычником. И он был не одинок в своих исканиях.

Верующие в гороскоп

Проживший много лет в Италии эпохи Возрождения православный святой Максим Грек писал о вере в судьбу и всякого рода гаданьях как о биче своего времени. К сожалению, все это перешло и в нашу культуру. Откроем словарь Даля и посмотрим, сколько в нем выражений о судьбе: «кому что на роду написано», «знать, уж так суждено», «чему быть, того не миновать», «кому сгореть, тот не утонет»… Эти и многие другие выражения свидетельствуют о вере русского народа в судьбу.

И в наши дни эта вера не изжита до сих пор. Практически любое уважающее себя издание или радиостанция снабжает свои выпуски гороскопом с астрологическим прогнозом. Современному человеку, живущему в сумасшедшем ритме мегаполиса, проще верить, что все в его жизни уже решено и лишь надеяться, что решено в пользу богатства и славы. Для него это гораздо проще, чем долго и упорно работать над собой и заниматься самосовершенствованием.

Клевета на Бога

Православная Церковь подчеркивает, что вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Преподобный Максим Грек, бывший свидетелем разгула всякого рода суеверий, в своей «Беседе души и ума об астрологии» призывал не винить в своей греховности внешние обстоятельства: «пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства».

Вера в судьбу опасна еще и тем, что является клеветой на Бога. Ведь если Он все предопределил, если по Его воле я стал убийцей, то значит Господь не благ. Вера в судьбу, по словам преподобного Максима, «представляет Бога виновником для людей всякого зла, и несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного множества людей».

Пересчитанные волоса

Православная Церковь противопоставляет вере в судьбу — веру в Бога, дающего свободу своему созданию. «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30), – напоминает нам евангелист Матфей. Да, Господь знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами свободу выбора. Вера в Бога дает человеку надежду, вера в судьбу — лишает ее.

Хочу закончить цитатой из преподобного Максима, в которой он напоминает нам о нашем высоком призвании: «Мы же, как дети вышнего Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов, — не будем бояться ни влияния звезд, ни круга счастья, но с радостью и свободно будем проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу Царю победную песнь». Вот так и будем делать.

Священник Александр Ермолин

Источник: “Протоинфо”

31 августа 2016 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 393 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Денис Антонов 1 сентября 2016, 17:04
спасибо за полезную статью!
olga 1 сентября 2016, 15:53
Крючки, клочки на глиняных табличках.
Как бут-то пряжу, кто-то прял и бросил.
Иль это вензеля, безмолвное клеймо?
Я вязь клубка распутать, не пытаюсь.
Прочесть орнамент, невозможно.
Тем более, что с давних пор
Обмана высится закон повсюду...
Солгут. Не дорого возьмут. И, что же?
Прочна ли, нить повествованья?
Как парус викингов, прочна.
Она вселенную насквозь проходит,
Вплетается в загадочный узор
И чувств, гирлянды рассыпает
На небосклон, таинственным созвездьем.
Оттуда, ластиться причудливым медведем.
Ему и невдомёк, играя
Комету времени огнистую за хвост
Немыслимо, схватить пытаясь
Нет, нет да и поднимется во весь медвежий рост,
Перед Создателем...Известная затея...
Десница Господа совсем не коротка,
Как многие напрасно возомнили.
Передо мной, ладошкою рука
В крючках, клочках на глиняной табличке...
Ум сердца должен, покаянием стяжать
Путь воскрешения, что предначертан Богом.
Сквозь прах иллюзий, этот долгий путь.
Через постыдную окаменелость...
И жизни ускользающую суть
Ведёт через сознанье, в сокровенность.
ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! p.s. соглашусь, что нужно больше говорить и объяснять о всяческом одурманивании народа, при всеобщем тиражировании наиглупейших "прогнозов", люди зомбированы настолько, что нередко на "чистом глазу" и верующие люди спокойно спрашивают:- а кто ты, по знаку зодиака? И ещё. Человек своими мыслями, словами и поступками сам творит судьбу (Суд Божий) о себе, при попущении Божием. А воля Божия одна, чтобы все спаслись. Спасибо за статью.



natalja31 августа 2016, 21:16
Об этом обязательно должны на проповедях говорить священники всякий раз. В моем храме куда я хожу есть прихожане, которые верят в гороскопы и даже на клиросе женщина верит в миры, а ведь она поет в православном храме Говорить, что это бред, тебя засмеют и не послушают . Ведь человеку сказала другая поющая, что кто поет на клиросе даже исцеляется, а о том , что Царство Небесное трудом духовным дается, то об этом ни-ни. Невежество среди православных цветет пышным цветом. Потрудитесь священники и ваша есть вина в том , что народ годами ходит в храм, а по сущности язычник Готовтесь к проповеди, просвещайте народ! Спаси вас Господи!
Сергий31 августа 2016, 20:19
Сколько вокруг суеверия,этой суетной веры!!!!По дереву стучат, чтобы не сглазить и т.д.,я уж и не говорю про гороскоп это вообще бич современности.Многие в Христа верят и одновременно следят, что скажут звезды. Сами себе люди вредят! Помоги всем нам Господи не впадать в эти суеверия.
Владимир31 августа 2016, 19:32
Автор все правильно написал, но стоило еще разобрать этимологию слова "судьба". Вы не задумывались над тем, что это сокращенный вариант словосочетания "суд Божий"?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×