Православный календарьПравославный календарь
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.

Огонь, вода и медные трубы

    

Иосиф Прекрасный достиг большой славы. Но вначале перетерпел злодейство братьев и продажу в рабство. Затем – домогательства хозяйки и тюремное заключение по навету. Величие прошло через огонь, как очищаемое золото.

Синусоида жизненной линии: счастливое детство, чудесные сны – продажа в рабство, тюремное заключение – приближение к фараону, довольство и слава – явно пророчествует о Христе. И там, и там – незаслуженное страдание, перенесенное без злобы, предшествует великой славе.

Моисею в детстве угрожала насильственная смерть. Как Иорданские воды открывают Евангельский рассказ Марка, так путешествие в осмоленной корзинке по Нилу открывает жизнь Моисея. Потом были сорок лет жизни в «золотой клетке» – во дворце фараона. Потом еще пастушеских сорок в горах со скотом. И, наконец, еще сорок в пустыне с народом. Жизнь Моисея так длинна и насыщена, что, разделенная на тысячу частей, она сохранила бы неподъемную тяжесть для обычного человека в каждой своей тысячной доле.

Даниил тоже толковал сны, и тоже был в рабстве. Конечные судьбы мира открывались ему; цари, чья тень наводила ужас, приклоняли к его словам свое ухо. Зависть рыла ему яму. Точнее, зависть использовала уже вырытую яму со львами для истребления мудреца и праведника.

Как видим, рабство, тюрьма, изгнание, оговор, клевета, угроза расправы, бегство и странничество составляют неотъемлемый фон жизни великих. А их злоключения это ведь не частная жизнь. Это условие произнесения пророчеств и дарования заповедей. Это школа молитвы и примеры поведения для множества родов. Значит, уроки миру даются не иначе, как в условиях внешнего стеснения. Снаружи тесно – внутри огонь. Возможно, если бы снаружи было мягко и просторно, вольготно и широко, то внутри не было бы места ни для пророчества, ни для молитвы, ни для живого примера.

Можно вспомнить еще Иеремию, которому судилось рыдать на развалинах Иерусалима. И Давида, который всю жизнь пробегал то за врагами, то (чаще) от врагов. На него восставали дети, ему изменяли слуги. Чтобы спасти свою жизнь он однажды даже притворился безумным. Очень мастерски притворился, как настоящий юродивый. Можно вспомнить Иезекииля, который жил с переселенцами вдали от Родины, и видел такое, что слов не хватает для описания.

Здесь тоже скорби, слезы, изгнание, предательство, вечное беспокойство. Так что вывод напрашивается строгий и верный: величие очищается в огне, закаляется в студеной воде и размякает от медных труб, становясь негодным. Наша церковная жизнь только подтверждает эту мысль. Как, кстати, подтверждает и естественное родство нашей церковной жизни с библейской историей. Всенародно любимые и от Бога приявшие многие духовные дары – рассуждение, терпение, сострадание, живую и деятельную любовь – всероссийские старцы вполне наследуют образ жизни библейских праведников и пророков. Серафим (Тяпочкин), Николай (Гурьянов), Зосима (Сокур), Иоанн (Крестьянкин), Павел (Груздев), и многие другие. В их жизни все то же: заключение в тюрьму за одно лишь желание молиться (как у Даниила) или за целомудрие (как у Иосифа). Ложные наветы стукачей из лжебратии, изгнания и ссылки. Лишение права служить, обвинение во всех мыслимых и немыслимых грехах. А что в результате?

В результате: сострадание к грешникам; утешение тысяч уставших душ; смиренно скрываемые, но не могущие скрыться, многочисленные исцеления; сохранение в недрах народа, как огонь под пеплом, подлинной веры и благочестия. Битые, изгнанные, ошельмованные, хорошо изучившие черты лица осатаневшего человечества, эти люди стали теплым солнышком для очень и очень многих. Для всех даже, если все захотят это принять.

Видите, каковы духовные законы? Когда вокруг много беды, нужно терпение и доверие Богу. Пост при гонениях вторичен. Но если вокруг много комфорта, нужна аскеза и воздержание. То есть, нужно либо добровольное стеснение себя во время благоденствия, либо терпение нашедших скорбей, когда личная аскеза затруднена или невозможна. Так или иначе, нужен подвиг. Был бы только подвиг подлинный, а враги найдутся и «помогут». Спать не дадут. То комары закусают, то шакалы собьются в стаю и угрожающе оскалятся.

Так было. Так будет. И при невольном посредстве комаров и шакалов, пророчества звучат, заповеди объясняются, жизнь жительствует.

Библия хороша. Не столько своей неотмирностью, сколько, наоборот, своей погруженностью в мир и возвещением великих истин посреди злого мирского ничтожества.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

2 сентября 2016 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 456 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара 3 сентября 2016, 18:43
спаси Вас Бог о. Андрей,и Божией помощи в служении.
Елена 3 сентября 2016, 05:25
Спасибо отцу Андрею за хорошее поучение - простыми словами от библейских праведников и пророков к любимым старцам, и призыв к терпению и подвигу. Храни вас Господь!
мария 2 сентября 2016, 18:54
Очень интересно и поучительно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×