Каждый год в ущелье реки Большой Зеленчук наведываются сотни туристов, чтобы посмотреть на величественные христианские храмы Х века, построенные на территории древнего Нижне-Архызского городища. Чаще всего с городищем отождествляют Маас — исчезнувшую столицу крупного средневекового государства Алания. Город рос и процветал, ведь здесь проходили стратегические маршруты Великого шелкового пути. Наивысшего расцвета Алания достигла в середине Х века, когда знать государства приняла крещение. Тогда в долине Большого Зеленчука было воздвигнуто более 20 храмов.
Тяжелый удар когда-то процветавшей стране нанесли монголо-татары, захватившие к середине XIII века равнины Предкавказья. Уцелевшие аланы ушли в горы, где постепенно ассимилировались с местным кавказским населением, исповедовавшим ислам. Маас обезлюдел и постепенно исчез с лица земли.
В 1887 году в Синод Русской православной церкви поступило прошение от некоего афонского иеромонаха Серафима, который сообщал, что в долине реки Зеленчук обнаружены 3 древних храма, основанных первыми христианами Северного Кавказа. Местные жители-мусульмане загоняют в эти храмы скот и "творят многие оскорбления древней святыне". У Синода монах просил разрешения восстановить церкви и устроить при них мужскую обитель по уставу Святой горы.
Получив благословение, иеромонах Серафим вместе с десятью афонскими иноками основали в долине реки Александро-Невский монастырь. Своими силами они восстанавливали древние святыни. Кроме того, в разных местах долины иноки обнаружили следы нескольких часовен и поняли, что здесь в древности существовал большой каменный город.
При советской власти монастырь закрыли, монахов репрессировали. Но некоторые иноки сбежали в горы, и сегодня, путешествуя по окрестностям, еще можно найти их заброшенные тайные кельи.
Сегодня Русская Православная Церковь по закону имеет право вернуть некогда отнятые у нее святыни. Казалось бы, нет никаких преград для возобновления монашеской жизни на берегу Большого Зеленчука и больше древним храмам ничего не угрожает. Однако проблема в том, что вся территория бывшей обители относится к Карачаево-Черкесскому историко-культурному и природному музею-заповеднику. Про сложности во взаимоотношениях музейщиков и Церкви давно известно: обычно музейное сообщество оберегает памятники православной культуры, опасаясь, что церковь с этой задачей не справится и они будут утрачены. Но здесь, в горах, все выглядит несколько иначе.
На границе Архызского городища стоит будка охраны. Мимо беспрестанно проезжают туристические автобусы. Если же люди приходят пешком или приезжают на своих автомобилях, охранник непременно пытается получить с них деньги за проезд на территорию. Это, естественно, вызывает возмущение и у местных жителей, и у православных паломников, не готовых платить за возможность помолиться. В итоге охранник идет на уступки и, в виде исключения, с местных денег не берет.
Около километра дорога петляет в зарослях, и вот, наконец, взгляду открывается первый храм — Ильинский — древнейший из действующих на территории РФ. Храм крохотный, вокруг — несколько братских корпусов. С одним из них он раньше был соединен проходом. Сейчас это соединение разрушили, а вход в храм прорубили с другой стороны, и теперь алтарь расположен слева от входа.
Поражает состояние строений: братские корпуса выглядят так, словно накануне подверглись бомбардировке — окна выбиты, двери перекошены, стены обшарпаны. Здания в аварийном состоянии. Второй и третий храмы тоже вызывают опасения: во втором, Троицком, страшно находиться — внутренняя отделка утрачена, кажется, что с потолка вот-вот отвалится кирпич и упадет на головы туристов. В третьем храме, Георгиевском, дела обстоят несколько лучше, однако на стенах и потолках поселились сотни ласточек. Помимо исходящей от них угрозы, по полу, который никто не моет, страшно ходить.
При этом на всех храмах и братских корпусах висят таблички, сообщающие, что это — объект культурного наследия РФ, находящийся под охраной государства.
Как пояснил паломник, часто приезжающий сюда на службы, Церковь заключила с музеем договор об аренде Ильинского храма, а также о возможности изредка молиться в двух других. При этом вернуть храмы себе и восстановить их ей пока так и не удалось.
"Здания продолжают разрушаться, не сегодня — завтра потолки на голову упадут. В одном помещении верующим позволили находиться, там у нас трапезная. Но это проблемы не решает. Здание требует нормального ухода и ремонта. Оно в критическом состоянии. Когда здесь был монастырь, был и дренаж: вода с гор отводилась в сторону, чтобы грунтовые воды не подходили к фундаментам зданий. Сейчас этого нет", — поясняет паломник.
По его словам, вряд ли в ближайшее время здание передадут Церкви, потому что недавно музей-заповедник решил устроить здесь для туристов этно-деревню. Большинство окрестных жителей исповедуют ислам, хотя и считают себя потомками древних аланов — христианского ирано-язычного народа, некогда населявшего эти места.
Необычным выглядит то, что сегодня "гордые потомки аланов" по большим мусульманским праздникам приезжают на место своей древней столицы и режут жертвенных баранов прямо у православных храмов. А по выходным православные верующие, собирающиеся на молитву, часто попадают в эпицентр праздничных фестивалей, во время которых богослужение проводить практически невозможно: прямо напротив Ильинского храма устанавливается сцена с колонками, из которых на все ущелье разносятся веселые народные песни, а все желающие могут угоститься чаем, медом и приобрести национальные наряды. Все это, конечно, очень привлекательно для туристов и хорошо организовано, но вряд ли уместно на территории православного монастыря.
"Верующие не хотят отсюда уходить.Поэтому жаль, что здесь ничего не реставрируют, все приходит в запустение, а ведь если разрушатся братские корпуса, то исчезнут следы пребывания здесь русского монашества", — сетуют верующие. При этом они надеются, что удастся наладить сотрудничество между Русской православной церковью и музеем, так как и верующие, и священнослужители, хотят сохранить храмы и другие постройки, а не нанести им вред.
"Ну неужели, мы можем уничтожить храмы? Да ведь наша задача сохранить их! Надеемся, что в один момент ситуация поменяется — ведь за все годы православная жизнь здесь так и не угасла", — говорит паломник.
Отчаявшись получить в полной мере доступ к Зеленчукским храмам, местная православная община построила на другой стороне реки новый храм, стилизованный под древние. Расположен он у подножия горы, на которой изображен известный лик Христа. Но и здесь быстро освоились жители окрестных поселков: вокруг храма открылись всевозможные сувенирные лавки и десятки кафе, где любой желающий может отведать хычины, лагманы и шашлыки из баранины. На площади перед храмом всегда шумно, снуют толпы туристов. Весь этот контраст культур дополняет огромный рекламный стенд радио "Вера", возвышающийся над кафе.
И хотя по всей России мусульмане и христиане мирно сосуществуют и сотрудничают, в этом удаленном уголке Карачаево-Черкессии, где православные оказались в меньшинстве, создается впечатление, что их попросту постепенно вытесняют. "Здесь хочется возродить пришедшее в упадок наследие. Но иногда кажется, что наше присутствие хотят свести на нет", — печально констатируют верующие.
Я сама с Донбасса, но хочу сказать, что именно эти старинные аланские храмы были моими первыми. Будучи ещё некрещеной в детстве бегала в этой долине с туристами с архызской турбазы, мечтала уйти из дома и поселиться в лесу возле пустыни, видимо душа-христианка тянулась к благодати, а в 35 лет, спустя годы, уже крещеная, но не воцерковленная, снова с туристами поднялась к лику Христа, купила в Ильинском храме первый молитвослов /еще на русском/ и начала свой нелёгкий путь к Богу. Помчалась после этого в монастырь, генеральная исповедь и первое Причастие... Господь на руках нес, всю почти Россию объездила, посетила много святых мест. Есть, с чем сравнить. Аланские святыни по-своему уникальны и нужно их сохранить. А для меня лично очень дороги, как воспоминание счастливого детства, как таинственная, первая встреча с Богом в горах Кавказа. Ведь Он меня 35 лет ждал. Печально, что властям нет дела до этого. Но Бог поругаем не бывает!