Бывая в Севастополе время от времени, любя его святыни, не знал (а было бы любопытно узнать!), кто и при каких обстоятельствах установил дивный стальной крест на острове Святого Явления, что напротив Георгиевского монастыря, на мысе Фиолент. Во всяком случае, в 1993-м крест уже стоял.
Но на сам остров попасть было нельзя: территория воинской части. Древний монастырь представлял собой загадочные живописные руины, и был безлюден (воинская часть располагалась, где и теперь, на верхней плоскости мыса). Среди руин привлекали внимание – изящный фасад в старорусском стиле небольшого пещерного храма, с надписью на проломленном полу: «891–1891», подпорные стены в три яруса и каменная лестница в несколько сотен ступеней, ведущая к берегу, в 150 метрах от которого на острове Святого Явления золотом светился крест (теперь он выкрашен в белый цвет). Говорили о нём разное, кто-то даже уверял, что крест стоит с древних времён… И вот нынешним сентябрём судьба свела со священником Георгием Поляковым, настоятелем Свято-Никольского храма-памятника, что на мемориальном Братском кладбище, где похоронены тысячи воинов Первой обороны Севастополя (1854–1855). Он инициатор; его рук дело.
Севастополец о. Георгий, чьё детство прошло вблизи развалин Владимирского храма на Херсонесе, а армейские годы – в спецназе МВД («ловил разбойников»), – немало сделал для возрождения духовной жизни родной земли.
Кроме того, он участвовал во многих морских походах в Средиземное море, духовно окормляя моряков. В 1999 году он был в составе известного десанта ВДВ в Косово, окормлял морпехов на Кавказе. Он автор нескольких книг, в том числе «Военное духовенство России» и «За Веру, Царя и Отечество». Последняя – с предисловием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – рассказывает о Свято-Никольском храме-памятнике, о воинах Первой обороны Севастополя, чьими кровью и подвигом освящена эта земля.
Четверть века назад о. Георгий был благочинным Севастополя и настоятелем храма на Братском (с улыбкой уточнят: «Теперь только настоятель»). Георгиевскому монастырю в 1991 году исполнялось 1100 лет. Батюшке хотелось восстановить крест ко дню праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27/14 сентября). К делу он приступил загодя…
Надо сказать, что так же загодя его предшественники начали готовиться к празднованию 1000-летия Георгиевского монастыря, чтобы День 14 сентября 1891 года отметить широко и свершившимися делами. Именно тогда и была построена знаменитая каменная лестница длиной в 300 саженей (640 метров, около 800 ступеней; существует версия, что ступеней было 891 – в память года основания обители). На острове Святого Явления в 1891 году был установлен каменный крест, общая высота которого (вместе с основанием – голгофой – в виде тумбы с иконой св. Георгия) около 4-х метров. Памятный крест разрушили в 1920-1930-е, чтобы не тревожил он взора советских курортников. Дело в том, что постановлением местной власти Георгиевский монастырь в 1923 году был передан дачно-курортному тресту. Храм святого Георгия вскоре был разрушен, обломки его сброшены бульдозером в пропасть, на месте храма устроена танцплощадка. После войны здесь был медсанбат (осталось поле, обозначенное плитой, что здесь похоронены воины, умершие от ран). Их имена, кроме одного, неизвестны. Потом на Фиоленте была дислоцирована воинская часть; испытывали секретнейшие ракеты.
Протоиерей Георгий вспоминает о 1990-м: «Севастополь был закрытым городом, а мыс Фиолент – совершенно закрытой зоной, попасть невозможно. Мысль была: сделать крест сборным. На шлюпках подойти к острову, поднять частями наверх скалы, и там крест собрать!..
Но от этой мысли отказались.
Своё благословение дал епископ Симферопольский и Крымский Василий (Златолинский), ныне владыка на покое. Командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Николаевич Хронопуло живо откликнулся, начал помогать. Решили изготовить крест и установить с вертолёта. Нашёлся предприниматель, Валерий Алексеевич Черненко, благодаря которому всё это было исполнено.
Высота креста – 7 м, размах перекладины 3 м; конструкцию сварили из профильной и толстой листовой стали; общий вес креста – 1300 кг. Изготовление оказалось самой простой частью задачи.
Дальнейшее в тех условиях невозможно было спланировать. Без молитвы и чудесной помощи не обошлось. Подробности таковы. Для перевозки креста прислали автомобиль с платформой на конкретный – очень непродолжительный – промежуток времени.
– Приезжаю с платформой, – рассказывает о. Георгий. – Крест лежит. На кресте сидят шесть мужиков. Говорю: «Давайте грузить». Те: «Чем?».
Предполагали, что автокарами. Оказалось – невозможно: зубья автокаров при таком весе обломятся.
– Мужики посылают меня кран искать. Показали, как выйти к перекрёстку, где краны возвращаются в гараж. Идти не близко… Уж и не помню, какие молитвы читал! Прошёл метров 25–30, и передо мной кран! Говорю водителю: «Крест погрузишь?». Водитель: «На бутылку дашь?». И пяти минут не прошло, возвращаюсь на кране в рембыттехнику. Мужики аж подскочили, удивились, что так быстро. Погрузили, привезли к храму. Думал, что волоком как-нибудь спустим при помощи прихожан. Но вес…
И тут история с краном повторилась. О. Георгий отправился в строительное подразделение артиллеристов, те недалеко стояли. Там говорят: краны есть, но на работах, и неизвестно, когда вернутся, а как вернутся – пришлют. Время уже поджимало, скоро срок платформу отпускать.
– Не успел дойти до храма, – продолжает о. Георгий, – догоняет меня кран. Как так?! Оказывается, крановщик и в гараж не заезжал, не той дорогой ехал… Крест сняли, уложили на площади. Ещё тут и асфальта не было…
Потом о. Георгий самолично выкрасил крест в золотой цвет.
В высшей точке острова Святого Явления, где сто лет назад стоял каменный крест, выдолбили в базальтовой скале яму, в неё вмуровали стальной «стакан».
Ничто не помешало задуманному. Даже тот факт, что накануне праздника адмирал М.Н. Хронопуло (1933–2012) был обвинён в поддержке ГКЧП. В назначенный день над Братским кладбищем завис большой вертолёт…
Золотой крест пролетел над всем Севастополем, имя которого священно для всякого русского, отразился в водах его голубых бухт. Несмотря на то, что зазор между стенками креста и «стаканом» был совсем невелик, а день был с ветерком, вертолётчики провели установку с ювелирной точностью.
Крест был укреплён ещё и четырьмя стальными растяжками. Три из них к настоящему времени исчезли – съела морская вода. На кресте была памятная табличка, которая за четверть века тоже исчезла: «Крест воздвигнут 14 сентября 1991 года в празднование 1100-летия основания Георгиевского монастыря. По благословению его Преосвященства Преосвященнейшего епископа Симферопольского и Крымского Василия с милостивейшим участием Черноморского флота, молитвенным усердием духовенства Крымской епархии и благочинного Севастопольского округа священника Георгия Полякова. На благотворительные пожертвования Валерия Алексеевича Черненко».
Свято-Георгиевский храм восстанавливался несколько лет, и был освящён в 2008 году митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Давней заботой монастыря было возвращение Крестовоздвиженского храма и древней колокольни, которые пребывают на территории воинской части «в верхнем ярусе» холма. В 2013 году военные передали ключи от этих строений обители. Началось восстановление храма и колокольни, приведение их, что называется, в божеский вид.
Таким образом, в славном Георгиевском монастыре на Крестовоздвижение – храмовый праздник.