16/29 сентября – память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, основателя Московского Сретенского монастыря. В издательстве Сретенского монастыря готовится к изданию книга историка-медиевиста, профессора и преподавателя истории Русской Церкви в Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси». Предлагаем вниманию читателей фрагмент из этой книги – отрывок из главы VII «Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение Первопрестольного града».
Святой Митрополит Киприан
(1375–1390–1406)
Еще до первой поездки в Литву Митрополит Киприан оказался участником события, которое нашло отражение в русском Месяцеслове. В 1395 году среднеазиатский грозный завоеватель Тимур (в русских летописях – Темир Аксак) разбил Тохтамыша, разорил столицу Золотой Орды и двинулся в сторону Москвы1. «Преосвященный же Киприан Митрополит, тогда украшая престол Росийския митрополия, подвизаяся по вся дьни и часы, не отступая от церкви, непрестанныя молитвы и жертвы бескровныя со слезами к Богу принося… и всему народу мужьска полу и женьска заповеда пост и молитву с милостынею». В отличие от 1382 года теперь Митрополит Киприан находился в Москве, творя усиленные молитвы о спасении Русской державы. В это время в русских храмах совершались каноны и молитвы, составленные Патриархом Филофеем и переведенные святителем Киприаном, например: «За князя и за люди, егда исходити из града противу ратных». Их творили во время Куликовской битвы, а также, «судя по летописным данным, пели пятнадцать лет спустя, когда к Москве приближался Темир-Аксак – Тамерлан». Этим временем датируется написанный святителем Киприаном Молебный канон Митрополиту Петру, молебны которому, как покровителю града Москвы, несомненно, творились в дни постигшей опасности.
В преддверии нашествия грозного завоевателя по благословению Митрополита Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери из Владимира. Этот крестный ход был исполнен глубокой молитвы о заступлении, русские люди постились и молили Матерь Божию о помощи и защите. В момент встречи святого образа Тимуру, находившемуся в Ельце на Аргамачьей горе, было видение: Пречистая Дева явилась с Ангелами, устремляясь против него. После этого татарское войско спешно уходит из московских пределов. В тюркских сказаниях сохранились сведения о явлении Тамерлану его покровителя Хызра, после чего грозный завоеватель повернул назад.
В монастырском Синодике называется имя «святаго Киприана, иже святой обителя сея начальника»
А в Москве на месте встречи принесенной Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, который освятил Митрополит Киприан. Было учреждено также празднование в честь чудотворного образа Пречистой Девы, из Кремля в Сретенскую обитель ежегодно совершался затем крестный ход 26 августа. В монастырском Синодике называется имя «святаго Киприана, иже святой обителя сея начальника».
Чудотворная икона была вскоре возвращена во Владимир, а в Москве остались сделанные с нее копии. Со времени святителя Киприана и по его благословению Небесной Покровительницей града Москвы и национальной святыней Московской Руси становится Владимирская икона Богоматери. В конце XV – начале XVI века распространяется иконография «Сретения чудотворной Владимирской иконы в Москве», где изображается святитель Киприан. В конце жизни святителя была составлена «Повесть о нашествии Темир-Аксака», которая дошла до нас в составе летописных сводов, восходя «к тексту Троицкой летописи». В окружении святителя Макария († 1563; память 30 декабря) было изготовлено для Лицевого свода лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери». Начиная с миниатюры, изображающей встречу с крестным ходом чудотворного образа в Москве, святитель Киприан изображается в Сказании с нимбом.