В преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Лондон, приуроченного к 300-летию присутствия русского православия на Британских островах архиепископ Сурожский Елисей в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Наталии Федотовой рассказал о положении дел в епархии, о судьбе храма-музея в Оксфорде, устроенного учителем детей Николая II, о том, какие русские святые наиболее близки англичанам, как сегодня происходит диалог между Русской Церковью и Церковью Англии и ощутим ли в Британии миграционный кризис.
– Центральным событием юбилейных торжеств станет освящение Святейшим Патриархом Кириллом главного храма Сурожской епархии – кафедрального собора Успения Божией Матери и праздничная Божественная литургия, в которой примут участие представители поместных Православных Церквей, духовенство Сурожской епархии и приглашенные гости.
К праздничным тожествам в храме была проведена масштабная реконструкция, изготовлен новый иконостас, написаны иконы, а также устроена колокольня в традиционном русском православном стиле.
Помимо этого, накануне освящения Патриарх Кирилл совершит молебен в помещении, где более ста лет располагался храм Русской Церкви, посетит кафедральный собор Русской Зарубежной Церкви в Лондоне и возглавит всенощное бдение в сослужении духовенства РПЦЗ.
В Королевском географическом обществе будет организована фотовыставка, посвященная пастырским путешествиям Святейшего Патриарха Кирилла и истории Русской Церкви на британской земле.
На могиле приснопамятного митрополита Сурожского Антония Святейшим патриархом будет совершено освящение нового надгробия, изготовленного к юбилейным торжествам.
В завершение своего визита Патриарх Кирилл посетит Ламбетский и Букингемский дворцы.
– Посещала ли когда-нибудь королева или кто-то из королевской семьи Великобритании русский Успенский собор?
– Успенский кафедральный собор посещали и принц Чарльз, и принц Майкл Кентский, и другие члены королевской семьи. Но все эти визиты носили частный характер.
– Сколько сейчас представителей духовенства из среды англичан служит в Сурожской епархии?
– Девять священников и один диакон, то есть немногим меньше половины священнослужителей Сурожской епархии являются коренными жителями Великобритании и Ирландии. Большинство из них обратилось в православие за годы служения в епархии митрополита Сурожского Антония. Все это является подтверждением того, что русское православное присутствие имеет в Англии свои корни.
– Как протекает диалог между Русской Православной Церковью и Церковью Англии? Существуют ли совместные проекты, например, в благотворительной и социальной сферах, где они реализуются?
– Конечно, Англия – это естественное место для церковной дипломатии и диалога между христианскими конфессиями, и в первую очередь с Церковью Англии. Мы взаимодействуем на разных площадках. Наш представитель в качестве приглашенного лица является наблюдателем на заседаниях Генерального Синода Церкви Англии. Подобные контакты важны для выработки общих позиций по тем вопросам, которые нас объединяют в современном мире, в частности о положении христиан на Ближнем Востоке, положении христианской цивилизации и культуры в Европе.
Современное англиканство, как известно, представлено двумя основными направлениями, условно назовем их консервативным и либеральным. Для нас ближе всего та точка зрения, которая помогает найти возможности соприкосновения по традиционным позициям христианского вероучения, основанного на верности духу и смыслу Священного Писания. Свидетельствуя о православии на Британских островах, нашей миссией одновременно является и вклад в единение, и защита христиан перед общими вызовами времени.
Что касается благотворительных и социальных проектов, то они свои у каждой церкви и епархии, поскольку направлены на помощь их прихожанам и тем людям, которые оказываются в зоне их внимания на местах. В нашей епархии развиваются социальные программы помощи бедным и бездомным, тяжелобольным детям. Наши священники посещают заключенных в тюрьмах, среди которых есть православные христиане, больных в госпиталях и на дому.
Мы взаимодействуем в социальном служении со служителями других конфессий, в частности с англиканами и католиками, в духе братства и ради общей цели служения ближнему.
Есть взаимодействие и на уровне некоторых приходов: где-то в епархии нам приходится служить в англиканских храмах, и отношение к нам бывает теплым и братским. Как правило, это заслуга священников, которые могут хорошо наладить диалог на местах с настоятелями храмов.
– Какие русские святые и святыни наиболее близки англичанам?
– Прежде всего нужно сказать о том, что в первом тысячелетии после Рождества Христова в Англии было явлено множество святых – мучеников, исповедников, страстотерпцев, святителей и преподобных. Буквально Британию именовали "Землей святых".
Сегодня почитание древних святых восстановлено. Священный Синод Русской Православной Церкви установил особый день празднования Собора святых, просиявших в Великобритании и Ирландии, которое совершается в третью неделю по Пятидесятнице.
Русское православное присутствие также явило свой яркий след в истории христианства в этой стране. Местные жители, конечно, знают о родственных связях преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой с английской королевской семьей. Ее имя особо дорого православным христианам Великобритании.
Для чад Сурожской епархии большое значение имеет святитель Стефан Сурожский, прославившийся на исторической территории Крыма. Этот святой является покровителем нашей епархии.
Достаточно распространено почитание святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, который в свою бытность правящим архиереем Русской Зарубежной Церкви в Западной Европе неоднократно посещал Англию и совершал здесь богослужения. Еще живы люди, которые помнят приезды владыки и свято хранят эту память.
– Какова судьба храма-музея в честь царственных страстотерпцев в Оксфорде, устроенного архимандритом Николаем (Гиббсом), учителем детей последнего русского императора? Возможно ли его возрождение?
– К сожалению, после смерти в начале 1990-х годов приемного сына архимандрита Николая, Джорджа Гиббса, часовня была закрыта. После этого некоторое время она была устроена в поместье "Luton Hoo" в графстве Хартфордшир, но финансовые трудности привели к закрытию и этого помещения. Сейчас наш приход Святителя Николая в Оксфорде трудится над тем, чтобы найти постоянное место пребывания для священных предметов, оставшихся от архимандрита Николая (Гиббса), и мы надеемся, что эти труды увенчаются успехом.
– Какова реальная роль практикующих англикан в современной жизни страны? Как Вы оцениваете уровень религиозности христиан Британии?
– Великобритания и Ирландия – это страны с укорененной христианской культурой. В Великобритании королева является верховной правительницей Церкви Англии, в Ирландии – исторически особая роль у Римско-католической церкви. В обеих странах посещаемость богослужений достаточно высока.
Если говорить про Англию, то здесь множество традиций, связанных с Церковью. Например, в Палате лордов заседают епископы Церкви Англии и выражают мнение по вопросам развития страны и обсуждаемым законам. Архиепископ Кентерберийский – весьма уважаемая персона даже в нерелигиозных кругах.
Существует множество англиканских школ, образование в которых считается качественным и престижным. В целом роль практикующих англикан остается заметной. И предыдущий глава правительства Дэвид Камерон, и нынешний премьер-министр Тереза Мэй заявляли о поддержке христианских ценностей.
Римско-католическая церковь представлена в Британии немалым количеством прихожан, и в целом ее положение здесь достаточно укорененное.
Поместные Православные Церкви также имеют здесь свои епархии и приходы. Мы сохраняем со всеми добрые братские взаимоотношения, принимая участие в совместных богослужениях, которые традиционно совершаются в первое воскресенье Великого поста, именуемое неделей Торжества православия. Кстати, в этом году именно наша епархия принимала в кафедральном соборе гостей из других Поместных Церквей для совместной молитвы во время праздничной вечерни. Все это способствует укреплению наших связей через общение и, что самое главное, общую молитву.
Сурожская епархия объединяет сегодня многих православных из самых разных стран, служим мы и на церковнославянском, и на английском. Сегодня очень много людей, которые ищут возможности войти в общение с живой христианской традицией, все это дает возможность нашим общинам жить и активно развиваться.
– Как повлияло решение Церкви Англии рукополагать женщин в сан епископов и священников-геев на ситуацию в ней?
– Как я уже говорил ранее, в христианских конфессиях присутствует два основных направления. Известно, что Католическая и Православная Церкви более солидарны друг с другом по позициям непреложности норм христианского вероучения. Да, после этих решений Генерального Синода Церкви Англии была волна перехода целых общин несогласных англикан в Католическую церковь по специальному упрощенному чину, утвержденному Ватиканом. Какая-то часть англикан предпринимала попытки перехода и в Православные Церкви, остающиеся верными Священному Преданию.
Для нас важно, чтобы Англиканская церковь смогла сама разрешить эти вопросы внутри своих деноминаций. Мы лишь можем свидетельствовать о неизменности норм христианской нравственности, а выбор всегда остается за человеком. Слава Богу, что православные христиане сегодня имеют возможность свободно следовать своим убеждениям.
– Насколько ощутим миграционный кризис в Великобритании?
– Поскольку Великобритания не является частью шенгенской зоны, ее границы не так подвержены массовой миграции и этому кризису. Да, в СМИ проходят сообщения, что есть беженцы из тех, которые принимаются правительством и интегрируются в общество через специальные программы, но это не так ощутимо на практике. Безусловно, в стране есть много бездомных людей и нелегальных иммигрантов, но мы не так сильно сталкиваемся с беженцами.
Каждому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, несомненно, нужно оказать посильную помощь. Ведь и многие приехавшие в Англию из стран бывшего Советского Союза зачастую оказываются в затруднительном положении. Конечно, наши возможности ограничены, но мы стараемся делать все, что в наших силах.
– Как Вы лично отнеслись к итогам Brexit?
– Среди наших прихожан есть и те, кто хотел остаться в Европейском Союзе, и те, кто радел за выход. В наши храмы приходят люди самых разных политических убеждений. Мое личное отношение заключается в заботе о том, чтобы никакие политические разногласия не были помехой в жизни церковной общины как общины любви и радости во Христе.