Порой библейские слова, в которых выражается воля Божия, могут вызвать мысль о присутствии в действиях Господа своего рода «провокации».
Так, Бог говорит пророку Моисею: «Я ожесточу сердце фараоново» (Исх. 7, 3), и он не захочет отпустить еврейский народ из Египта. Про царя Саула сказано, что царя Саула мучил «злой дух от Господа» (1 Цар. 16, 14). А в ситуации с праведным Иовом Господь словно бы подзадоривает сатану: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1, 8). И тогда диавол начинает действовать против Иова.
Надо признать, что никакой «Божественной провокации» не существует, ибо Вседержителю чужды любые страсти, свойственные неуравновешенной человеческой натуре, которые коренятся в ее подверженности греху. Как говорит преподобный Антоний Великий, Бог благ, бесстрастен и неизменен. Он не может «загореться желанием» спровоцировать сатану или проверить на стойкость веру Иова. Библейские строки, в которых мы видим наличие побуждения в действиях Божиих, называются антропоморфизмами. Они приписывают Господу человеческие эмоции, чтобы повествование Священной истории сделать образным и более понятным для людей, живших тысячелетия назад.
Это обстоятельство нужно учитывать, поскольку с тех пор менталитет людей существенно изменился, особенно за последние века. В назидательной религиозной литературе сто-, двухсот- или трехсотлетней давности антропоморфизмы облегчали людям понимание духовной реальности. Современным людям они, наоборот, осложняют его. В наше время, обращаясь к древним текстам, следует осторожно относиться к антропоморфным оборотам. Для правильного их понимания необходимо обращаться к богословию святых отцов, которые говорят о благости и бесстрастии Бога.
Как же правильно воспринимать приведенные фразы? Все они в своеобразной форме указывают на действие Промысла Божия в судьбах всего мира и отдельных людей.
Те нападки сатаны, которые были попущены Богом по отношению к Иову, во-первых, были необходимы самому Иову: они укрепили его веру. Пройдя через горнило испытаний, Иов стал духовно совершенным человеком. Во-вторых, история Иова является назиданием и укреплением всем людям. С какими бы трудными, иногда безвыходными ситуациями ни приходилось бы сталкиваться человеку в жизни, он может черпать силы в примере преодоления жизненных невзгод праведным Иовом. Что же полезного можем почерпнуть мы, обращаясь к этой книге Священного Писания?
Повествуя о многострадальном Иове, Библия в самом начале его истории обращает внимание вовсе не на то, что Бог «подзадоривает» сатану, а на тот факт, что без воли Божией не происходит ничего в мире. Даже сатана — отпавший от Бога злой дух, живущий противлением Создателю, не имеет власти сделать что-либо над человеком без попущения Господа.
Бог же попускает диаволу действовать против человека только с благими целями. Невозможно, чтобы Бог указал сатане на Иова: «Пойди, проверь его на прочность. Посмотрим, справится он или нет». Попуская сатане принести страдания Иову, Господь знает и реакцию праведника, и конечный результат: Иов сторицей умножит духовный плод терпения и верности, безраздельного доверия Богу, а сатана будет посрамлен.
Почему же благая цель достигается непомерными страданиями благочестивого человека? О них даже читать страшно, не говоря уже о том, чтобы все это испытать в своей жизни. Мы знаем слова апостола Павла, что Бог не попускает искушения свыше сил искушаемого. Богу известна мера каждого человека, и Он не отягощает никого сверх этой меры. Не всякому Бог повелевает принести в жертву своего сына, как Аврааму. Не на каждого падают, одно за другим, тяжелейшие несчастья, как на Иова. Но не только в этом состоят Божии ведение и благость. Богу открыта способность любого человека к восприятию благодати, и Он дает человеку возможность раскрыть в себе весь духовный потенциал.
Некогда, желая проникнуть в тайну человеческих судеб, преподобный Антоний Великий вопрошал Бога, почему одни люди умирают в младенчестве, другие живут до старости, одни живут богато, другие — бедно, одни счастливы, другие — злополучны, и Господь сказал ему: «Антоний, себе внимай, не в твоих силах постигнуть суды Божии».
Многострадальный Иов ставил вопрос несколько по-иному, его интересовало, почему на земле праведность страдает, а беззаконие благоденствует (см. Иов, 21, 7—14). И на свои вопросы Иов получил ответ, когда по окончании испытаний стал собеседником Божиим. Откровения о смысле человеческой жизни, о том, ради чего человек терпит много скорбей и несправедливости, были даны людям благодаря верности Господу невинного страдальца. Ради этого Бог и указал сатане на раба Своего Иова.