И Богу свечку, и бесу кочергу

    

Чин общей исповеди начинается словами «согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении». А что значит не сохранить обеты крещения?

Это значит не жить по-христиански. В нашем храме я часто провожу беседы для тех, кто хочет креститься, и главным вопрос, который сразу задаю, – это вопрос «зачем?» И этот вопрос, как правило, заставляет людей задуматься: а действительно, зачем нужно крещение? После этого завязывается диалог, и идеальное его завершение – это когда крестные или родители потом приходят исповедоваться и причащаться перед совершением этого таинства.

На самом деле, зачем нужно креститься? На этот вопрос дают самые разные ответы: «потому что русский», «потому что все крещеные» (правда, в храм не ходим), «чтобы не болел», «чтобы был под защитой Ангела-Хранителя». Стараюсь объяснить этим людям, что мы крестим только для того, чтобы в дальнейшем ходить в храм. Крещение – это не конец духовной жизни, это лишь ее начало.

От «религиозного минимума» к «религиозной каше»

Для многих наших соответечественников существует своего рода «религиозный минимум»: мы сами крещеные, поэтому крестим своих детей. В храм ходим «регулярно», то есть на Крещение за водой и на Пасху за яйцами. Причащаемся либо очень редко, либо никогда. Но при этом «приметы соблюдаем».

К сожалению, результатом такого религиозного минимума является религиозная каша в голове.

Опишу один интересный случай из своей священнической практики. Позвали освящать квартиру, жалуясь на то, что снятся покойники. Конечно же, я объяснил, что освящение – это не универсальное решение всех проблем, а особое Божие благословение, и более того – призыв, чтобы сам человек освящался: жил духовной жизнью, причащался, исповедовался. Вот с этим оказалось плохо. Много лет люди не причащались и не ходили в храм.

В Евангелии есть прекрасные слова Спасителя: «кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Эти слова показывают, что нельзя быть «средним», нельзя исполнить мечту современного человека быть «не плохим, и не хорошим». Часто можно услышать на исповеди на больших праздниках, когда приходят «захожане»: «Я ничего плохого не сделал: не убил, не украл». Но и хорошего тоже не сделал! А ведь ты крещеный человек, а Крещение – это не признак культурной принадлежности, а призвание быть «солью земли» (Мф. 5, 13).

Если мы не со Христом, то Его место очень быстро занимает Его противник, в чем я прекрасно убедился. У этих людей висело огромное множество языческой символики самого разного происхождения. Восточное «денежное дерево», околомусульманские «глаз Фатимы» и веточка чертополоха и наше «родное» славянское язычество: несколько домовых, подковка и метелки. Закончилось освящение этой квартиры тем, что вся языческая атрибутика была выкинута, а самих жильцов я исповедовал.

Суеверие «три в одном». Глаз фатимы, подкова и иконка. Чтоб наверняка Суеверие «три в одном». Глаз фатимы, подкова и иконка. Чтоб наверняка
    

Вот такая каша варится в головах наших соотечественников, которые были формально крещены, но не понимали, зачем это надо.

Страх и трепет

Почему в XXI веке образованный человек, принявший крещение, заполняет свой дом оберегами, ходит к бабкам, слушает гороскопы и с упоением смотрит «Битву экстрасенсов»? Из страха. Господь вложил в уста атеиста Жана-Поля Сартра прекрасную и христианскую по своему содержанию фразу «у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Жажда Бога присуща каждому, об этом писали многие великие умы, начиная от Тертуллиана с его «каждая душа – христианка» до таких личностей, как атеист Сартр. Человек, несмотря на весь научно-технический прогресс, сталкивается с теми вещами, на которые он повлиять не может и просто их боится. Например, смерть, тяжелая болезнь близких, катастрофы, катаклизмы и все то, противостоять чему так и не научился никакой прогресс. Для верующего человека понятно, что все в руках Божиих: «у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же» (Мф. 10, 30-31). Для того чтобы ощутить в своей жизни проявление Божией воли и уверенность, что всё, что в ней происходит, идет нам на пользу, нужно лишь быть с Богом. А быть с Ним мы можем только через практический опыт: через Церковь и таинства, главным из которых является Причастие.

А вот если нет этой ниточки, связывающей человека и Бога, если человек просто «верит в душе», то отсюда возникает попытка заглушить страх и заполнить эту «дыру в душе» всем, чем только можно. И тут в ход идут обереги, талисманы, приметы, гороскопы и прочие проявления бесовских действий в нашей жизни.

Дать человеку Христа

Одной из главных причин подобной ситуации является то, что современный человек воспитан на культуре потребления и смотрит на Церковь как на «духовный супермаркет», в котором можно получить всё по своим потребностям. Мы не выбираем народ, который приходит к нам в храм, это не в наших силах. В наших силах одно – постараться этим людям объяснить, зачем нужно креститься и что делать после этого.

Патриарх Кирилл не раз говорил о необходимости возродить практику оглашения. «Принятию церковного таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования». Хотя бы одна-две беседы призваны сломать у человека полуязыческие представления о православии и показать ему всю прелесть духовной жизни и, самое главное, помочь человеку найти Христа. И тогда, когда человек приобщится к духовной жизни, сама собой отпадет проблема суеверий, хождения к бабкам и увлечения гороскопами. Ведь если мы со Христом, то зачем нам еще что-то?

Комментарии
Ангелина25 сентября 2024, 21:21
Человек подчинился греховной страсти любопытства (противоположности любознания), наполнил дыру в своей душе греховной страстью легкомыслия, потому залезает туда, куда Бог запретил лезть: в гороскопы, в гадания на картах и проч. оккультизм и магию, колдовство, в чужие вещи.
Ольга13 апреля 2017, 14:18
Здорово оглашение.Я вот например просто с дочкой за компанию крестилась,не исповедовалась,хихикала и все.А если еще б меня катехезировали,так бы нехристем и ходила бы.
Наталия Солостина20 октября 2016, 15:39
Грустно читать комментарий по поводу необходимости бесед с прихожанами, крещёными 50 лет назад...Если это действительно прихожане, то необходимость в таких беседах у них , если и возникает, то в каких-то особых случаях...В церкви есть Таинство покаяния, оно и позволяет человеку осмысливать и понимать события своей жизни в верном ключе...Я не представляю, где взять священству столько православных психологов для беседы с нами.
иван иванов20 октября 2016, 04:52
«у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может».
18 октября 2016, 21:13
На самом деле, зачем нужно креститься? - вопрос не раскрыт в полном объёме.
denis18 октября 2016, 20:13
хорошая статья. вот только стилистически неудачная фраза "прелесть духовной жизни" портит концовку.
гость18 октября 2016, 18:28
Непонятно, при чем здесь "денежное дерево". Это всего лишь обыкновенное комнатное растение. Нельзя его в доме держать, что ли? У меня оно тоже есть. Просто потому, что нравится. А деньги здесь ни при чем.
Марина Жердева18 октября 2016, 13:12
Спаси Господи!!! Все просто,лаконично и доходчиво.Полностью согласна с автором!!!
18 октября 2016, 11:25
Полностью согласна.Хорошо бы и с прихожанами крещенными 50 лет назад проводить беседы православных психологов Вопросы законов и веры-это наша жизнь,надо укрепляться и повторять их постоянно.Батюшки,поддержим друг друга!
Валентин18 октября 2016, 10:38
Спасибо Убедительно и доходчиво. Храни Вас Господь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×