Многие верующие люди ждут отпуска, чтобы совершить паломничество. Это действительно очень важно: да, святые слышат нас везде, но зачастую именно после паломничества к тому или иному святому у вас складываются с ним глубоко личные отношения. Это удивительно и радостно: соприкосновение со святыней укрепляет веру, словно оживляет, согревает сердце.
С давних пор одним из самых любимых мест паломничества для меня является Москва. Причем паломничества, как правило, кратковременного и незапланированного — когда удается выкроить пару часов в деловых поездках. Это постепенное открытие города «сорока сороков» — и ему пока что не видно конца. В древней русской столице сосредоточено совершенно исключительное количество святынь. Казалось бы — очевидность… Но когда я говорю о том, что люблю паломничать по Москве, у моих собеседников это зачастую вызывает недоумение.
Как-то так получилось, что у Саратова с Москвой сложились отношения прагматичные, чисто деловые. И почти никто из моих знакомых саратовцев — даже из тех, кто часто бывает в столице, скажем, в командировках, или проездом, или навещает друзей и родных, — не рассматривает Москву как место паломничества. Люди говорят, что не знают города, им трудно ориентироваться или что их просто сбивает с ног московская суета, шум и многолюдство — как здесь думать о душе?
Поэтому, начиная свой рассказ, я просто выполняю обещание, данное моим друзьям. Я хочу от души, чтобы малоприятные стороны современной столичной действительности — те, что на поверхности, — отступили, и открылись глубина и тишина святых мест столицы. И если это случится, вы уже не сможете смотреть на Москву по-старому.
В шаге от метро
Парадокс в том, что в Москве паломничество к кому-то из великих святых не займет много времени. Будь вы там просто проездом, и у вас есть лишний час — этого вполне достаточно. Например — центр, метро Китай-город, и прямо у станции (выход к улице Маросейка) — храм святителя Николая в Кленниках. Он известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев). Обычный приходской священник, в 1893 году он был назначен на бедный московский приход и восемь лет ежедневно служил Литургию в пустом храме. Однако через некоторое время в этой церкви яблоку негде было упасть: люди буквально прикипали душой к храму на Маросейке, потому что ощущали здесь ни с чем не сравнимое напряжение молитвы и безграничную любовь батюшки. Среди духовных чад «старца в миру», как его называли, были известные, образованные люди — врачи, ученые, художники — и вместе с тем самый простой народ. В 1920–1930‑е годы многие члены общины были арестованы, высланы, отправлены в лагеря и тюрьмы. Однако удивительно — были и те, кто дождался возрождения Никольского храма (он был разорен и использовался как подсобное помещение с 1932 по 1990 год) и встретил в нем дорогого батюшку. Мощи святого праведного Алексия были перенесены в храм на Маросейке в 2001 году. И сегодня люди приходят к святому в горе и в радости. Заходя в этот тихий храм с кипящей улицы, оказываешься словно вне времени и пространства…
И таких замечательных святынь, которые находятся буквально в шаге от метро, в столице не счесть. Обычно люди начинают знакомство с церковной Москвой с Храма Христа Спасителя. Конечно, это храм-символ, здесь всегда многолюдно, но очень обидно, что в основном посетители ограничиваются осмотром пышного убранства воссозданной святыни. Душа верующего человека стремится здесь прежде всего к раке святителя Филарета Московского. При жизни его называли Филаретом мудрым — и действительно, он оказал огромное влияние на жизнь Русской Церкви. Мы до сих пор пользуемся его переводом Священного Писания и катехизисом. Аскет, молитвенник и в то же время — человек огромного сердца. И несмотря на то, что к его раке приходит в течение дня не так много людей (печальная особенность сегодняшнего почитания святых!), люди рассказывают, что святой удивительно участлив к тем, кто молитвенно просит его помощи.
Упомяну о том, о чем сама узнала недавно. В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца.
Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V–ХХ веков! Древнейший экспонат — египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный.
«Милости источниче»
Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре — и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей… Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад — от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я както направилась зимним вечером.
Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу», — подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Первое упоминание о ней встречается в монастырской описи XVIII века. К началу ХХ века «Милостивая» была одной из самых почитаемых святынь монастыря. Когда в 1923 году властями было объявлено о закрытии обители, чудотворный образ был перенесен сестрами в храм Илии Обыденного. Многие насельницы были репрессированы. Небольшая община сестер тайно продолжала монашескую жизнь в миру. Многие годы они молились неотступно в Ильинском храме у своей Заступницы. В 1991 году было образовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая» — это стало началом возрождения Зачатьевской обители. В 1999 году чудотворный образ вернулся в монастырь. Сестры собирают свидетельства о благодатной помощи Матери Божией, их множество: как и прежде, Она исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Такая вот история…
В память Воскресения
До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980‑м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года… Неудивительно, что москвичи особенно любят храмы, которые не закрывались в советское время. В них передавали на сохранение святыни из тех церквей, которым грозило разорение (об одном примере я рассказала только что). Здесь особенно чувствуется живая связь времен.
Этот старинный уютный храм расположен в квартале, где традиционно проживала творческая интеллигенция. Поэтому его прихожанами всегда, в том числе в советское время, были люди искусства и науки. Здесь пели на клиросе Иван Козловский, Антонина Нежданова. И поскольку среди прихожан были люди всемирно известные, это не раз спасало храм от закрытия. Рассказывают, что в советские годы в Пасхальную ночь все примыкающие к церкви улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами, а в самом небольшом храме каким-то образом умещались более двух тысяч человек!
В храме Воскресения Словущего тоже находится ряд особо почитаемых московских святынь. Среди них очень интересный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Редкий случай: Божия Матерь изображена на ней с непокрытой главой — это символ того, что Она отдала Свой покров людям ради спасения грешников.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 19 (567)