Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

О русском диаконском искусстве

Л. Таежная

Источник: Журнал "Покров"

    

Русскому диаконскому искусству идет уже десятый век. На протяжении столетий шлифовались его традиции. Уже в Остромировом Евангелии 1057 года отражен богослужебный опыт ее писца, диакона киевского Софийского собора Григория.

Средневековые источники не сохранили известий о наиболее славных в свое время диаконах-певцах. Однако известно, что культ басов на Руси был столь велик, что не остался без внимания заезжих иноземцев. Так, посетивший Россию в середине XII века антиохийский диакон Павел Алеппский писал: «У московитов пение идет без всякого обучения, как случится, все равно – они этим не стесняются. Лучший голос у них – грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю. Как у нас он считается недостатком, так у них наш высокий напев считается неприличным».

Эту характерную черту национальной эстетики объяснить трудно. Быть может, низкий бас олицетворял собой народный идеал героя-богатыря. Так или иначе, без колокольного звона да зычного диаконского баса не представлял себе большого праздника русский человек. Диаконский голос вел церковную службу, связывал ее части в единое целое, он провозглашал ектении – прошения о мире, здравии, спасении христианских душ, читал тексты Священного Писания – ветхозаветные пророчества, Евангелия, послания апостолов, провозглашал многолетия церковным и светским властям и анафематствовал еретиков. «Трубный глас» диакона возвещал гражданам с Лобного места о начале войны и о заключении мира.

Лучшие хоры русского средневековья – государевы и патриаршие певчие дьяки, служившие в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля, также состояли из басов и баритонов.

Однако после реформы Патриарха Никона эстетические представления о благолепии церковной службы начали меняться. В духовных композициях эпохи барокко высокие тенора заняли с басами равное положение. Но и в новое время русские остались верны своему идеалу, отныне воплощавшемуся в искусстве певцов-октавистов хора и в искусстве протодиаконов.

История сохранила немало преданий о непревзойденных басах, которые в былые времена щедро рождала Русская земля. Образы протодиаконов и даже целых диаконских состязаний вошли в классическую русскую литературу.

В свете народной любви к церковному пению и диаконскому служению в конце XIX – первой четверти XX века было суждено появиться целой плеяде известнейших протодиаконов, память о которых жива в русских сердцах и поныне. Имена отцов К. Розова, Н. Сперанского, М. Холмогорова, А. Здиховского, М. Лебедева, М. Михайлова, А. Остроумова, В. Прокимнова и многих других были на устах современников и потомков.

В предреволюционной Москве была еще жива традиция басового хорового ансамбля, верность которой сохранил древний Успенский собор Московского Кремля. По старинному обычаю, причт этого храма состоял исключительно из обладателей низких голосов – басов и баритонов, приезжавших в Москву со всех концов страны и проходивших специальные испытания в Синодальном училище церковного пения.

Каждый момент службы в Успенском соборе был незабываемым. Так, глубокое впечатление производило на молящихся чтение в алтаре Евангелия протоиереем Ермонским, обладавшим необычайной красоты басом. Не менее потрясающим был хоровой ансамбль духовенства, состоявший из низких голосов великой силы и мощности. Во время всенощных хор священников и диаконов выходил из алтаря, спускался с амвона и, обратясь к царским вратам, пел на два клироса подобны, стихиры и антифоны роспева Успенского собора.

Для того чтобы представить качество звучания этого ансамбля, достаточно сказать, что в числе его участников был выдающийся русский бас, протодиакон Успенского собора отец Константин Розов (1874–1923). В своей монографии «Великий архидиакон» его дочь Людмила Константиновны Розова (1907–2002) рассказала о своем отце, как о человеке необыкновенного таланта и доброты. В служении Отечеству он видел свое предназначение. Служение в церкви Зимнего дворца, куда он был приглашен Его Императорским Величеством Николаем II, оглашение всех важных государственных документов, манифестов перед народом на Красной площади в Москве и другие возложенные на него обязанности, ответственные поручения, великий архидиакон Константин выполнял с честью. В начале 1920-х годов он совершал гастрольные поездки по сбору средств для оказания помощи голодающим Поволжья.

Когда начинал петь своим редчайшим могучим басом Великий Архидиакон Константин Розов, в храме в окнах дребезжали стекла, начинали мигать лампады и свечи.

19 сентября 1921 года в Москве в Храме Христа Спасителя, где собралось свыше 15 тысяч человек, торжественно отмечалось 25-летие диаконского служения отца Константина Розова. Тогда же состоялось его торжественное наречение Великим Архидиаконом, впервые в Русской Православной Церкви. Это знаменательное событие произошло при Патриархе Тихоне.

Ценнейший архив (около 200 единиц хранения) был передан Л.К. Розовой в дар музею «Московский Кремль».

Л. Таежная

Источник: Журнал "Покров"

21 октября 2016 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Евгений21 октября 2016, 18:04
Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×