Москва, 23 октября 2016 г.
19 октября 2016 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялся семинар по вопросам пастырского окормления военнослужащих, организованный ПСТГУ совместно с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
Совещание прошло под председательством главы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона и ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева.
В семинаре приняли участие епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Сергий Привалов, заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и кафедрой Литургики Сретенской духовной семинарии священник Михаил Желтов, священнослужители из регионов Российской Федерации, окормляющие военные подразделения, преподаватели ПСТГУ в священном сане.
На семинаре обсуждались актуальные вопросы из пастырской практики военного духовенства, присланные из разных епархий Русской Православной Церкви.
Участники встречи высказались на тему возможности и целесообразности проведения общей исповеди военнослужащих в экстренных случаях, когда неизвестно, смогут ли солдаты еще в своей жизни посетить храм, а исповедать каждого нет физической возможности. Были озвучены реальные ситуации, когда у военных капелланов вставал данный вопрос. Епископ Антоний, окормляющий военнослужащих одного из самых крупных полигонов (Капустин Яр), предварил обсуждение озвученных мнений кратким выступлением, в котором поделился опытом совершения исповеди в воинских храмах Ахтубинской епархии. «Важно понимать цель — для чего вообще мы совершаем Таинство исповеди, для чего мы ее организуем. Количественные показатели не могут быть самоцелью», — напомнил он.
В продолжении беседы епископ Пантелеимон отметил, что в истории Церкви были святые, которые ни разу не приступали к Чаше, но вряд ли были те, кто не принес перед Богом покаяния.
«Самое важное, чего нам необходимо избежать — это профанации Таинства. К сожалению, это происходит сплошь и рядом при совершении общей исповеди, — дополнил протоиерей Владимир Воробьев. — Люди привыкают к ней и перестают каяться по-настоящему. Экстренные ситуации священник наоборот должен использовать для того, чтобы убедить солдат в важности искреннего покаяния и изменения своей жизни».
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнств и детства, дополнил предыдущие выступления, сравнив настоящего пастыря с ловцом рыб: «Задача каждого священника — привести человека к Богу. В одном случае необходимо действовать так, в другом — иначе. Но какая бы ни была ситуация, священник должен стремиться к тому, чтобы из его пастырского взгляда не вышел ни один солдат».
Протоиерей Сергий Привалов, подытоживая обсуждение, отметил, что категорически нельзя давать благословение на регулярное проведение общей исповеди, тем самым делая это правилом. Но в каких-то конкретных экстренных ситуациях возможны исключения, которые остаются на пастырской совести священника, принявшего данное решение.
Во второй части семинара его участники обсудили вопросы крещения и венчания военнослужащих, участия солдат в богослужениях и Таинствах, учитывая сложности режима военных подразделений, а также совершения Божественной литургии в условиях ведения боевых действий, — в частности, при отсутствии певчих, неблагоприятных погодных условиях и строгих временных ограничениях. По каждому из обсуждаемых вопросов священник Михаил Желтов приводил краткую историко-каноническую справку. Также он поделился литургическим опытом греческой Церкви.
Итоги обсуждения после их обработки будут опубликованы на сайте «Пастырь» – priest.today. «Пастырь» — ресурс для священнослужителей Русской Православной Церкви, созданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православным Свято-Тихоновским богословским институтом и Синодальным отделом по социальному служению с целью обмена пастырским опытом, церковными проектами и приходскими практиками.