Продолжаем рассказ о паломничестве по Москве и святынях столицы.
«— …Ворочь, Антипушка, к Царице Небесной… нипочем мимо не проходят.
Иверская открыта, мерцают свечи. На скользкой железной паперти, ясной от скольких ног,— тихие богомольцы… Мы ставим свечки, падаем на колени перед Владычицей, целуем ризу. Темный знакомый лик скорбно над нами смотрит — всю душу видит. Горкин так и сказал: ″Молись, а она уж всю душу видит″».
Эти теплые строки из «Богомолья» Ивана Шмелева вспоминаются, когда речь заходит об Иверской. Простыми словами сказано самое важное: Иверская икона Божией Матери издавна была окружена в Москве исключительным почитанием. В часовне у Воскресенских ворот благая Вратарница несколько веков встречала и провожала всех, кто прибывал в древнюю столицу. И сами москвичи, и пришлые просили у Нее благословения на предстоящие труды и на далекий путь. И здесь же – объяснение, почему люди так любят эту икону: правда ведь – в самую душу смотрит! Лик Пресвятой Богородицы на этой иконе скорбный и строгий, что не случайно. Вспомним, что отличительной чертой Иверской является рана на лике: в IX веке, в период богоборчества воин ударил копьем икону Божией Матери, хранившуюся у одной вдовы в Никее, и из раны тут же истекла кровь. Впоследствии икона чудесным образом «пришла» на Афон по морю и стала хранительницей Иверской обители. Список с этой чудотворной иконы впервые был доставлен в Москву со Святой Горы в середине XVII столетия.
С большой долей вероятности можно сказать, что, несмотря на все перипетии ХХ века, древние чтимые московские иконы сохранились до наших дней, и это настоящее чудо.
«Всю душу видит»
Первый Иверский образ для Москвы был изготовлен на Святой Горе по просьбе будущего патриарха Никона, тогда архимандрита московского Новоспасского монастыря, в годы правления царя Алексея Михайловича. На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. Первоначальная Иверская омывалась святой водой, и на этой воде разводились краски. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». «Иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее»,— сообщается в грамоте за подписью архимандрита Пахомия, присланной в Москву вместе с иконой и хранящейся ныне в одном из государственных архивов.
Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья».
От Иверской иконы изливалось и изливается множество чудес, поэтому ее почитание быстро распространилось по Руси. В 1656 году с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря (к сожалению, он был утрачен в советское время). В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города была построена Иверская часовня, куда был помещен третий список Иверской. Он был сделан с первой московской иконы, но чуть большим по размеру.
Богородица вернулась в Свой дом
Новодевичий монастырь – одно из красивейших мест столицы. Он был основан в 1524 году. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках. Он сохранился с тех пор практически без изменений и поэтому был поставлен под охрану ЮНЕСКО как всемирное достояние. У обители интересная и сложная история, которая заслуживает отдельного рассказа, но мы остановимся на судьбе Иверской.
Место своего постоянного пребывания до революции она покидала только один раз: во время празднования 300-летия дома Романовых образ приносили для поклонения в митрополичьи палаты Чудова монастыря.
В 1922 году монастырь закрыли, и в его стенах был образован историко-бытовой музей. В начале 1930-х в Новодевичьей обители разместился… «Музей раскрепощения женщины». С 1934-го он становится филиалом Государственного исторического музея. Иверская в это время оставалась где-то в музейных хранилищах, но в родных стенах. С 1945 года монастырский Успенский храм стал действующим. В 1994-м была организована монашеская община, но основная часть храмов и зданий монастыря по-прежнему принадлежала музею. Многие годы обители пришлось просить об их возвращении Церкви. Наконец в 2010-м все строения Новодевичьего были переданы в безвозмездное пользование Московской епархии. «Это было парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери Иверская, которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально», — рассказывала игумения Маргарита (Феоктистова). Но случилось невозможное и неожиданное: без всяких официальных ходатайств в мае 2012 года икона была торжественно передана в распоряжение обители. Надо отметить, что это действительно небывалый случай – музеи практически не расстаются с древними иконами (это тоже отдельная сложная тема). «Единственное, что тут можно сказать, что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель»,— считает матушка игумения. Сегодня святыня пребывает в Успенской церкви.
Для начинающих московских паломников добавлю, что найти Новодевичий монастырь тоже очень просто: станция метро «Спортивная», дальше 5-10 минут пешком, а дорогу укажет каждый.
Сердце Москвы
Об Иверской часовне упоминается во многих произведениях русской литературы. Но, наверное, самые пронзительные строки принадлежат Марине Цветаевой: «А вон за тою дверцей,/ Куда народ валит,— / Там Иверское сердце / Червонное горит»...
Вскоре после октябрьского переворота святыня была подвергнута поруганию. К первому празднованию Первомая в 1918 году возле часовни появились красная пятиконечная звезда и лозунг «Религия есть опиум для народа». В эти же дни часовня впервые была ограблена, но милиция бездействовала. В Сочельник 1923 года богоборцы провели здесь так называемое «комсомольское рождество». Изображавшие духовенство ряженые несли плакаты с непристойными надписями, «чучела богов» разных религий, включая кощунственные изображения Господа Иисуса Христа и Богоматери. Закончилось все большим костром перед часовней, в котором сожгли «религиозную атрибутику». В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь по инициативе члена ЦК, главы «Союза воинствующих безбожников» Емельяна Ярославского.
К тому времени древней святыни в часовне уже не было. В дни кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году чудотворную Иверскую икону увезли в неизвестном направлении...
В 1994-1995 годах Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Здесь помещен современный список Иверской, написанный на Святой Горе. Службу совершает поочередно все московское духовенство: каждый день читается акафист Божией Матери. К сожалению, присоединяется к этой молитве не так много людей из тех, кто приходит посмотреть на Красную площадь, главную московскую достопримечательность.
Сокровища храма Воскресения
Как сложилась судьба иконы из Иверской часовни? Есть надежда, что она не погибла в лихолетье. Ее описанию в точности соответствует икона, в 1933 году поступившая в Третьяковскую галерею без указания происхождения. Но многие убеждены, что уже долгие годы икона находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Он тоже не закрывался в советское время, и здесь сосредоточено множество почитаемых святынь, которые свозили сюда из разоренных церквей. Расскажем о нем кратко, ведь его история не менее удивительна.
На переломе ХIХ–ХХ веков в маленьком больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сокольнической слободе служил протоиерей Иоанн Кедров. В то время это был рабочий район, где жили в основном небогатые люди, которые были задавлены заботами о «хлебе насущном» и редко посещали храм. Отец Иоанн был ревностным священником, который болел душой о людях. Однажды после горячей молитвы ему явилась в сонном видении Царица Небесная и повелела построить в Сокольниках большой и красивый храм, чтобы он самим своим видом и благовестом мог напоминать окрестным жителям о Боге. Однако приход был бедный, денег на новый храм у священника не было, и он не решался приступить к строительству. Тогда во второй раз увидел он Божию Матерь, но теперь со строгим ликом. Убоявшись и положившись на волю Божию, отец Иоанн начал строить храм Воскресения. Строительство велось с 1908 по 1913 год с огромными трудностями. Несколько раз положение становилось совершенно безвыходным. Однако по горячей молитве пастыря помощь приходила совершенно чудесным образом.
Храм Воскресения — выдающийся образ стиля «русский модерн». Он имеет форму креста и девять куполов в честь девяти Ангельских чинов. Есть и такая особенность: он обращен алтарем не на восток, как обычно, а на юг, то есть к храму Воскресения Христова в Иерусалиме.
В 1929 году, после разрушения Иверской часовни, чтимая икона была перенесена в церковь в Сокольниках. Празднование Иверской здесь совершается как один из престольных праздников храма. Кстати, здесь же находятся и другие великие святыни из уничтоженных московских церквей: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской Афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.
Если вы захотите побывать в храме Воскресения, найти его тоже предельно просто: он расположен у выхода со станции метро «Сокольники».
У нас получился целый паломнический маршрут, связанный с Иверской иконой, причем все три станции («Спортивная», «Охотный ряд», «Сокольники») находятся на одной – Сокольнической, «красной» линии.
* * *
Горит сердце, причем в буквальном смысле, когда молишься у древнего строгого Иверского образа. Именно это и заставило меня после очередного посещения Новодевичьего начать собирать информацию, которая лично для меня сложилась в удивительную мозаику. Это помогло по-новому посмотреть на те места, где я бывала, в общем-то, неоднократно, но о которых знала так мало. И душа опять стремится в новое московское паломничество…
Фото из открытых интернет-источников