Беседа с Митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем об отношениях Церкви и государства, науке и религии, главных ценностях в жизни человека и правильных установках.
Сердечно благодарим за помощь в осуществлении перевода с греческого языка протоиерея Николая Данилевича, профессора, преподавателя Киевской духовной академии, заместителя главы отдела внешних церковных связей УПЦ.
– Владыка Николай, взаимодействует ли Элладская Церковь с греческими властями?
– Отношения, которые сейчас сложились между Церковью и государством в Греции, уникальные. Таких нет больше в мире.
Например, Конституция Греции начинается с призывания Святой Троицы. И это потому, что первые освободители нашей страны от турок совершали свое дело, святое дело освобождения, во имя Бога, Святой Троицы. Со временем, претерпев множество изменений, создалась модель тесного общения Церкви и государства.
Церковь подчиняется государству и является частью государственного аппарата и субъектом общественного публичного права.
На мой взгляд, это не способствует позитивному руслу развития Церкви, но благотворно отражается на нации.
Государство особых преимуществ, как и пользы от подчинения ему Церкви не имеет, субординационные отношения носят формальный характер.
По сути, как Церковь, так и государство выполняют свою роль.
Вот почему лозунги «Необходимо отделять Церковь от государства» вызывают большой вопрос: «А что мы будем делить?» Государство занимается своими делами, а Церковь – своими.
Конечно, следует учитывать и марксистско-атеистические предубеждения нынешнего «левого» правительства, которое заявляет, что Церковь вообще не нужна.
– Таких во власти большинство?
– За них проголосовало только 19 %греков, остальные жители не ходили на выборы. Поэтому нами управляет активное меньшинство. Думаю, что греческой Церкви не надо бояться нововведений правительства, следует уверенно отстаивать свои позиции.
– Владыко, Вы в прошлом астрофизик, сотрудник Национального аэрокосмического агентства США (NASA). Среди православных бытует предубеждение, что наука противоречит религии. Каково Ваше мнение?
– Я действительно начинал как астрофизик, но главная сфера моих исследований находится в области медицины.
В свое время я занимался биоэтикой, использованием медицинских методов в технических целях. И в NASA не обходились без космической медицины. Я все технологии объединял. Они не шли вразрез с верой.
Наука – это познание Божьего творения. Исследуя то, как создан мир, ты преклоняешься перед Творцом. И тогда наука является благословением Божьим. А если человек возомнит, что он сам себе бог, возникают проблемы и в науке, и в жизни.
Общение с Господом само по себе нивелирует вопрос о Его существовании.
Богообщение – неотменное условие православного образа жизни.
– Cегодня среди христиан либерального настроя возникли сомнения по поводу абортов. Допустимы ли они с точки зрения биоэтики?
– Нынче люди норовят сами создавать жизнь и прерывать ее. Это огромное заблуждение! Ведь жизнь – дар Божий.
И наша задача – быть благодарными за такой дар!
Целесообразна ли эвтаназия? Считаю, что близким нужно позаботиться скорее о том, чтобы создать для страдающего такие условия жизни, чтобы он не желал смерти и осмысленно мог перейти из временной жизни в вечную.
У нас при Митрополии функционирует духовный центр, куда приходят люди, потерявшие последнюю надежду: страдающие неизлечимыми заболеваниями, желающие покончить жизнь самоубийством или прибегнуть к эвтаназии. Мы духовно наставляем их, утверждаем в желании жить.
К примеру, недавно пришла одна женщина, мать молодого человека, который умер, и сказала мне: «Вы нам помогли правильно проводить сына в жизнь вечную, мы возрадовались за него и за его уход».
55-летний мужчина, обреченный на скорую смерть, поблагодарил: «Спасибо, владыко, за то, что я не утратил ценность жизни».
Много времени мы уделяем и детям-инвалидам.
Церковь борется за жизнь этих детей! Любовь и вера – лучшие наши лекарства. Мы против насильственной смерти – будь то эвтаназия или аборт.
Главное, что эти испытания рождают большую любовь и веру в сердцах людей.
– Тема Вашей встречи с киевлянами: смерть, боль, страдания. Как полюбить страдания?
– Апостол Иаков говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения…»
Почему надо радоваться во время испытаний? Ибо Бог посылает испытания и дает помощь, лекарство. Как отмечает Авва Исаак, аскет: «Слава Богу, что с помощью горьких лекарств Он нас спасает и освещает».
Мы не просим испытаний. Вспомним «Отче наш»: «И не введи нас во искушения».
Миродержитель – дьявол, а Вседержитель – Бог.
И именно Бог Своим чудесным способом все зло превращает в добро.
Спаси Господи !