Человек – это образ и подобие Божие. Величайшее существо на земле. Можно даже сказать, что Земля и все, что на ней, создано для него – является его колыбелью. Кроме того, человек – существо двухсоставное: с одной стороны, имеет материальное тело, с другой – бессмертную душу, подобную святым Ангелам. Человек является сыном Божиим, только, естественно, сыном «с маленькой буквы».
Вот какое высокое достоинство у нас!
Поэтому мы, дорогие братья и сестры, очень сложные глубочайшие существа. И часто сами не знаем и не можем предположить, что в нас намешано. Недаром человек называется иногда «макрокосмом», то есть космосом в миниатюре – в телесных рамках одного тварного существа. Только здесь есть одно «но»…
После грехопадения святых праотцев Адама и Евы в мире множится грех, который исцеляется только Господом нашим Иисусом Христом.
Вследствие этого внутри человека – в сердце – образуется будто бы вторая его природа. Часто человек сам себя не знает. Он воспринимает не настоящее свое «я», но клубок грехов и страстей, который крепко выплелся у него в сердце и заслонил собою бессмертную человеческую душу.
Часто мы и не знаем собственной души, а идентифицируем свой греховно-страстный сплав. Этим грешат также западные школы психологии и педагогики, которые рассматривают только поверхностный «слой» человека и культивируют потакание ему. Православное же аскетическое делание, наоборот, преимущественно направлено на то, чтобы распутать грешный клубок, помочь с Божьей помощью человеку избавиться от него, очистив и освободив душу. Именно отсюда знаменитое изречение святого первоверховного апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).
Вы спросите, зачем такое долгое предисловие?
Да потому, что главный метод сатаны и бесов – сыграть на человеческих страстях и грехах, как на музыкальном инструменте. Диавол стремится быть кукловодом, дергающим человека за ниточки греха, чтобы его душа попала в ад.
Царь тьмы сам по себе бессилен. У него нет власти над человеком. Но он великий иллюзионист-фокусник. Именно отсюда наименования нечистого – «лукавый» и «клеветник». Его главная задача – склонить человека на свою сторону – приложиться к нему (древние святые отцы употребляли слово «прилог») и заставить покорно делать его волю. Метод диавола можно сравнить с наращиванием волос: в мысль или чувство человека вплетается чужеродный замысел сатаны. Как рыбак, подцепивший большую рыбу на крючок греха-страсти, он водит человека за нос, пока полностью не одолеет его. Схематически анатомия греха выглядит так: прилог – рассмотрение человеком прилога – принятие его в сердце – любование им – совершение греха – многократное совершение греха – грех превращается в страсть закоренелую – погибель души.
Потому мы должны быть очень внимательны к себе – к своим мыслям. Ведь вокруг нас в невидимом мире находятся тысячи духов – святых Ангелов и бесов. И последние пытаются вторгнуться в наши души, а первые хотят нас оградить. Мы же должны святым Ангелам-хранителям нашим помогать – молитвою, постом, покаянием, Таинствами Церковными. И ни в коем случае не принимать в себя и даже не рассматривать своим внутренним умственно-сердечным зрением вражеские прилоги. Сатана – очень древнее и умное существо. Если мы остановим на его уловках свое внимание, он будет тщательно искать способ нас поймать.
Например, диавол или бес может являться человеку в виде Ангела, святого, Христа или умершего родственника. В таких случаях нечистый искусно играет на чувствах греховного человеческого естества: гордыни, тщеславия, страха суеверия и втирается к нему в доверие, постепенно подталкивая человека к пропасти.
Потому ВСЕ святые отцы в один голос говорят, что СНАМ ДОВЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ.
Сны бывают трех видов:
1. От Бога.
2. От диавола.
3. От естества.
Сны от Бога – это сны-видения, пророчества, вразумления, которые духовно развивают человека, указывают ему верный жизненный путь, предостерегают от опасности. Яркий пример такого сна – видение святым патриархом Иаковом таинственной лестницы, прообразующей Пресвятую Богородицу (Быт. 28:10–14). Но для того чтобы видеть такие сны, нужно быть святым – то есть человеком, который очистил свое сердце постом, молитвою, благочестивым житием, смирением, исповедью, причастием Святых Тела и Крови Христовых до глубинного уровня боговидения. Мы зачастую с вами, дорогие братья и сестры, не такие большие подвижники и не достигли святости. Потому и видеть сны от Бога недостойны.
Сны от диавола условно можно разделить на три вида: в которых он пытается нас толкнуть на какую-либо страсть (например, блудную, осквернение во сне); когда стремится нас напугать, ужаснуть (его цель – вывести человека из состояния душевного равновесия); в которых маскируется под Бога, святых угодников, умерших родственников. Последние сны наиболее опасные, потому что в человеке (почти каждом) глубоко укоренилось тщеславие и самолюбие («Мол, вот это да, я сподобился видеть Бога или святых»), или из-за чувства горя от утраты близкого он находится в нестабильном психологическом стоянии и также может быть подвержен атакам бесов.
Сны от естества – когда человек в различных причудливых формах переживает во сне те события, которые произошли с ним за прошедший день.
В этих снах человек также может быть подвержен нападению бесов.
Последние два вида снов мы с вами, дорогие братья и сестры, можем видеть по нашей грешной природе.
Но святые отцы предупреждают: ни в коем случае не обращайте на сны внимания. Встали с утра, перекрестились, утренние молитвы почитали и, все ночное забыв, пошли на работу.
Относительно умерших сродников…
Чтобы совесть была чиста и не укоряла нас, нужно для
усопших делать все то, что предписывает Церковь:
заказывать сорокоусты, панихиды, литии, читать молитвы,
подавать милостыню. Зайдите и свечечку за них в храме
поставьте. Поверьте, они получат на том свете огромную
благодать от Бога и ваше земное молитвенное
«письмецо любви».
За тех же, кто не крещен, сам лишил себя жизни или за кого
по тем или иным причинам нельзя молиться в храме, можно
испросить благословение священника возносить молитвы по
милосердию Божию дома (например, молитву преподобного Льва
Оптинского о самоубийцах) или творить милостыню: накормить
бездомного и т. д. Единственное – не заставляйте
людей поминать усопшего, а делайте это сами в домашних
условиях, если на то есть благословение священника.
Тем, у кого остались сомнения после прочтения данной статьи и кто все-таки отважится верить снам, рекомендую почитать Патерик, в частности Печерское житие преподобного Исаакия, затворника Печерского, или сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести».
Нужно помнить, что в бодрствовании человек защищен в том числе и силой своей воли. Во сне же, когда он расслабляется и воля отключается, может быть атакован бесами. Именно для ограждения от нечистой мы читаем вечерние молитвы, во время молитвы «Да воскреснет Бог…» осеняем свою кровать крестным знамением и завершаем вечернее правило молитвой «В руце Твои Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой…», которая читается для того, чтобы мы перед сном, когда психологическая оборона наша слабнет, добровольно передали свою душу на попечение Господа. И тогда все будет хорошо…
Сны - это обработка информации полученной за время бодрствования и выдаваемая затем на уровень сознания через сны и эмоции. Поэтому сны и эмоции могут быть "разпакованы", осмыслены с уровня сознания и затем учитываться в дальнейшей жизни