Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). С рапортом относительно поступившего ходатайства архиерейского совета Волгоградской митрополии о канонизации игумении Арсении обратился Преосвященный епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Свято-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
Мысль о канонизации самой, пожалуй, известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии (Боровик), которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более десяти лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства.
– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо отложить свои дела и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления. <…> Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.
Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым частыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев.
* * *
Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье состоятельного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».
С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, – рассказывала она потом, – дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.
Несмотря на юные годы, Анна имела мудрое и чуткое к чужим бедам сердце. Зрелище людских горестей и нужд причиняло ей страдание. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных. В тюрьмах юная Себрякова часто выкупала должников. Все эти благие дела совершались не напоказ: не желая огласки, Анна переодевалась в простое платье и покрывалась темным платком… В семнадцать лет боголюбивая девушка приняла решение окончательно распроститься с миром и поступила в Усть-Медведицкий монастырь (на территории нынешней Волгоградской области).
Неординарная личность Себряковой полноценно проявилась в монастырской жизни. Сначала послушница трудилась на общих работах и писала иконы. Спустя четыре года после поступления в обитель Анна была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через пять лет, в 1859 году, – в мантию с тем же именем. В 1862 году, после двенадцати лет пребывания в монастыре, Арсению назначили казначеей, затем – настоятельницей, а в 1864 году она была возведена в сан игумении.
Игумения Арсения проявила себя как талантливый организатор и мудрый наставник. Ее хлопотами в монастыре открылась четырехклассная школа для девочек, где сама матушка преподавала историю и географию. Появилась в обители и собственная иконописная мастерская. На подворье выросли новые здания, был основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. Своими делами матушка Арсения заслужила уважение далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии.
* * *
Одна из главных святынь монастыря – по преданию, принадлежавший игумении Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. Обнаружили его в 1970-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры.
– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, – рассказывает сестра Онуфрия. – Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.
Монастырское предание говорит, что во время усердной молитвы на камне матушке Арсении явилась сама Богородица. Теперь камень находится в подземной келье, которая является частью комплекса пещер. Эти пещеры стали одним из главных подвигов игумении Арсении. По замыслу подвижницы, они должны были символизировать путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы. Матушка приступила к рытью пещерных ходов 10 июля 1874 года и до конца жизни вырыла с помощницами около 164 метров. Известно, что она хотела жить затворницей в пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал, и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как Высшей воле.
* * *
Игумения Арсения скончалась 21 июля /3 августа 1905 года во время паломнической поездки в Саровскую пустынь. Мощи святой пока остаются сокрытыми от верующих. Изначально, после доставки из Сарова, гроб с телом захоронили в храме преподобного Арсения Великого на территории монастыря. При советской власти обитель разорили и о могиле до поры до времени не вспоминали. Здесь следует отметить одно обстоятельство: поскольку игумения Арсения была высокопоставленной фигурой, ее погребли с драгоценными реликвиями. Эти материальные ценности и соблазнили работников электростанции, которая располагалась в бывшем монастыре с 1936 года, осквернить захоронение. К счастью, о злом умысле узнали бывшие монахини, жившие неподалеку. Им удалось укрыть мощи игумении. Но где? Живых свидетелей не осталось (последняя из присутствовавших при перезахоронении скончалась в 1981 году). Насельницы восстановленного монастыря верят в то, что обретение мощей произойдет, если они будут неустанно работать над собой и укрепляться в вере.
* * *
Преподобная Арсения оставила после себя духовное наследие, в котором раскрывается как христианский мыслитель, аскет и духовная наставница. Наиболее известна ее переписка с родным братом святителя Игнатия (Брянчанинова) – Петром Александровичем, который после смерти святителя обрел в матери Арсении близкого по духу человека. Труды святителя Игнатия были особенно близки духовным понятиям игумении Арсении…
Уже в глубокой старости, обремененная многими заботами по управлению обителью, матушка Арсения говорила: «Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадает свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!»
«Слово Божие, – писала она, – есть безбрежное необъятное море. Многие бросают в него свой невод, и тот, который пройдет почти по поверхности, извлекается с одной пеной; тот, который проходит на большей глубине, извлекает рыб; тот же, который опускается на дно моря, собирает драгоценные раковины и жемчужины».
Путь к Господу, к Истине, как считала матушка, нужно прокладывать не через мечтательность и надуманные «духовные» состояния, а через собственную немощь, «через полноту греховности нашей». Нельзя относиться к душевным состояниям как к чему-то самоценному, искусственно их возгревать. Но навыкать трезвому самовоззрению непросто – этой работой, как правило, тяготится человек, ведь мы привыкли искать покой «в рассеянности помыслов, в смятении чувств»… «Я не верю в то состояние, которое нужно беречь! Если есть что хорошее, его нельзя не видеть, нельзя не признавать его хорошим, но можно и должно приписать его Господу, и откроется новая причина для души смиряться».
* * *
Его Преосвященство епископ Троицкий Панкратий, представивший на заседании Священного Синода ходатайство о прославлении игумении Арсении, говорит:
– Перед епархиальными комиссиями ныне стоит не только задача сбора и изучения сведений о христианах, но и дело их прославления, и это сейчас является одной из самых приоритетных и актуальных областей. Люди должны знать святых, молиться святым, тем самым обретая живую личную связь с ними. Надо показывать и доказывать, что подвиг … – не есть нечто недостижимое, с учетом страстей современного человека, который всю свою жизнь сводит к получению материальных выгод, а есть прямое исполнение заповедей Христовых. И мы должны поступать так, как бы на нашем месте поступил Христос.
Священный Синод постановил совершать память преподобной Арсении Усть-Медведицкой 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
Публикуется с сокращениями