Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Подвиг святого есть прямое исполнение заповедей Христовых

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). С рапортом относительно поступившего ходатайства архиерейского совета Волгоградской митрополии о канонизации игумении Арсении обратился Преосвященный епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Свято-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Мысль о канонизации самой, пожалуй, известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии (Боровик), которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более десяти лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства.

– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо отложить свои дела и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления. <…> Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.

Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым частыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев.

* * *

Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье состоятельного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».

С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, – рассказывала она потом, – дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.

    

Несмотря на юные годы, Анна имела мудрое и чуткое к чужим бедам сердце. Зрелище людских горестей и нужд причиняло ей страдание. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных. В тюрьмах юная Себрякова часто выкупала должников. Все эти благие дела совершались не напоказ: не желая огласки, Анна переодевалась в простое платье и покрывалась темным платком… В семнадцать лет боголюбивая девушка приняла решение окончательно распроститься с миром и поступила в Усть-Медведицкий монастырь (на территории нынешней Волгоградской области).

Неординарная личность Себряковой полноценно проявилась в монастырской жизни. Сначала послушница трудилась на общих работах и писала иконы. Спустя четыре года после поступления в обитель Анна была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через пять лет, в 1859 году, – в мантию с тем же именем. В 1862 году, после двенадцати лет пребывания в монастыре, Арсению назначили казначеей, затем – настоятельницей, а в 1864 году она была возведена в сан игумении.

Игумения Арсения проявила себя как талантливый организатор и мудрый наставник. Ее хлопотами в монастыре открылась четырехклассная школа для девочек, где сама матушка преподавала историю и географию. Появилась в обители и собственная иконописная мастерская. На подворье выросли новые здания, был основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. Своими делами матушка Арсения заслужила уважение далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии.

* * *

    

Одна из главных святынь монастыря – по преданию, принадлежавший игумении Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. Обнаружили его в 1970-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры.

– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, – рассказывает сестра Онуфрия. – Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.

Монастырское предание говорит, что во время усердной молитвы на камне матушке Арсении явилась сама Богородица. Теперь камень находится в подземной келье, которая является частью комплекса пещер. Эти пещеры стали одним из главных подвигов игумении Арсении. По замыслу подвижницы, они должны были символизировать путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы. Матушка приступила к рытью пещерных ходов 10 июля 1874 года и до конца жизни вырыла с помощницами около 164 метров. Известно, что она хотела жить затворницей в пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал, и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как Высшей воле.

* * *

    

Игумения Арсения скончалась 21 июля /3 августа 1905 года во время паломнической поездки в Саровскую пустынь. Мощи святой пока остаются сокрытыми от верующих. Изначально, после доставки из Сарова, гроб с телом захоронили в храме преподобного Арсения Великого на территории монастыря. При советской власти обитель разорили и о могиле до поры до времени не вспоминали. Здесь следует отметить одно обстоятельство: поскольку игумения Арсения была высокопоставленной фигурой, ее погребли с драгоценными реликвиями. Эти материальные ценности и соблазнили работников электростанции, которая располагалась в бывшем монастыре с 1936 года, осквернить захоронение. К счастью, о злом умысле узнали бывшие монахини, жившие неподалеку. Им удалось укрыть мощи игумении. Но где? Живых свидетелей не осталось (последняя из присутствовавших при перезахоронении скончалась в 1981 году). Насельницы восстановленного монастыря верят в то, что обретение мощей произойдет, если они будут неустанно работать над собой и укрепляться в вере.

* * *

Преподобная Арсения оставила после себя духовное наследие, в котором раскрывается как христианский мыслитель, аскет и духовная наставница. Наиболее известна ее переписка с родным братом святителя Игнатия (Брянчанинова) – Петром Александровичем, который после смерти святителя обрел в матери Арсении близкого по духу человека. Труды святителя Игнатия были особенно близки духовным понятиям игумении Арсении…

Уже в глубокой старости, обремененная многими заботами по управлению обителью, матушка Арсения говорила: «Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадает свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое... Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!»

«Слово Божие, – писала она, – есть безбрежное необъятное море. Многие бросают в него свой невод, и тот, который пройдет почти по поверхности, извлекается с одной пеной; тот, который проходит на большей глубине, извлекает рыб; тот же, который опускается на дно моря, собирает драгоценные раковины и жемчужины».

Путь к Господу, к Истине, как считала матушка, нужно прокладывать не через мечтательность и надуманные «духовные» состояния, а через собственную немощь, «через полноту греховности нашей». Нельзя относиться к душевным состояниям как к чему-то самоценному, искусственно их возгревать. Но навыкать трезвому самовоззрению непросто – этой работой, как правило, тяготится человек, ведь мы привыкли искать покой «в рассеянности помыслов, в смятении чувств»… «Я не верю в то состояние, которое нужно беречь! Если есть что хорошее, его нельзя не видеть, нельзя не признавать его хорошим, но можно и должно приписать его Господу, и откроется новая причина для души смиряться».

* * *

Его Преосвященство епископ Троицкий Панкратий, представивший на заседании Священного Синода ходатайство о прославлении игумении Арсении, говорит:

– Перед епархиальными комиссиями ныне стоит не только задача сбора и изучения сведений о христианах, но и дело их прославления, и это сейчас является одной из самых приоритетных и актуальных областей. Люди должны знать святых, молиться святым, тем самым обретая живую личную связь с ними. Надо показывать и доказывать, что подвиг … – не есть нечто недостижимое, с учетом страстей современного человека, который всю свою жизнь сводит к получению материальных выгод, а есть прямое исполнение заповедей Христовых. И мы должны поступать так, как бы на нашем месте поступил Христос.

Священный Синод постановил совершать память преподобной Арсении Усть-Медведицкой 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

Публикуется с сокращениями

Рейтинг: 9.9 Голосов: 290 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил17 ноября 2016, 00:20
Преподобная мати Арсения моли Христа Бога спастися душам нашим!
Андрей13 ноября 2016, 01:45
Преподобная мати Арсения, моли Бога о нас! Слава Богу за все!
olga 9 ноября 2016, 14:51
Пришелец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя. Святая, преподобная игуменья Арсения, моли Бога, о нас !
наташа 9 ноября 2016, 13:33
Святая Арсения моли Бога о России и о мне грешной.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×