9 ноября на выставке-форуме «Россия — моя история» состоялась презентация «Высшей школы межкультурного диалога и конфессиональных исследований РГГУ». На презентации присутствовали преподаватели и представители администрации РГГУ, других вузов и научных сообществ. В качестве участника был приглашен секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон. Важно отметить, что зал был заполнен студентами и аспирантами, приехавшие ради этого в Манеж.
Открыл мероприятие доктор исторических наук А.Б.Безбородов, первый проректор по учебной работе и директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ.
Начиная встречу, профессор сказал несколько слов о совместной работе по подготовке экспозиции выставки «Россия — моя история. 1945-2016» и одноименного Исторического парка, а затем рассказал о том, что представляет новый проект. «Высшая школа межкультурного диалога и конфессиональных исследований РГГУ», по его словам, объединит интересы многих гуманитариев, будет выполнять экспертные функции и подготовку специалистов, осуществлять различные историко-архивные проекты.
Идея ее создания во многом родилась после того, как группа специалистов продолжила работу в Историческом парке «Россия — моя история». Это общественный проект федерального значения, и наработанный опыт необходимо было использовать. Научное сообщество РГГУ пришло к заключению, что нужна межвузовская платформа, объединяющая усилия по формированию единой национальной идентичности народов России, гражданской нации и исторической памяти.
Целевая аудитория Школы — в первую очередь молодежь, и именно поэтому она открылась в стенах РГГУ. Ее создатели хотели бы, чтобы он стала мощным ресурсным центром и для Исторического парка «Россия — моя история»: в их планах сотрудничество и с Патриаршим советом по культуре, и с архивным сообществом.
Затем слово было предоставлено епископу Тихону, который начал свое выступление с того, что обратил внимание собравшихся на более чем тревожную ситуацию в области гуманитарных наук. Епископ отметил, что серьезные провалы в системе образования привели к поистине ужасающему положению в области знаний отечественной истории и литературы. Для наглядности он продемонстрировал видеоматериал, представлявший из себя социальный опрос, проведенный на улицах Москвы. Большинство опрошенных, а это в первую очередь люди с высшим образованием или студенческая молодежь, были не в состоянии ответить на элементарные вопросы из сравнительно недавней отечественной истории. Уровень вопросов был таков, что еще четверть века назад на них мог ответить практически любой школьник.
По словам владыки, и люди среднего возраста отвечают сегодня правильно на аналогичные вопросы только в 15– 20% случаев. Такая же ситуация со знанием русской классической литературы. Все это, по словам владыки, — печальные плоды применявшихся образовательных форм и программ, спор о которых не утихает многие годы.
Владыка рассказал, что когда к нашим молодым современникам обращаются с вопросом, откуда они почерпнули фундаментальные представления о добре и зле, о правде и лжи, о чести и предательстве, то отечественную литературу как источник этих представлений практически никто не упоминает. Деятелей отечественной истории называют, но совершенно иных, чем были бы названы их отцами и дедами.
С такой ситуацией сталкиваются и в духовных учебных заведениях, и в светских вузах. На примере Сретенской духовной семинарии владыка рассказал о том, что уровень общих гуманитарных знаний многих абитуриентов после средней школы таков, что необходимо в рамках учебной программы уделять дополнительное внимание этим дисциплинам и поднимать общий уровень фундаментальных знаний по литературе, русскому языку и истории. Аналогичная картина наблюдается и в светских высших учебных заведениях.
«Вот сейчас одна из наших задач, — подчеркнул владыка, — восполнить недостающие знания, исправить страшные ошибки нашего поколения, которое не смогло перекинуть мост культуры, истории, образования к поколению последующему».
«Мы пытаемся что-то сделать уже несколько лет, устраивая эти популярные выставки, рассказывающие об истории нашей страны. Люди выходят после них просто потрясенными, потому что открывают свою собственную историю, открывают самих себя», — отметил владыка.
«Наш проект касается молодежи в первую очередь: просвещение через историю», — подчеркнул он, добавив, что исторические парки будут создаваться при поддержке администрации Президента и правительства в 26 регионах страны. По словам владыки, это будет единый учебник истории, который на понятном для всех языке расскажет о нашей стране то, что, к сожалению, слишком многие наши соотечественники забыли или не знают.
Владыка особо поблагодарил специалистов из РГГУ за то, что они откликнулись на приглашение принять участие в совместной работе. «У нас сейчас есть проект по истории, — сообщил владыка, – и надеюсь, что педагогическое сообщество сделает что-нибудь, чтобы изменить ситуацию с преподаванием истории в школах нашей страны. Точно так же это касается и преподавания литературы и русского языка». Архиерей выразил надежду, что скоро будет создано общественное объединение, включающее деятелей науки и культуры, которое серьезно займется решением этой гуманитарной проблемы.
«Большое вам спасибо и за участие в создании этой экспозиции — она еще требует доработки, и мы будем ее дорабатывать — но то, что преподаватели, ученые, архивисты РГГУ и аспиранты, студенты работали вместе с нами, — для нас это огромная помощь и большая честь», — подчеркнул владыка Тихон и выразил надежду на то, что удастся совместно работать над этой важной для российского общества проблемой.
Дополняя сказанное владыкой, А.Б.Безбородов отметил, что одним из первых проектов Школы-центра станет подготовка экскурсоводов для Исторического парка. При этом в процессе подготовки очень важно ездить по стране, чтобы лучше увидеть, как живет вузовское и экспертное сообщество, как реализуется задача формирования единого исторического и гуманитарного пространства.
Ольга Вячеславовна Павленко, проректор РГГУ по научной работе, отметила важность понимания исторических процессов для современной России, самой большой страны в мире, объединяющей в себе множество народов. Необходимо осознать, что именно является живительной энергией нашего общества, благодаря которой существует, несмотря на все испытания, наша страна.
Проекты, аналогичные Историческому парку имеют и научную, и просветительскую составляющую, являются взглядом в прошлое, обращенным в будущее. Эта совокупность важных образовательных, научных, гражданских стратегий открывает серьезные перспективы и дает понимание, в каком направлении надо действовать и в высшей школе, и в молодежной политике. Правильно проанализировав свой исторический опыт, мы сможем преодолевать сложности. Именно преодолению внутренних противоречий учит нас исторический опыт великой Российской империи, СССР и современной России. Восстановить континуитет истории, культуры, религии в России — первоочередная задача проекта под названием «Высшая школа межкультурного диалога и конфессиональных исследований».
После этого к собравшимся обратилась Елена Петровна Малышева, декан Факультета архивного дела РГГУ, специалисты которого также много сделали для того, чтобы Исторический парк и выставка были организованы на профессиональном уровне.
По ее мнению, за последние несколько лет в мировоззрении российской молодежи произошли серьезные изменения. В то время как несколько лет назад в ее сознании доминировало стремление к индивидуализации, сейчас оно все больше стремится к консолидации. Молодежь становится социально активной, и это объективная реальность.
Сегодняшняя ситуация диктует необходимость найти модель межкультурного диалога, которая явилась бы сплачивающим началом для стремлений молодого поколения. Очень важно в этом вопросе, что и кто именно станет объединяющим центром. РГГУ последние несколько лет активно работает над этим вопросом. Особо важным видится Е.П.Малышевой историко-архивное направление: «Архивы — это образ мышления, это сознание, это понимание того, что мы сегодня — это нечто, включенное в общую социальную систему. Понимание своего места и роли в этом мире — это есть особая архивная философия». Очень многие практики, модели скрыты именно в архивных документах, и их всестороннее и глубокое изучение жизненно необходимо.
Продолжая тему архивного дела, А.Б. Безбородов напомнил, что на презентации присутствует и Константин Анатольевич Мазин, возглавляющий научно-образовательную программу РГГУ «Архивы Русской Православной Церкви». Помимо работы со студентами и аспирантами, программа в своей практической деятельности включает и работу с церковными архивистами, для которых проводятся курсы повышения квалификации.
В РГГУ с 1992 г. действует Центр изучения религий, который возглавляет Николай Витальевич Шабуров. Подробно рассказав об истории создания и основных принципах работы возглавляемого им центра, он привел положительные примеры сотрудничества представителей различных конфессий в рамках работы центра. Также им были представлены проекты, в которых задействован Центр, его научные направления и исследовательские подходы. Без религиозного и межнационального мира наша страна не выстоит, и роль образования и просвещения в этих вопросах является ключевой, подчеркнул Н.В. Шабуров.
Валентина Борисовна Жеромская, доктор исторических наук и руководитель одной из научных программ в РГГУ, в свою очередь подчеркнула, что у России есть очень богатый опыт существования многонационального государства, опыт, накопленный столетиями, и его предстоит еще внимательно изучать. В этом деле особая ответственность ложится на высшую школу. «Невежество — это одно из самых страшных зол, которое рождает очень многие негативные последствия и приводит к массе трагических ситуаций», — подчеркнула В.Б. Жеромская, выразив готовность принять активное участие в работе нового научного института.
Резюмируя по просьбе модератора собрание, владыка Тихон еще раз особо поблагодарил историков и архивистов за опыт плодотворного сотрудничества. Епископ особо подчеркнул, что именно благодаря привлечению специалистов и архивных материалов при недавнем исследовании Екатеринбургских останков, совместными усилиями удалось открыть новые, до сих пор неизвестные страницы трагической истории нашей страны.
«Потенциал взаимодействия Церкви и научного сообщества очень велик, — подчеркнул еще раз владыка Тихон. — Мы открыты для диалога, и для нас это очень важно. Настоящая академическая наука — огромная поддержка и помощь для нас. Еще раз благодарю вас всех за ваше участие и очень надеюсь на плодотворное и долгое сотрудничество».
Фото автора