На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский - эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.
— Москва: от креста ко кресту. Иверская
Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.
В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.
Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.
Сила в немощи
Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.
Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».
В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…
Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.
Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.
Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.
Афон в центре столицы
Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.
Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Христе. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…
Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.
Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.
Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.
Главное — жизнь души
…А с этим святым я «познакомилась» во Владимирском морском соборе Севастополя. В одном из киотов увидела икону священника-новомученика с частицей мощей. На свитке в его руке слова: «Отвержитеся своего малого, и Господь воздаст вам Свое великое». Было ощущение встречи с близким по духу человеком, который сказал тебе что-то очень важное. Поэтому, вернувшись домой, я стала искать житие этого святого — священноисповедника Романа Московского (Медведя). Оказалось, что его мощи ныне находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков пер., 10, стр. 1). Сверившись с картой, я отправилась както его искать от той же любимой «Таганской».
В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телесные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.
Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…
* * *
Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.
Продолжение следует...
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (569)