Новость о том, что в российских школах предлагается ввести курс по "Основам православной культуры", расширив уже существующий, вызвала большой резонанс. Проект примерной образовательной программы курса "ОПК" поступил в Учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО), действующее на базе Российской академии образования. После экспертизы авторам-разработчикам программы рекомендовали доработать документ и представить его на повторное рассмотрение, дата которого пока не определена.
О сути и целях проекта примерной образовательной программы в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал один из разработчиков этого документа, заведующий сектором "Основ православной культуры" синодального Отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов.
- Отец Герман, какова суть предлагаемого Вами проекта?
- В том, что сейчас обсуждается, ничего тайного нет. Происходит обсуждение в профессиональном сообществе, как и в случае с любой другой программой по любому другому предмету.
Речь не идет ни о каких новых курсах, ни о чем новом. Речь идет о наполнении содержанием предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Она присутствует в федеральном государственном образовательном стандарте, но ее содержание пока не прописано. Поэтому есть серьезные сложности с подготовкой учебников и учителей по этой предметной области.
- Что Вас побудило выступить с инициативой разработки такой программы?
- Сейчас мы предприняли первую попытку внести хоть что-то и сказать: вот логическое продолжение курса "Основы религиозных культур и светской этики". Когда в 2009 году вводился курс ОРКСЭ, то его инициаторы подчеркивали, что это не какая-то новация, экзотика, а широко распространенная практика.
Сначала этот курс преподавался в четвертой четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса дважды в неделю. Потом решили скорректировать, поскольку четвертый класс - это начальная школа, пятый - основная ступень, и решили перенести в четвертый класс. Но экспериментальность этого курса осталась. И когда обоснованно задавали вопрос о том, как можно вместить все в 30 часов, то на это отвечали, что не переживайте, придет время, и этот курс будет расширен, потому что за год полноценно освоить его невозможно.
И вот сейчас происходит попытка перейти от экспериментального формата к тому, чтобы придать этому курсу хоть какую-то закономерную динамику и логическую завершенность. Не стоит забывать, что сейчас в случае с ОРКСЭ речь идет всего о 30 учебных часах, которые по сути в сознании школьника ничего не меняют, не изменят его мировоззрения, не дадут ему конкурентоспособной точки опоры в жизни.
- Все-таки Вы предлагаете новый предмет для факультативного изучения или в сетке часов?
- Это учебный предмет по выбору: хочешь ходить - ходишь, не хочешь - выбираешь себе что-то другое в эти часы. Введение этого предмета в сетку часов осуществляется по выбору школ, учащихся и их родителей.
- О каких классах идет речь?
- Мы предлагаем примерную образовательную программу по "Основам православной культуры". Для каждого класса указаны примерное содержание программы, примерные цели, основные параметры, критерии, условия. Когда все это скорректировано в соответствии с современными научными разработками, программа получает государственную и научную рецепцию, тогда она для учителя, который думает, с чего начать, о чем рассказать школьникам, является подспорьем.
Сейчас не стоит задача обязательного преподавания с 1-го по 11-й классы. В период апробации курса ОРКСЭ было много предложений о перспективах его расширения и, в частности, о преподавании, например, в 4-м, 8-м и 10-м классах, чтобы и в начальной школе поговорить о каких-то азах, потом - на основной ступени об основном содержании православной традиции и уже в старшей школе обсудить некие мировоззренческие вопросы.
- Для Вас стал неожиданным возникший ажиотаж?
- Шум начинается на пустом месте. Еще ничего нет, а шума столько, что кажется, будто уже ядерная война началась. Критика в данном случае тенденциозна и очень некомпетентна.
Меня смущает, что постоянно приходится в чем-то оправдываться, что Церковь якобы вторгается, куда ей не разрешали. Но Церковь - это не только священнослужители, но и многие люди, которые хотели бы знать о своей духовной традиции больше.
- Что Вы ожидаете от предстоящего повторного обсуждения проекта программы курса на заседании федерального учебно-методического объединения?
- Похоже, такой резонанс и "слив" произошел не случайно. Снова Русскую Православную Церковь сделали крайней, хотя здесь нет ничего, чтобы можно было нас упрекнуть в какой-то корысти, узурпации или попытке транслировать свое мировоззрение в образовательное пространство. Есть некое предложение для обсуждения, которое в очередной раз воспринимается неконструктивно. Притом что все члены УМО за редким исключением высказывались за нужность и важность этой программы, в том числе и Людмила Алексеевна Вербицкая.
Можно предположить, что информационный шум возник для того, чтобы сложилась ситуация, при которой программу снова направят на доработку. Думаю, процесс просто так не завершится, будут сложности. Возможно, как и в случае с ОРКСЭ, решающее слово будет за политическим руководством. Хотя во всех странах Европы такие предметы преподаются, и без примеси какой-то идеологии. И в нашей стране до революции также Церковь активно участвовала в системе образования. Считаю это нормальным.
- Все-таки в случае расширения преподавания православной культуры в школах не будет ли проблем с подготовкой учителей и учебников?
- Согласен, что основная проблема - это учителя. Ни одна школа себе не может позволить учителя-предметника по предмету, объем которого 30 часов. И если нет полноценного предмета, то никакой вуз не может себе позволить бакалавриат или магистратуру по культуре православия или другой религиозной культуре. Практически все учителя, которые сейчас преподают ОРКСЭ, прошли курсы повышения квалификации. В лучшем случае они изначально интересовались этой тематикой. До тех пор, пока предмет не будет адекватно представлен в сетке часов, к нему не будет серьезного отношения, не будет качественной подготовки учебников и профессиональных педагогов, которые бы жили этим предметом и видели в нем перспективу роста - духовного и профессионального.
После прочтения предложенной статьи «Курс по религиозным культурам должен быть адекватно представлен в школе», а еще точнее после фразы: «Можно предположить, что информационный шум возник для того, чтобы сложилась ситуация, при которой программу снова направят на доработку». Вспомнилось, что так поступают во многих азиатских странах, объясняя это тем, что отказывать в просьбе – это невежество. И вспомнилась моя переписка с одноклассницей, которая вышла замуж за мусульманина. В одном письменном разговоре, который начала моя приятельница, речь зашла о том: правильно или нет – преподавать Основы Православия в школе в России. Она прислала мне выдержки из статей и свои комментарии. Вот они кратко: В Иордании «…детям, мыслящим на арабском языке, в школах преподают не только Ислам, но и Христианство». Когда я попросила объяснить эту фразу подробнее, она написала: «Но не в государственных школах. Там только Ислам. Страна то исламская. И официальная религия - Ислам. У нас приблизительно 70 к 30 государственных и частных школ. … среди арабов есть как мусульмане, так и иудеи, так и христиане…. Но. У нас мусульманская страна, в которой небольшое количество христиан. В государственных школах преподают основы Ислама. Христианство не преподают. Естественно, что в христианских школах, которые, в основном, частные, - преподают основы христианской религии. Дело в том, что одним из выпускных госэкзаменов в стране является экзамен Основы Ислама. Но для христиан он не является обязательным».
И привела она мне такую справку из Википедии про христианство: «Христиане в Иордании составляют 6% постоянного населения Иордании и занимают 20% мест в парламенте. В основном, иорданские христиане принадлежат к Православной церкви (Иерусалимский патриархат) (по-арабски «рум-ортодокс») - более 2/3 всех христиан , остальные — к Греко-католической или Мелькитской церкви (на арабском «рум-катулик»), Римско-католической церкви (здесь они именуются "латиняне"), Армянской апостольской церкви, маронитам и различным протестантским обществам».
То есть то, кто, как и что преподает в частных школах Иордании под словом «Основы христианства» - вопрос. (Наверное, это могут объяснить наши богословы). Российскому правительству и населению России это знать, наверное, не будет лишним. Тем паче, что многие из нас уже не понимают, что такое правда, а что ложь; что такое быть честным, а что такое украсть, дать взятку; что такое великодушие, а что малодушие; что такое целомудрие, а что развращенность души и тела; что такое накопление обид до внутреннего состояния агрессии и ненависти, проклятий; а что такое покаяние в Православии, данное человеку Самим Господом – Творцом всего, кроме греха. И главное становится размывчатым: что такое Родина и как ее сохранить, чтобы не обманулось разрозненное (в большинстве) духовно население и чтобы не стали кочевниками, потому что территорию захватила совсем другая и/или более жестоковыйная природа со своими представлениями о добре и зле, о Истине и коварстве, о Боге и о нечистой силе; об отношениях между людьми.
Вот, что написала в послесловии моя бывшая одноклассница, крещеная, но не воцерковленная; уехавшая в одну исламскую страну и принявшая там ислам: «Я только поддерживаю и буду рада, если в российских школах будут изучать основы Христианства (Православие), Евангелие, Библию. Как в Иордании изучают Ислам, читают "Коран". В Иордании, например, в некоторых частных школах практикуют следующее: если школьник знает наизусть главы из "Корана", ему делают скидку за обучение. Стимулируют всячески для изучения "Корана", награждают».
Не знаю, правильно или нет – награждать школьника за знание Евангелия в частной школе России. Такое знание нужно, прежде всего, ему самому, а не учителю. Ведь добрее, более милостивым станет с Божией помощью. Но знаю, что если гражданин России от подробного изучения истории Древней Руси, литературы Ф.Достоевского, И.Тургенева, басен Ивана Крылова (одного из лучших, с моей точки зрения, пособий по православной психологии – слова о душе) не перейдет к делу плодотворного изучения Библии и Основ православной культуры (слова о духовности и душевности) в России, то заблуждения душевные и духовные приведут к тому, что на территории России официальным вероисповеданием станет ислам. Взрослые по возрасту люди, ведущие беспорядочные половые связи, интересующиеся оккультными талисманами, поддерживающие курение, не внимающие, что икона – благодатная святыня, а не языческий фетиш, - сами склонны к многобрачию и курению кальянов и своих детей так обучают жить. А это шаги к принятию ислама и утверждению его в России.