Почему нужно рожать не меньше семи детей?

Протоиерей Димитрий Смирнов о многодетных семьях в современном мире

Пятнадцатый по счету ребенок (на первом плане) родился в многодетной семье Тамары и Александра Курницких. Теперь в этой семье восемь братьев и семь сестер. Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин Пятнадцатый по счету ребенок (на первом плане) родился в многодетной семье Тамары и Александра Курницких. Теперь в этой семье восемь братьев и семь сестер. Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин
    

Президент России Владимир Путин неоднократно высказывался о том, что стране необходимо повышение рождаемости. Многодетные семьи - это нормальная, традиционная форма для русских. Однако многие затягивают с рождением - кто-то из-за финансовых обстоятельств, кто-то из-за карьеры, а многим, к сожалению, не позволяет здоровье.

О современных многодетных семьях рассказал глава Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, протоиерей Димитрий Смирнов в программе "Образ на Царьграде". По его словам, чем больше детей, тем шире человеческое сердце, а с экономическими трудностями мы можем справиться вместе, во многом благодаря Церкви.

"Плодить нищету" - отговорки

Вероника Иващенко: Отец Димитрий, многие, говоря о многодетности, используют выражение "плодить нищету". Скажите, как Вы думаете, в глубине души эти люди, они просто боятся не прокормить детей и не поставить всех на ноги? Или же они боятся потерять свой привычный жизненный комфорт?

Протоиерей Димитрий Смирнов: Одна корреспондентка, которая была на круглом столе, говорит: "Я в молодости сделала аборт". Сейчас ей уже больше 60-ти лет. "Что ж, - говорит, - я плохая?" Все говорят: "Нет, нет, хорошая!"

То есть каждый человек ищет в себе какого-то оправдания, своим поступкам, хочет быть хорошим. И поэтому нежелание и ощущение для себя невозможности такого христианского подвига, такого очень естественного, который от самого Бога идет, человека понуждает к тому, чтобы искать какие-то аргументы.

То есть врать себе зачастую?

Да, отказываться от рождения детей, "чтобы не плодить нищету". Борьба с нищетой, понимаете. Это все равно, что если голодно в стране, истребить половину населения. Ну то есть совершенно тут логика отсутствует. Но, к счастью, мне кажется, в общем этот термин как-то отходит, изживается уже.

Дети и карьера

Скажите, а вот зачастую женщины, даже современные женщины, воцерковленные, верующие, но при этом...

А вы знаете, женщины, которые живут сейчас на земном шаре, они все современные. Это не из прошлого.

Буду иметь в виду. Отец Димитрий, и все-таки, вот те самые женщины не из прошлого, они все равно ставят на первое место карьеру, несмотря на то, что они верят в Бога. Но у них нет желания родить пятерых, шестерых детей. Сидеть дома, быть кормящей матерью, семейный очаг хранить.

Вот очень много неверных установок, которые идут из нашего коммунистического прошлого. Ни одна многодетная мать дома не сидит. Она мечтает посидеть, прилечь, она мечтает сходить в концерт. Но она занимается своим подвижническим трудом.

То есть кладет фактически всю свою жизнь на воспитание деток?

Жизнь, ум, образование, а зачастую и здоровье и так далее. Что такое любовь? Любовь - это когда человек ради своего ближнего отдает себя всего. Душу свою полагает. Когда апостол Павел говорил о том, что женщина спасется чадородием, он именно это имел в виду. Потому что Господь нам не заповедовал никакой карьеры. Вы должны стать академиками, вы должны стать докторами наук, вы должны стать супермоделями, вы должны стать космонавтами. Что за бред! Человек должен стать отцом, а женщина - матерью. Вот это Господь повелел. А остальное все такая же чепуха, как два месяца работы для того, чтобы два камушка повесить в мочки уха. Ну это разве разумно?

Без детей – депрессивная старость

Скажите, а Вы знаете многодетные семья? Вот как там внутри?

Ну а как же, у нас и в приходе есть. И у меня оба брата мои многодетных. Но, правда, я еще более многодетный, но я за счет сирот, которых кормлю, одеваю, учу.

А скажите про отношения внутри этих многодетных семей. Отношения между супругами, им вообще хватает ли времени друг на друга, например, без деток побыть хотя бы иногда?

Ну разумеется. А потом, вы знаете, жизнь-то вообще очень быстро проходит. Я вот тут как-то оглянулся, смотрю, все мои племянники выше меня ростом. Только что еще они были совсем такими лопоухими мальчонками. Поэтому да, вот пока семья молодая, а сейчас просто наслаждаются жизнью. И потом, когда дети выросли, наступает счастье во всей его полноте. А когда человек остается один, и у него единственный ребенок куда-то еще отъехал карьеру делать, в какую-нибудь Новую Зеландию, то начинается очень даже депрессивная старость.

А вы не могли бы побольше рассказать об этом счастье?

Большинство советских людей, они родились в однодетной семье. Поэтому они и выросли такими эгоистичными, а их цель жизни - это копирование своих родителей. И потом родители все время, даже девочки, ориентируют на высшее образование, одно, второе, третье даже и так далее.

    

Зачастую девочек даже воспитывают как мальчиков, потому что папы часто хотят сыновей, а рождается девочка. Я знаю сама такие примеры.

Конечно, конечно. Вот, нужно вернуться к нормальной жизни. Девочки в куклы играют, в дочки-матери. И тогда все будет хорошо. Не будет страха.

Да, конечно, когда первый ребеночек родился, женщины испытывают страх, некую панику, вместо того, чтобы пока она носит ребеночка, взять все книжки, прочитать, которые нужно, и уже вооружиться хотя бы теоретически.

Девочки учатся материнской роли уже в семье

А так, когда многодетная семья, то девочки в многодетной семье постоянно с младенцем. Они уже с пяти лет и нянчат, и пеленают, и кормят, и качают, и меняют ему пеленки, а попозже и горшки - это самое для них обычно дело, и очень интересное. Даже у нас вот в детском доме когда появляется новый маленький человек, его все ребята окружают, трогают. Посмотрите, у него какой пальчик. Им это все очень интересно, хотя у нас мальчишеский детский дом. Но вот я это наблюдал.

То есть для них это очень важно, появление нового человека, у них появляются новые темы для разговора, они начинают его опекать. У них проявляются какие-то отцовские тенденции в их поведении, у 10-летних мальчишек. Это же очень органично. И потом, ну большое облегчение родителям, потому что когда старшие подросли.

Я вот помню, пришел в одну многодетную семью, и такой порядок, у меня дома такое только на Пасху бывает. Кто это? А мать мне говорит: "Это, наверное, старшая дочь!" То есть она даже не знает точно. А сколько ей? Она говорит: "Пятнадцать". Понимаете, вот эта старшая дочь выйдет замуж, и с ней будет любой человек счастлив. Хотя она и на музыкальных инструментах играет, и по-английски говорит, и в вообще у них с этим никаких проблем. Ни с олимпиадами, ну вообще. Просто хорошие, развитые детки.

Нормальная семья – это семь детей

Скажите, а правомерно ли называть семью, где 2 или 3 ребенка, многодетной? Вот что вообще сейчас надо, как правильно понимать понятие многодетной семьи? Это сколько детей?

Младшие дети Александра и Елены Шишкиных. Родители воспитывают двадцать своих детей в совхозе Масловский. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС Младшие дети Александра и Елены Шишкиных. Родители воспитывают двадцать своих детей в совхозе Масловский. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
    

Ну вот, если взять такую норму биологическую, то нормальная семья - это семь детей. Вот, у нас, у русских так было сто лет назад. А многодетных - больше семи. Но трое детей в недавнее время считалось бесконечно много. Вот, нас было трое братьев, и каждый раз, когда папа или мама везли нас в детский сад, каждый день мы слышали одну и ту же фразу от тех людей, которые сидели в автобусах: "Это все ваши?" Потому что они такого никогда не видели. На всю школу мы были одни многодетные. Это называлось трое детей - многодетные. Сейчас уже, так сказать, никого не удивишь тремя детьми. Но восемью еще удивишь. Вот мой младший брат, у него 8 детей. Я не удивляюсь, радуюсь. А уж там внуков, я даже не знаю, как это можно запомнить все эти имена.

У девушек зачастую неправильная жизненная установка

Отец Димитрий, а откуда все-таки взялись вот этот страх и недоверие? И почему многие люди в сторону многодетных семей с настороженностью смотрят? Если не с завистью, со скептикой.

Ну потому что это действительно большой подвиг. Подвиг души. А современный человек, он очень эгоистичен. Ведь карьера для чего? Для себя же! Но я не могу поверить, что 15-летняя девочка, которая идет на экономический факультет по настоянию мамы, она хочет помочь своей родине.

Чуть попозже, когда она закончит аспирантуру, защитит диссертацию, она уже захочет быть мамой. А окажется, что все ее женихи давно уже женились. И вот она будет чувствовать себя, как теперь по-американски модно говорить, дискомфортно. Вот в чем дело.

То есть это неправильная жизненная установка. Ориентир совершенно не на то. Потому что человек, независимо от карьеры, от талантов, от различных своих успехов, от своей гениальности, он может быть счастлив исключительно в семье. И вот полнота этого счастья, она в семье ну вот как в теле, должна быть голова, должно быть две руки, должно быть две ноги. Без ноги можно жить, и даже без двух. Там протезы бывают.

Также и нормальное развитие детей вообще, правильное их воспитание, я с полной ответственностью это говорю, оно реально возможно, начиная с пяти детей. Тогда правильное распределение ролей, достаточное количество разновозрастных детей. То есть детям уже не нужно каких-то дополнительных общений.

Это все происходит внутри семьи. Там возникает определенная иерархия возрастная. Там есть забота старших о младших. То есть многодетная семья - это подготовка к будущей собственной семье. Сейчас ни школа, ни улица, ни книги этому не учат. И поэтому человек одинок, угрюм, несчастлив.

А детки, они приносят радость. Вот когда-то, может быть 40 лет тому назад в "Литературке" была полемика. Одна женщина заявила в статье, что она объездила весь мир, у нее автомобиль, она кандидат наук, знает три языка. А ей отвечает многодетная мама. "А знаешь ли ты, как пахнет шейка младенца между ухом и плечиком?" А той и сказать нечего. Потому что опыт внешний.

А сейчас при современных средствах связи можно такой видеофильм посмотреть, что лучше всякого путешествия. Если уж так хочется увидеть красоты. Но потом придет время, и дети тебя повезут, куда хочешь. А ты будешь еще не старая. Тебе будет всего 40 лет. А твои прекрасные витязи, которых ты вырастила, они тебе во всем помогут. Поэтому, не знаю, самое большое богатство и счастье, и радость от творчества, потому что я к концу своей жизни понял, что нет ничего слаще, чем выращивать детей.

Дети – куда важнее нефти и алмазов

Скажите, а как повысить статус семьи многодетной сейчас? Социальный статус, и чего им не хватает, кроме денег?...

Ну у меня есть утопическая идея. Но когда я ее однажды высказал, там все люди зарычали. Потому что все люди эгоисты. Их так воспитывает современная цивилизация. А так вообще-то почему бы всем, у которых не удалась семейная жизнь, или они малодетны – не взять на себя труд помощи, участия?

Многодетных семей у нас всего три с чем-то процента в стране. Тем, у кого мало детей, допустим, до трех, – скинули, скажем, по 500 – по 1000 рублей в месяц, и им дотацию, тысяч по 200 каждый. Чтоб они могли нанять няню, гувернантку, повариху. И чтобы мамочка, которая вскормила собственной грудью вот этих деток, хотя бы была избавлена от домашнего труда. Чтобы она могла купить квартиру, чтобы она могла купить загородный дом, деткам лучше же расти за городом, чем в каком-то большом городе. Или туда ездить отдыхать… И так далее. Вот взять именно всем народом, потому, что это современные герои. Только они выполняют волю Божию.

Разве многодетные семьи – это не сохранение нашего генофонда? Это куда важнее нефти, газа, алмазов – чего угодно.

Отец Димитрий, я понимаю, конечно, что наша Церковь она не так богата, как государство, но как Церковь помогает многодетным семьям? Пусть даже нематериально.

Везде по-разному. Но в нашем приходе, у нас помощь каждой многодетной семье материальная – каждой. В зависимости от количества детей. Она небольшая, но регулярная, то есть мама с папой могут на нее рассчитывать, на нее опираться, это тоже очень важно. Ну и потом сознание того, что ты не один как рыбка бьешься об лед, а что те люди, которые в церкви присутствуют с тобой, они участвуют в твоей жизни – хоть и понемножку, но это дает возможность как-то вздохнуть

    

Главная цель семьи – любовь

Отец Димитрий, сейчас мне хочется подойти к такому сложному вопросу, который последнее время вызывает различные дискуссии в православной блогосфере. Скажите, является ли самоцелью - основной целью в христианской семье - многодетность? Ведь есть семьи, например, тоже православные, христианские, но бездетные. И вообще, в чем главная цель семьи?

Главная цель семьи – это достижение любви. Но дети дают возможность расширить человеку свое собственное сердце. И причем это касается не только детей. Вот сейчас моя дочка прислала мне портрет моей будущей внучки. Сделанный в УЗИ. Ну вылитый я. И мое сердце расширяется уже до внучки.

Я вас очень поздравляю.

    

Да. Так что вы знаете, это очень интересное такое явление. Еще не родился человек, а я его уже бесконечно люблю. Называю по имени. Думаю о нем, об этом человеке, молюсь. И так – чем больше детей, тем больше расширяется сердце, возможность. Пока не достигнет полноты Христовой любви.

Детей может не быть – но это ничего не значит. Ну, полно сирот… Свою любовь можно – свое сердце - расширить на стариков… Вот та же самая моя дочка до того, как вышла замуж, она очень много занималась стариками. И многих схоронила, и за многими ухаживала – сама, я ее никогда к этому не понуждал. Само сердце требовало.

А вообще женское сердце нормально устроено – оно же жаждет дарить свою любовь! Женщина для этого и создана, женщина это как бы источник такой любви – и для мужа, и для деток, и для всех окружающих стариков – понимаете… Богом так устроено, чтобы человек и вырастал в любви, и, живя, купался в ней. И Церковь – что такое Церковь по замыслу Божию? Что мы – каждый в своем углу стоит и говорит: "Я люблю, когда в церкви нет народу: вот - я, Бог и мои переживания"… А когда мы все вместе, когда семья вырастает до прихода - сначала сотня, потом тысяча, потом тысячи… И смотришь на лица - все родные. Имена - все известные, вот. И даже знаешь, у кого чего. И готов помогать.

Смотришь на мальчонку, который уже стал священником, образованным человеком,а ты понимаешь, что ты же во многом помог ему получить образование, потому что маме помогал его вырастить. А вот теперь он является украшением Церкви. Как это здорово!

И все эти дискуссии – какие-то странные, это от того, что люди… ну, еще, мы же всё-таки все родились в СССР, поэтому многие люди вообще не понимают, что такое христианство. Бог так и человека создал – как семью. Мужчину и женщину – сотворил их. Чтобы они любили друг друга. И от этой любви рождалось много прекрасных детей – как ангелов. А те из людей, которые хотят перешагнуть эту ступень, сразу тянуться к ангелам – для них существует монашество. Равноангельский чин.+

Они устремляются к монашеству, у них есть обет безбрачия, но и то у них есть семья. Это их монастырь, их отец, их архиерей, в общем, всё то же самое. Как можно сказать, модель та же.

Протоиерей Димитрий Смирнов
Беседовала Вероника Иващенко

Источник: Телеканал «Царьград»

5 декабря 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иоанна_ 7 января 2017, 14:16
Маргарита, по-моему, для женщины унизительно совсем другое: конкурировать НА РАВНЫХ С МУЖЧИНАМИ в бизнесе и/или "протирать штаны" (юбки) в офисе. Главное - любовь между супругами; дети - лишь её следствие. А любви без жертвы не бывает. И хорошее образование в воспитании детей очень даже пригодится.)
валерий 2 января 2017, 16:07
Маргарита! А почему женщина должна жертвовать своей любовью, семьёй, материнством, СВОИМИ детьми?? Только потому что один негодяй сказал, что карьера и образование - это главное в жизни женщины, а многие и далеко не умные, несмотря на образование и знание языков в это поверили?
Маргарита31 декабря 2016, 16:01
А почему женщина должна забыть о карьере и сидеть с детьми? Почему женщина должна чем-то жертвовать - карьерой, образованием, развитием - чтобы погрязнуть в пелёнках-распашонках? РПЦ рассматривает женщину как машину по штампованию детей, а не как личность - это унизительно!
Селена27 декабря 2016, 00:34
А почему именно семь,счастливое число))) почему не 10ть?! Ну а если без шуток...Рассуждать одно...а на деле...? Знать и пройти путь не одно и тоже.Любовь не измеряется количеством детей или их отсутствием...Не думаю что все карьеристы эгоисты.Ещё много чего хотелось написать,но не буду.Всем добра♡
Рита20 декабря 2016, 07:45
Олег, да, мы эгоистки. Я например знаю несколько многодетных женщин мужья которых умирали или уходили из семьи.Женщина оставалась без средств к существованию,считала образование и работа для эгоисток,а правильная жизнь в служению мужу и детям.
Рита20 декабря 2016, 07:39
"Девушка заканчивает аспирантуру,а женихов всех разобрали и она остается одна".
Эти слова для сильнейшего ущемление женщины смеющей закончить больше чем 9 классов школы. Можно увидеть статистику женщин-аспиранток и одиночеством?
Олег19 декабря 2016, 15:21
Считаю, что в заявлениях о.Дмитрия слишком много оторванного от жизни. Но показательна реакция женщин в комментариях. Сразу видно, кого 100% эгоистками воспитали. "Прогресс", "качество жизни". Ну, раз не рожаете, так другие вместо вас это делать будут. Вот у них прогресс с качеством жизни и будет.
Иоанна_16 декабря 2016, 10:39
Юлия12 декабря 2016, 02:00 Много многодетных - много и рабочих рук. Мало - много пенсионеров и приезжих (и не только чернорабочих) - см.Зап.Европу. Самое главное - спасение души, а оно для замужней женщины - в семье и в детях, а не в карьере, которая есть только вскармливание своей гордыни.
Даниил Ершов12 декабря 2016, 18:03
Дорогое государство, сделай, пожалуйста, Чудо - создай все условия для рождения и воспитания детей, ну, хотя бы как в Скандинавии (тайно нами нелюбимой) - до 18 лет возьми на себя все расходы, а после 18-ти выдай достойные деньги на образование и жилье. Тогда и возродится наша страна!
Юлия12 декабря 2016, 02:55
Я ничего не имею против многодетности. У каждого своя судьба. Если людям нравится - то на здоровье. Но если вдруг все станут многодетными, кто будет работать? Карьера Господу неугодна? А карьера талантливого хирурга, учителя? Все женщины должны сидеть дома и рожать. Если наша страна потеряет столько рабочих рук, мы же скатимся на уровень старо-русской деревни. Там и будем жить, как раньше. Пахать поле, ходить за скотиной. Потому что ничего другого не ждет мир, где нет времени на карьеру. Интернет, в котором пишутся эти статьи, между прочим, тоже людьми создался. Людьми, у которых 1-2 ребенка, поэтому есть время работать не ради куска хлеба, а ради прогресса. Еще раз повторю, я не против многодетности, я против навязывания другим своего стиля жизни.
Юлия11 декабря 2016, 22:40
Многое верно. Но не согласна с тем что многодетным должны помогать бездетные или малодетные. Люди потому и бездетны что у них проблемы со здоровьем. А те кто многодетные - здоровы. И они должны были думать о том на что будут содержать своих 10 детей. Вы думаете для семьи 1000 рублей копейки? В селах зарплаты 8000. Опуститесь на землю!!!! Если у нас государство кричит о повышении рождаемости - оно и должно помогать а не другие люди. Это как собирать всем миром на лечение одного больного ребёнка. Не стыдно государству??? Законы менять не хотят. А церковь изворачивается всячески чтоб народ уговорить оставить все как есть
Ольга Анатольевна10 декабря 2016, 21:18
Очень хорошая статья и все правильно сказано. Но от реалий жизни нашей это очень далеко. К сожалению. У меня вот пятеро детей. Семья вполне благополучная, жилищно и финансово устроенная, но какой ценой! Работает один муж, что называется на износ.Много лет без выходных и праздников. На мне дом и хозяйство. При попытках найти работу, как только узнают о наличии детей, тут же указывают на порог. Но это не самое печальное. Печально то, как общество относится к многодетным. Мягко говоря осуждающие. Скорее как к больным, неполноценным. Завешивают ярлыками, мол только неблагополучных у нас многодетных! Женщины стыдятся, скрывают сколько у них детей! И что уж говорить - должна быть поддержка государства! Ну разве это нормально, что у нас до сих пор нет закона, единого, который бы определял меры поддержки многодетных семей? Да, прокормить может не так и сложно - но дать образование, возможность получать некоторые мед.услуги, и даже элементарно помочь организовать льготный отдых таким семьям - неужели это разорило бы нашу казну? И конечно - вечная тема - тема жилья! В стране целые микрорайоны новостроек пустуют - а людям негде жить! Да дайте молодым возможность иметь жильё - они уж не подкачают в плане демографии! А пока в стране быть многодетным не почётно, не престижно, а наоборот, все только и норовят то в спину толкнуть, то подножку подставить, ну о чем тут можно говорить?
Виталий10 декабря 2016, 11:14
Все верно говорит отец Дмитрий,но, разумеется, в наше время это сродни подвигу. Я вырос в Грозном, и кроме меня в семье были еще две сестры, старшая и младшая. В нашем городе существовало как бы два мира. В школе это разделение было особенно наглядно. Ученики из малодетных русских и многодетных чеченских и ингушских семей как раз и представляли эти два мира. Русские дети в основном одеты были лучше,я имею в виду, что форма у них частенько была поновее, а чеченцы и ингуши часто донашивали форму старших братьев и сестер. На каникулах они ездили к своей многочисленно родне в сёла, а русские дети оставались в городе. Сильнее всего одиночество чувствовалось в школьных конфликтах, когда одни оставались как перст, а на стороне других были не только старшие братья, но и вся община. Нередко их многодетные отцы бывали в неладах з законом и даже попадали в места не столь отдаленные за преступления экономического характера, типа хищений на производстве или совхозе. При мизерной зарплате и неработающих женах прокормить оравы в 10-12 детей крайне сложно, вот и пускались вв все тяжкие. Но в таких случаях семье помогла родня. Русские шли по другому пути, по максимуму сокращали количество едоков в семье. Причем, размеры жилья -многие жили в собственных просторных домах, существенной роли не играло. Такой тренд пошел после войны. Когда чеченцы и ингуши стали возвращаться из ссылки в конце пятидесятых, контраст между семейными укладами и ценностями был разителен. Разхристианенные русских никакой общины не составляли и были по сути атомизированы. Мусульманская же община выживала за счет сплоченности и родовой связанности. Последующие события после развала СССР наглядно показали бесконечное одиночество одних и жизнеспособность других.
Светлана 8 декабря 2016, 17:41
Все бы это было, конечно, прекрасно: рожать детей, воспитывать их в вере и любви... Замечательно, когда есть любящий муж, когда крепки устои семьи, когда и муж и жена живут по заповедям христианским. Увы, это для многих людей несбыточный идеал - вовсе не по причине женского эгоизма! Предположим, живет себе девушка, ну не встретила она жениха (разве это теперь редкость?), будучи верующей, не может родить "для себя", без мужа. Она искренне желает усыновить ребенка... Хотя бы одного... Вот тут-то и возникает НО! Она должна иметь соответствующий доход, жилплощадь, должна иметь медицинское заключение, а теперь еще и кучу бумаг в придачу. Да и вообще... это ж мать-одиночка! Кто ей доверит воспитание ребенка?! У нас же ювенальщина! Кажется, после войны было в этом отношении проще: сколько бездомных детей было усыновлено, сколько встретило любящих родителей... Наверно, любовью наш народ только и выжил! Современные законы, постановления и распоряжения делают, порой, невозможным право женщины просто быть хорошей мамой!
Нина 8 декабря 2016, 01:29
Семья, рождение детей, многодетность - это крайне актуальные темы для России. Отрадно читать прочувствованные слова такого замечательного проповедника как о.Димитрий Смирнов! Вместе с тем, удивляет размещение такой важной темы на более чем сомнительном ресурсе - Царьграде. Главным редактором Царьграда является человек, придерживающийся оккультных, сектантских взглядов - А.Дугин. Разбор его оккультного учения известными православными богословами (прот. Максимом Козловым, Аркадием Малером и др.) можно увидеть в антисектантских справочниках и на антисектантских сайтах (см.,например, http://pro-duginizm.livejournal.com/493.html; http://pro-duginizm.livejournal.com/; Оккультный фашизм Александра Дугина http://iriney.ru/iskazhenie-pravoslaviya-i-okolopravoslavnyie-sektyi/obshhee/okkultnyij-fashizm-aleksandra-dugina.html)
Лиза 7 декабря 2016, 12:29
С большим уважением отношусь к о.Дмитрию Смирнову, но почему же он всю ответственность перекладывает на женщин ?Не секрет, что большинство абортов в России делают замужние женщины , уже имеющие детей, и кто же принимает решение - муж!
Именно мужьям, у которых элементарно нет средств на содержание детей, чаще всего принадлежит решение об аборте или предохранении!
Положа руку на сердце, много вы у нас знаете мужчин, которые хотят быть многодетными отцами? которые просят жён родить 7 детей? которые готовы воспитывать , содержать , поддерживать жену в подвиге многодетности ?
А вот я больше знаю мужчин , которые шантажируют беременных, бросают жён с малолетними детьми , после рождения второго, третьего ребёнка , которые не платят алименты ! И государство наше многодетных матерей- одиночек никак не поддерживает !
И причём тут карьера , образование ? 70-80% женщин мечтает о семье , доме, муже и детях , но для этого нужны настоящие мужчины и отцы, вот в чем проблема и об этом надо говорить!!
Ирина 7 декабря 2016, 04:45
Как грустно вас читать, люди! От "маменького сынка" одно лекарство - труд и забота о СВОЕЙ семье. От прозябания в однушке - труд и ум и молитва. Спиридону Тримифунтскому например....
Все дается с Божьей помощью, главное не врать своей жизнью и иметь добрые намерения. Страшно всегда - но дорогу осилит идущий. А как быстро летит жизнь... сегодняшние трудности завтра выховут лишь улыбку.
Помоги вам Господь!
Наталья Анатольевна 7 декабря 2016, 04:39
После свадьбы мы с мужем жили в съемной квартире. Никаких вариантов по поводу приобретения собственного жилья не предвидилось... Муж с образованием, работал, я только закончила институт, мечтала о карьере, вскоре родился наш первенец. Это было 19 лет назад... Сейчас у нас пятеро деток!!!Собственный дом! Был и свой бизнес, были и работы разные у меня, но дороже "запаха за ушком" родной кровинушки ничего нет!!!
Елена Петровна 6 декабря 2016, 23:47
Для женщины естественно быть женой, матерью. Родить ребёнка, держать его на руках, кормить грудью - это огромная радость, удовольствие неописуемое! Но общество, государство, в котором мы живём, в основном направлено против того, чтобы женщина в полноте ощутила радость материнства. Посмотрите на многоквартирные дома, они все предназначены для малюсеньких семей максимум из 3 человек. А ведь ещё Достоевский говорил, что из-за маленького жилья и душа у человека становится маленькой (привожу не дословно). Из квартиры вытащить ребёнка в коляске - настоящий подвиг. Можно подумать, что квартиры строили для семей бездетных. Я работала в глубинке социальным работником, видела, как женщин, которые в свои 18 лет имеют по 4 ребёнка. Наивные, они хотели счастья, семью, а государство только забирало у них детей, потому что больше ничем помочь не может! Потом, собрав кучу бумаг, им отдавали детей, но живут они в таких условиях, которые только в фильмах ужасов можно увидеть. Простите.
Юрий 6 декабря 2016, 22:14
мы все усложняем!нужна вера и упование на Господа конечно.
Дарья 6 декабря 2016, 13:53
Это все прекрасно! Но пока в нашей стране нет такой поддержки семьи, о которой говорит отец Димитрий, как рожать "хотя бы 5 детей", если родители живут в однушке и денег на увеличение жил площади нет? Всемером в одной комнате жить-проживать?
Евгения Рыбакова 6 декабря 2016, 13:26
Все это очень правильно и даже звучит романтично...почитав вашу статью. Только уменя одно к вам уточнение. Вы выросли в многодетной семье..это одно..а самому создать и воспитать своих детей -это другое. Это тяжкий труд и не все могут брать на себя такую ответственность. И тут даже дело не в собственном эгоизме, а просто вопрос физического и морального здоровья..Бессонные ночи, постоянные детские болезни, безденежье и куча разных вопросов, которые встречаются в жизни многодетных семей(это при условии мирных отношений жены с мужем). Вопрос многодетности -безусловно вопрос политики нашего государства. Без его поддержки это нереальный подвиг. Должна быть системная помощь таким семьям со стороны государства..начиная с финансовой поддержки и заканчивая психологичской и духовной.
ТаняСем 6 декабря 2016, 09:55
Очень полезное чтение и лекарство душевное,но....полностью согласна с комментом о женихах,ведь мне кажется любая девушка,женщина мечтает о семье,но с надежным человеком,а не с маменькиным сынком,с которым надо будет носиться как с ребенком...Ведь если двое-это одна плоть,то никакие денежные трудности не напугают и справляться будет легче,если вдвоем!!!А еще я считаю не надо смотреть на мнение общества,а жить своими мозгами и своей судьбой,ведь если раньше общество было морально и осуждало тунеядство и блуд,то сейчас это наоборот "круто",только ведет в болото...Спаси всех,Господи и помилуй!И помоги нам,грешным,восстановить традиции русской семьи и всем,всем,всем обрести СВОЮ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ!!!Слава Богу за все!!!
Наталья Киселева 6 декабря 2016, 06:08
Наталья, почему дети становятся препятствием на пути получения образования или зарабатывания денег? в современном мире существуют прекрасные изобретения - заочное, и даже дистанционное, образование, удаленная работа и т.д. зарабатывание денег не должно быть самоцелью. да и зачем образование, если ты свои знания не можешь никому передать? один преподаватель очень мудро сказал мне, когда я на 8 месяце беременности защищала диплом, - вот для него (ребенка) и необходимо твое высшее образование.

а если думать "если бы да кабы" можно так и просидеть с этими апокалиптическими мыслями всю свою жизнь.
6 декабря 2016, 05:34
Дети это хорошо и прекрасно! Но где жить если у семьи нет жилья. Даже на съём не хватает. Что делать? Рожать?
Ирина 6 декабря 2016, 03:59
Наде хочу ответить, если бы я 29 лет назад думала о её глупостях, то Россия лишилась бы талантливого програмиста, а думай я так же как эта Надя 24 года назад, то погибло бы много других сыновей, а послушай я таких как Надя 16 лет назад, покойников было бы ещё больше. Больше детей Бог не дал. Рожайте, усыновляйте!!! Бог дал детей и даёт средства их вырастить, главное любить и верить!
Евгений 6 декабря 2016, 01:31
Возможно, Марта, вы правы! мне вот 26, я не пью, не курю, не агрессивный и в грехах против 7 заповеди не сижу, но зато я мало зарабатываю, депрессивный, усталый и инфантильный. Мне бы хотелось деток, да. Но я живу очень замкнутой жизнью и едва ли когда-нибудь женюсь. Вот вам пример.
Наталья 5 декабря 2016, 23:26
А я считаю, что это популизм чистой воды. И даже безответственность - не учиться, не уметь заработать на хлеб - а только стремиться рожать детей, которых потом кормить будет кто? А если муж оставит? И вот она без образования, стремящаяся к сугубой домостроевской жизни, как будет содержать своих детей, кем работать? Тупо рожай, а потом думай? Нет, это не серьезный разговор о многодетности, которая сама по себе прекрасна, а броские слова на ветер. Надо сто раз подумать, прежде чем дать жизнь, даже прежде чем взять домашнее животное, мы думаем, а сможем ли его содержать, а тут речь о нескольких детях. А вообще многодетность должно поддерживать государство в первую очередь, если оно декларирует заботу о демографическом росте.
Marta Kristi 5 декабря 2016, 20:57
ЗДРАВСТВУЙТЕ ОТЕЦ ДИМИТРИЙ !!!
Я С ВАМИ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА ПО ПОВОДУ МНОГОДЕТНОСТИ ...
НО У МЕНЯ ВОПРОС А ГДЕ ВЗЯТЬ ХОРОШИХ ЖЕНИХОВ ???
ВЕДЬ СЕЙЧАС МНОГИЕ ДЕВУШКИ К СОЖАЛЕНИЮ НЕ МОГУТ СЕБЕ НАЙТИ ХОРОШЕГО ПАРНЯ ...
ИХ НЕТ ...
ДАЖЕ В ЦЕРКВИ
Я САМА ОЧЕНЬ ДАВНО МЕЧТАЮ СОЗДАТЬ МНОГОДЕТНУЮ И БЛАГОЧЕСТИВУЮ СЕМЬЮ ...НО НЕМОГУ ВСТРЕТИТЬ СВОЕГО ПАРНЯ ...
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ
тамара 5 декабря 2016, 19:25
Батюшка Димитрий,как правильно и верно Вы всё говорите..Божией Вам помощи в служении..Очень радостно читать Ваши статьи ,проповеди.Слышать Вас по телевидению.Храни Вас ,Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×