Киев, 12 декабря 2016 г.
Одним из главных орудий сил зла против постящегося на его пути к Богу является уныние. Об этом написал Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в заметке для издания АиФ. В ней архиерей рассказал, что является предпосылками уныния и как с ним бороться.
«Наступление Рождественского поста знаменует собою не только радость от возможности стать ближе к Богу, но и усиление борьбы против козней духов злобы поднебесной, — написал владыка Антоний. — Крайне важно не забывать об этом, поскольку сейчас в нашу жизнь будет весьма и весьма настойчиво вторгаться множество искушений. Силы зла постараются сделать все для того, чтобы мы не смогли подняться над ежедневной суетой, сфокусировав свое внимание на духовной жизни и необходимости внутренних изменений. Несомненно, что одним из главных орудий на данном пути станет уныние»
«Святые отцы предупреждали о чрезвычайной пагубности такого состояния», — напомнил архиерей и привел слова преподобного Амвросия Оптинского: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом... весь человек ослабевает». «Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать», — писал преподобный Варсонофий Оптинский.
«Каким же образом уныние покоряет человека? По утверждению святого Исаака Сирина, зачастую это происходит по причине безделья, — написал владыка Антоний. — Бездумно прожигая свое время в праздном "ничегонеделании", бездельник прожигает и заложенные ему Богом таланты. Это подобно ситуации с горящим костром, в который не подбрасывают поленья. Рано или поздно он угаснет и останется только пепел. Так и с бездельем. Его итогом становится внутренняя пустота, которая начинает мучить человека, заставляет его тяготиться жизнью. Как следствие — душа преисполняется унынием и отчаянием».
По словам митрополита, не менее подвержен унынию и гордый человек, который во всем полагается исключительно на собственные силы. «В его глазах он сам себе "кумир, и сила, и целая Вселенная". Когда же гордец видит, что с чем-то не справляется, что не может что-то важное для него изменить, что его глобальные проекты в одночасье рухнули, для него это становится настоящей внутренней катастрофой. Ее прямым следствием становится, как и в случае с бездельником, погружение в пучину уныния и отчаяния. Как весьма точно отметил преподобный Анатолий Оптинский, "отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться"», — написал архиерей.
Так где же черпать силы для борьбы с унынием? «Во-первых, в смирении — в стремлении в любых обстоятельствах пребывать в мире с Богом и самим собой, не возвышать себя над кем бы то ни было, во всем уповать, а также быть благодарным и покорным Господу», — советует митрополит.
Во-вторых, «в труде, в особенности на благо наших ближних», например, это может быть участие в разнообразных волонтерских инициативах — от поддержки онкобольных детей до сбора помощи для пострадавших от конфликта на Донбассе.
«В-третьих, в усиленной молитве. О том, какое значение это имеет в преодолении соответствующей страсти, ёмко сказал святитель Иннокентий Херсонский: "От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость"», — заключил митрополит Антоний.