Добрая сказка, или злая шутка?

Так уж получилось, что вышедшую на экраны в середине этого года отечественную киноленту «Монах и бес» мы посмотрели практически всей редакцией. Кто-то — на православном фестивале СМИ «Вера и Слово», где была организована и встреча с ее режиссером — Николаем Досталем; кто-то — в кинотеатре. Эта картина, созданная (как и знаменитый «Остров» того же сценариста — Юрия Арабова) по мотивам нескольких сюжетов из житийной литературы, вызвала неоднозначный отклик церковной аудитории. И всё же взгляду режиссера и особенно его юмору не отдать должное невозможно. Предлагаем вашему вниманию четыре отзыва — четыре впечатления об этом фильме наших авторов.

О покаянии и обаянии

    

Могут ли бесы спастись? Все знают, что, конечно же, нет. И это не тот вопрос, который стоит сегодня перед Церковью с остротой. Фильм Николая Досталя тоже совсем не об этом, хотя многих ревнителей благочестия смутил именно этот поворот сюжета: бес приносит покаяние и уходит в монастырь. Не слишком ли сильная метафора? Не слишком ли смелое для церковного сознания преувеличение? Не слишком ли соблазнительный образ Церкви для светской аудитории? Не могу сказать, что эти сомнения и опасения совсем лишены оснований, и всё же…

И всё же мне фильм понравился. Прежде всего тем, что он снят профессионально. Здесь есть внятно рассказанная история, прекрасная актерская игра Тимофея Трибунцева, Георгия Фетисова, Бориса Каморзина, блистательные диалоги, тонкий юмор, красивая картинка. Это ведь тоже важно. Камера в этом фильме запечатлела мир прекрасным, а человека — симпатичным. В каждом персонаже красота проявилась по-своему. По-своему — в смиренном юродстве главного героя, по-своему — в напускной строгости настоятеля монастыря, по-своему — в разнообразной монастырской братии. Чего стоит высокий монах в очках, который постоянно изъясняется по-французски, и монах с одним глазом — бывший интеллигент и бывший разбойник! По-своему симпатичен и царь Николай I, хотя симпатичность эта выявляется не сразу.

Первое появление царя Николая показано в лучших традициях Салтыкова-Щедрина. Мы видим представителей высшего сословия, бесконечно далекого от народа, смотрящего на бедных монахов, которые в ужасе просто бухнулись перед самодержцем на колени, прямо в грязь… К слову, всё это вполне исторично: высшее сословие действительно презирало «долгополых» из соображений сословной спеси. Сквозь исторические декорации проблескивают и вполне явные намеки на современные нестроения российского общества. Но постепенно гротескные черты героев смягчаются, да и царь становится более человечным, а после вразумления, полученного от Ивана Семенова сына, и вовсе — обаятельным.

Так происходит со всеми героями этой картины: они на наших глазах облагораживаются, а комедия превращается в лирическую притчу. Оказалось, что в России есть не только дураки и дороги, что и царь — не сатрап, а вполне себе государственный человек, и настоятель — не мироед, а человек, у которого сердце болит за непутевых монахов, да и монахи — грешники, но все же пришедшие ко Господу на покаяние, а Иван Семенов сын и вовсе — праведник…

Всё преображается в этом фильме, в том числе и бес, имя которому Легион, блистательно исполненный молодым актером Георгием Фетисовым, чье актерское и человеческое обаяние смутило многих православных зрителей. А всё дело в том, что Фетисов играет не беса, а человека. Первое его появление как человека — пугает. Он предстает перед нами как пародийный вариант одного из героев романа Достоевского «Бесы» — с революционно-анархистской риторикой и страшной уверенностью в том, что «мир насилья» — а на самом-то деле мир Божий — не устоит, треснет по швам от одного его удара. Но мир Божий устоял… А революционер-безбожник превратился в человека на пути к покаянию, и именно покаяние сделало его таким обаятельным! Церковный зритель увидел здесь соблазн, светский зритель воскликнул: так не бывает! Мол, чем это его пронял этот самый Иван — неумный, некрасивый, совсем простой русский мужик? А всё дело в том, что «пронял» беса вовсе не Иван, а Христос.

Да, любая, самая лютая ненависть побеждается любовью, но не абстрактно-гуманистической, а любовью Христовой.

Да, конечно, бес не может покаяться, но человек — может! Об этом и фильм: прикосновение к Христу исцеляет и преображает, и это-то и есть подлинное чудо.

Мне кажется, что фильм «Монах и бес» снят с любовью к Церкви. Здесь в легкой остроумной форме сказано много правильных вещей, а самая главная, самая правильная и самая полезная из них такова: для того, чтобы спастись, нужно прийти в Церковь! И в этом утверждении нет и не может быть никакого соблазна.

Екатерина Иванова

Не богословие, а добрая сказка

    

Наверное, как и любое произведение искусства, этот фильм каждый видит по-своему, и я бы не рискнул выносить ему категоричной оценки. Не претендуя на исключительность мнения, могу лишь сказать, что лично мне фильм понравился. Объективно же можно утверждать только одно: творение режиссера Досталя и сценариста Арабова стало заметным явлением в области российского кино. Явлением, вызвавшим немало споров, нашедшим как своих горячих почитателей, так и непримиримых критиков. Понять, как ни странно, можно и тех, и других. Попробуем разобраться в доводах «за» и «против» этой картины.

В первую очередь — о том, что снято: о сюжете, о самой идее фильма. Здесь то, что многие считают несомненным плюсом, другие называют в числе первых минусов киноленты. Авторы фильма поставили перед собой очень непростую задачу: воплотить на широком экране историю, основанную на житиях святых — историю об иноке, ведущем борьбу с не отступающим от него бесом. И решение этой задачи посредством подачи материала в форме комедии, пусть даже с приставкой траги-, выглядит далеко не бесспорным. Уместно ли прибегать к гротеску, буффонаде, говоря о столь серьезных вещах, как одержимость, борьба добра со злом, монашеское делание? Каждому из нас предстоит самому ответить на этот вопрос; мне показалось, что режиссер смог не переступить ту черту, за которой его ироничное видение поднятых проблем перешло бы в антиклерикализм, заигрывание с темными силами и богохульство. Сам сюжет вызывает много недоуменных вопросов, но всё зависит от того, с какой позиции мы приступаем к просмотру данной картины. Одно дело — настраиваться уличить авторов в ереси, найти в содержании нечто оскорбляющее чувства верующих и подчеркнуть для себя догматические и исторические несоответствия. И совсем другое — воспринимать «Монаха и беса» как добрую сказку, где причудливо переплетены реальность житийных историй, узнаваемых характеров и извечных русских проблем и абсолютно невозможные вещи вроде покаяния и вочеловечения падшего ангела.

Второе, о чем хотелось бы сказать,— о том, как снято: сюда входят игра актерского состава, развитие сюжета, визуальная составляющая картинки. И здесь кроме восхищения и благодарности тем, кто трудился над фильмом, выразить нечего. Выдающаяся игра актеров — в частности, Тимофея Трибунцева в главной роли — дополняется видами прекрасного своей невзрачностью русского Севера, величественной Петры и колоритной Палестины.

Среди верующих много нареканий вызывает персонаж Георгия Фетисова — бес, представляющийся именем Легион. Слишком уж он получился колоритным, вызывающим скорее сочувствие и сострадание, чем отторжение и неприятие. Но тут необходимо вспомнить, что бесы, являющиеся людям, действительно бывают обаятельны; об этом свидетельствуют моменты из житий святых — например, святителя Никиты Новгородского, которого бес соблазнил впасть в прелесть, явившись тому в виде светлого ангела. Будем честны: когда нас прельщают нечистые духи на преступление заповедей Христовых, леностное расслабление и невнимание к своей духовной жизни, мы тоже вряд ли помним об их ужасной сущности. Помыслы, всеваемые ими, прельстительны так же, как и стол с фуа-гра, копченым угрем и изысканными винами, заботливо накрытый в пустой монашеской келии для главного героя. Поэтому у меня характер беса в фильме, его «человечность» и видимое «дружелюбное» заискивание перед «подопечным», с помощью которых он добивался своей сугубо корыстной цели погубления души человеческой, не вызывали внутреннего несогласия вплоть до финальной сцены возвращения в монастырь.

Фильм у Досталя и Арабова получился спорный, но в любом случае качественный и интересный. Не случайно в основной программе XXXVIII Московского кинофестиваля эта лента была единственной, представляющей отечественный кинематограф. Искренне хочется верить, что авторы фильма не предлагают нам «новое богословие», свое видение церковного учения, а просто хотят ненадолго погрузить нас в сказку, которая хоть и ложь, да имеет в себе намек. Это действительно нужно и полезно иногда — посмеяться и посмотреть со стороны на себя самих, на непреходящие проблемы нашего общества, с которым неотрывно связана и наша Церковь. И хорошо, что смех этот — добрый...

Священник Алексий Стрижов

Над пропастью в любви

    

Православный зритель – строгий зритель, когда речь идет о фильмах на духовную тему. Ему (зрителю) непременно нужно, чтобы все в таком фильме было канонично и ни на йоту не расходилось с христианским учением. Новый фильм известного российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес» в полном смысле слова каноничным не назовешь, что вызвало в церковной зрительской среде бурную дискуссию. На наш субъективный взгляд, расхождения во взглядах на некоторые духовные предметы вовсе не мешают фильму быть блистательным художественным и культурным событием, так неожиданно случившимся с нами и с нашим родным кинематографом.

Не будем раскрывать читателю все подробности сюжета, чтобы не портить удовольствие от просмотра, скажем лишь, что действие этой фантастической (со светской точки зрения) истории происходит в первой половине XIX века в русском мужском монастыре. С появлением нового насельника Ивана Семеновича здесь начинают происходить невероятные вещи. Да и сам новичок кажется братии каким-то странным – он юродствует, хихикает, брызжет поговорками и вообще ведет себя неадекватно.

Посвященный зритель еще до явного обнаружения причин такого странного поведения начинает догадываться, что несчастный монах одержим бесом, который мучает его, пытаясь погубить.

Монаха Ивана играет не очень известный широкому зрителю актер московского театра «Сатирикон»Тимофей Трибунцев. Его образ получился настолько многогранным, что иногда захватывает дух. Боль, доходящая до отчаяния, смирение, граничащее со святостью, неподдельная кротость, беззащитность, неспособность причинить кому-либо зло. И рядом со всем этим – подтрунивание, юродство, пересмешничество и прочие проявления отнюдь не святого характера – сменяют друг друга с космической быстротой.

Образ святого подвижника, терпящего скорби, создан с большой органичностью, без елея и фальши. Он получился почти житийным, по крайней мере, очень близким к тому. Как актеру, вроде бы далекому от Церкви, удалось так «угадать» своего героя, остается лишь гадать. Возможно, ему помогло профессиональное чутье режиссера, его чувство меры и талант, а также юмор, россыпи которого сопровождают фильм с первых до последних кадров, доставляя зрителю массу незабываемых минут, заставляя хохотать и плакать, причем порой одновременно.

В фильме борьба Ивана с бесом визуализирована в образе Легиона, которого Иван, совершенно порой забывшись в своем невероятном незлобии, ласково называет Легиошей. Сыграл его актер Георгий Фетисов, человек, к слову, верующий и даже дважды бывавший на Афоне. Многие справедливо считают, что отношение режиссера Николая Досталя к инфернальной теме непозволительно беспечно, обманчиво-прекраснодушно и этим опасно. Но думается, что художественный фильм и не задумывался как руководство к духовному действию. Его нужно воспринимать скорее как притчу, как метафору, как воспринимаем мы, к примеру, произведения Гоголя, в которых на первый взгляд тоже много с каноничной точки зрения неожиданного, хотя сам Николай Васильевич был образцом православного христианина и строжайшим аскетом.

Кстати, в фильме Досталя тоже много от Гоголя. Глядя на то, как «Легиоша» по воздуху переносит Ивана в Иерусалим, трудно не вспомнить гоголевского Вакулу из «Ночи перед Рождеством», который тоже летал верхом на черте на прием к императрице Екатерине.

А в ужасно трогательном и органичном заикании Ивана, в его беззлобии угадываются мотивы Достоевского, особенно его излюбленного героя князя Мышкина.

Конечно, очень хочется понять, почему мучимым бесом оказывается столь кроткий и беззлобный человек? Дал ли он сам в какой-то момент врагу права над собой или это некое сугубое испытание от Бога, которое Он дает лишь единицам из любящих Его, дабы те стяжали особый венец? На этот любопытный вопрос ответа нет, знать мы этого не можем, да в конечном счете не это важно.

Сам Досталь на встрече со зрителями говорил, что идея фильма появилась у него после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского.

По преданию, святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу Господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху. Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается уПушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

В качестве «ключа к фильму» Досталь рассказал притчу, которая встречается в патериках. Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви», – сказал Николай Досталь.

«Актуальная духовная комедия», «убедительная, очень русская мистерия» - пожалуй, все эти попытки дать фильму жанровое определение вполне справедливы. Фильм действительно получился мистерией, что опять же роднит его с Гоголем, но он же имеет и вполне реальную духовную глубину - очень наглядно показывает нам удивительную красоту человека, отважившегося до последней капли крови следовать за Христом.

Горечь и видимое бессилие сменяются радостью победы – той силы, которая, по слову святых отцов, совершается в немощи. Трудно даже сказать, чего здесь больше – боли или ликования? Кажется, что они идут в фильме рука об руку.

«Очень русским» фильм назван неслучайно, в нем в несколько карикатурной, гротескной форме показаны, кажется, все оттенки национальной веры и национального характера от нелепостей, несуразностей и благоглупостей до самых высоких образцов простоты, кротости и жертвенной любви. Доброты в картине больше чем гротеска, у последнего есть мера, он добрый и художественно оправданный. Хотя есть и иные эпизоды. Например, император Николай I вместе с Бенкендорфом попадает в монастырь из-за сломанной в пути рессоры. И когда он с неподдельным непониманием вопрошает, почему в России такие плохие дороги и кто же в этом виноват, больше хочется не смеяться, а злиться…

В целом можно сказать, что фильм «Монах и бес» стал достойным продолжением той серии редких кинематографических удач на тему веры, которые случаются порой в нашем кинематографе. Таких как «Остров» Павла Лунгина и «Поп» Владимира Хотиненко.

Елена Балаян

Окно Овертона, или Не заигрывать со злом

    

Тема бесов всегда будет интриговать. Это то, к чему человек очень хочет и в то же время очень боится прикоснуться. Это то, что щекочет нервы и заставляет «как бы православных» гадать на Святках. Известный христианский писатель Клайв Стейплз Льюис в предисловии к «Письмам Баламута» писал: «Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии».

Режиссер «Монаха и беса» говорит, что это фильм о любви. О той любви, перед которой не может устоять даже зло… В общем, конечно, мысль хорошая, и действительно из любви появляется любовь, а из ненависти — ненависть. Но при просмотре фильма меня не покидало ощущение подмены фактов. Зло вроде бы становилось не таким уж и злым. Оно явно помогало главному герою укрепляться в вере. Оно трудилось и рассказывало о тяжелом детстве, и вообще было весьма симпатичным: рожки, кудряшки… А вот настоятель, в свою очередь, был достаточно злым, однако суть происходящего сглаживалась юмором.  

Признаюсь, мне тяжело было смотреть этот фильм. Если это просто сказка, то она не должна иметь отношения к православному кино, хотя бы потому, что падший дух бестелесен и в монастырь уйти никак не может. Это противоречит здравому смыслу. Но видимо, людям хочется считать себя добрыми и любящими и умиляться этой сценой. Преподобный старец Паисий Афонский говорил: «Когда-то один монах, имевший большое сострадание, упав на колени, просил в своей молитве о следующем: “Ты — Бог и, если хочешь, можешь найти способ, чтобы спаслись и эти несчастные демоны, которые, хотя вначале имели столь великую славу, сейчас имеют крайнюю злобу и мирское коварство и, если бы Ты не защищал нас, уничтожили бы всех людей”. И вот, как только он, молясь с состраданием, произнес эти слова, видит рядом с собой песью голову, которая высовывает язык и передразнивает его. Мне кажется, Бог попустил это, чтобы монах понял, что Бог готов принять демонов — достаточно им только покаяться, однако они сами не желают своего спасения». У преподобного Иоанна Дамаскина читаем: «Диавол неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела. Согласно мысли святых отцов, человек, получивший тело и вместе с телом влечение к греховным поступкам, по милости Божией покаяться может. Ангельские существа — духовны. У них нет искушений в том смысле, какие есть у нас. Они — пламенная энергия, цельное движение существа, направленное на что-то. Выбрав однажды, они не могут изменить это движение, в которое вовлечены, но входят в него глубже, отдают себя этому служению всё больше».

А вообще картина очень напомнила действие принципа «окна Овертона». Джозеф Овертон разработал целую систему о том, как «совершенно чуждые обществу идеи поднять из помойного бака общественного презрения, отмыть и, в конце концов, законодательно закрепить». Сначала идея воспринимается как нечто смелое, потом — как еще один взгляд на проблему, далее разворачивается полемика, следом у проблемы меняется название, и через какое-то время проблема становится еще одной гранью разнообразия современного «толерантного» общества. Причем именно толерантного, поскольку только в толерантном обществе невозможное возможно. Таким образом, получается, что фильм и не о любви, а больше об изменении отношения к источнику зла?

Особенность этого фильма в том, что его можно трактовать как угодно. Можно увидеть преодоление монахом отчаяния от присутствия беса, а можно — то, что сам подвижник ничего не делает для того, чтобы избавиться от этого наваждения; можно рассуждать на этом материале о всеобъемлющей любви, а можно — и о попрании традиционных церковных представлений; можно, наконец, говорить, что кино со смыслом перестало быть скучным, а можно вспомнить о том, что еще сто лет назад православным было не до смеха. На мой взгляд, единственным ориентиром в этом море вопросов должно стать Евангелие, поскольку только там мы можем найти единственно верные ответы.

Елена Мизюк

Газета «Православная вера» № 22 (570)

Газета «Саратовская панорама» № 48 (1078)

Источник: Православие и современность

12 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Нонна 9 января 2024, 22:17
Очень хороший фильм. Недаром получил награды. Замечательный режиссер Николай Досталь, замечательный сценарист Арабов, актеры достойны всякой похвалы. Очень жаль, что Н.Досталь умер. Маловато у нас умных. Рецензия не понравилась, как из вчерашнего образовательного контента, КомментЫ? Разные люди..Монахов критикуют? А не святые и не картинка сусальная, всякого бывает, тем более 19 век показан. И царь мудрец. Все очень хорошо в этом фильме.
Анна10 ноября 2022, 18:07
и всё бы хорошо, если бы не одна загвоздочка: "На другой день пришел и диавол и еще издалека начал рыдать голосом человеческим. Он поклонился старцу, и старец, не обличая его коварства, сказал ему так, как повелел ангел, – и что же? Зерефер, в ответ на его речи, громко захохотал и сказал: «Злой чернец! Если бы я захотел назвать себя злобою древнею, мерзостию запустения и прелестью помраченною, то уже давно бы это сделал и уже был бы спасен: ужели ты думаешь, что я теперь назову себя древнею злобою? И кто это тебе сказал? Да я и поныне у всех в большом почете, и все со страхом повинуются мне, а ты вообразил, что я назову себя мерзостью запустения...(далее Четьи-Минеи,Антоний Великий(17января)
Иван Иванов 2 августа 2022, 10:07
Мне не понравилось два момента, то что монаха и беса бьют кнутом, кнут к тому времени был запрещён, даже на каторге не применялся, секли бы скорее всего розгами, в худшем случаи плетью, а этим орудиями убить проблемно. Второе как грубо подаются команды царскому конвою, а там по фильму сплошь офицеры кавалергарды. С офицерами так в реале бы никто не разговаривал бы, даже царь. Команда в реале выгледела бы так: "Спешивайтесь, господа, здесь переночуем". И за столом бы они сидели рядом с императором. Даже в юнкерских училищах не командовали-"Строиться", а говорили-"Строиться, господа".
Дмитрий14 июля 2020, 09:18
Это не кино! Это мерзкая манипуляция слабым около православным сознанием! Коим сейчас в большинстве мы все обладаем! Кого восхитил данный типа фильм ,задумайтесь!!! - с Христом ли вы???
Татьяна 4 мая 2020, 16:55
Вы о чем,православные? Если скорбить,быть потрясенным после просмотра картины..,то где тогда ваша ВЕРА? Картина не претендует на канон и в ней столько смысла о любви.Игра и фильм хороши,и заставляют задуматься. Все процессы и зла и добра в себе ищите,а не во вне.Любви вам.
Анна26 ноября 2017, 15:31
Помните эпизод, когда бес спрашивает монаха, как ему спастись? Тот отвечает стой три года на коленях обратившись на восток и проси: Помилуй меня Господи злобу древнюю и т.д.
Разве он это сделал??? Нет! Он принял смиренный вид и пошел в монастырь. Как мне показалось фильм закончился тем, что бес вошел в игумена. Потрясающий фильм.
Анна15 июля 2017, 22:50
А мне очень понравился! И монахи понравились. Живые люди, как и я, грешные, любят поесть и полюбопытничать. Это сказка, вроде тех, что рассказывают набожные старушки детям, а не учебник богословия. Единственное, не понравился эпизод, когда бес снес крест с конька домика. Хоть фильм и легкий, но заставляется задуматься.
Дмитрий18 июня 2017, 20:30
После прочтения этой статьи, не без колебаний, посмотрел этот фильм. Безусловно, сделано качественно, игра актёров на высоте... Но, два момента, которые определили моё отношение к фильму:
1. Почему-то здесь в статье и в обсуждении в качестве главного называют вопрос: может ли бес раскаяться? Во-первых, для человека это вопрос не так важен, во-вторых, по сюжету, у меня не сложилось впечатления, что он вернулся в монастырь в качестве послушника. Возможно, просто для продолжения карьеры с другим, более лёгким подопечным.
2. Гораздо важнее для человека вопрос: может ли человек обмануть беса, как это сделал Иван? На этот вопрос множество священников однозначно и твердо отвечают НЕТ, НИКОГДА!
Анастасия16 июня 2017, 11:41
Я бы тоже провела параллель с Николаем Васильевичем!
В фильме тот же тонкий юмор, сатира и любовь к своим героям.
Гоголя в еретики надеюсь, мы не будем записывать!?))
Татьяна 2 января 2017, 22:19
Вечное стремление души к Богу, духовная борьба с ее падениями и восстаниями, болью, отчаянием и надеждой - вот о чем фильм. Да, есть богословские нестыковки, иногда даже хотелось крикнуть монаху "Не верь бесу, он обманет!". Но это сказка.Здесь бес - вовсе не бес, а грешный человек, способный любить.
Михаил30 декабря 2016, 11:58
Я за фильм, просто потрясающий, спасибо всем кто над ним трудился, и надо ещё голову включать, когда фильм смотришь, а тем более хорошо проанализировать и себя и своё отношение к вере
Maxim Chistyakov16 декабря 2016, 17:04

Привет, фильм прекрасный отличный много раз смотрел, честно очень понравился и актёры подобраны тоже отлично.
Ася Бондаренко14 декабря 2016, 10:06
Согласна с мыслью про "отзеркаливание" ассоциацию личных качеств с сюжетом фильма (Елена Мизюк). Не нужно сильно преувеличивать значение демона, уверенный человек должен в первую очередь полагаться на Господа нашего Создателя и Хранителя и не бояться каких-то подвохов или прелестей, неканоничности.
Сергей13 декабря 2016, 22:22
Фильм понравился, смотрел несколько раз... Глубокий фильм. Очень искусно и тонко показана борьба с грехом. Основная цель - стремление к святости, потому многие и увидели свои недостатки... Плохое чувство в душе после просмотра фильма, так это от греховности. Видеть чужие недостатки -
это не подвиг.
Дмитрий13 декабря 2016, 20:23
чувство ,что над тобой издеваются, глумятся над тем ,что тебе дорого. Хотя эпизод - проходной, возможно малозаметный, но я б его вырезал.(окончание) p.s. Сбоит программа,невозможно написать длинный коммент.
Дмитрий13 декабря 2016, 20:21
где нечистый лёгким мановением...ммм руки(?),сносит ненавистный ему Крест с хибарки лесной пустыньки,очень просто... Не знаю,почему-то у меня сразу ассоциация с вот теми самыми американскими "блокбастерами"", и такое же чувство ...неправды, неправильности происходящего,(продолжение)
Дмитрий13 декабря 2016, 20:18
,очень много было фильмов в жанре хоррор(ужастиков),где явно глумление над образом Креста - в том плане, что нечисть Его не боится, смеётся и презирает и попирает, как хочет(кто не смотрел эти фильмецы-слава Богу, кто смотрел - тот поймёт ,о чём я.Так вот-в фильмеце Досталя есть эпизод,(продолжение
Татьяна 13 декабря 2016, 14:19
Полностью согласна с Еленой Мизюк. Посмотрев фильм ощущение тяжести и обиды. Монахов показали такими клоунами дурочками, а бес вроде и друг хороший и нечего его бояться. И думаю проводить параллель с фильфом Остров не стоит, даже если у них один сценарист. Остров чистый , покоянный фильм, радость душе. А Монах и бес вызывает совсем другое тягостное чувство. И СОВРЕМЕННЫЙ взгляд это словоблудие, оправдать другим временнем человека нельзя, грех он что во время Садоме был таким и остался. что время? Инструмент тот же.
Александр13 декабря 2016, 11:18
Посмотрел фильм и долго не мог определиться с оценкой. А теперь точно знаю это фильм от ЛУКАВОГО и о ЛУКАВСТВЕ. Это фильм о том что если во лжи есть 10% правды то ложь воспринимается как правда.Это фильм для тех которых Господь называл теплохладные, которые и крещеные и верят в гороскопы и приметы.
Александр13 декабря 2016, 07:28
Фильм хорош, тема раскрыта! Многие не могут понять, что его нужно смотреть и тем более оценивать с разных точек зрения и подходов одновременно. Это как раз для современного православного человека, уже испорченного цивилизацией. Все как надо: немного реальности, немного вымысла, фантастики и веры.
Юрий13 декабря 2016, 06:58
Благослови, Господи, рабу Твою Елену (Мизюк)! Фильм произвел гнетущее впечатление. Даже описать это чувство тяжело, поскольку даже при воспоминаниях о фильме чувствую потерю мира и радости в душе. Фильм НЕ православный. Скорблю - скорблю - скорблю: православные защищают велиара
Вячеслав13 декабря 2016, 06:13
Буду краток в этом фильме есть очень полезные моменты,но есть и серьезные недостатки.Но в целом фильм поучительный.
александр13 декабря 2016, 00:32
Фильм "сделан" от души. Автор любит "ближнего" , и это чувствуется сразу. Но на то и щука в пруду чтобы карась не дремал(с). Без беса не было бы фильма.Искушения сопровождают нас до могилы. В конце фильма душа монаха отходит ко Г-ду, а бес, опустошенный, выполнивший свою "миссию"ищет нового монаха.
Анна12 декабря 2016, 21:07
Очень хороший фильм. Актеры, монологи, картинка...Жаль, что мало фильмов снимается на такие темы. Те, что есть уже знаем наизусть....и всегда ждешь что-то новенькое. Фильм очень добрый....фильм про нас, бесноватых... И так было радостно видеть переродившегося беса. Спаси всех Бог!
Марина Абехтикова12 декабря 2016, 20:14
Самое страшное, когда веру и православные традиции (монашество),превращают в юмор. Если Иван считает фильм миссионерский, то точно он не приведет к православию, а в какую-нибудь секту.
Ирина12 декабря 2016, 20:00
Смотрела фильм без подготовки. Сцены во Святом Граде просто потрясли! Явно ощущалось присутствие Христа. И дальнейшее развитие сюжета, как следствие этой Встречи.Фильм о Любви и о Христе. Об этом и финальная фраза Настоятеля.Всем участникам картины СПАСИБО!Не считаю этот фильм комедией даже траги
Марина Абехтикова12 декабря 2016, 19:51
Думаю, режисер что-то хотел рассказать о православии, о монастырской жизни, о нечистой силе, но получилась карикатура на монастырь и православие, а этим не шутят. Согласна с Сергеем, что полезного в этом фильме искать нечего - потерянное время. Я бы посоветовала режисеру пожить месячишко в монастыр
Елена12 декабря 2016, 17:29
Уже первые минуты фильма демонстрируют качество фильма и вызывают доверие. Хотя, если ты пришел в кино, а не на научную конференцию, то уже это одно предполагает включение эмоций. Фильм замечательный (умный живой сюжет, актеры, операторская работа, ритм фильма, легкий добрый юмор, а вовсе не гротеск и сарказм). И меня в нем ничего не напрягает, и не возникает желания сравнивать с другими фильмами религиозной тематики (искусство, как и человек индивидуально и несравнимо).Особое спасибо за человеческие лица актеров - нетиражированные и такие по-детски добрые. Согласна с режиссером - фильм о любви и сделан с любовью. Большое спасибо!
МаринА12 декабря 2016, 16:54
В психологии есть такое понятие - "зеркалить", т.е. в проявлениях внешнего мира отражать то, что есть в тебе самом. Кино - это тоже проявление внешнего мира. На одной и той же сцене кто-то из зрителей плачет, а кто-то равнодушен; на другой сцене кто-то смеётся, а кто-то злится. Почему? У кого что внутри есть, то и вылезло наружу, срезонировало, "отзеркалило". Кто сам по себе изначально доброжелателен и приветлив к миру, тот и видит во всём доброе. А увидеть "подмену" в фильме может только тот, у кого она есть внутри. У кого её нет, кто не знает, что это такое, тот её и не видит. "Чистому всё чисто".
Фильм ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ хороший! Для "ревнителей чистоты православия" стоит добавить, что Николай Досталь, тот самый режиссёр, который несколько лет назад снял исторический сериал "Раскол" про Патриарха Никона и Алексея Михайловича Тишайшего, который приняла и Церковь и профессиональные историки. Меня уже тогда потрясло умение этого режиссёра так деликатно поднимать очень непростые духовные темы. А теперь ещё и юмор добавился! Вероятно, мы даже ещё и не осознаём, к а к о й Мастер появился у нас в жанре духовного кино.
Галина Жукова12 декабря 2016, 14:37
К автору статьи вопрос: Вы не путаете? сценарист "Острова" не Юрий Арабов! Это и делает хороший, добротный фильм талантливого режиссера Н.Досталя во многом не дотягивающим по уровню до работы Павла Лунгина, взявшего сценарий молодого ВГИКовского выпускника.
Сергей12 декабря 2016, 13:22
Самое ценное в нашем мире - это время. Читая книги, просматривая фильмы хочешь найти что-нибудь полезное для души. Сказки все таки для детей. Православный фильм, он должен быть основан на православии , а не на фантазии и развлечении. Ничего полезного в фильме не увидел. Ставить его в один ряд с фильмом "Остров" смешно. Просмотр этого фильма - потерянное время.
Иван12 декабря 2016, 13:15
На мой взгляд "Монах и бес" получился на много слабее "Острова", хотя по своему весьма хорош. Я смотрел фильм со своей девушкой, которая "ну совсем новоначальная". После просмотра высказал ей свое непонимание относительно беса, ушедшего (или пришедшего) в монастырь. В ответ она сообщила о своем восприятии: мол нецерковный человек, увидев раскаявшегося Легиона, поймет, что и его грешного примет Господь. Если воспринимать фильм не как православно-каноничный, а как православно-миссионерский, то подобный поворот сюжета вполне может быть уместен.
Татьяна Столярова12 декабря 2016, 13:06
Мне очень понравился фильм. Юмор, диалоги, актерская игра - все на должном уровне. Очень понравилась игра актера Тимофея Трибунцева (монах)!!! Он вообще замечательно играет во многих фильмах.Спасибо всей съемочной группе во главе с режиссером картины ! Молодцы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×