Как Промысл Божий хранит Русский Афон

Рассказывает иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон

    

Русская афонская традиция является неотъемлемой частью наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы, которая и создавалась преподобным Афанасием Афонским и императором Никифором Фокой как всеправославный центр духовности.

Византийская империя уже не существует, но Афон по-прежнему объединяет православные народы во Христе, сплачивает их жизнь идеалами духовности и благочестия. Как Святая Гора является осколком Святой Византии, так и Русская Пантелеимонова обитель на Афоне – последний уголок Святой Руси, способствующий укреплению духовных связей различных частей раздробленного сейчас Русского мира. В нашем монастыре русские, украинцы, белорусы, молдаване и другие народы подвизаются как братья во Христе, и паломники из разных славянских стран приезжают сюда как в дом родной. Русская святогорская обитель – школа подвига и благочестия для всех народов, разделяющих духовные ценности исторической Святой Руси.

Иеромонах Кирион (Ольховик) Иеромонах Кирион (Ольховик)
    

Мы не отделяем себя от других афонских братств. Можно сказать, что все святогорское братство живет одной большой монашеской семьей, особых разделений у нас нет. Разве что очевидно: русские по характеру отличаются, допустим, от греков. Естественно, у них своя самобытность, особенности службы, привычки, – это откладывает свой отпечаток и на устроение монашеской жизни. Поэтому нельзя ничего слепо копировать, – как бывает иногда приезжают на Святую Гору Афон «набраться опыта» и начинают перенимать буквально все. Зачем? Везде свои традиции. У каждого народа свой духовный потенциал. Мы привносим что-то свое.

Русский Афон всегда имел свое лицо. Раньше по всей России были разосланы иконы русского афонского письма. Они неповторимы, их не спутаешь ни с какими другими. Их много рассылали до известных событий начала XX века. Но эти иконы как благословение Святой Горы Афон были особо хранимы верующими и в богоборческие времена. Сейчас мы, путешествуя по всей исторической Руси со святой главой преподобного Силуана Афонского, видели их практически во всех восстановленных храмах и монастырях: Иверская икона, Скоропослушница, Целитель Пантелеимон и другие святые – эти образы русско-афонского письма сразу узнаваемы. Также и церковные напевы – у нас в Пантелеимоновом монастыре сохранены, а некоторые сейчас восстановлены из тех, которые были еще при старце Силуане. К нам приезжает множество паломников, и даже из других афонских монастырей приходят впитать дух, прочувствовать размеренный уклад жизни нашего монастыря.

Келья афонского монаха Келья афонского монаха
    

Исторически Русский Афон включает в себя: древнерусскую Лавру Пресвятой Богородицы, известную как обитель Ксилургу (X–XII веков); древний Свято-Пантелеимонов монастырь, известный более под названием Нагорный или Старый Русик (в 1169–1790 гг. имел статус официального русского святогорского монастыря); и наконец, нынешний Прибрежный Свято-Пантелеимонов монастырь. Богородичная обитель Ксилургу и Старый Русик сегодня скиты Пантелеимонова монастыря.

В XX веке русские афониты оказались отрезанными от родины, из России на Святую Гору не поступала уже никакая помощь, прекратилось паломничество, не приходили новые иноки. Русское монашество на Святой Горе Афон оскудело численно. Так что даже Андреевский и Ильинский скиты, многочисленные кельи и каливы русских на Афоне опустели и разрушились. В упадок пришел и Пантелеимонов монастырь. Его уже не поддерживали 2000 насельников, как это было до революции, оставалось с десяток немощных стариков.

Но именно в этот период угасания Промысл Божий воздвиг как светильник кроткое слово преподобного Силуана Афонского, его письменное наследие вместило в себя полноту и глубину русской святогорской традиции. Как замечал архимандрит Софроний (Сахаров), открывший его труды всему миру, преподобный Силуан не был учеником одного конкретного старца, но воспитывался всей атмосферой, всем укладом монастырского повседневного быта, который без сомнения может именоваться аскетической школой Русского Афона, преемственность которого начинается от богоносного старца Арсения и его учеников – старцев Иеронима и Макария.

Преподобный Силуан упоминает в своих писаниях о многих подвижниках Пантелеимонова монастыря, которые оказали неизгладимое влияние на его духовный рост как Афонского подвижника. Некогда великий старец Русского Афона иеросхимонах Иероним (Соломенцев) говорил, что в Пантелеимоновом монастыре, милостию Божией, сформировалось чистое общежитие, достаточное для воспитания боголюбивых душ в меру возраста Христова.

Ольга Орлова

Источник: Журнал "Покров"

18 декабря 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×