Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

«Не знаю, батюшка…»,
или О навыке осмысленной жизни

Нередко бывает, что на исповеди, задавая человеку вопрос о том, почему он совершил в своей жизни тот или иной поступок, я слышу ответ: «Не знаю, батюшка…» В некоторых ситуациях человек просто не хочет называть тех причин, которые его подтолкнули к упомянутым действиям: либо ему стыдно, либо ему страшно, либо просто неприятно. Но вместе с тем есть очень много случаев, когда человек говорит «не знаю» совершенно искренне: он действительно даже самому себе не может объяснить мотивы своего поступка. Так что же получается: значительное количество людей, когда что-то делает, находится в полубессознательном состоянии?

Многие из нас проживают жизнь совершенно не осмысленно

Действительно, многие из нас – в какие-то периоды или практически постоянно – проживают жизнь совершенно не осмысленно. И если мы вглядимся в слова и поступки окружающих, а еще более – в свои собственные слова и поступки, то убедимся, что это действительно так. И это естественным, закономерным образом приводит к тому, что мы совершаем множество ошибок, которых могли бы не совершить, отнесись мы к ситуации вдумчиво, – не только ошибок, но и грехов, потому что очень часто, как я уже сказал, слова «я не знаю, почему так сделал» звучат именно на исповеди. И эти ошибки, эти грехи бывают подчас такими, что страдать от их последствий приходится потом многие годы.

К примеру, приходит человек и говорит: «Хотел бы я, отче, вступить в брак». Ты его спрашиваешь: «А любишь ли ты?» – «Как-то вот… не знаю». – «А знаешь ли ты действительно хорошо того человека, с которым собираешься связать свою жизнь?» – «Знаю ли я его… Сложный вопрос…» Или приходит человек и почему-то просит у священника совета о том, брать ему или не брать крупный кредит. Интересуешься у него: «А вы уверены, что сможете такую сумму выплачивать и не окажетесь в долговой яме?» И опять тот же неопределенный ответ. И совершенно очевидно, что, если человек в том или другом подобном случае не опомнится и не даст себе труд разобраться для самого себя в ситуации, он может оказаться в большой беде. Оправдываться можно по-разному: кого-то с малых лет не научили думать, кто-то этот навык в некоторой степени имел, но в себе не развил. Но факт остается фактом, и жить так ни в коем случае нельзя – что-то нужно тут менять.

Понять свое намерение

Начать стоит, наверное, с понимания того, что только лишь самолет может взлететь, выйти на необходимую ему высоту и дальше уже совершать путь на автопилоте. В жизни так не бывает: наша повседневность предполагает различное стечение обстоятельств, постоянную смену ситуаций, и нам нужно на них реагировать. При этом довольно многие ситуации мы можем спрогнозировать и – как некие модели – обдумать, чтобы не оказаться к ним совершенно не готовыми. «Уготовихся и не смутихся», – говорит Псалмопевец (Пс. 118: 60), а с нами, к сожалению, часто происходит нечто совершенно противоположное. Поэтому нужно обязательно выделять определенное время на то, чтобы о происходящем с нами и вокруг нас просто думать, ни на что не отвлекаясь. Нельзя полагаться только на непосредственную, спонтанную реакцию: она порой бывает такова, что человеку приходится в ней потом раскаиваться.

Кроме того, если говорить о жизни собственно христианской, нам нужно всегда иметь в виду, что Господь видит намерение, с которым мы совершаем то или иное дело, и для Него оно очень важно. И потому, собираясь что-то предпринять, мы свое намерение должны обязательно четко себе представлять. Ведь один и тот же поступок в зависимости от намерения может иметь значение очень различное. Даже то, например, что человек сказал неправду. Преподобный авва Дорофей, в частности, говорит о том, что бывают в жизни человека ситуации, когда с его стороны будет меньшим злом сказать неправду или не сказать правды, нежели всю правду высказать. Это бывает тогда, когда, предав огласке что-либо, мы можем разрушить чью-то жизнь и можем даже человека убить – и в прямом, и в переносном смысле. К этому надо относиться как к редчайшему исключению в своей жизни, и всё равно в этой неправде мы будем чувствовать себя виноватыми, но здесь, как я уже сказал, наш поступок будет определен нашим намерением, и именно по этому намерению Господь будет судить.

А что происходит, когда мы даже не обдумываем того, что собираемся сделать, когда определенного намерения у нас нет? Тогда человек действует под влиянием импульса. «Меня что-то как будто подтолкнуло, и я это сделал», – обычно на словах это объясняют примерно так. В момент импульсивного действия человек уподобляется животному. Как действуют представители животного мира? Им надо есть, им надо размножаться и им надо выживать. И вот у них возникает желание, импульс – и они тут же стремятся реализовать это желание, устраняя на своем пути все препятствия. Для животных такое поведение естественно, но для человека оно противоестественно. Не должно быть так: нас что-то раздражает – мы тут же вспыхнули; нас напугали – мы испугались; нас о чем-то спросили – мы ответили, не подумав, а потом мучаемся оттого, что сказали неправду или сморозили какую-то глупость.

Объяснять, объяснять… объяснять

Развитие в человеке умения осмысленно жить, конечно, начинается с детства. И начинается с очень простых, повседневных вещей. С того, что ни в коем случае нельзя, например, отвечать ребенку на вопросы: «Почему вы мне это не разрешаете?», «Почему вы меня это заставляете сделать?» – словами: «Нельзя, потому что нельзя», «Я сказал – значит, делай» или подобными. Ребенок, может быть, и послушается, но в его жизни не будет ничего иного, кроме лавирования между «можно» и «нельзя», – и, повзрослев, он будет так же, в категориях «можно» и «нельзя», воспринимать мир. Только вот человека, дающего указания и заботящегося о его благе, рядом с ним уже не будет. И, конечно, у него не будет ни навыка жить осознанно, ни тем более навыка жить ответственно. Поэтому ребенку нужно всегда объяснять причину наших действий и решений, пусть даже в самой малой мере, на доступном ему уровне.

Немного забавный приведу пример: у нас когда-то была собака, которой моя мама абсолютно всё объясняла. И люди, видя это, часто над этим смеялись. А она продолжала объяснять – всё вплоть до каких-то житейских мелочей. В итоге получилась собака очень необычная, потому что она практически всё понимала. Конечно, не как человек, но в ее сознании определенно был довольно большой запас слов, которые у нее с чем-то ассоциировались. Так что даже собака, если с ней постоянно и много разговаривать, через это как бы очеловечивается. Тем более гораздо быстрее развивается ребенок, если все ему объяснять, если отвечать вдумчиво и правильно на возникающие у него вопросы. И знаете, священнику заметно, разговаривают родители со своим ребенком или нет. Бывает, что приносят к Причастию совсем еще малыша, который только говорить научился или даже еще не говорит, – а ты уже видишь совершенно осмысленный взгляд. А бывает, что подходит ребенок, которому пять, шесть, семь лет, и ты пытаешься, глядя ему в глаза, увидеть некую мысль, какое-то отношение к тому, что вокруг происходит, – а его самого здесь как будто нет, он смотрит на тебя совершенно отсутствующим взглядом. И зачастую он даже не может объяснить, где он находится, зачем его сюда привели. А порой приходится и со взрослыми такими сталкиваться: вроде бы они здесь – и вроде бы не здесь: никакого осмысления настоящего момента ты в них не чувствуешь.

Совесть может быть руководителем только тогда, когда мы в состоянии проанализировать, чего она от нас требует

Ребенка нужно учить руководствоваться не только здравым смыслом, который у него со временем появляется, но и своей совестью. Причем совесть может быть для нас по-настоящему руководителем только тогда, когда мы в состоянии проанализировать, чего она от нас требует и как нам здраво эти требования выполнить. В противном случае требования совести для нас тоже превращаются в некие импульсы, которые могут нас уколоть, взбудоражить, могут нас к чему-то побудить, но эта реакция тоже будет носить совершенно неразумный характер.

Доверие или бездействие?

Считать, что «обо мне позаботится Бог», не делая того, что ты должен сделать, – дерзость и даже наглость

Что делать, если мы уже взрослые люди, а у нас навык жить осмысленно так и не появился, и мы от этого унываем? Стоит приводить себе на память, во-первых, вот что: если человек задается такой целью, он может в любом возрасте этот необходимый навык приобрести – это проверено опытом. А во-вторых, что без этого жить по-христиански и просто жить полноценно – невозможно, так что нам в любом случае придется этот навык приобретать. Самое худшее и самое тяжелое – это состояние, когда человек от хронического переутомления или после каких-то душевных потрясений просто перестает думать. Или же когда кто-то решает плыть по течению. Некоторые ошибочно отождествляют это решение с доверием Богу. Но доверие Богу заключается не в том, чтобы свою жизнь пустить на самотек, – оно только тогда является оправданным, безгрешным, подлинным доверием, когда мы со своей стороны делаем всё, что мы в той или иной ситуации делать должны. Если же человек ничего не делает из того, что должен, и говорит при этом: «Обо мне позаботится Бог», в этом присутствует некая дерзость, даже, можно сказать, наглость. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил о доверии Богу примерно так: «Я, когда должен что-то сделать, делаю всё, что зависит от моих сил, способностей, а потом зажигаю свечу и молюсь Богу о том, чтобы Он сделал то, чего не могу сделать я». И, конечно, еще ранее, приступая к тем или иным делам, нужно также просить у Бога благословения и помощи.

Нельзя пренебрегать даром рассуждения, данным нам Самим Богом

К этому стоит добавить, что, если у нас есть необходимость принять какое-то важное решение, но мы при этом чувствуем, что навык думать и анализировать развит у нас в недостаточной степени, надо постараться среди близких людей найти кого-то, у кого эти аналитические способности есть, и попросить помочь нам разобраться. Только очень важно не относиться к этому человеку как к какому-то посоху, на который мы будем опираться в принятии решений всю жизнь. Это скорее костыль, который нужен, пока у нас до конца не укрепятся ноги, – при условии, что мы учимся самостоятельно ходить. Можно посоветоваться и со священником, у которого, как вы считаете, достаточно жизненного опыта и достаточно ответственности, чтобы вместе с вами о вашей проблеме подумать. Но опять же, эти советы должны служить нам для обогащения опыта, в конечном итоге – для того, чтобы мы, поняв, как будет разумно поступить в одной ситуации, в другой, в третьей, нашли наконец для себя некий способ, как любые обстоятельства раскладывать на составляющие, анализировать и принимать необходимое решение. Да, молиться здесь – может быть, вместе с тем же священником или близким человеком – тоже будет нужно, но нельзя требовать у Бога ответа и пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал.

Навык – щит от опасности

Существует убеждение, что в экстремальных ситуациях человек всё равно будет совершать ошибки, даже если в «штатном режиме» приобрел навык жить осознанно, осмысленно и всё обдумывать. Не соглашусь с этим. Как раз в экстремальных ситуациях с наибольшей остротой, ясностью проявляется именно навык, который человека либо спасает, либо губит. Или же – губит отсутствие навыка. Помню, как один мой хороший знакомый, который долгое время занимался борьбой с терроризмом, рассказывал о том, как погиб его боевой товарищ. «Он просто стрелял второй раз с одной точки, – сказал он, – чего ни в коем случае делать было нельзя». Слава Богу, мы практически не оказываемся в ситуациях, когда отсутствие бдительности стоит нам жизни, но совершенно очевидно, что человек, у которого есть навык думать и быть внимательным в повседневных обстоятельствах, быстрее осознает что-то в ситуации нештатной и, кроме того, в целом многих опасностей в жизни избежит.

И ради такого навыка имеет смысл преодолевать и усталость, и нерадение, и ту мысль, которую враг всевает в наше сердце, – о том, что всё это не очень важно, что можно как-то без этого обойтись, – потому что на самом деле без этого обойтись нельзя.

Игумен Нектарий (Морозов)

21 декабря 2016 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2000 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных
Игум. Нектарий (Морозов)
О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных О принятии решений – подчас простых, но почти всегда неочевидных
Игумен Нектарий (Морозов)
У многих людей отсутствует навык самостоятельного принятия решений, они либо реагируют на обстоятельства непосредственно, как дети, либо избегают ответственности. Порой эти люди обращаются к священнику как к финансовому консультанту или психологу.
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
Комментарии
Надежда Рябова21 января 2017, 07:50
Замечательные статьи батюшки Нектария! - обстоятельные, вдумчивые, рассуждающие, научающие, со всей душой желающие помочь внемлющим...Вопрос ответственности за свою жизнь очень важный, т.к. именно безответственность порождает наши беды, как отдельного человека, так и общества, цивилизации в целом.
Михаил 9 января 2017, 00:47
Что если ответы на основные вопросы уже отвечены, и дальше уже лень копать, и можно уже плыть по течению доверившись Богу и не суетясь. Это не дерзость, это просто доверие к Богу и есть. Такой православный дзэн. А чего думать лишний раз? Всё же само собой делается и происходит. Господь хранит.
ТаняСем27 декабря 2016, 13:25
злой зулус 26 декабря 2016 г Супер стихи!!!Главное кратенько и со смыслом!!!Вот помнить бы их всегда,тогда и ответ "не знаю,батюшка"..не состоялся!Иногда правда под действием импульса и эмоций сотворишь ненужное и каешься,хорошо дело до кредитов не дошло(в моем случае),слава Богу!!!
злой зулус26 декабря 2016, 23:44
"Мы сваливать не вправе/ Вину свою на жизнь./ Кто едет - тот и правит,/ Поехал - так держись!/
Я повода оставил./ Смотрю другим вослед./Сам ехал бы и правил,/ Да мне дороги нет..." Н. Рубцов. В жизни - по всякому бывает. Сложно всё.(
Владимир23 декабря 2016, 23:50
Хорошая статья. Спасибо.
Golybeva23 декабря 2016, 22:15
Человек рождается разумным существом. Мы все время осуждаем или рассуждаем, примеряем свои действия к заповедям. Мы осуществляем свои действия имея какой то мотив, причем чаще всего осмысленный. Только лень и глупость мешает искоренять грехи.
Ольга22 декабря 2016, 18:12
Вот так под влиянием неосознаваемого импульса сделала плохо любимому человеку - а последствие вся дальнейшая жизнь другая.
Darina22 декабря 2016, 17:46
В основном не Сереге. Мне кажется, все проповеди, публикации, лекции - всё это надо иметь в виду одновременно, но и различать, однако не пренебрегая. И неисправные часы (уважаемый отец Нектарий, не примите на свой счет!) дважды в сутки показывают точное время.
Людмила22 декабря 2016, 14:40
Спасибо, батюшка. Статья заставила задуматься о том, что очень часто по течению плывешь, и не хватает этого-навыка осмысленной жизни и рассуждения.
александр22 декабря 2016, 14:16
А как быть, если в молодости совершены ошибки, мысль о которых отравляет жизнь и которые невозможно исправить? И где граница между волей человека и Божьей волей? С одной стороны, в православии человек имеет свою волю, свободу поступков, а с другой стороны - ни один волос не упадет без Божьей воли.
Елена22 декабря 2016, 13:12
Балгодарю, батюшка!Очень полезная статья. Понравился добрый пример с собакой!
не Серега22 декабря 2016, 12:21
Действовал осмысленно, старался, хотел добиться -- грех гордыни, так нельзя, не годится -- обломался!
Не делаю ничего -- оказывается плыть по течению тоже нельзя, опять не так!
"пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал" -- мое-то рассуждение и неугодно... замкнутый круг
Иулиания22 декабря 2016, 11:55
Батюшка, спасибо. Статья и для меня тоже. Нам, женщинам, вообще тяжело принимать решения и нести за них ответственность. Раньше в семье по главным вопросам решения принимали мужчины, а сейчас очень многие вопросы приходится решать женщине самостоятельно. И так, порой, от этого устаешь.
Читательница (Подмосковье)22 декабря 2016, 11:14
Д.Михаилу:Если люди грешат неосознанно,знач.,во-1-х,для них стерта грань между добром и злом:они не ведают,что такое хорошо и что такое плохо.Ничего хорош. в такой «неосознанности» нет.И второе. Автор прав: подавление гномической воли (воли выбора) природной, действ-но, приближает чел-ка к жив-му.
Андрей21 декабря 2016, 22:10
Иногда бывает так, что совершенно осмысленное и по видимому разумное решение оказывается неверным лишь потому, что какой-то другой человек поступил неразумно. Чаще всего этот кто-то просто надеется на безнаказанность. А как прогнозировать поступки другого существа со свободою воли и разумом?
Светлана Ф.21 декабря 2016, 22:05
Спасибо за статью. Вовремя. И всё верно. Хорошо, чтобы примеров было побольше. Конкретные примеры лучше запоминаются.
Ирина21 декабря 2016, 21:05
Спасибо, отличная статья, действительно, дар рассуждения и интуиции очень часто, почти всегда спасает в сложных ситуациях! И человек с большим жизненным опытом и набором навыков, даже при отсутствии больших способностей, часто все равно выигрывает новичку.
Сергей21 декабря 2016, 20:58
Рекомендации хорошие, но очень поверхностные. Здесь два варианта. Если брать монашескую аскетическую практику, то она достижима в специальных условиях монастыря(не любого). Мирская психология предлагает похожее, но на специальных тренингах. Самостоятельно это трудно достижимо.
Н.С.21 декабря 2016, 20:28
Спаси Вас Бог! Очень полезная статья, как и предыдущие! Как хорошо, что в Ваших публикациях простым и понятным языком даются ответы на важные вопросы, они показывают ориентиры, которые помогают понять верное направление для дальнейшего движения.
M21 декабря 2016, 20:16
Spasibo za statiju!
Наталия Булаткина21 декабря 2016, 19:34
"нельзя требовать у Бога ответа и пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал."Всё правильно батюшка Нектарий толкует. Вы родились человеком, значит в вас Богом заложен разум и сердце для рассуждения и взвешивания поступков.(если ,конечно человек психически здоров, и то Образ Божий на нем остается) Требовательнее к себе надо быть, а не думать, что разумение только у святых, а мы мол овцы, стадо бессловесное.
Татьяна21 декабря 2016, 18:48
Спасибо, батюшка, очень полезная и вразумительная проповедь.
Иоанна_21 декабря 2016, 17:49
Прекрасная мысль: если объяснять ребёнку, ПОЧЕМУ нельзя, а не просто: "Dixi! Я сказал!", это даёт толчок рассудительному отношению к жизни. Спасибо, батюшка! Наталье: дар рассуждения даётся всем, и мирским тоже, как и другие духовные дары, но всем в разной степени. Рассуждению можно и нужно учиться.
21 декабря 2016, 15:56
Спасибо большое, прекрасная статья!
Наталия21 декабря 2016, 13:52
"...но нельзя требовать у Бога ответа и пренебрегать при этом тем даром рассуждения, который Он нам дал."
Я неоднократно читала, что дар рассуждения дается святым вследствие праведной жизни, а не всем подряд. И о даровании рассуждения надо молить Бога.
Сергей21 декабря 2016, 12:45
Очень мотивирует. Спасибо!
д. Михаил21 декабря 2016, 12:32
Простите о. Нектарий, но тема в общем то не о чём...
Раздули из ничего...
Научиться бдеть над собой это и есть то к чему мы стремимся, и хорошо, что люди грешат неосознанно, страшнее когда они делают это со знанием дела...
Короче впечатление такое, что вам просто поговорить не с кем и не о чем.
Надежда21 декабря 2016, 12:31
Замечательная статья.Доходчиво и просто.Благодарю.
Мария21 декабря 2016, 11:32
Прекрасная статья. Не в бровь, а в глаз. Для меня это очень актуально...
Спасибо, батюшка!
Елена21 декабря 2016, 11:32
Молитвами верного пастыря Твоего игумена Нектария, Господи Иисусе, окорми и вразуми нас, неключимых... Отче, спасибо! в "десятку"! низкий Вам поклон за труды, тепло и любовь!
Лариса21 декабря 2016, 11:27
Благодарю, батюшка! Очень полезная статья.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×