Монахиня Зосима (Верховская) – праправнучатая племянница Преподобного Старца Зосимы (Верховского). Сейчас она является насельницей основанной святым женской Зосимовой пустыни и продолжает исследовать биографию и духовное наследие великого предка. Журнал «Монастырский Вестник» поговорил с ней о том, как изучение своей родословной может привести к возобновлению целого монастыря
«Захар в монахах»
Мать Зосима, расскажите о себе: каков ваш жизненный путь? Как в вашей семье проявлялась, ощущалась память о великом предке – преподобном Зосиме? Что Вы знали о нем?
Двадцать пять лет назад я не имела ни малейшего представления о старце Зосиме, великом подвижнике православия, заслужившем у человечества канонизацию в лике святых. Как выяснилось к настоящему времени, ни одна из моих родственных семей советской эпохи не сохранила о нём память. Так, может быть, и вам, дорогие читатели, не поздно покопаться в архивах?!
Родилась я в 1938-м году. Папа из дворянской семьи, мама – из священнической. Но они не рассказывали нам с сестрой в детстве, что познали их семьи в те страшные годы. Однако как-то исподволь при выборе профессии после школы я исключала всё, что может коснуться политики. Не пошла в университет ради любимой математики, чтобы не иметь шанса стать учительницей. Окончила радиофакультет Политехнического института. И только начав работать над техническими военными проблемами, поняла, что единственную жизнь посвятить «нелюбимому» делу невозможно. Полистав в библиотеке журналы по естественным наукам, нашла, что математическими методами начали пытаться пользоваться геологи.
И я перешла к ним работать. Чтобы понимать сущность решаемых проблем, закончила вечернее отделение геологоразведочного института. Мне удалось применить один из математических аппаратов для решения поисковых задач в геохимии. Получались очень интересные результаты. К сожалению, после моего выхода на пенсию кардинально поменялись типы компьютерного обеспечения и использование моих программ прекратилось. И всё-таки в начале 2000-х годов удалось установить программы, осуществляющие мою методику, на новой технике в том же институте. Предлагаемый метод был наилучшим математическим подходом к решению поисковых задач без априорных предположений. Однако нужно было проработать хоть какие-то примеры на реальных материалах. Мешало не столько то, что я уже была монахиней, сколько начавшиеся после семидесяти недуги. Не хватило пороха. Жаль до сих пор.
Как Вы впервые узнали о преподобном Зосиме?
Выйдя на пенсию, я серьёзно взялась за восстановление своей родословной. Сначала – папина фамилия. Верховские оказались сугубо военной династией. Из архивных документов шла информация о Смоленской шляхте, потом в регулярной армии – о поручиках, генералах, был даже военный министр, а среди моряков –адмирал. Были, конечно, и коллежские асессоры, надворные советники, земские деятели и т.п. Военные участвовали в защите Родины на протяжении всех войн, которые пришлось вести России.
Наконец, настало время поинтересоваться фамилиями, представители которых были в супружеских отношениях с моими Верховскими. И вот я открыла архивное дело Маневских – семьи матери преподобного Зосимы. Там среди прочего оказались следующие строки: «Дочери Ивана Фёдоровича Маневского: ...Анна замужем за Богданом Даниловичем Верховским, их сыновья – Филипп, Илья, Захар в монахах». Эти два слова «Захар в монахах» произвели громоподобное впечатление. Ничего монашеского не было в моей жизни даже в размышлениях. Шёл 1990-й год.
Сейчас я считаю, что Господь ради информации о «Захаре в монахах» и послал меня на поиски родословной.
Прототип для Достоевского и заинтересованная монахиня
И какими стали ваши первые шаги, действия на пути знакомства с великим предком? Какие сведения о нем были доступны на тот момент?
Отложив все родословные дела, я погрузилась в поиски информации о монахе Верховском, в миру Захаре. Эта сфера человеческой жизни была тогда для меня за семью печатями. Где что искать – ни малейшего понятия! Но Господь вёл. Как-то взяла давно рекомендованные мне книги Некрополей. И вот в «Провинциальном некрополе» нахожу по фамилии: «Верховский Зосима, см. схимонах». И далее по ссылке: «Схимонах Зосима (Верховский) ум. 24 октября 1833 года, похоронен под плитами Троицкого собора Троице-Одигитриевского монастыря Верейского уезда Московской губернии». Дана ссылка на «Жизнеописание схимонаха Зосимы» в октябрьском выпуске серии «Подвижники православия», издававшейся Пантелеймоновым монастырём на Афоне в начале 1900-х годов. Это Жизнеописание (особенно более полное издание, найденное впоследствии) стало путеводной нитью для дальнейших поисков и биографических подробностей в жизни старца Зосимы и истории основанного им монастыря.
Позвонила моей родственнице Верховской. Она намного старше меня, помнит дореволюционные разговоры в семье. Сначала она ответила мне, что ничего о монахе в нашей семье не слышала. Но вскоре перезвонила и взволнованно сообщила: «Кто-то из наших Верховских был прототипом старца Зосимы в романе Достоевского "Братья Карамазовы"», – естественный уклон памяти у литератора по профессии. В Петербургском музее Достоевского мне удалось связаться с исследователем, занимавшимся именно старцами. Он подтвердил, что литературоведы считают Зосиму Тобольского одним из прообразов старца Зосимы у Достоевского.
Довольно сложная проблема заключалась в том, что ни о каком «Троице-Одигитриевском монастыре Верейского уезда Московской губернии» никто не знал, даже в приёмной Управления Московской епархии. Единственный дореволюционный справочник о монастырях, в котором оказалась заметка о подмосковной Зосимовой пустыни, – «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (сост. А.А. Павловский, Нижний Новгород, 1907). Там приведена гравюра внешнего вида монастыря 1870- х годов, но не уточнено местоположение. Найти монастырь под Москвой помог один из руководителей воскресных туристических походов, исходивший всё Подмосковье и Смоленщину «по путям армий и сражений 1812 года». Я ему безмерно благодарна! Поездка нашей семьи туда состоялась 23 мая 1992 года. Территория бывшего монастыря оказалась очень далеко от Вереи и числилась в Наро-Фоминском районе. Там тогда располагался пионерлагерь Московского метрополитена.
Как дальше продвигалось восстановление утраченной памяти о преподобном Зосиме?
Работа в архивах была достаточно понятной и успешной. Фонд Московской консистории для меня, живущей в Москве, – «под рукой». Ездила в архивы Санкт-Петербурга по чётным годам, а по нечётным в Смоленск. Летом 1992 года семьёй же съездили на Конвец. Там только-только начиналась монашеская жизнь. О Зосиме Верховском помнили.
На родине преподобного Зосимы в сельце Буловицах под Смоленском побывала несколько раз. Первый раз в 1989 году, когда о святом Зосиме ещё ничего не знала. Привела меня туда информация о родине декабриста Повало-Швейковского, матерью которого была Верховская. Теперь-то известно, что мать декабриста приходилась родной сестрой преподобному. Жила она после замужества со своей семьёй Повало- Швейковских в том самом доме Верховских, в котором сама родилась и в котором родился её брат Захария.
Много позже поработала я и в Тобольском архиве. Естественно, оригиналы документов дают богатую информацию не только о фактах каких-то событий, но и о сопровождающих эти факты настроениях, трудностях, несправедливостях и т.п. Нестроения в Туринском монастыре, основанном старцами Зосимой и Василиском в Сибири, подробно отражены в сохранившихся документах Тобольской консистории.
Непросто было выяснить, как же восстановить подмосковный монастырь Зосимову пустынь. В приёмной епархиального Управления мне было сказано, что никаких попыток восстановить Троице-Одигитриевский монастырь пока не предпринимается. Посоветовали обратиться к благочинному Наро-Фоминского района. Оказалось, что районный благочинный в первый раз услышал о существовании старинного монастыря на своей территории. По его словам, возвратить монастырь в лоно Церкви чрезвычайно трудно по двум причинам. Во-первых, эта территория, видимо, собственность Метрополитена. За неё надо либо заплатить, либо предоставить другой пионерлагерь. Во-вторых, для восстановления монастыря необходима заинтересованность хотя бы одного священника и хотя бы одной монахини. Желательно организовать общину из мирян, и тогда появится право на какие-либо действия.
Необходимость найти заинтересованную монахиню – для меня буквально шок! Где я её найду? Решила для себя: создать общину и узнать в администрации Метрополитена их условия передачи территории пионерлагеря в ведение Церкви. В администрацию Метрополитена ходила несколько раз. На моё предложение преобразовать пионерский лагерь в православный мне прямо отказали, но со словами: «Если церковные власти будут просить вернуть территорию монастыря Церкви, то Метрополитен уступит этой просьбе». Потом я эту фразу писала во всех вариантах своих писем к митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию.
Через знакомого удалось выяснить, что Зосимова пустынь является памятником архитектуры и внесена в так называемые «Списки вновь выявленных памятников в 1982 году». В этом документе Зосимова пустынь обозначена как «интересный пример небольшого провинциального монастырского комплекса середины XIX — начала XX веков». Однако никаких документов по оформлению этого памятника подписано не было никем и нигде. Тогда же организовали необходимую юридическую процедуру, и 22 сентября 1995 года администрация Метрополитена вынуждена была подписать «Охранные обязательства». Эти подписанные «Охранные обязательства» сыграли в дальнейшем существенную роль в принятии решения дирекцией Метрополитена освободить территорию монастыря.
В конце мая 1996 года у меня приняли письмо на имя правящего архиерея в его канцелярии. К письму были приложены фотографии зданий бывшего монастыря с кратким описанием состояния строений; также приведены архивные справки о трёх юбилейных датах монастыря в 1996 году (170 лет со дня основания, 155 лет со дня утверждения общежития и 140 лет со дня получения статуса монастыря) и о факте исцелений от воды из Отчина колодца, вырытого старцем Зосимой. Но никакого ответа на письмо я не дождалась.
В сентябре 1996 года у меня появилась «соработница» Галина – помогла связь через местных жителей. У неё был опыт работы в церковных общинах, и она предложила организовать молебен о восстановлении обители. Очень многое и после этого мы стали организовывать вместе; очень она мне помогла, во многом была инициатором. Появились и другие помощники. Составили мы и список из местных жителей, готовых создать общину и просить о восстановлении монастыря.
Решили приурочить молебен к 170-летию со дня основания монастыря 3 декабря 1826 года. На нашу просьбу откликнулся новый благочинный Наро-Фоминских храмов. Объявления о предстоящем молебне мы с Галиной развешивали в электричках, на станциях Киевской дороги. Первый молебен после 65 лет забвения состоялся в ближайшую к празднику субботу 7 декабря 1996 года – в бывшем Троицком храме, на территории монастыря (для этого брали разрешение в Управлении Метрополитена). Пришли жители соседних селений, приехало много туристов из Москвы – всего было человек 150.
Лето 1997 года было посвящено восстановлению Отчина колодца в лесу, где когда-то проводил отшельнические дни старец Зосима в последние годы своей жизни. Второй для нас водосвятный молебен прошёл около Отчина колодца при большом стечении народа в канун праздника Иконы Божией Матери Одигитрии 9 августа 1997 года.
Отсутствие информации о реакции епархии на моё письмо делало совершенно неясным, что же ещё можно предпринять. «Прыгать» через голову правящего архиерея было невозможно. Да и куда прыгать? Всю зиму 1997-1998 годов я ездила в Хотьково к монахине Анне (Тепляковой), где меня понимали, и я всё ныла-ныла о своей беде. Наконец Тепляковы решили отвести меня к старцу Науму в Лавре. Батюшка подумал и благословил меня ехать в Коломну, к матушке Ксении, и просить именно её передать митрополиту моё письмо из рук в руки. День тот, с которого начались реальные шаги в сторону возобновления Зосимовой пустыни, был 8 февраля 1998 года. Благословение старца Наума открыло дорогу.
Первого мая, по благословению владыки, состоялась поездка в Зосимову пустынь благочинного епархиальных монастырей и игумении Ксении. В августе было подано письмо от епархии в Управление Метрополитена с просьбой о содействии в передаче монастыря верующим. Ответ оказался неожиданным: «Выше упомянутый комплекс бывшего монастыря не принадлежит Метрополитену на правах собственности, а лишь передан в управление для организации в нём летнего отдыха детей сотрудников. В этой связи вопрос о передаче комплекса Русской Православной Церкви должен решаться на уровне Правительства Москвы».
Полтора года длилась переписка благочинного монастырей Московской епархии с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы. Только 25 апреля 2000 года вышло Постановление Правительства Москвы о передаче Московской Епархии Русской Православной Церкви комплекса зданий и сооружений бывшего Троице-Одигитриевского монастыря «Зосимова пустынь».
Мысль о подготовке прославления старца Зосимы до открытия монастыря была подана новым благочинным Наро-Фоминского района. Я сдала благочинному написанный для этой цели материал, частично заимствованный из известного «Жизнеописания схимонаха Зосимы Верховского», частично из моих архивных находок. На заседании Комиссии по канонизации 15-16 сентября 1999 года было принято решение о причислении старца Зосимы к лику святых Московской епархии, утвержденное 11 ноября того же 1999 года Святейшим Патриархом Алексием. Праздник прославления старца Зосимы Верховского в лике преподобных состоялся 23 июля 2000 года. К этому времени монашеская жизнь в Зосимовой пустыни уже началась.
Не быть безродным
Как складывалась ваша личная жизнь за эти годы? Жизнь вашей семьи?
Монашеская жизнь в Зосимовой пустыни текла, а я была как-то рядом, но не в ней. При этом я так глубоко прикипела к пустыньке, к её истории, к памяти дорогого Зосимы, что решилась подать заявление о постриге. Митрополит подписал заявление моментально, снизойдя также к моему желанию получить имя Зосимы после прославления старца.
На занятия в архивах с целью написания и издания книги об истории монастыря у меня было благословение благочинного епархиальных монастырей. Да и духовник всё последующее время меня поддерживал в необходимости выполнять ту работу, на которую у меня были способности и силы. Удалось найти автографы старца Зосимы, а из творений – рукопись «Поучения о послушании». Именно с этой не опубликованной ранее рукописи началась кропотливая работа в издательском отделе Троице-Сергиевой лавры по сбору творений преподобного старца Зосимы Верховского. Прекрасная книга была издана в 2008 году.
Довольно мучительно проходило свой путь к выпуску в свет первое моё детище. Три раза мне его возвращали с требованием переделать. Наконец, в 2008 году книга «Женская Зосимова пустынь» вышла. Опыт у меня появился, и вторая книга, «Монашество Зосимовой пустыни», не заставила себя ждать и вышла в 2010-ом. Жаль, что редакция не решилась дать предложенный мною чисто монашеский заголовок «Единомыслием исповемы». Когда книги о монастыре были закончены, мой духовник благословил меня доделать свои родословные. Эти родословные как по отцовской, так и по материнской линиям я издала книгами.
Оправдание моим генеалогическим изысканиям я нашла не у кого-нибудь, а у отца Павла Флоренского: «Себя чувствовать надо не затерявшимся в мире, пустом и холодном, не быть бесприютным, безродным; надо иметь точки опоры, знать своё место в мире – без этого нельзя быть бодрым. Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода, у того нет и Родины и народа. Без генеалогии нет патриотизма: начинается космополитизм – "международная обшлыга", по слову Достоевского. Чем больше связей, чем глубже вросла душа в прошлое, чем богаче она обертонами, тем она культурнее, тем более культурная масса личности: личность тем более носит в себе то, что более ее самое» [Флоренский Павел, священник. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т. 2. М., Академический проект, 2013. С. 29.].
Очень естественно и осознанно произошло во- церковление всей моей семьи. Внучка получила высшее образование в Свято-Тихоновском богословском институте. Дочь с 2007 года посещала занятия на курсе богословских наук в системе второго образования при Московской духовной академии. Увлеклась философией. Теперь у нас достаточно обычны разговоры между собой на духовные темы. Иждивением дочери поставлен Памятный крест на родине преподобного Зосимы в Буловицах, под Смоленском. Первого октября 2015 года Поклонный крест был освящён тремя священниками Смоленской епархии. Приезжала игумения Фаина из Зосимовой пустыни в сопровождении сестер и паломников. Теперь родина святого Зосимы — не забытый людьми край.
«Я – обыкновенный человек»
В чем, по вашему мнению, главный урок, оставленный нам преподобным Зосимой?
В преподобном Зосиме я вижу невероятную чистоту души. Никаких компромиссов в принципиальных вопросах. Никаких разбирательств и споров с теми, в которых не чувствуется стержня правдивости.
Что касается творений старца Зосимы, то ясно видятся его основные мысли, воспринятые у Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника. Сам преподобный Зосима всегда подчёркивал, что он следует учению великих Отцов Церкви. Помню, как ждали монахи публикации «Записей о 75 действиях Иисусовой молитвы на старца Василиска, сделанных старцем Зосимою»! Да и сам он, конечно, сподобился этого Божиего дара. Великий опыт! Щедрое откровение.
Вы чувствуете какую-то повышенную ответственность в связи с тем обстоятельством, что ваша биография переплетена со святым старцем Зосимой?
Когда я общаюсь с людьми верующими и знающими моё плотское родство со старцем Зосимой, то вижу в них нескрываемую потребность видеть и во мне что-то особенное. Но я – обыкновенная, как и все. Лучше бы все это видели, так как в этом – правда.
А когда я чувствую, как близок преподобный Зосима ко мне, как помогает, как добр, – вот тогда мне становится страшно за свою безответственность перед Богом и перед ним.
Если давать краткую характеристику женской Зосимовой пустыни, как бы Вы ее описали?
Территория Зосимовой пустыни вошла в 2012 году в состав расширенной Москвы, и монастырь стал ставропигиальным. Во время своего посещения монастыря Святейший Патриарх Кирилл с радостным удивлением отмечал, что окружающий лес оставил Зосимову пустынь именно «пустынькой». Это действительно выделяет Троице-Одигитриевский монастырь в ряду столичных. Троицкий храм очень красиво возобновлён и внешне, и внутри. Территория тоже украшается – у пустыньки есть преданный и ответственный благодетель. Один за другим ремонтируются монастырские корпуса. Остаётся пока в мечтах восстановление разрушенного до основания Одигитриевского храма. Ведь монастырь – Троице-Одигитриевский!
Сестер немного, но читается Псалтирь в течение всего дня с поминанием имён, и из записок, и по довольно большому монастырскому помяннику. Службы в храме идут чинно, сестры поют слаженно и по-монастырски. Сестричество чтит память своего святого Зосимы. Ежегодно ходят крестные ходы к Отчину колодцу в лесу и на праздник иконы Одигитрии. Теперь уже есть хорошая дорога к монастырю и люди приезжают на службы и на экскурсии.
Поэтому обязательно съездите в Зосимову пустынь.