Воздержание, послушание, смирение – составные части духовно-педагогической сущности Афона – духовного заповедника, где сохраняется первобытное состояние людей, желающих идти по пути спасения.
Вся жизнь наша имеет своим основанием духовную сущность.
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)
«Небо и землю» – означает мир невидимый и видимый. То есть невидимый мир был сотворен прежде видимого.
Душа – принадлежность духовного мира, а тело – видимого, поэтому самое главное – это душа: «…кая бо польза человеку, «…кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» (Мк. 8:36).
Человек живет только тогда, когда живет духовно. В противном случае он уподобляется «скотам бессмысленным», как говорит Писание. То есть живет инстинктами, земными потребностями – временными, проходящими. У него нет вечных ценностей.
Первая заповедь, которую дал Господь людям, в сущности своей имела послушание. И преступление этой заповеди, непослушание Творцу, грозило смертью. Заповедь эта заключалась в исполнении поста. Самый легкий пост, который был дан человеку, – пост в раю:
«И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2: 16–17).
Исполнять волю другого, слушаться его – это подвиг, требующий силы воли. Говорят: делай то-то, – а человеку не хочется, у него другое настроение. Он должен себя пересилить, то есть заставить послушаться. В этой области одним из современных и всегда более или менее понятных людям примеров является армия. Там послушание – абсолютное. Солдатам говорят: «Встать, смирно!» И все встают. Для чего да почему – идет ли кто, или проверка – неважно. Сказали встать, значит – встать. Смирно, значит – нужно подтянуться, стоять смирно. Этот пример о том, что на самом деле послушание является одним из важнейших моментов не только духовной, но и земной жизни. Причем – да – послушание предполагает еще и разумность того, в чем слушаться. Но когда эту заповедь дает Бог – вопросов не возникает, потому что у Бога все – добро, и Он – Источник всякой премудрости. Хотя и не всегда бывает понятен смысл того, что повелевается делать по послушанию. Но и Господь, умывая ноги апостолам, сказал Петру: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после («еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13:7).
Послушание является одним из важнейших элементов духовной жизни. Оно укрепляет силу воли, а для совершенствования сила воли просто необходима. Потому что плоть падшего человека преклонна ко греху: какой-то дискомфорт, «приятное–неприятное» – все это мешает. Например, нужно вставать в школу, хочешь ты этого или не хочешь, приятно тебе или нет, потому что необходимо учиться, овладевать знаниями, умениями – иначе не научишься ничего делать. Народ, упрощая эти возвышенные вещи, говорил просто: живи не как хочется, а как Бог велит.
Поэтому основа и духовной, и земной жизни – это послушание Богу, послушание родителям, наставникам, старшим. Именно послушание всю нашу жизнь устрояет в одном духе. Потому что, если каждый станет жить, как хочет, возникнет броуновское движение – все будут тянуть в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Существуют законы, которые нужно выполнять, уставы, которые требуется соблюдать, – они как раз и создают строй жизни. Иначе все превращается в хаос и неразбериху.
Так вот пост – это не просто невкушение определенной пищи, а невкушение именно тогда, когда тебе говорит об этом Церковь. И разрешение, когда Церковь разрешает. Некоторые говорят: я вообще не ем чего-то. Это твое дело, что ты ешь или не ешь по своей воле. Но если Церковь говорит «не ешь» – вот тогда не ешь за послушание. А если Церковь разрешает, то можешь есть. Но это не значит, что ты должен, но ты можешь. Главное – ты находишься в послушании у Церкви. Кстати, разрешение часто бывает с ограничением по количеству.
Поэтому пост – неотъемлемая часть православной веры, которая вообще отличается особым почитанием поста. Постных дней, включая среду и пятницу каждой седмицы, однодневные и многодневные посты, у православных в году иногда бывает больше половины. И это как раз один из примеров послушания Церкви. Говорят: не все ли равно, что есть? Ну, раз все равно – тогда тем более – можно есть, когда Церковь разрешает, и не вкушать без разрешения.
Первый грех первых людей – их непослушание Отцу, когда они вкусили от запрещенного древа. Неслучайно – как в младенчестве человечества, так и в младенчестве нашей жизни – одним из первых грехов ребенка является непослушание. Так вот Афон – это всемирный пример добродетели послушания – духовному отцу, старцу, игумену. Послушание – первое условие для человека, принимающего монашество. Отсечение своей воли, исполнение воли начальствующего – по этим принципам построена и армия. Без послушания воинство превратится в сборище людей, не имеющих единого стержня.
Примеров послушания очень много в истории Православной Церкви, в житиях преподобных. За послушание люди входили в горящую печь, переплавлялись через реку, кишащую крокодилами, и оставались невредимыми. Как непослушание закрыло врата райские, так послушание их отверзает. Речь идет о послушании Богу и всем, кто этого послушания требует в духе душеспасительном. То есть слушаться нужно не всех, а именно тех, чьи слова согласуются с волей Божией. Конечно, в бытовых вещах часто это непросто выявить: так делать – не так, покупать – не покупать, строить – не строить, готовить – не готовить? Это, конечно, уже другой вопрос. Для этого существует иерархия. Например, в семье муж – глава. При этом Священное Писание говорит о том, что «жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена» (1 Кор. 7:4).
Так какой же тогда критерий – кого слушаться? Того, кто поступает по воле Божией, того и слушаться. Если в семье только один пришел к вере, и он ближе к Богу, а другой дальше, то тут надо иметь в виду, что Господь сотворил вначале Адама, а потом уже Еву. Все-таки муж – глава, и должно бы слушаться его. Но, естественно, не идти против Бога. А остальное Господь управит.
Поэтому педагогическое значение Афона, прежде всего, – это напоминание о важности послушания Церкви, Церковному Уставу, церковным правилам, православным обычаям. Бывают, конечно, исключения некоторые, как сказано: выше закона может быть только любовь. Если что-то сделано по любви, приносится какая-то жертва, делается уступка, тогда уже Господь исправляет Своей благодатью.
И кроме того, живой пример Афона говорит о том, что нужно молиться – и днем и ночью. И даже больше ночью иногда.
Наконец, еще один афонский пример показывает, что очень немного нужно человеку для существования – в том числе питания. Господь сказал: не хлебом единым жив будет человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих («…не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божии» (Лк. 4:4). Человек избалованный зависит от многих мелочей, условий, если что не так – начинает раздражаться, озлобляться, даже отчаиваться иногда, хотя в тех же условиях другие люди живут всю жизнь.
Афон дает нам наглядные примеры жизни подвижников благочестия и святых – в смысле питания, обстановки, простоты, суровых условий. Потому что теория – это придворная дама, а практика – медведь в лесу, как сказал Амвросий Оптинский. Поэтому здесь показывается, что практически многие вещи возможны. Хотя немощи бывают у каждого свои, но часто у многих одинаковые.
Вообще человек живет привычками. Поэтому необходимо приучать себя к воздержанию, к некоторым над собой усилиям. Как кто-то хорошо сказал из преподобных, что монах должен во всем делать себе понуждение (это как первообраз спасения). Иногда – устал, прямо падаешь и нисколько не можешь молиться. Но чаще всего оказывается, что не падаешь: если вдруг кто-то постучится в дверь – встанешь, откроешь, говорить начнешь, еще и разболтаешься иногда. Поэтому придерживаешь себя, проверяешься – действительно ли и открыть не в состоянии, и сказать не в силах? А если можешь – значит, не совсем обессилел. Немножко надо над собой потрудиться, заставить себя что-то сделать во имя любви к Богу и к ближнему.
В общежительном монашестве каждый старается себя считать ниже других, быть в послушании, даже игумен, как говорят, должен находиться в послушании у братии. Потому что сам Господь сказал: «Кто бо болий, возлежай ли, или служай; не возлежай ли; Аз же посреде вас есмь яко служай» (Лк. 22:27).
Смирение, послушание, воздержание – все это составные части духовно-педагогической сущности Афона – духовного заповедника, где стараются сохранять первобытное состояние людей, желающих идти по пути спасения. Один архимандрит замечательно сказал о том, что Святая Гора Афон – не место жительства святых, а место жительства кающихся грешников. То есть именно с покаянным чувством, в послушании к старшим, духовникам, к Церкви здесь должна трудиться братия. Поэтому и особый Покров простирается над Афоном Матери Божией, явившей непостижимое смирение и послушание. И Сын Ее, Богочеловек, смирил Себя даже до смерти крестной. То есть послушлив был Отцу Своему Небесному.
Молиться и трудиться – по этому принципу построена жизнь Афона и, по-настоящему, каждого монастыря, который имеет первообразом Афон. Когда родоначальник монашества Антоний Великий просил: «Господи, что мне делать, чтобы спастись», – ему был показан в его образе Ангел, который молился, потом плел корзины, затем опять молился и плел корзины. «Делай так, Антоний, – был голос, – и спасешься». Необходимо молиться и трудиться, причем труд должен совершаться особым образом. Нужно стараться исполнять послушание с молитвой до конца. Когда Афанасий Афонский строил келью и останавливался, не достроив, ложился отдыхать, то, просыпаясь, видел, что бесы все разбирали. Он опять строил, а те опять разбирали. Он совсем замучился, возопил к Матери Божией: «Что же они так надо мной издеваются? Матерь Божия, защити!» И Она ему сказала: «А ты до конца дострой и крышей покрой, тогда не тронут». И когда он, превозмогая усталость, накрыл постройку крышей, бесы действительно не тронули. Видимо, отсюда наши современные светские люди, ничего не зная об Афоне, решили, что в любом деле нужно иметь крышу. Тогда бесы даже не тронут.