Мы продолжаем цикл бесед священника Василия Куценко о Посланиях апостольских. В продолжение разговора о Послании святого апостола Павла к Филиппийцам он размышляет об очередной важной теме — послушании Богу.
Тема послушания очень сложна и в то же время актуальна для современного общества. Сегодня многим кажется, что послушание и свобода несовместимы. А что думал и писал по этому поводу апостол Павел?
Апостол Павел в Послании к Филиппийцам представляет читателю образ Христа Спасителя, Который явил полное послушание Богу Отцу: (Христос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Автор послания обращает внимание на то, что через послушание Христос совершает наше спасение, и призывает, в свою очередь, к послушанию Богу своих читателей — филиппийских христиан (а через них — каждого из нас): Как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2, 12). Павел не может присутствовать в городе лично, но надеется, что стремление филиппийцев к христианской жизни и спасению не ослабнет и во время его отсутствия. Ведь послушание, о котором пишет апостол, должно оказываться не ему самому, но Господу.
Но что вообще означают эти слова: «послушание Богу»? Как и в чем должно проявляться послушание? Ответ на эти вопросы очень важен, ведь апостол ставит послушание в прямую связь со спасением. Чтобы понять мысль автора послания, нам нужно обратить внимание на еще один его призыв: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17). Эти слова могут показаться странными — ведь в предыдущих строках того же послания апостол писал, что в христианах должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), то есть что христиане должны подражать именно Христу и Его послушанию воле Отца. Но на самом деле противоречия здесь нет.
Христос не говорит нам: сделайте то и вот это — и будет достаточно, Он не говорит: приходи ко Мне раз в неделю — и станешь лучше других. Нет. Слова Христа однозначны: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). «Отвергнись» в греческом тексте Евангелия от Марка читается как «апарнисасфо», буквальное значение этого — «сказать нет». Христос призывает нас сказать «нет» самим себе. Сказать «нет» так, как Сам Он это сделал: не в славе приходит Сын Божий, не как царь или завоеватель, но как раб.
Такое же «нет» сказал самому себе и апостол Павел — и вот поэтому он считает возможным ставить христианам себя в пример: подражайте мне. Павел пишет, что он больше других мог бы уповать на свое «я», ведь он — обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей (Флп. 3, 5). Он — воспитанный по всей строгости закона ревнитель благочестия. Он мог бы заявить свое «я» перед Богом, как делал это фарисей из притчи Христа в Евангелии от Луки: «Я не такой как другие, я гораздо лучше их» (см.: Лк. 18, 11–12). Но Павел отказался от всего этого, посчитав все эти достоинства ничего не значащими для Бога. И именно этому Павел призывает следовать.
Апостол говорит своим читателям о том, как он сам внутренне изменился, переродился во Христе. И это перерождение должно произойти с каждым уверовавшим. Отдать себя Богу, чтобы Бог изменил нас, дал нам вместо нашего — Свое, вместо земного — небесное, вместо временного — вечное. Очень хорошо, на мой взгляд, эту мысль выразил известный писатель XX века Клайв Стейплз Льюис. В книге «Просто христианство» Льюис пишет: «Реальный Христос — здесь, сейчас, в этой комнате, где вы произносите молитву — делает что-то для вас и с вами. Причем речь идет не о прекрасном человеке, умершем две тысячи лет тому назад, а о живом Человеке, все еще человеке в такой же степени, как и вы, но и Боге в такой же степени, в какой Он был Им, когда создавал мир. И вот этот живой Богочеловек приходит к вам и приступает к работе над вашим самым сокровенным, внутренним “я”, убивает в вас ваше старое “я” и заменяет его другим, таким, каким обладает Он Сам».
Это и есть ответ на вопрос о том, что такое послушание Богу. Не внешнее соответствие определенному количеству требований необходимо, но внутреннее перерождение по образу Христа. Быть послушным Богу — значит уступить Ему место в нашем «я», в нашем внутреннем человеке, в нашей личности. Апостол Павел говорил и писал об этом постоянно. Я сораспялся Христу, — читаем мы в Послании к Галатам, — и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19–20). Апостол говорит это о себе — а может ли каждый из нас сказать то же самое? Думаю, может. Но сначала — со знаком вопроса: «Живет ли во мне Христос?». Задавая этот вопрос самому себе ежедневно, ежечасно, мы должны заглянуть внутрь себя.
Приведу еще одну цитату из льюисовского «Просто христианства»: «Всё, что человек делает, когда его застают врасплох, — лучшее доказательство того, какой он в действительности. То, что срывается с языка, прежде чем будет время подавить свой порыв, выдает истинную суть. Если в подвале водятся крысы, то больше всего шансов увидеть их, если вы войдете туда неожиданно. Но не неожиданность порождает крыс; она только препятствует им вовремя скрыться. Точно так же не неожиданность повода или предлога делает меня вспыльчивым; она лишь обнаруживает мою вспыльчивость. Крысы в подвале живут постоянно, но если вы будете входить туда с криками и шумом, они спрячутся, прежде чем вы включите свет».
Каждому из нас нужно почаще «заставать себя врасплох», смотреть на себя с другой стороны. В этом и будет наше послушание Богу. Очистить самые глубокие и тайные подвалы собственной души — задача не из легких. Но только так мы можем освободить место для Христа. Невозможно оставаться самим собой — собой прежним — на пути ко Христу. Апостол Павел говорит сам о себе: Я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем (Флп. 3, 8–9). Какая удивительная мысль апостола: приобретая Христа, он находит и самого себя — настоящего, подлинного, открытого перед всеми!
Поиск самого себя — одна из главных проблем человека в современном мире. В нашу жизнь вторгается масса стереотипов о том, как должно одеваться и выглядеть, каким мобильным телефоном пользоваться, как и о чем думать. Нас призывают «взять от жизни всё». Нас постоянно подводят к мысли: «идеал — это ты сам». Тот, кто не соответствует этим критериям, оказывается в глазах других несовременным, не модным и вообще недалеким во всех отношениях человеком. При этом везде и всюду фигурирует слово «свобода»: будь свободным, решай сам, откажись от старых и не модных идей. Но можно ли быть свободным, шествуя на поводу у веяний изменчивой моды? Или, может быть, свобода — это думать только так, как это считается правильным именно сейчас (а завтра может быть по-другому)?
Многими современными людьми идея послушания воспринимается скорее как нечто отсталое и ненужное. Оно и понятно: зачем мне кого-то слушаться, если я сам себе идеал? Но именно в послушании видел свободу апостол Павел. Не в слепом следовании за «модными веяниями», а в послушании Христу, потому что только этот путь может освободить человека от ненужного — от того, что заслоняет настоящее «я», от пресловутых «крыс в подвале», о которых пишет Клайв Льюис. Послушание Богу освобождает от рабства миру. Оно позволяет оставаться настоящим самим собой всегда и везде, что бы ни происходило вокруг. Апостол Павел пишет: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 12–13).
Мы нередко становимся заложниками обстоятельств. Они давят на нас, заставляют делать порой довольно трудный выбор. Апостол Павел сделал свой выбор только один раз: на дамасской дороге, неожиданно для самого себя и для всех других. Гонитель христиан, одобрявший убийство свидетелей Христовых, вдруг сказал «да» Христу. Он не стал задумываться ни над тем, «что скажут другие», ни над тем, что дал обещание властям, ни о том, что настолько привык к прежней жизни, что не сможет ее изменить. Апостол Павел не думал об этом, потому что единственной целью стал для него Господь Иисус Христос, и лишь к Нему ему оказалось нужно стремиться и о том думать, что Он скажет. Послушание Христу стало для апостола Павла обретением настоящей и подлинной свободы. Да и как может быть не свободным тот, в ком живет Христос? Какие границы, препятствия или обстоятельства могут противостать Христу? Никакие. Разве что мы сами их себе создадим. В этом секрет послушания: сказать «нет» своему «я» и сказать «да» — Богу.
Газета «Православная вера» № 23 (571)