С любимыми не расставайтесь

Еду в такси. Болтаем с водителем. Он говорит: «Два месяца, как на такси пересел. А так, много лет грузовики водил. Зарабатывал – во! – большой палец вверх, как знак «помиловать» на гладиаторских боях. – Каждый год – Куба, Доминиканская республика». «А потом, – спрашиваю, – что? Кризис?» «Да, – говорит, – кризис. Только особенный. В личных отношениях». «У вас?» – «Нет, у шефа. У меня все хорошо. А он второй раз женился, на молодой. Та весь бизнес в руки взяла и все завалила. Со всеми рассорилась, хороших людей повыгоняла, влезла в долги. Вообразила себя креативной хозяйкой. Теперь такие, как я, – на такси, а шеф с женой не знает, как из проблем вылезти». «Чего же он ее не приструнил, не взял все в свои руки? – спрашиваю». «Да он у нее здесь, – это он отвечает и сжимает кулак. Она им, как бобиком, командует». «И где он ее нашел? – устало спрашиваю» «Не поверите, – отвечает, – чуть ли не в стриптиз-баре». «Ну, тогда все понятно».

    

Путь мой был неблизкий. И говорили мы дальше о том, что ситуация в общем стандартная и никакой кризис в половине финансовых крахов не виноват. Жадность виновата, разврат виноват, головокружение от успехов, ну и – cherchez la femme. А как иначе? С одной женой по коммуналкам намаешься, детей родишь, успешный бизнес начнешь. И она тебе все благословения на темечко принесет своей заботой и всегдашним рядом присутствием. Потому что – любовь. Потому что печаль и радость пополам. С ней из коммуналки в собственный дом переедешь, станешь из Ваньки Иваном Ивановичем, детей поженишь. С нею рядом поверишь в собственную значимость. А потом, когда обнаглеешь и расслабишься, на все готовое придут другие – молодые и хищные. Самоуверенные, холеные, знающие, чего хотят. Как будто с обложки глянцевого журнала, шагнут в реальность и пойдут в специфическую атаку на спонсора. Жена к тому времени постареет (как и ты), станет привычной. Уже не «любезная лань» и не «прекрасная серна» (См. Притчи 5:19). И тут, при наличии седины в бороде, наносит удар бес в ребро. А потом все быстро сыпется. Вместо новой жизни и омоложения последуют слезы первой жены, мука в душе по ночам, осуждение взрослых детей, дележ имущества, затянувшаяся невменяемость и… все, что нажито непосильным трудом, превращается в зыбкий домик из высохшего песка. Таких историй миллион и одна тележка.

В западной традиции при Венчании есть особая клятва, аналогичная монашеским обетам при постриге. Там говорится примерно так: «Я беру тебя в жены и обещаю тебе быть верным. Обещаю не бросить тебя в молодости или в старости, в болезни или здоровье, в богатстве или бедности. Помоги мне, Боже, и все святые. Аминь». Те же слова говорит и жена. Такой клятвы у нас нет, но смысл ее нам должен быть известен и понятен. Потому что есть она или нет ее, а жить мы все именно так должны. Будут болезни и будет старость. Кто об этом не знает? Кто женится на бессмертных ангелах или выходит за них замуж? Будут скорби и общая усталость. Но любовь должна сохраниться со всеми атрибутами, из которых главные – нежность и верность.

Это предательство. Как у военного – измена присяге, как у священника – уход в раскол

С возрастом человек становится беззащитнее. Женщина, быть может, вдвойне. И оставлять ее одну с альбомом фотографий, на которых она молодая, а самому начинать новую главу собственной биографии с одной из тех, что в дочери сойдет, – некрасиво. Дело распространенное. Многие поймут, многие придумают оправдания. Но это предательство. Как у военного – измена присяге, как у священника – уход в раскол. Это даже какая-то форма садистического убийства, при котором разлюбленную жертву хоронят заживо и спешат вернуться к наслаждениям. Но разве они – наслаждения – возможны в данном случае в полной мере? Ведь это та же самая слезинка ребенка, о которой говорил Федор Михайлович. Это слезинка, которая, ежели ляжет в основание будущей всемирной гармонии, то сделает невозможной эту самую гармонию и в хлам превратит ее.

Разница только в том, что писатель говорит об одной слезинке ребенка, а мы говорим о реках слез взрослых женщин (миллионов женщин), которым, словно в ритуале вуду, вырвали сердце. Об этих женщинах и их слезах говорит пророк: «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2:13-14).

Это – явления, сигнализирующие именно об упадке

Очевидно, среди евреев при Малахии нарушение супружеской верности приобрело огромные масштабы. И женщина тогдашняя была куда как беззащитней женщины сегодняшней. Только обливать слезами жертвенник ей и оставалось. Но Господь принимал эти слезы, и слезы эти обесценивали все жертвы и духовные труды неверных мужей. То же самое было и у римлян накануне упадка. Они женились, чтобы развестись, и разводились, чтобы заново жениться. Остается только добавить, что это – явления, сигнализирующие именно об упадке: об утрате нравственного чувства, о возросшем эгоизме и жажде наслаждений. Просто духовная болезнь, разросшаяся до масштабов эпидемии. Уверенные в том, что у них есть право наслаждаться любой ценой, люди пытаются пировать, если не во время, то накануне чумы. А на горизонте уже черно от приближающихся наказаний.

Конечно, мужики не святые и не ангелы. Равно, как и женщины. И мир, как на лыжах с горы, катится в сторону какого-то нового Содома, где все можно и ни за что не стыдно. Иногда просто не на что опереться человеку. Но наша общая слабость не отменяет совесть. И нам оставлено покаяние. Покаяние, а не похвальба. Хотелось бы, конечно, гордиться, но приходится только каяться. Как-то так получилось, что в быстром и мигающем электрическими огнями XXI веке мы всему разучились. Разучились рожать детей и еще более разучились воспитывать тех, кого все-таки родили. Разучились доживать до старости вместе и делить в семье все пополам. Даже петь за праздничным столом разучились. Телевизор все заглушил. А если бы не разучились, то многие женщины, которым за 40, промакивая поплывшую на ресницах тушь, пели бы что-то вроде: «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду – я одна…»

Протоиерей Андрей Ткачев

30 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы не умеем жить семьей» (+ВИДЕО) «Мы не умеем жить семьей» (+ВИДЕО)
Прот. Димитрий Смирнов о разводах
«Мы не умеем жить семьей» (+ВИДЕО) «Мы не умеем жить семьей – нас этому не научили» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым о разводах, их причинах и последствиях
Что мешает любящим сохранять чувства в браке? Обязательно ли надо «сходиться характерами»? Что стоит за отговоркой: «я не готов к браку»?
«Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО) «Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО)
Прот. Димитрий Смирнов
«Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО) «Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым о том, как правильно понимать слова «Всё лучшее – детям»
Никита Филатов
Почему дети, получавшие «всё лучшее», вырастают эгоистами? Верен ли вообще этот принцип – «Всё лучшее – детям»? И в чем действительно нуждаются наши дети?
«В нашей жизни многое происходит по молитвам отцов» «В нашей жизни многое происходит по молитвам отцов»
Свящ. Сергий Белобородов о Боге, семье и смысле страданий
«В нашей жизни многое происходит по молитвам отцов» «В нашей жизни многое происходит по молитвам отцов»
Священник Сергий Белобородов о Боге, семье и смысле страданий
Нам, мальчишкам, которых тогда брали в алтарь, посчастливилось прислуживать отцу Федору, посчастливилось видеть его личный пример. И уже тогда я стал мечтать о вступлении на священнический путь.
Комментарии
лана17 августа 2019, 23:16
отец Андрей.полностью согласна с Вами. Нет времени каждому из нас , перед тем, как взять обязательства, подумать - для чего я беру на себя такую ответвтвенность. А позже ходим и слёзы льём. И слёзы больше из страха остаться с самим собой. и крепко всё обдумать и наконец понять кто я, и зачем я здесь. у меня уже появились ответы на вопросы,осталось научиться жить сегоднешним днём.
Лилия 6 февраля 2019, 17:20
Две недели назад у меня умер муж, 37 лет. Остался сын 9 лет. Не могу принять, буря воспоминаний. Брак венчанный. Я совсем потерялась. Чувствую вину перед мужем, что не смогла сберечь его. Умер от сепсиса, инфекционный эндокардит. Помогите мне?
ирина 7 сентября 2018, 14:34
какая хорошая,жизненная статья. многие семьи сталкиваются с подобным.у моей дочери увели мужа,давно.все перестрадали,все простили и живем Слава Богу.очень к месту от Матфея"Претерпевый до конца,той спасен будет",которое привел Иоанн в комментах.жаль,что в те годы мы были далеки от Бога,я бы это повторяла ей постоянно.
3 августа 2018, 11:23
Сайт замечательный и статьи отличные,особенно эта.У меня как раз ситуация,муж бросил из за болезни,нашёл молодую и здоровую.И всё как в статье:прошли все трудности,дом построили,девочек растили..образование ему помогала высшее получать..Очень обидно,больно до сих пор,но я живу,борюсь с болезнью,благодаря которой я пришла к Богу и открываю совсем другие страницы нашей жизни.Слава Богу за всё!
Елена Андросюк23 апреля 2018, 20:46
отец андрей многая вам лета!вы всегда говорите правду какая она бы ни была!а сколько людей изменятся в лучшую сторону!
Михаил Шигорин 5 февраля 2017, 19:22
Спаси Господи, отец Андрей!
Марина23 января 2017, 01:07
Спаси,Господи,отца Андрея!Православные, не судите... "кто без греха - первый брось камень" Неправославные - прислушайтесь. У всех есть возможность успеть покаяться! Может быть ещё есть...Дай,Бог! Надо учиться прощать, учиться любить, учиться жить по -человечески.
Илья14 января 2017, 23:38
Иоанна, спасибо! Всё верно: те, КОГО предали - с Божьей помощью только крепчают в скорби, становятся опытнее и мудрее (если переносят по-христиански). А тот, кто ушёл на сторону далече... Их ни слезами, ни беседами хоть даже со священником не вернёшь. До поры до времени. Они слепы и глухи. Это только Господь может достучаться до сердца, как до блудного сына. Но для этого (правильно сказали в комментариях), ему придётся претерпеть много скорбей. Потому что только через скорби Господь может образумить человека. Всё по Евангелию - притчи словно оживают: они вечны и касаются каждого... Помоги нам всем, Господи!
Иоанна_14 января 2017, 12:19
Мне жалко не тех, кого оставили, а тех, КТО оставил свои семьи. Они вошли в топкое болото греха, из которого выйти (даже после раскаяния) очень и очень трудно. Их ждут многие скорби, о которых они пока и не догадываются. Тем, кто остался один: лишь бы ВЫ САМИ не были причиной разрушения семьи. А в остальном - нужно мужество и достоинство перед Богом. То есть оставаться верными евангельским заповедям до конца, не смотря ни на что. "Претерпевый до конца, той спасен будет" (Мф. 10,22).
катто13 января 2017, 10:12
Илья, Вам бы со священником поговорить опытным,а,может,попробовать убедить и ее на разговор?хорошо бы к психологу православному-если пойдет..а так-спросите у священника как лучше молиться (помимо простых молитв от души) может,есть акафист какой? или по соглашению с кем-то читать. Помоги Господи..
Илья12 января 2017, 00:35
Все почему-то о мужьях, а я вот столкнулся с предательством женщины. Венчаные, почти 20 лет вместе, двое детей. Ближе к сорока вспомнила, что "забыла" пожить для СЕБЯ. Из той категории "всегда учащихся, но никогда не могущих дойти до познания истины". И всё ей стало чужим: и семья, и дети, и храм...
ТаняСем10 января 2017, 15:01
А еще хочу пожелать оставленным женам- не унывать,хоть и тяжело,а молиться и Господь утешит,ведь вы Умнички!И я никогда не поверю,что может быть любовь "папика" и дочки,все же есть какая-то моральная грань,которую ни при каких вариантах преступать нельзя!!О чем и пишет батюшка Андрей во Славу Божью!
ТаняСем10 января 2017, 14:50
И у нас был мужчина,которого считали суперсемьянином!!!С женой прожил 20 лет,родил сына и удочерил ее дочь от первого брака + свой бизнес-браво!!,но в 48 лет сошелся с дочкой своего друга(они оба бывшие военные)и развелся с женой,женившись на этой девушке с 19-ти летней разницей,родив двоих детей...
Татьяна 5 января 2017, 07:58
Спасибо за статью, батюшка.
Как хорошо Вы сказали про то, что сейчас утрачены жизненные ценности. И человеку часто, действительно, не на что опереться. Он остаётся один на один со своей бедой, особенно женщина, которой поздно начинать новую жизнь...Все ценности попраны. Спаси нас, Господи !
Иоанна_ 4 января 2017, 17:29
Оксана, вы оба находитесь в состоянии смертного греха. И чем дольше, тем глубже грех входит в вашу душу, в плоть и кровь, тем труднее будет борьба с ним. И здесь вам никто не поможет. В моём детстве была песня, смысл которой я поняла гораздо позже: "Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна".
Надежда 4 января 2017, 13:10
"Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей" - почему эти слова так сложны для понимания некоторых мужей?
Ирина 3 января 2017, 23:12
Когда приходит такая беда, за мужа надо бороться: надо вымаливать мужа, просить молитвенной помощи у Святых блаженной матушки Ксении Петербургской, у матушки Матроны Московской и других Святых Отцов, чтобы не было гнева и ненависти к мужу.Не отдавайте своих мужей на погибель, боритесь за них.
Мария 3 января 2017, 22:20
Оксане.
Ну что значит - не отбирала? все равно он чужой, и его жена чувствует, что что-то не так. У меня так увели первого мужа.Он типа сам пришел.Только и она не слабоумная. И жена его законная в 10 раз больше вас трудов понесла, а вы только снимаете сливки с того, над чем не трудились.Противно.
Ирина 3 января 2017, 12:49
Оксане
Если знали, что женат, должны были как от огня бежать от него!!! Человек слаб... Все начинается с простой симпатии, или с сострадания, или просто из интереса... Это не так уж и важно. Гораздо важнее, чем все заканчивается - победой со своими страстями или трагедией разрушения семьи.
Марина Жердева 3 января 2017, 11:59
Да,все правильно,словно вырвали сердце...
катто 3 января 2017, 11:58
а про эти слова все забыли дружно? Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.[1 Кор. 7:4] все эти оправдания про новую любовь - если честно, слушать противно. оправдание предательства просто, а ему нет оправдания!
катто 3 января 2017, 11:56
Оксана, Вы сами прекрасно знаете,что Вам делать,тем более,что понимаете,что грешите.отвечать за этот грех все равно придется и Вам, и тому мужчине - все просто. Вы задаете этот вопрос, скорее всего, чтобы успокоил кто-то Вашу совесть - мол, ничего, раз любовь,чтож поделаешь и т.д.это не меняет сути
Иулиания 3 января 2017, 11:39
Оксане: то, что вы знали, что ваш человек женат, перечеркивает все ваши "добрые" устремления. Пытаетесь построить счастье на чужом несчастье? И самое ужасное, что вы понимаете, что грешите, но ничего не предпринимаете, чтобы хоть что-то изменить в светлую сторону. Не будет у вас счастливых отношений. Рано или поздно, все равно расстанитесь. Потому что изначально отношения строятся на грехе.
Никодим 3 января 2017, 01:53
МаринА:"можете представить себе общество, где ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО верные мужья и жёны?" Вопрос в том, что превалирует в обществе. Есть такое понятие как критическая масса. В нашем обществе градус разврата приближается к содомско-гоморскому. Ну а какова судьба сих развратных городов мы знаем из Библии...
Людмила 1 января 2017, 22:29
Батюшка, спаси Вас Господи.
Александр 1 января 2017, 21:56
о.Андрей как всегда, прямо в десятку без промаха. Как же это замечательно, какая же это милость Божия, что есть такие пастыри, как о.Андрей.
Оксана 1 января 2017, 19:14
А что мне делать? Не молодая. Встретила человека. Да знала, что женат. Ничего не требовала и не отбирала. Делаю для него все, что должна делать жена. Поддерживаю, как могу. Живу с ним, понимаю грешу.
МаринА 1 января 2017, 18:24
И что, собственно? Раз ТАК было и с незапамятных времён (как справедливо упоминает Автор), значит, так будет и до скончания века. У каждого свои уроки, свои предпосылки к тому или иному. Вы можете представить себе общество, где ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО верные мужья и жёны? А как мы будем духовно возрастать?
Алексей 1 января 2017, 17:10
Спасибо!!!
Анна 1 января 2017, 05:09
Согласна с Вадимом о поведении жен. И главное всегда оправдание найдут - он бил, пил и т.д. И женщин всегда пожалеют, а что на самом деле и разбираться не будут. За брак отвечают оба супруга.
Вадим31 декабря 2016, 23:26
В моем опыте женщины намного каварнее и бросают мужчин в самые трудные времена. Простите но мужчины тоже плачут. Причем очень часто женщины забирают и детей и все имение. Не даром Библия говорит сколько мужей пострадало от женщин.
Иулиания31 декабря 2016, 11:14
Как всегда: статья для мужчин, а в комментариях доминируют женщины...) Хотя, и последние бывают инициаторами развода.
Иоанна_31 декабря 2016, 10:50
Если позволять себе ЭТО, тогда так и будешь всю жизнь влюбляться то в одного, то в другого, и каждый раз думать, что это "любовь". Потому что животные инстинкты в человеке НЕУНИЧТОЖИМЫ. По молодости это ещё как-то объяснимо, но "амуры" на стороне для человека в возрасте вызывают только брезгливость.
Любовь31 декабря 2016, 07:41
Это как измена присяге..Красиво сказано,только семья это не армия,не монастырь,быт,труд,скука адовая,пеленки,горшки и главное скучно,куцая кургузая жизнь..да честно говоря вообще с людьми связываться неохота скучно то как.
Ekaterina Zimina31 декабря 2016, 06:33
Это констатация. Таких примеров миллион. Как проблему решать? Знаю мужчину, - разбогател, оставил жену, женился на молодой, сразу переписал на нее жилье, та все себе присвоила, в итоге она живет в его квартире, он где-то на старой даче, и плачется первой жене. Вся проблема в правильном воспитании.
Александр31 декабря 2016, 05:22
То, что сегодня люди называют любовью - просто разгар неконтролируемых страстей. Сегодня люди даже не подозревают, как к этом относились раньше, например, в крестьянской семье. Как детей просто сватали, а потом у них возникала уже настоящая любовь.
Елена31 декабря 2016, 04:26
Предавший семью не вызывает доверия как настоящий мужчина, способный защитить и следующую семью, и родителей, и Родину. Спасибо, о.Андрей! Божией помощи в вашем благом деле.
Елена31 декабря 2016, 04:18
Отец Андрей вновь затронул весьма актуальный вопрос сигнализирующий именно об упадке духовности. Больно за молодых, которым не с кого брать положительный пример семейной жизни, и нередко мамы сыновей поощряют или даже настаивают на разводе,найдешь, мол, лучше(даже при наличии детей).
Ольга31 декабря 2016, 02:33
Алле. Дорогая Аллочка, мне кажется, что не бывает внезапной любви. Я замужем 16 лет (уже?или еще?), и недавно поняла, что настоящая любовь у нас с мужем только рождается, как отблеск света, к которому идешь в темноте. Даст Бог, если будем оба сильно стараться, то доживем и увидим, какая она, любовь.
Ольга 31 декабря 2016, 01:57
"Если любовь" http://www.pravmir.ru/pravo-na-schaste-2/
В последнем абзаце и ответ на то, почему женщины сейчас "Красятся, не рожают, вызывающе одеты".
Алла30 декабря 2016, 22:51
Ну а если любовь, что тогда? Сердцу не прикажешь.
Надежда30 декабря 2016, 22:17
Спаси Господи Вас,о.Андрей!Конечно,хорошо там,где нас нет,но,вдумываясь в происходящее в жизни,пришла к выводу,что пребывание,по милости Божией,в монастыре - это и есть настоящее спасение.
Надежда30 декабря 2016, 21:47
паси Господи! Очень поучительно! А мы на Новый год с мужем отметим 40 - летие совместной жизни! Терпение и труд все перетрут!
тамара30 декабря 2016, 19:09
Храни нас всех ,Господи,кто очутился в таком положении..Не вешать нос,не унывать,а жить дальше...Только не надо с бухты барахты снова замуж бежать,не будет ничего хорошего...(я тоже так сделала).Лучше достойно жить,внуков растить и детей в духовности,Богу молиться,в церковь ходить(время есть теперь)
Sergey Kobelev30 декабря 2016, 18:54
Как точно все описал батюшка
Лариса Ром30 декабря 2016, 18:06
Существуют женщины-соблазнительницы и мужики-пиявки.Т.ч. тут все зависит от совести одурманивающих. Я как-то писала, да и Вы горорили, что наш бы ум и опыт да по молодости, а не когда труха сыплется .Господи прости за все мои согрешения.
София30 декабря 2016, 16:57
Спаси Господи отца Андрея.
Светлана30 декабря 2016, 16:32
Нужно создавать православную семью и обет давать перед алтарем сознательно,чтобы не было разочарований.
Делить радости и горе вместе.А то как получается живет-нажил детей ,а потом смотрит по сторонам-ищет лучше.
Какую Бог дал и терпи,если сварливая, значит по грехам.Что заслужил-то и получил.
Мария30 декабря 2016, 16:13
Хорошая статья. Спасибо.
раба Божия Тамара30 декабря 2016, 14:34
""...Но наша общая слабость не отменяет совесть. И нам оставлено покаяние."" - как хорошо батюшка Андрей сказал, так оно и есть! Помоги нам, Господь!!!
30 декабря 2016, 14:17
В первые годы православия, я начитавшись литературы, думала, что есть особые, православные, духовные мужчины, которые по-другому ведут себя. Жизнь, показала, таких единицы, может быть где-то существуют, мне не встречались. большинство даже православных живут животными интересами. Давайте жить духом!
Александра30 декабря 2016, 14:10
Батюшка, спасибо большое! Храни Вас Господь!
Валентин30 декабря 2016, 11:50
Помня о классике, ("Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать"), хочется Вам, батюшка, низко поклониться и поблагодарить Вас и за Ваше священство и за Ваши статьи и книжки.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×