Златая связь с Богом

Беседа с протоиереем Димитрием Моисеевым

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «молитва есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – источником жизни». О необычайной силе молитвы святитель Димитрий Ростовский пишет: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». А в то, что «молитва матери поднимает и со дна морского», верят даже далекие от Церкви люди. Однако «читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние, – учит святитель Феофан Затворник, – а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет».

О том, какой должна быть молитва, как и о чем следует молиться, мы беседуем с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым.

– Отец Димитрий, молитва –это…

– … разговор с Богом, наше обращение к Господу. Именно поэтому молитва не должна сводиться лишь к простому вычитыванию каких-то текстов. Необходимо понимать: когда мы молимся, то стоим перед Самим Богом, Господь смотрит на нас и видит, что и как произносим. Молимся, лишь бы исполнить быстрей молитвенное правило и отвязаться от него или же действительно приходим к Богу как к нашему любящему Отцу.

– А как понимать «общение с Богом»?

– В первую очередь, это единение с Богом, приобщение к Божественной благодати. Причем общение может быть и невербальным, то есть бессловесным. Кстати, игумен Никон (Воробьев) любил таким образом общаться с одним юродивым, который жил в том же городе, что и он, – в Гжатске. Бывало, сядут они рядом на скамеечке, помолчат, помолятся. Потом поблагодарят друг друга за общение и разойдутся.

– Можно ли под общением понимать обращение к Господу своими словами, или это нечто другое?

– Молитвенные правила – это образец, поскольку их написали люди, движимые Духом Божиим. Внимательно читая эти молитвы, мы в большей или меньшей степени проникаемся тем духом, который был у святых. А уже настроившись на этот правильный тон, мы можем помолиться и своими словами о конкретных нуждах, потому что нет правил на все случаи жизни. Церковь рекомендует всегда начинать молитву именно с правила для того, чтобы помочь человеку обычному, мирскому, грешному, не имеющему благодатного опыта, хоть немножечко приблизиться к верному состоянию духа через Псалтирь, чтение канонов и молитв, авторами которых являются святые люди.

– Молитва – это диалог человека с Богом. Раз диалог, то как человеку научиться слышать ответ в молитве? Допустим, кто-то в молитве спрашивал у Бога, стоит ли ему куда-то ехать. А потом включает радио и слышит слово «поехали». Можно ли такой «знак» считать ответом на молитву?

– Думаю, этого делать ни в коем случае нельзя. Все-таки гадать на молитве или на каких-то иных предметах Церковь строго запрещает. Если мы достигнем такой чистоты сердца, как у преподобного Серафима Саровского или людей подобного духовного уровня, тогда ответ Божий будет нам ясен и понятен. Для остальных же, кто находится в обычном духовном состоянии, для таких, как мы все, Церковь предписывает помолиться и положиться на волю Божию. Господь Сам управит. Из обстоятельств, сопутствующих нам, мы поймем, как нам лучше поступить. Если мы хотим куда-то поехать и просим, чтобы Господь дал нам понять, стоит туда нам ехать или нет, то как-то не чудесным, а самым обыкновенным образом все-таки это поймем. Например, отменится поезд, на котором мы собрались ехать, или произойдет какое-то событие, которое не даст нам возможности отправиться в поездку, если Богу это будет не угодно. Или, напротив, все окажется очень благополучно. Но искать чудесных ответов, сверхъестественных откровений ни в коем случае нельзя. Это уже называется искушением Господа Бога.

Если мы молимся правильно – Бог отвечает, и Он Сам находит пути, как до нас достучаться. Можно сказать, что молитва – диалог, но это будет не совсем точно. Потому что, как сказал святитель Фотий Константинопольский, употребляя то или иное слово в переносном значении, нельзя от него требовать полного соответствия прямому смыслу. То есть все сопутствующие моменты, которые есть у прямого смысла, не всегда соответствуют переносному. Слово «диалог», конечно же, в данном случае употреблено в переносном значении.

– Существуют ли понятия «правильная» молитва и «неправильная»?

– Безусловно, такие понятия существуют. Что такое молитва? Это наше обращение к Богу. Мы должны ясно понимать, с чем нам нужно к Нему обращаться, а с чем нет. Преподобный Исаак Сирин неправильную молитву сравнивает с тем, как если бы кто-то пришел к царю, который может дать ему все, и попросил у него гноя, то есть вещей совершенно незначительных, за которыми к царю обращаться не стоит. В первую очередь мы должны молиться о своем спасении, исцелении от греха, чтобы Господь простил нам наши беззакония. Что же касается житейских нужд, то Господь сказал, что этого всего ищут язычники. Мы же должны надеяться на Промысл Божий. Однако в силу нашего несовершенства, немощи, в силу того, что мы не в состоянии полностью положиться на Промысл Божий и кое о чем заботимся сами, испрашиваем у Бога помощи в земных делах. Преподобный Марк Подвижник сказал, что тому, кто не заботится о житейском, но возлагает все надежды на Бога, и молиться следует только о Божественном. Если же мы немощны и все-таки имеем заботу о житейском, то нам нужно и об этом помолиться, попросить Божией помощи.

А что касается правильной и неправильной молитвы, то правильная молитва должна исходить из реального видения своего положения. Если я действительно вижу себя грешным, погибающим, то в первую очередь я должен озаботиться своим спасением. Глупо человеку, который вот-вот может умереть от аппендицита заботиться, например, о белизне своих зубов или хорошей прическе. Поэтому подлинные святоотеческие молитвы, которые в качестве примера приводятся у нас в молитвослове, церковных службах, – все они преисполнены духом покаяния.

А что касается молитвы неправильной, ярким примером может послужить набирающая в православных кругах «популярность» одна молитва. В православных изданиях она проходит или как безымянная древняя молитва, или приписывается какому-нибудь из известных православных святых. Но на самом деле она принадлежит католическому святому Франциску Ассизскому. «Господи, сделай, чтобы не меня утешали… а я утешал; чтобы не меня понимали… а я понимал; чтобы не меня любили… а я любил…» и все в таком духе. Эта молитва, автор которой, Франциск Ассизский, говоривший в свое время, что «я не вижу за собой никакого греха, которого не искупил бы исповедью и покаянием», вся преисполнена духом гордости, духом того, что в Православии называется прелестью. Сравним для интереса эту молитву с любой молитвой из молитвослова, составленной Макарием Великим или Антонием Великим и преисполненной духом видения своих грехов и покаяния. Сравним эту молитву хотя бы с молитвой оптинских старцев, которые молились о том, чтобы Господь укрепил и утешил именно их. А видеть себя способным утешать других, просить у Бога помощи на этом пути – это, безусловно, к Православию никакого отношения не имеет.

– Апостол Павел говорил, что мы не знаем сами, о чем молиться, но «Дух Божий ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными». Значит, есть молитва без слов, и можно ничего не говорить на молитве. Как это лучше понять?

– Думаю, здесь для понимания лучше обратиться к беседе преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Когда человек по своей чистоте сподобился посещения Духа, то тогда, конечно, и слова будут уже излишни. Человек будет просто предстоять в безмолвном общении с Богом. Но для того, чтобы сподобиться такой чистоты, такой молитвы, нужно быть преподобным Серафимом. Нужно пройти ту жизненную школу, тот духовный искус, который прошел преподобный. И только тогда Господь, может быть, и посетит нас такой молитвой, таким общением. Но мы ни в коем случае не должны ставить себе цель достигнуть такой молитвы. Необходимо главное: очиститься от грехов, нам нужно иметь перед собой только одну цель – покаяние. Все остальное – будь то дары Божии, какие-то откровения – все это целиком и полностью находится в Божественной власти. И когда Господь сочтет нужным, то Он и пошлет человеку тот или иной дар со Своей стороны. Но искать этого мы не должны ни в коем случае. Поскольку если мы изменим цель, будем искать не очищения от греха, а каких-то удовольствий, переживаний в молитве, то эти переживания очень скоро придут. Правда, от другой силы.

– Епископ Вениамин (Милов) писал: «Христос радуется и веселится, когда видит в христианине твердое убеждение в том, что именно Он творит в верующих все доброе. Поэтому всякому христианину надлежит исповедовать, что Христос в нем воюет, побеждает, призывает Бога, молится, благодарит, благоговеет и ищет спасения с молением и смирением…» Какова же тогда роль самого христианина, в том числе и в молитве, если все в нем делает Господь?

– Господь сказал Своим ученикам, а евангелист апостол Иоанн донес эту фразу до нас: «Без Меня не можете творить ничего. Я лоза, а вы – ветви». Это воистину так, поскольку именно Господь Иисус Христос, восприняв на себя человеческую природу, обновил ее и дал нам возможность, присоединившись к ней, строить свои поступки, поведение, свою молитву.

Задача христианина в данном случае – явить свое произволение, показать, что он действительно желает, чтобы Христос в нем действовал. Человек не в состоянии преодолеть ни свою греховность, ни свои страсти, вредные привычки лишь собственными силами. Это может сделать в нем только Христос. От человека же требуется поведением, делами, образом мысли, всем его существом доказать, что он на самом деле этого желает. Все наши подвиги, действия – все то, что Церковь требует от христианина, – должны служить подтверждением нашего желания стать лучше. Не сами по себе пост, молитва или какие-то другие подвиги исправляют нас, но этим мы доказываем свое произволение быть исправленными. А исправляет нас, конечно, Сам Господь.

Православное учение говорит нам о синергии, то есть о соработничестве между человеком и Богом. Западная Церковь, к сожалению, восприняла тот перегиб, который допустил блаженный Августин в учении об этом вопросе. Любая крайность не свойственна для Церкви, которая всегда избирает срединный путь.

– Какие молитвы лучше читать за детей? Есть ли у вас такое молитвенное правило за своих чад?

– Воспитание детей, в том числе и духовное, нельзя свести только к одному молитвенному подвигу за них. За детей, безусловно, необходимо молиться, но в первую очередь духовная жизнь передается от человека к человеку. Считаю, дети должны видеть, как молятся их родители, о чем молятся. И сам по себе образ родителей, непрерывно помнящих о Боге, откладывается в памяти детей и в свое время сослужит им хорошую службу. Потому что дети увидят, что нормальный образ жизни именно такой. А что касается того, что лучше читать за детей, то думаю, одного общего для всех правила не существует. Кому-то ближе Псалтирь, кому-то акафист, кому-то канон, кому-то какие-то молитвы. Здесь я предпочел бы оставить все на усмотрение родителей. Поскольку главное в молитве не читать какой-либо текст (они не различаются между собой по силе воздействия или результата); главное в молитве – тот духовный настрой, с которым мы к ней приступаем, та наша искренность, с которой мы к Богу обращаемся. Можно сказать два слова от всего сердца, и Господь их услышит, а можно прочитать огромную книгу, и пользы от этого не будет никакой.

Естественно, мы о детях заботимся, но при этом важно помнить, что не только от нас зависит их дальнейшая жизнь. Дети – это самостоятельные личности, они с раннего возраста стараются уже что-то анализировать, о чем-то рассуждать, пытаются как-то по-своему переработать тот опыт, который они видят у своих родителей. И, конечно же, Промысл Божий, который заботится о каждом человеке, также следит за нашими детьми и помогает им. Ставит их в те ситуации, где именно они со своим опытом могли бы поступить правильно. Наша задача научить их этому.

– Действительно ли женщине в критические дни нельзя молиться в храме?

Несколько лет тому назад сербский патриарх Павел написал замечательную статью-исследование на эту тему. При желании ее можно найти в Интернете. Суть этого исследования сводится к тому, что он попытался выяснить те причины, по которым такой запрет существует. Все канонические правила и предания святых отцов сводятся, в принципе, к двум моментам. С одной стороны, нечистота, которую испытывает женщина в данные дни, является препятствием к тому, чтобы ей принимать участие в таинствах. Почему? По той простой причине, что к таинствам должны приступать в чистоте духовной и телесной. Грубо говоря, если у мужчины идет кровь из носа в течение дня, то в этот день он тоже должен воздержаться от принятия таинств. Во-вторых, существует запрет на пролитие крови в храме, и поэтому в древности женщине в таких ситуациях запрещалось любое вхождение в храм. Современная практика все-таки говорит нам, что ходить в храм в таком состоянии можно. Разумеется, при этом нужно принять определенные меры, чтобы все было в порядке.

Но от участия в таинстве причастия или крещения в эти дни женщине лучше воздержаться. А прийти помолиться запрещения нет. Повторюсь, сербский патриарх Павел пишет об этом более подробно и аргументировано.

– В Евангелии есть такие слова, что если вы не будете прощать людям их согрешения, то и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших. На молитве нужно ли прощать самого себя?

– Хороший вопрос. Дело в том, что прощать нас может только Бог. Но что это означает? Значит, исправлять те последствия грехов, которые мы натворили. Но Господь не гневается на нас, не держит зла против кого-то из нас, и мы сами не должны держать зла на ближних, и на самого себя в том числе. Отношение к своим грехам у христианина должно быть такое: с одной стороны, человек должен сожалеть, что их совершил, с другой стороны, необходимо понимать, что иначе он и не может, так как грешен, падший. И без помощи Божией сам по себе человек не способен воздержаться от грехов. Человек должен видеть для себя естественным такое состояние греховности, но ему необходимо всеми силами просить Бога избавить его от этого падения.

– В Православии существует некое разделение, какому святому о чем молиться. Правильно ли это?

– Смотря как к этому подходить. С одной стороны, из житий святых мы узнаем, что тот или иной подвижник в своей жизни смог победить какую-то страсть или имел возможность помогать людям в какой-то определенной проблеме. Вполне естественно обратиться к этому святому с молитвой о помощи в соответствующей нужде. Но проводить четкое разграничение: один святой помогает лишь в этом, а другой – в чем-то еще, и ни в коем случае нельзя перепутать их «сферы влияния» – неверно. Думаю, это уже близко к язычеству. Любой святой, в силу своей близости к Богу, имеет благодать помогать нам в любых наших нуждах. И неслучайно, что среди величайших святых нашей Церкви нет такого разделения: нигде не написано, в чем помогает Иоанн Златоуст или Василий Великий, например; с чем нужно обращаться к Григорию Нисскому, а с чем – к Максиму Исповеднику. Думаю, достаточно характерная черта.

– А если человек молится, а в этот момент его кто-то прерывает с просьбой о помощи? Что важнее: помочь человеку или продолжить молитву?

– Если человек приходит за помощью, просит о какой-то необходимости, думаю, здесь лучше прервать молитву и помочь человеку. Потому что, например, «Учительное известие» – свод правил, как священнику вести себя на Божественной литургии, – предписывает: если идет литургия, и вдруг кто-то приходит и просит причастить умирающего, то необходимо прервать литургию и пойти причащать умирающего. Конечно, если это происходит до евхаристического канона. Если же человек с такой просьбой пришел в момент евхаристического канона, то его нужно закончить и сразу же идти. Этот канон длится минут десять. Поэтому здесь это ожидание, скорее всего, уже роли не сыграет.

– Некоторые невоцерковленные люди молятся только по настроению. Что им можно посоветовать?

– Дело в том, что молитва все-таки (имею в виду молитву правильную, совершенную) это свойство нового человека. Разумеется, человеку ветхому, колеблемому страстями, молиться трудно и весьма нелегко заставить себя собраться. Тем не менее, это необходимо. Нужно понуждать себя к молитве. Если мы понимаем необходимость молитвы, то должны потрудиться.

– Отец Димитрий, а должны ли молитвы приносить удовлетворение?

– Мы молимся не для того, чтобы почувствовать себя лучше или ощутить какое-то удовольствие от общения с Богом, а чтобы Господь изменил нас: претворил из ветхого человека в нового. Мы должны от Бога ждать помощи в нашей борьбе с грехом, но не чувственных удовольствий, чудотворений или чего-то подобного.

Искать наслаждения в молитве строго запрещается всеми отцами Церкви, всеми опытно прошедшими этот духовный путь.

– В Евангелии сказано: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Означает ли это, что душевный мир может быть важнее молитвы?

– Здесь имеется в виду жертва, которую человек приносит Богу, в том числе и жертва словесная – молитва. Мы не можем говорить здесь, что важнее: молитва или внутренний мир. Мы может лишь говорить, что молитва должна быть в мире и возможна только в мире. То есть молитва в немирном состоянии молитвой не является. Поэтому чтобы молиться с пользой, правильно, необходимо иметь мир в своей душе. А для этого нужно примириться с обижающими нас и с теми, кого мы могли обидеть.

– Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за человека, который постоянно грешит смертным грехом, например мужчина и женщина сожительствуют, живя в гражданском браке, неверующие, хотя и крещеные? Не будет ли это им в осуждение, в болезнь, в смерть?

– Святой Николай Кавасила писал о том, что поминовение на проскомидии для тех людей, которые не имеют возможности причаститься за богослужением, сообщает им такую же самую благодать, какую они получили бы причастившись. Поэтому поминовение на проскомидии по его силе можно сравнить с благодатью причастия. Что же касается людей, грешащих смертным грехом, неверующих, но крещеных, можно сказать, что совершая поминовение таких людей, мы просим Бога коснуться их Своей благодатью, и здесь какой будет результат, мы, конечно, не знаем: что же ждет их вследствие этого – болезнь или другое что. Преподобный Иоанн Дамаскин по поводу причастия пишет, что, соединяясь со Христом в таинстве причастия, мы все получаем суд для себя, так как все причастия не достойны. Дальше он цитирует апостола Павла: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 32). Преподобный Иоанн толкует эти слова так: причащаясь в осуждение, мы с вами принимаем суд в этой жизни – посредством болезней, каких-то скорбей, прочих обстоятельств. Приняв этот суд здесь, на земле, и имея через это возможность исправиться, можем избежать суда, который ждет нас после смерти. Поэтому это для нас благо. Желать ближнему блага – хорошо. А значит, поминать наших крещеных близких на проскомидии необходимо. А уж приведет их Господь через это к Себе или нет и если приведет, то каким способом, наверное, лучше в данном вопросе положиться на Самого Бога. Ведь Он лучше знает, каким способом призвать человека к богообщению.

– А как помочь таким людям измениться? Например, поможет ли неусыпаемая Псалтирь?

– Может помочь любая наша молитва, любой наш подвиг. Лишь бы он был совершаем по искренней любви к данным людям. Не из желания прославиться, не из желания подумать о себе, что вот я такой хороший, за других подвиг несу. Если наш подвиг будет растворен самомнением и мыслями о том, что мои действия что-то значат и я могу что-то изменить в судьбе данных людей, то такой подвиг вряд ли принесет какой-то добрый плод. Поскольку сопряжен с одной из самых страшных человеческих страстей – гордостью. А вот если я готов наложить на себя какие-то ограничения ради любви, жалея этих людей и полагаясь больше не на свой подвиг, а на милость Божию, то такое действие, думаю, этим людям поможет.

– А если это заказано в монастыре и молятся монахи?

– Здесь нужно смотреть на то, кто молится. Потому что чем искреннее молитва человека, чем выше его духовный уровень, тем больше будет пользы от такого поминовения. Здесь мы должны говорить не о монахах вообще, а, в частности, о конкретных монахах. Есть люди, живущие свято в миру, есть грешащие в монастырях. Здесь нужно подходить с рассуждением о том, насколько данный человек духовен.

– Есть такое выражение, что у Бога нет не услышанных молитв. Правильно ли так считать?

– Конечно. Потому что Бог видит и знает все. Другой вопрос, что исполнить наши молитвы или нет остается в Его власти. Мы не можем Его принудить или заставить ответить нам. И поэтому любая молитва должна быть в духе молитвы «Отче наш», то есть мы, конечно, просим, но при этом говорим: «Да будет воля Твоя. В Твоей власти исполнить наши прошения или нет, и Ты, видя нам полезное, подашь именно то, что нам нужно, необходимо». А это далеко не всегда совпадает с тем, что нам хочется. Часто ребенок может попросить у родителей то, что ему хочется, но не полезно, например съесть за один вечер два килограмма конфет. И родители будут совершенно правы, если не дадут ему это, и обижаться на это не стоит.

– Как понимать слова из Пасхального канона: «Пасху празднуем веселыми ногами»? Правда ли, что у христиан до IV века были ритуальные танцы?

– Здесь ссылка на ветхозаветные события, когда народ израильский перешел через Красное море из египетского рабства в состояние свободы. Именно об этом переходе повествует святой Иоанн Дамаскин в своем каноне. А что касается того, были ли у христиан до IV века ритуальные танцы, то мы не можем говорить о том, что они были везде или их не было нигде. Я, например, не могу представить апостола Петра, отплясывающего на сцене. Знаю, у некоторых христианских народов есть ритуальные танцы, но, думаю, что это – скидка на их национальный менталитет. Ведь во Христе нет эллина, или иудея, или кого-то еще. Посему христианское совершенство таких вещей не принимает. Допустить этакое снисхождение к данной этнической немощи какого-то народа, в определенной мере, наверное, и возможно, однако идеал лежит совсем в другом образе богослужения. В нем сочетаются все же спокойствие, внутренний мир и тишина, которые не связаны ни с танцами, ни с другими подобными вещами. Но это уже относится к наднациональному признаку. Потому спокойное богослужение характерно и для северных стран, и для южных, независимо от того, какой у кого темперамент. Проявление темперамента – это свидетельство еще и того, что человек пока не во Христе.

– Зачем в Православии столько обрядов?

– Православная Церковь заботится о внимании человека, чтобы оно во время молитвы было направлено к Богу. Для людей совершенных, научившихся правильно молиться, овладевших высшей формой молитвы, все эти обряды не нужны. Знаем из аскетической литературы о том, что подвижники благочестия практически все время посвящали молитве Иисусовой, то есть короткой молитве. Все многочисленные обряды и другие песнопения ими практически не использовались. Почему? Потому что их ум привык сосредотачиваться на молитве и быть всегда обращенным к Богу. Нам же, немощным, держать внимание на таких молитвах, молитвенных фразах очень и очень трудно. Поэтому в помощь нам Церковь дает другие молитвы, более легкие, более образные, которые обилием образов помогают нам удерживать наше внимание. Многочисленность церковных обрядов направлена именно на это, ведь они удерживают ум от блужданий и направляют его туда, куда нужно.

– Нужно ли молиться о том, чтобы Господь открыл человеку мотивы его поступков по отношению к Богу и ближним с целью узнать, эгоистичны они или нет?

– Конечно, необходимо постараться увидеть в себе, чем продиктованы мои мысли, намерения, поступки и т.д. Эгоистичны намерения или духовны. Но поскольку заведомо можно сказать, что полностью духовными они не будут, значит, молиться об этом надо. Так мы и поступаем, прося у Бога: «Даруй мне зрети моя прегрешения». И это касается всего, в том числе и мотивации.

– Апостол Павел говорил, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Именно через веру мы что-то получаем от Бога. Как в молитве не перепутать веру с надеждой?

– Если мы надеемся, что Бог нас слышит и что Господь может ответить на наши молитвы, это есть вера. Потому что в христианском понимании вера – не просто понимание, что Бог существует, а в первую очередь доверие. Потому что если я верю, что Бог есть, и на этом моя вера заканчивается, то, наверное, это не вера в христианском понимании, ибо бесы тоже веруют, что Бог есть, но реагируют на Него совсем по-другому. А вот если я верю Промыслу Божиему, доверяю Богу, если понимаю, что Бог заботится о моей жизни, желает моего спасения, и если строю свои поступки в соответствии со своей верой, то это будет подлинная вера. Здесь она уже не разделима ни с надеждой на то, что Господь меня слышит, знает, помнит и т.д., ни с любовью к Богу, к ближнему.

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Веруй: что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет… Ты имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самих словах, коими означается этот предмет, по милости и всемогуществу Бога, ибо само слово, название во мгновение у Господа может быть делом – и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру». Как нам научиться так веровать, но только при этом не перейти тонкую грань между верой и самовнушением?

– И Господь нам говорил: «Все, что ни попросите в молитве с верой, будет вам» Апостол Иаков эти слова комментирует: просите и не получаете, значит, неполезного просите. Если я буду просить у Бога того, что заповедовал Господь: спасения, исцеления от греха, помощи Божией в борьбе с грехом и тому подобного – я это от Господа получу. Но если я буду просить, к примеру, дворец на Канарах, миллион рублей в месяц дохода и тому подобные вещи, то, наверное, Господь мне этого не пошлет – по той простой причине, что мне это не полезно. То же самое касается каких-то даров, например дара чудотворения. Представьте себе, что каждому жителю города сейчас будет дан дар чудотворения. Такие чудеса начнутся в городе, что лучше этого все-таки не допускать. Конечно, нам нужно понимать, что следует просить у Бога. Господь по Своей милости готов даровать нам все блага в изобилии, но как премудрый Отец, Врач, Он видит, что человеку полезно, а что нет. Поэтому посылает нам только то, что необходимо, полезно для нашего спасения.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Lena 5 июля 2019, 19:02
Благодарю Господа за всех кто помолится об излечении моего ребенка Виталика Рыбальченко от пневмонии у него высокая температура сильный кашель .
Ольга13 ноября 2018, 15:49
Я начинаю переставать верить, что меня слышит Бог. Ситуация тяжёлая и молюсь не за себя, а дальше всё хуже и страшнее. Вы говорите верить, а как верить, если молишься и хуже становится, всё равно, что бездействуешь? Как поверить, если не чувствуешь поддержки с выше? Как поверить?
Татьяна16 ноября 2009, 23:48
Вы правы, Артур. Мнений много, а Истина - одна. Для нас, православных христиан, при руководстве в молитве и жизни вообще, истинными являются опыт и рассуждения св. Отцов Православной Церкви, как людей "очищенных покаянием и обновлённых Духом Святым" по выражению свт. Игнатия Брянчанинова, который был одним из них.
Св. Отцы нас учат не доверять ни своим мыслям, ни своим чувствам, так как после падения всё потомство Адама находится под воздействием духов лжи,и ложь часто принимает за истину, что и является состоянием "прелести".
Именно смиренные прошения и молитвы св. Отцов помогают нам возгреть в себе смиренный и покаянный дух. А если у молитвы гордостный дух, то мы легко можем им заразиться. Хотя нам может и казаться, что это не так, но в этом-то и заключается "прелесть" и самообольщение.
"...западные,.. скоро достигали состояния прелести и исступления, которое ими названо святостью... Читающий их, непременно заражается духом прелести...» ("Собрание сочинений свт. Игнатия Брянчанинова" т.7 «Письма» - стр. 252)
"Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдаёт за святых); изучите в Святых Отцах Православной Церкви... какие мысли и чувствования приличествуют христианину»(т.7 «Письма» стр. 318).
Если мы православные, то мы будем следовать рассуждениям и опыту своих святых, а не своим мнениям.

С уважением Татьяна.


Артур15 ноября 2009, 15:25
Поддержу Дениса. Денис ищет и пытается подойти к вопросу объективно. Большинство же высказывает мнения, а как говорил Платон, мнение и истина вещи разные. До этой статьи мнение было одно, теперь другое (противоположное), а вот, если выступит ещё кто? Ищите истину.
Наталия12 ноября 2009, 16:16
"...в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: "если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным". Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: "Тебе Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей". - вчера, т.е. 11.11.09 в письмах Св.Феофана Затворника есть это поучение, и оно не отменяет молитвослова, как и монашество не отменяет Приходского Служения. ...мне иногда понимается, что любая молитва должна служить сближению каждого человека и всего человечества с Богом - со Святою Троицей, чтобы "насытиться, утешиться и очиститься" Волей Божией, но я даже не нахожу слов для описания вот этого самого самодовольного парения в самосозерцательности, когда кажись и я ангел и все вокруг - сон, похожий на искусственный, однако реальность моя - нищета и отступление пред житейским тернием, отчуждение в больнично-уличном карантине князя мира сего, отчаяние похожее на внезапную аллергию и простуду, в итоге - спасает меня от этого отторжения действительности только молитва обо мне ближнего моего, больше некому молиться обо мне, когда у меня только необоримая скорбь пустыни жизни моей после падения с облаков мечтательности.
Господи! помилуй!
Татьяна. 8 ноября 2009, 13:20
Денису.
Простите, если я Вас чем-либо задела в своём письме.
С уважением Татьяна.
Денис 7 ноября 2009, 22:22
Татьяне.

С сожалением вынужден признать, что Вы меня совсем не слышите, а значит, и не поймёте. Вы говорите о том, что «дух, облечённый в её словесную форму, очевидно тоже - "неправильный"». Но разве не сталкивались Вы в жизни с тем, что одна и та же фраза в зависимости от того как она произнесена и воспринимается по-разному, какой смысл вложил в неё произносящий так её и поймут. А смысл одних и тех же слов может изменяться в абсолютно противоположные стороны.

Вспомним хотя бы, как один из древних отцов, идя куда-то со своими учениками, встретил по дороге блудницу, которая была весьма хороша собой и танцевала, понятно, преследуя какие цели, и старец на удивление всем стал пристально смотреть на её танец, не сводил с неё глаз. Следовало ли ему делать это? По всем правилам ясно, что нет. И его ученики смутились, конечно. А он потом со слезами сказал им: «Если бы мы братия, так же заботились о спасении души как она заботится о своем теле!». В этом примере ясно видно, что старец увидел совсем не то, что его ученики и что хотела показать ему блудница.


«Но если молитва может неправильно настроить молящегося» Отвечая на Ваши слова, хочу сказать, что мне, наверное, следовало бы добавить в моём предыдущем сообщении, что неправильное настроение молящегося возможно не только в этой молитве, но и в любой другой. Вы же не будите отрицать этого? Помните, как старец Паисий Величковский написал письмо в защиту Иисусовой молитвы в которой и слова академически верны и дух что надо, одному, кажется, игумену который хулил и отвергал ее, уча этому всю свою братию. Чем молитва Иисусова не «прекрасная основа для любой нашей молитвы»? Но и она при не правильном настрое молящегося ни к чему хорошему не приведёт. Можно вспомнить и другие примеры, более скромные, но ограничимся выше написанным.

Действительно не знаю, что мне ответить на Ваш богословский трактат, который больше походит на нравоучительную оду. Соглашаюсь с каждым словом, написанным в нем, всё верно. Но по нему выходит, что я уже давно пребываю в прелести, другого - не дано. Ведь я соприкоснулся с духом того человека чью молитву читаю и «что важно! - не заметив этого» принял его настроение души, «прелестного» духа, а святых отцов я ведь не читаю. В лучшем случае, я мог лишь «извернуться, поднатужиться и попытаться вложить в неё свой смысл, например, - "страдания от того, что в нас нет утешения, понимания и любви к людям". С чем я ни как не могу согласиться. Никогда не думал, что такая ситуация возможна и что при полной правильности рассуждений человек может быть не прав.
Ваша речь производит впечатление, будто Вы уже давно стяжали то «Различение духов - одно из умений, необходимых христианину» которое «достигается по мере очищения души от страстей» и без ошибочно можете рассудить о любой вещи, разрулить любую ситуацию!

Спаси Вас Христе Боже.
Простите и помолитесь о мне грешном.
Татьяна 5 ноября 2009, 17:03
Денису.

Денис, Вы правы, когда пишете, что "дух творит себе форму" и что "неправильное настроение молящегося в этой молитве вполне возможно". Но если молитва может неправильно настроить молящегося (что очень опасно для нашего духовного здоровья), то дух, облечённый в её словесную форму, очевидно тоже - "неправильный". Форма (особенно словесная) выражает содержание.
"...не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть..." (Ин1,4:1) Различение духов - одно из умений, необходимых христианину и достигается по мере очищения души от страстей. Испытывать духов и различать их - в полной мере этим умением обладали сосуды и орудия Духа Святаго - святые Отцы Православной Церкви. Нам, новоначальным, это умение более-менее доступно посредством соприкосновения с духом святых Отцов, что достигается через чтение их творений и молитв, которые они нам оставили. Их писания и молитвы обучают нас христианской жизни и дают нам критерии для правильного настроения души в молитве, для различения того, что является для неё полезным, а что вредным.
Это - известная вещь, что мы соприкасаемся с духом того человека, чьи творения мы читаем. И принимаем те настроения души, которые находятся в этих творениях.
Из этого можно понять, что читая постоянно молитву, сочинённую человеком, находящимся в "прелести" (а таковым, как и многих других католических святых, считал Франциска Ассизского, например, наш святой свт. Игнатий Брянчанинов, да и не только он), иы можем принять в свой ум этого "прелестного" духа со всей его красивой ложью. А приняв его и, что важно! - не заметив этого (так как из-за наших неизжитых страстей у нас нет ещё достаточного умения тонко различать качества приходящих к нам духов, например в мысленных формах или образах), мы будем совершенно искренне считать те настроения, которые он даёт, богоугодными и правильными. Но Апостол нас предупредил, что и сатана может принять вид Ангела света...
А от правильности нашей молитвы зависит и правильность нашей духовной жизни и наше спасение в результате.
Суть правильной молитвы, по утверждению святых Отцов - покаяние, видение своих грехов, смирение, без которого и любви христианской нет. В молитве, выше приведённой, этого ничего нет, хотя, можно извернуться, поднатужиться и попытаться вложить в неё свой смысл, например, - "страдания от того, что в нас нет утешения, понимания и любви к людям". Но зачем такие умственные сложные упражнения. Ведь, как говорится, не смиренными словами всё равно невозможно выразить смирение, как ни старайся. Для выражения этого чувства существуют совсем другие слова, давно уже найденные нашими святыми Отцами.
Наше настроение и состояние души в молитве очень зависит и от слов, какими мы молимся, и не смиренные слова молитвы могут вызвать не смиренное состояние души. И кто знает, не наступит ли момент, когда эта словесная форма - молитва Франциска Ассизского, - или "прелестный" дух, заключённый в ней, совсем незаметно для нас, настроит нас совсем на не ожидаемый нами лад. Лад самомнения и гордыни.
Мы плохо знаем себя, вот в чём дело, и не видим что в нас на самом деле живёт и что нами движет, и часто очень обольщаемся на свой счёт. А при таком незнании и невидении себя самих, мы очень легко можем попасться на удочку лукавого духа. И тьму в себе принять за божественный свет. И не заметить, что ложный дух хозяйничает уже в нашем уме и сердце и ловко, и скрытно делает свою грязную работу.
Слово обладает великой силой. Словом Божиим был сотворён мир. Но говорят, что словом можно и убить, в том числе и себя самого. Так что нельзя не придавать значения словам и их сочетаниям, которыми мы пользуемся, особенно в молитвах. Святые Отцы это очень хорошо понимали. Поэтому, наверное и оставили нам так много своих молитв для нашего научения и вразумления. Может нам, не мудрствуя лукаво, (для начала, пока сами не станем святыми :-)) просто пользоваться их молитвами, постепенно вникая в их глубокий смысл и пропитываясь их духом. И вообще есть прекрасная основа для любой нашей молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Очень советую почитать святых Отцов. В частности свт. Игнатия Брянчанинова.
С уважением Татьяна.

Денис 4 ноября 2009, 20:32
Татьяне.

Татьяна, я Вас понял, и все ваши аргументы считаю вполне правильными, обоснованными и разумными. Однако мне нечего добавить к тому, что я уже написал. Попытаюсь объяснить свою точку зрения с другой стороны.
Мне кажется, что суть в том, с каким настроением человек подходит к молитве – Господь смотрит в наше сердце, а не на то какие слова мы используем в ней. Конечно, я не буду отрицать, что дух творит себе форму, но думаю, что возможен и обратный процесс, когда дух может преобразить не очень удачную или не правильную форму.
Если Вы считаете, что местоимение «я» выражает в этой молитве гордыню и мечтательность человека написавшего ее, т.е. Франциска Ассизского и, зная о нем достаточно, что бы сделать определенный вывод, то я соглашусь с Вами. Но я не видел в ней такого смысла ни тогда, когда узнал её, не вижу и теперь, когда молюсь ею. Могу только констатировать факт, что такое не правильное настроение молящегося в этой молитве вполне возможно.
Наталья 4 ноября 2009, 14:45
Отличный ответ Татьяны. Спасибо. Сама с пользой прочитала для себя.
К... 4 ноября 2009, 14:40
Олегу

Судя по Вашим словам, Олег, Вы полны уважения ко всем, но только вряд ли это поможет Вашему спасению, потому что любви в Вас - нет (В Ваших словах читается только презрение). Или Вы как один советский поэт считаете :"Коль не украл и не убил, неважно что не возлюбил"?
Конечно, в молитвословах правильные молитвы, составленые как по шаблону, но иногда эти слова кажутся чужими и квадратными и хочется своего, пусть "неправильного", но искреннего и от сердца идущего слова (не показного и лицемерного, от чего и предостерегал Господь - да и перед кем, если в комнате больше никого) - так неужели такая молитва не нужна Богу? А может Он только ее и ждет, потому что она рождена Любовью, а не считана с листа.
Татьяна 3 ноября 2009, 22:42
Денису

Спасибо вам за ваш отклик на моё письмо. Но мне хотелось бы заметить, что местоимение "мне", которое вы приводите в качестве примера в молитве, очень отличается от местоимения "я". Вот почувствуйте разницу. "Боже очисти мя (меня) грешнаго... и да будет во мне воля Твоя",
"сподоби мя (меня) истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творите волю Твою"
"...но или хощу, спаси мя (меня), или не хощу, Христе Спасе мой..."
"Ступати право мя (меня) настави путем Христовых заповедей... духовную благодать во мне направи... мирскаго мя (меня) превыше слития сотвори".
Совсем по-другому звучат слова: «Господи, сделай, чтобы не меня утешали, а я утешал; чтобы не меня понимали, а я понимал; чтобы не меня любили, а я любил".
Эта разница очень чувствуется.
В молитвослове, где много молитв оставленных нам святыми Отцами, ни в одной молитве не встречается такого жёсткого самоутверждающего "я". Везде именно смиренная просьба.
Нам, грешным, наверное было бы приличнее просить у Господа прощение грехов и помощи в борьбе со страстями: чтобы мне не осуждать, мне не злословить, мне не лгать, мне не обижаться самому и прощать других и т.д. по заповедям - а потом, если даст Бог, появятся и настоящее понимание, и любовь к людям. Тогда и правильные слова утешения ближних могут найтись. А в неочищенную от страстей душу благодать Божия, которая только одна даёт нам и правильное понимание людей, и утешение их и любовь к ним - войти не может. А без этого можно так наутешать, вдохновившись этой молитвой, что человеку захочется "повеситься" от нашего "понимания" и "утешения". Я пишу это не голословно.
Конечно, в жизни бывает необходимо как-то утешить огорчённого человека, и здесь мы вправе смиренно просить у Господа нужных слов для этого. Но всё равно эта молитва, просьба о помощи к Господу, рождается из другого состояния души, вовсе не из "чтобы не меня утешали, а я утешал".
Вообще, чтобы почувствовать неправильность этой молитвы, нужно побольше читать святых Отцов. Особенно близких к нам: святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. У них очень много написано о сути молитвы. А ещё хорошо бы почитать и ранних Отцов. Например авву Дорофея. Это чтение постепенно даст нашей душе чувство, помогающее нам различать.


Денис 3 ноября 2009, 18:38
Олегу.

Согласен с Вами Олег, что молитвы в молитвослове не вызывают мечтательности. Но мне хотелось бы говорить только за себя. Так вот, у меня, как молитвы из молитвослова так и эта молитва нисколько не вызывают мечтательности (за других мне бы не хотелось говорить, опросов то я , простите не проводил), и даже напротив. Видя перед собой то, кем я должен быть, то к чему я должен стремится и сравнивая его с тем что я есть сейчас, прекрасно понимаю какая бездна отделяет меня от этого.
А Ваш рассказ Олег из жизни Афона - прекрасный! Не лукавлю. Но какое он имеет отношение ко мне? Молюсь этой молитвой не один год, но что бы на воздухе подниматься, такого не было :)Да зимой мерзну как цуцык :)))
Денис 3 ноября 2009, 18:16
Наталье.

Наталья, если я Вас правильно понял, то Вы, хотите знать, как я чувствую себя после того как сделаю добро, не превозношусь ли им? И не способствует ли этому молитва? Отвечаю. Стараюсь не превозноситься.
Человеку, который более-менее внимателен к себе, знает свои немощи и то, как он падок на всякое зло, не трудно убедится и в том, как ему иногда удается избежать падения в той или иной ситуации, которая повторялась неоднократно и большей частью не в его пользу. В таких случаях я отчетливо понимаю, что Господь уберёг, Он удержал меня от греха, а не я сам такой весь пушистый и беленький. Как же мне не благодарить Его? И не смирятся, когда падаю в другой раз?
Олег 3 ноября 2009, 13:35
К...
Уважаемый(ая) К...
Вы видимо не поняли, я не о собственно парении говорил, а о молитве...
Это только на Ваш взгляд "... не бывает "неправильных" молитв, ...", а вот святые Отцы об этом определённо говорят. Но допустим, Вы не уважаете, святых Отцов. Но Господа-то должны бы уважать, а Он о неугодных Богу молитвах определённо высказался (Мф.6. 5-8)
Как говорится, читайте первоисточники
Наталья 3 ноября 2009, 13:06
Ваш комментарий Денис, вызывает некоторое опасение. Вы хотите всем, помогать, утешать, понимать, и исправить себя – хорошо, но обратите внимание на одну маленькую деталь на деле, если за сделанное доброе Вами дело и сказанное Вам спасибо, что Вы отвечаете; пожалуйста, всегда рад помочь, на здоровье или просто говорите - не за что, ничего не ожидая взамен, не думая какой я молодец, что сделал. Помогает ли Вам такая молитва не гордиться своим поступком?
K... 3 ноября 2009, 12:27
Олегу.
Мария Египетская не была в прелести, хоть и парила над землёй во время молитвы. У каждого свои дарования, не завидуйте если кто-то и воспарит. На мой взгляд, не бывает "неправильных" молитв, ведь любое обращение к Богу это и есть признание своей беспомощности без Его поддержки, а расстановка слов - не важна.
Олег 3 ноября 2009, 11:06
Денису.

Денис! Те молитвы, что собраны в православном молитвослове нисколько не вызывают мечтательности. Ни одна! А вот молитва Франциска как раз напротив, мечтательна, что вполне соответствует католическому взгляду на молитву, как на созерцание и медитацию. Такая мечтательность противопоказано не только новоначальным, но и монашествующим. На Святом Афоне часто приводят пример одного монаха, который вот так же молился мечтательной молитвой и не мёрз в мороз, парил над землёй, а по-сути пребывал в прелести. И когда один из старцев узнал об этом, то ради спасения его души пришёл как-бы с намерением научиться у него молитве. А когда тот стал ему говорить как он молится, то старец спокойно стал замечать ему, что святые Отцы говорят по этому поводу так и так. И как только этот заблуждающийся монах понял, что он не прав и стал молиться так, как должно православному монаху, то куда всё и делось - и мёрзнуть стал, и уже не парил над землёй. Но всё же от ада стал дальше чем был. Вот такая история. Надеюсь она будет интересна и не только монахам.
А статья замечательная, очень полезная для прочтения всем верующим, да и не только им.
Денис 2 ноября 2009, 22:56

Татьяне:

Татьяна, если Вы считаете, что одно дело молитва старца, а другое новоначальных, то тогда вообще надо всем запретить молится по молитвослову, потому как в нем содержатся молитвы далеко не новоначальных. И в єтом случае было бы совершенно оправданно и спасительно составить несколько молитвословов, может быть два, а может и пять и семь, каждому по его духовным нуждам. Однако єтого почему то до сих пор ни кто не сделал - все молятся по одним и тем же молитвам и я подозреваю, что по очень веским причинам.
А по поводу, частого произношения "я" в молитве скажу, ну а кто же вместо меня, Вы что ли??? Или как говорят А.С. Пушкин??? Нет, я и тлько я! И не надо цеплятся за букву, понимать все так баквально, иначе Вы будете вынуждены уличить в гордыни и автора єтих строк: "сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творите волю Твою". В молитвах мы, наверное, большею частью молимся о себе, о своем спасении. Просим, чтоб Господь простил нас и помог испрвится, что ж тут плохого? И конечно понятно, что сами мы, без Господа, ничего сделать не в состоянии, но стараться то надо и за нас старатся ни кто не будет.
Наталья 2 ноября 2009, 22:56
Слава Богу!что в нашем Храме такая молитва не проповедуется. И Слава Богу, что об ее опастности, я узнала из лекций А.И.Осипова. Да и так если посмотреть -я, я, я - и в результате - гордыня и самомнение.
Денис 2 ноября 2009, 17:57
Конечно, статья хорошая, и я, пожалуй, соглашусь с большинством отзывов за исключением одного пункта. Не могу согласиться с мнением автора о молитве, которая, по его мнению, принадлежит Франциску Ассизскому.
Автор считает, что она является воплощение гордыни и в подтверждение своих слов предлагает сравнить ее с молитвами святых из молитвослова.

Оставив происхождение и авторство молитвы в качестве своего аргумента в защиту ее предлагаю рассмотреть, о чем просят в своих молитвах святые и мои рассуждения на эту тему.
Думаю трудно не согласятся с тем, что в молитвослове не найдется такой молитвы , где бы не возсылались к Богу горячие мольбы о прощении грехов, о очищение души, о разумении т.е. понимании или открытии человеку воли Божией и исполнении Ее и наконец о спасении человека, что и является главной мыслью всех молитв и вообще целью христианина?


"Боже очисти мя грешнаго... и да будет во мне воля Твоя"
"...и на дела Твоя подвизаюся милосердиим Твоим"
"сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творите волю Твою"
"...но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой..."
"Ступати право мя настави путем Христовых заповедей... духовную благодать во мне направи... мирскаго мя превыше слития сотвори"
Думаю выбранные места достаточно хорошо подтверждают єто.

Ну а как же человек может спастись, не исполнив заповеди Божии которые даны нам в Евангелии? Открывая их своим современникам и являя Собой образец для подражания разве Господь не учил нас любить Бога и ближних? Разве Он не заповедовал нам прощать грехи, хранить и умножать мир между людьми? Разве своим примером Он не показал нам, что всегда надо говорить правду, возбуждать надежду и сеять веру в потухших сердцах? Разве Он не говорил своим ученикам, что "вы - свет миру" и не обрадовал их явившись к ним после своего воскресения и сказав - Радуйтесь! - когда убитые горем, в страхе сидели они при запертых дверях? Разве не утешал Он, не помогал людям в их горе, когда Его самого вряд ли кто мог утешить? Разве не были открыты Ему тайники человеческой души и помышления окружавших Его людей, в то время как даже самые ближайшие ученики не всегда понимали смысл сказанных Им слов? Разве Он не отдал себя, не принес в жертву ради спасения человека? Разве не молился Господь на кресте за распинавших Его и не умер, чтоб проснуться - воскреснуть к вечной жизни? И на конец не об этом ли всем просится в отвергаемой автором молитве? Кто хочет душу свою спасти тот погубит ее, сказал Господь. Не одно ли это и то же со словами "кто забывает себя, тот обретает." Слова "Господи, удостой меня быть орудием мира твоего" значит - Господи, подай и мне не достойному из-за грехов моих, но всем сердцем жаждущим избавления от них, просящего у Тебя исцеления и очищения души своей, свободу от страстей мучающих меня. Даруй мне Господи хоть сколько нибудь вкусить твоего мира, помоги и научи стяжать его и укрепи меня в нем. Что бы я был верен любви Твоей даже там где царит ненависть, что бы я прощал обижающих меня, что бы я мирил и соединял людей ибо Ты сам сказал, что миротворцы сынами Божиими нарекутся, что бы я отстаивал Твою правду где ее попирают, что бы я помогал людям верить и надеется на Тебя, что бы я побеждал мрак неведения светом Твоих заповедей, что бы я мог утешить и доставить радость скорбящим.
Все это я не имею Господи, и не могу исполнить, если Ты не поможешь мне.
Татьяна 2 ноября 2009, 17:30
Насчёт молитвы Франциска Ассизского хотелось бы сказать отдельно. Может быть она и была вписана в "келейную книжицу" старца Иоанна Крестьянкина, вполне возможно, что он ею и молился даже. Но одно дело молитва старца, другое дело молитва новоначальных, коими можно считать нас всех. В нашем храме тоже известна эта молитва, некоторые ею даже молятся. А некоторые избегают, что-то в ней пугает. Есть боязнь, (да и ощущения такие при попытках ею молиться были), что гордыня "вырастет до небес", даже повторение много раз местоимения "я" (я утешал, я понимал, я любил) уже рождает в душе некоторые ростки превозношения. И вообще, главный смысл нашей молитвы к Богу - это прощение грехов, покаяние (как пишут об этом святые Отцы), а все просьбы о ниспослании нам, грешным, высоких духовных даров, к которым относятся дары утешения, понимания, любви - это близко к прелести. Все эти дары придут сами, по мере покаяния и очищения от греховности. А пока мы не избавились от страстей, все эти "чтобы я утешал, а не меня утешали" - просто опасны для нашего духовного здоровья. Хотя участия и сострадания человеческого друг к другу эти рассуждения не отменяют. И хочется ещё раз выразить благодарность отцу Димитрию за эту его статью. Может кому-то она "откроет глаза" и поможет многое о молитве понять.
Наталья 2 ноября 2009, 12:41
Спасибо, Ирина за ответ! Далековато для меня. Хороший преподаватель, понравилась мне беседа.
Ирина 1 ноября 2009, 21:43
Наталья, отец Димитрий - настоятель храма свв. равноапостольных князей Владимира и Ольги в г. Обнинске (Калужская обл.); преподает в Калужской духовной семинарии догматические богословие.
Наталья 1 ноября 2009, 06:21
Хорошая статья. Интересно, а где служит батюшка? в каком Храме? кто-нибудь знает?
Марина30 октября 2009, 18:39
Большое спасибо отец Димитрий за статью! Очень много полезного получаешь из таких статей, здесь и современность и святоотеческий опыт, получаешь ещё раз поддержку на пути спасения. Статья доступна к пониманию, не смотря на то что богословие очень сложно для простых мирян. Благодаря таким беседам легче идет процесс воцерковления, ведь в современной жизни совсем нет времени для общения с духовным наставником. А дома, открыв любимую страничку, всего на несколько минут, пополняешь копилку своего опыта.
Фотиния30 октября 2009, 16:42
Отец Димитрий, спасибо за статью!
Впервые узнала о толковании Иоанна Дамаскина о причастии в осуждение, что это тоже благо...
елена30 октября 2009, 14:49
Действительно замечательная статья, Вдруг поняла насколько я невежественна и всеядна! Попадись мне эта молитва Франциска Ассизского я бы вычитывала ее в полной уверенности, что пытаюсь исправить свою греховную сущность,не понимая, что постепенно впадаю в еще большую прелесть! Как пелена с глаз спала! И опять все та же гордыня, каких только обличий она не принимает! спасибо огромное,замечательная статья!
Татьяна30 октября 2009, 14:36
Очень хорошая и своевременная статья, спаси Господи, протоиерея Димитрия и членов редакции! Всё расставлено по местам, все важные моменты в молитве, на которые нужно обратить внимание, чтобы понять правильно или неправильно ты молишься, отражены в этой статье. Особенно это важно для новоначальных. Так как, чтобы всю эту информацию о молитве собрать воедино, нужно не одну книжку прочитать, да ещё и "попасть" на правильные книги. А здесь всё собрано воедино, и написано очень чётко, рассудительно, в соответствии со святыми Отцами. Думаю, что эта статья очень многим поможет в научении молитве. Спаси вас Господи!
Ольга30 октября 2009, 12:16
Статья очень понравилась, для себя узнала кое-что новое. На все вопросы дан подробный, понятный мирскому человеку ответ.
K...30 октября 2009, 11:55
Та молитва, которую вы приписываетк Франциску Ассизскому, была выписана Иоанном Крестьянкиным в его "келейную книжицу" и он молился ей каждый день - выходит, неправильно молился всеми почитаемый старец, и ложь принял за истину?
Людмила29 октября 2009, 23:08
Замечательная статья!Узнала много важного. Например,о молитве Франциска Ассизского,искушение Господа через гадание, поведение женщины в храме в критические дни, удовлетворение на молитве. В этом допускала ошибки или вообще не знала, как правильно поступить, получить информацию об этом крайне сложно. Молитву Франциска Ассизского читала по рекомендации из православных источников, не понимаю ее сути. Побольше бы таких материалов!
Вячеслав29 октября 2009, 12:48
Хорошая статья и тема. Мне понравилась. Насчет монашествующих, то их труд велик, а значит и тяжел. А трудятся они на духовной ниве (и не только) поэтому искушения побольше чем у мирских.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×