«В пост главным должны стать наши отношения с Богом»

Беседа с протоиереем Александром Немчиновым

20 марта на Днепропетровской областной телерадиостудии «51 канал» состоялся прямой эфир с представителем Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви на тему Великого поста, его смысла и значения для человека, а также правильного понимания воздержания. В беседе по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея принял участие руководитель катехизаторских курсов Днепропетровской епархии протоиерей Александр Немчинов. В студии он ответил на интересующие журналистов и телезрителей вопросы. Диалог получился увлекательным.

– К какому времени относятся первые упоминания о посте?

– О посте как определенном периоде воздержания часто говорится в ветхозаветных книгах Священного Писания. Предписывалось, например, еврейскому народу поститься в то время, когда Моисей восходил на гору Синай для общения с Богом. Позже у евреев пост был установлен как обязательный день в году на праздник Йом Кипур – день искупления, день очищения или судный день.

В дальнейшем пост становится неотъемлемой составляющей жизни христиан во все времена. Пожалуй, назвать точную дату, когда было установлено время поста в христианской Церкви, невозможно, потому что сколько существует христианство, столько существует и пост. Так, Господь, говоря о демонических силах, сказал в Евангелии: «Сей же род не исходит токмо молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Поэтому пост – неотъемлемая составная часть христианского образа жизни и образа мысли.

– Православные христиане не имеют право употреблять мясо свинины только в пост или они вообще не имеют право есть свинину?

– Насчет того или иного вида мяса в Православии нет как таковых табу. В пост мы воздерживаемся от белковой пищи вообще, в частности и от свинины тоже. Если Вы имеете ввиду ветхозаветные предписания, которые гласят о том, что можно вкушать мясо только тех животных, у которых раздвоены копыта и которые «жуют жвачку», то в Новом Завете, в книге Деяний святых апостолов мы читаем, что отныне, уже после совершившейся искупительной крестной жертвы Христа, уже ничего нечистого быть не может. Это было утверждено учениками Христовыми на I Апостольском Соборе в Иерусалиме, где они постановили придерживаться Богом данных правил из ветхозаветного закона, являющихся существенно важными. А именно: христиане должны воздерживаться от кровей, блуда, идоложертвенного, удавленины и – самое главное, что красной нитью проходит через все Священное Писание, – чтобы не делали другому того, чего не желают себе.

– Отец Александр, ведь не только ограничение в пище заключает в себе пост, но еще и ограничение в поведении. Нужно ли отказываться в период поста от увеселительных и развлекательных мероприятий, от сквернословия и скандалов, от всякого рода отрицательных эмоций?

– Сразу замечу по поводу «сквернословить» и «скандалить». Это Церковь запрещает делать не только в пост. Нет такого, что пришла Пасха, можно разговеться и теперь сразу можно браниться, ссорится и ругаться. Такого нет!

Что же касается сущности поста, то самое главное надо для себя запомнить вот что: пост – это не диета, хотя и включает в себя определенную «диетическую» часть. Пост – это период воздержания во всем, во всех проявлениях нашей жизни. Это период, когда мы становимся более сдержанными. И вот здесь необходимо вспомнить одно важное новозаветное предупреждение: ни в коем случае пост не должен являться предметом публичного афиширования, мол, «обратите на меня внимание, я пощусь», а также «я не такой как вы, я праведный, а вы все нечестивые». Господь в Евангелии нам это очень строго запрещает. Он говорит, чтобы мы береглись «закваски фарисейской». Под фарисейством здесь имеется ввиду показная вера, показное благочестие, часто фальшивое. В посте главным должны стать наши отношения с Богом. Не выполнение определенных запретов, не то, от чего мы воздерживаемся, а то, зачем мы это делаем и какая в этом необходимость.

В любом деле для того, чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться. Часто приходится слышать о строгости требований Церкви в отношении поста. Но почему-то никто и никогда не возмущается образом жизни спортсменов, у которых бесконечные тренировки и строго регламентированный распорядок: вот это можно, а это нельзя. Важно понять, что мы не просто занимаемся каким-то плотским и духовным самоистязанием. Мы ограничиваем себя в одном для того, чтобы получить другое.

– Следовательно, пост – это еще и молитва, и чистота помыслов?

– Более того, я продолжу Вашу мысль, пост – это период углубленного критического самоанализа. Это период покаяния. И по мере того, как мы ограничиваем свою плоть, по мере того, как мы ограничиваем свои телесные побуждения и стремления, душа наша становится свободной и возвышается над плотью. Поэтому время поста – это период радости и праздник нашего духа, это наше духовное обновление и возрождение. Это наша духовная весна!

Но еще вот что хочется сказать. Пост сам по себе – занятие пустое и никому не нужное. Если мы усердно потрудились как в молитве, так и в воздержании, но не соизволили причаститься святых Христовых таин, то можно сказать, что мы и не постились. Если мы говорим, что пост – это время критического самоанализа, выражающегося в покаянии, то следующим шагом после покаяния обязательно должно быть святое причастие. Только тогда пост исполняется во всей своей полноте, и тогда Пасха нами будет встречаться во всей полноте нашего духа, всей радостью нашего сердца. Тогда мы действительно «вкусим» Пасху Господню.

– Есть ли какие-нибудь послабления во время поста? Вот, например, врачи рекомендуют мужчинам, которые страдают болезнью простаты, жить регулярной половой жизнью. Как тут быть?

– А если, например, мужчина не женат, как ему тогда быть? Это вопрос сугубо индивидуальный. Что же касается послаблений вообще, то, если у человека больной желудок или другие болезни и ему необходимо вкушать, например, молочные продукты, Церковь дает такое благословение. В этом случае перед началом поста нужно подойти к священнику и попросить благословение на послабление в пост. Но не лукавить!

Что же касается интимной жизни, то тут я не слышал о каких-либо послаблениях. Равно как и не слышал о том, что у больных, которым медики дали какие-то предписания, а они рассудительно держат пост, ухудшалось здоровье. Мы люди верующие, и для нас этот вопрос, попросту говоря, решен очень просто: никогда Бог не останется перед нами в долгу!

– Сколько раз в году можно исповедоваться, а самое главное – причащаться?

– Вообще этот вопрос лучше и правильней всего решать в индивидуальном порядке со своим духовником. Самый, скажем, минимум таков: никак нельзя причащаться менее четырех раз в год, то есть сколько постов, столько раз и мы соединяемся с Господом. Кто-то рекомендует своим чадам причащаться раз в сорок дней, некоторые – раз в месяц, кому-то реже, кому-то чаще. Тут нельзя говорить о каком-то едином для всех правиле, потому что все люди разные, и для одних частое причастие будет предметом их духовного роста, а для других – привычкой. Человек ведь, часто причащаясь, нередко теряет благоговение пред причастием, оно становится для него чем-то «утилитарным». Поэтому этот вопрос я рекомендую оговаривать только со своим духовником, у которого вы исповедуетесь и который знает ваш внутренний духовный мир.

– Сколько раз в день можно есть во время поста?

– Наш устав – это прежде всего устав монашеский, который предписывает двухразовый прием пищи. В пост особое предписание: есть дни, когда вообще не вкушается пища, есть – когда вкушается раз в день и определенное количество. Для мирян этот устав послабляется, но в какой мере – это опять-таки решается только индивидуально.

– Могу ли я в пост кушать сладкую пищу?

– Конечно, можете. Мед, варенье и другие натуральные сладости.

– Нужно ли детям соблюдать пост? Ведь исключается белковая пища – самая необходимая для растущего организма. И если нужно, то с какого возраста?

– Разумеется, Святая Церковь не нагружает постом младенцев и детей до семи лет. Здесь все зависит от семьи, в которой они родились и воспитываются. Эффективней всего для детей будет на время поста ограничить их в играх, компьютере и телевизоре, а также «чипсах» и других вредных продуктах, которые они очень любят.

Но тут бы мне хотелось подчеркнуть вот что. Я обращаюсь, прежде всего, к людям, которые сравнительно недавно переступили порог храма. Полнота аскезы поста – это не то, с чего надо начинать церковную жизнь. Для сравнения представим себе юношу, который пришел в секцию тяжелой атлетики; ему нравится, как чемпионы толкают тяжеленные штанги. Ему тоже, естественно, хочется сразу рвануть чемпионский вес. Но что с ним будет, если он попробует это сделать? Ответ однозначный: ничего хорошего. Поэтому начинать пост нужно, по согласованию с духовным руководителем вашей жизни, с умеренного воздержания и с умеренной нагрузки.

Записал беседу диакон Георгий Скубак

протоиерей Александр Немчинов

26 марта 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×