Москва, 30 января 2020 г.
28 января 2020 года началась работа XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники», сообщает Патриархия.ru.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на традиционный форум прибыли архиереи, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей.
Организатор работы направления — Синодальный отдел по монастырям и монашеству во главе с председателем архиепископом Каширским Феогностом; куратор направления — игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Заседания проходили в конференц-зале гостиницы «Даниловская» на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря.
Работа форума началась с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; игумения Иулиания (Каледа); игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы.
Открывая работу направления, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому Георгию.
В докладе «"От горячей любви моей к Отечеству…" (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Монашество и патриотизм» митрополит Георгий напомнил, что на Руси отрекающийся от мира и ставший уже на земле гражданином небесного Отечества инок никогда не переставал ощущать себя верным сыном Отечества земного. Религиозность пронизывала все стороны жизни предков и всегда была деятельной. Пространственным центром городов становились храмы, а люди, жившие в поселениях вокруг монастырей, придавали важное значение монастырям. Играя важную роль в жизни людей, иноческие обители и саму жизнь людей перестраивали с учетом правил и особенностей монашеских представлений о ней. Подобная тесная связь придавала русскому монашеству общественную значимость.
Примером любви к своей Родине, по мнению митрополита Георгия, может служить святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании творений и писем которого глава Нижегородской митрополии показал, что отклик в сердце святителя находили многие важные, в том числе и военные, события его эпохи. Несмотря на то, что главным в его жизни оставалось аскетическое делание, иноческие подвиги не заслонили от него события, происходившие в Российской империи.
Из переписки с наместником Валаамского монастыря игуменом Дамаскиным следует, что святитель Игнатий поддерживал его решение об отправке на флот иеромонахов для окормления русских воинов. Адмиралу П.С. Нахимову он посылал в качестве благословения образ святителя Митрофана Воронежского (покровителя Черноморского флота) и письмо, которое адмирал зачитал на корабле своим офицерам после битвы при Синопе.
Святитель Игнатий прочил русским воинам Царствие Небесное, оценивая духовную значимость воинского подвига с позиций, несвойственных византийскому богословию, но принятых на Русской земле. «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых, — пишет он кадровому военному Николаю Муравьеву-Карскому. — Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична римлянину, а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому христианину».
Мнение святителя Игнатия о положении России в международной политике отражено в его переписке с Муравьевым-Карским. Святитель писал о хищнических замыслах англичан и французов, о том, что Европе в целом и Германии в особенности требуется участие России. Он рассуждал о целесообразности похода к Босфору и Дарданелам, радовался разгрому вражеской «анатолийской армии» и взятию Карса и просил не торопиться с заключением мира до тех пор, пока Россия не получит плоды своих военных успехов.
Причиной значимости земных побед для России святитель считал особое предназначение Божие: «России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству… Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни».
Подводя итоги сказанному, митрополит Георгий обратил внимание собравшихся на то, что история неоднократно подтверждала правоту святителя Игнатия, и это означает, что главными условиями процветания Русского государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан.
Епископ Лидский Порфирий в своем выступлении «Роль монашествующих в Великой Победе» отметил, что в настоящее время есть много свидетельств тому, что в годы Великой Отечественной войны монашествующие не только исполняли главное дело своего служения — молились о победе Отечества, но и личным примером способствовали формированию в душах соотечественников высоких патриотических чувств, являя подвиг любви и подлинного служения своей земной Родине. Владыка Порфирий также рассказал о жизни одного из наиболее почитаемых белорусских святых ХХ столетия преподобномученика Серафима (Шахмутя), насельника Жировичского Успенского монастыря. В середине 1941 года архимандрит Серафим отправился в Восточную Белоруссию, где активно занимался восстановлением разрушенной церковной жизни, а в послевоенные годы был арестован и погиб в заключении.
Архимандрит Серафим вместе с иереем Григорием Кударенко на лошадях выехали из Жировицкого монастыря в сторону Минска, чтобы посетить как можно больше селений, расположенных на пути их следования. Они осматривали сохранившиеся храмы, совершали богослужения, крестили детей, организовывали строительные комитеты, собирая прошения верующих об открытии церквей. В дни, когда архимандрит Серафим и иерей Григорий совершали богослужения, храмы были переполнены, люди радовались возрождению церковной жизни, просили отслужить заупокойные службы об ушедших без церковного напутствия родственников. Центром их проповеди стал город Гомель. Состоя в должности настоятеля Петропавловского кафедрального собора, архимандрит Серафим инициировал вопрос о восстановлении Гомельской епархии, занял принципиально жесткую позицию в отношении обновленцев, ревностно стремясь сохранить канонический строй Церкви. Его стараниями недалеко от Гомеля был открыт женский монастырь,просуществовавший только до сентября 1943 года. Собирая материалы о преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы, архимандрит Серафим стал первым летописцем большевистского террора, проводимого в отношении верующих. К тому времени в Белоруссии не осталось ни одного епископа, духовенство было сослано в лагеря и тюрьмы, многие священнослужители были расстреляны, храмы превращены в театры и амбары, церковное имущество разграблено и уничтожено. На основании архивных документов епископ Порфирий рассказал, как благодаря архимандриту Серафиму в годы войны была возрождена церковная жизнь в Белоруссии. Во время миссионерской поездки по Белоруссии архимандритом Серафимом и иереем Григорием было открыто 74 храма.
Епископ Уржумский Иоанн представил доклад «Монашество и война. Что значит быть воином Христовым?». Владыка Иоанн рассмотрел понятие войны с библейской и святоотеческой точек зрения. Назвав Христа первым Воином среди рода человеческого, низложившим с престола власти единственного настоящего врага человека — сатану, докладчик отметил, что святые отцы проявляли интерес к войне не как к социальному явлению, а прежде всего как к внутренней духовной брани. Тем не менее, они применяли к духовным понятиям слова именно из военного лексикона, и их мысли могут помочь решению многих вопросов, возникающих в настоящее время у православных христиан, в частности, у православных воинов.
На примерах из творений святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. епископ Иоанн показал, что святые отцы Церкви не считали воинскую службу несовместимой с христианским образом жизни или препятствием для спасения. При доказательстве своих взглядов они опирались на свидетельства Нового Завета, в котором повествуется о военачальниках — сотниках, явивших глубокую веру, удостоившихся еще на земле Господней милости и затем прославленных в лике святых. Великие подвижники и учители монашества оставили также описания духовных подвигов своих современников, которые делом подтвердили, что «и в военной жизни можно сохранить совершенство любви к Богу».
Отметив, что 7-е правило IV Вселенского Собора делает невозможным воинское служение для тех, кто посвятил себя священству или монашеству, владыка Иоанн специально оговорил случаи нарушения этого правила в чрезвычайных ситуациях, при необходимости защиты Родины. Один из ярких примеров — благословение преподобным Сергием иноков, в прошлом воинов, Пересвета и Осляби на участие в Куликовской битве. Докладчик провел параллели между образом жизни монаха и военного, методами духовной брани и принципами, которыми руководствуется в бою честный боец. По мысли святителя Феофана Затворника, не только молитва является оружием верующего, но и исполнение заповедей Божиих. «Заповеди, которые дал нам Господь, можно сравнить с воинским Уставом, который обязаны соблюдать воины, чтобы их усилия привели к победе над неприятелем», — отметил епископ Иоанн. Общим у воинов и монахов являются также страдание и самопожертвование. По слову Спасителя, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:12).
В завершение доклада владыка Иоанн привел рассказ о подвиге, совершенном в Первую мировую войну корабельным священником иеромонахом Антонием (Смирновым; 1844-1914), а также вспомнил эпизод из биографии Святейшего Патриарха Пимена: во время Великой Отечественной войны Святейший Владыка, тогда иеромонах, уже репрессированный и побывавший в ссылке, слезно молился Божией Матери о спасении своего полка, попавшего в окружение, и был услышан. «Монах всегда должен быть готов к исповедничеству, должен быть духовным воином Христовым», — сказал в заключение епископ Иоанн.
Архимандрит Михаил (Быкович), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря Валевской епархии (Сербская Православная Церковь), передал участникам форума благословение епископа Валевского Милутина и напомнил, что события, происходившие в Сербии, всегда были тесно связаны с событиями, происходившими в России. Эмигрировавшие после Октябрьской революции дворяне, военные, представители духовенства и интеллигенции восполнили уничтоженную Первой мировой войной лучшую часть сербского народа, который, по мнению архимандрита Михаила, был обречен на гибель. В те годы в страну прибыли 150 монахов (по мнению выступающего, если бы этого не случилось, то женское монашество в Сербии было бы утрачено), представители епископата, создавшие Русскую Зарубежную Церковь, которую возглавил митрополит Антоний (Храповицкий), военные во главе с бароном Врангелем, которые на протяжении достаточно длительного времени ожидали приказа вернуться на Родину. Воспринявшие от них русскую духовность сербы оказались готовыми к противостоянию немецко-фашистским захватчикам в годы Второй мировой войны. Из России пришло спасение для сербского народа, убежден отец Михаил. Современные сербы радуются воскресению России и с надеждой смотрят в свое будущее. «Бог на небе, Россия — на земле», — говорят его соотечественники, помня о том, что даже в географических названиях важных для человечества мест содержится отсылка к святости: «Святая Земля», «Святая Гора Афон» и «Святая Русь». Тем Востоком, откуда придет спасение для народа Сербии, является Россия, уверен настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря.
Пересказывая воспоминания своего дедушки, участника Второй мировой войны, о русских солдатах, с которыми тот воевал на Сербском фронте, отец Михаил рассказал, как бесстрашно шли на смерть русские и как умирали с обращенными к небу лицами. На многих солдатах были кресты, на некоторых — черные ризы.
«Главным качеством человека является готовность жертвовать собой ради Бога и ближнего, — заключил архимандрит Михаил. — Когда я слышу песню "Священная война", я понимаю, что жертвенным является служение как солдат, так и монахов».
По окончании выступлений докладчиков пленарного заседания игумен Петр (Еремеев), член Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, сообщил, что в минувшем 2019 году 12 епархий и два ставропигиальных монастыря получили право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих (за два года 23 епархии и 6 ставропигиальных монастырей). В настоящее время программой получения монашествующими Русской Православной Церкви базового богословского образования охвачено 13 митрополий, Московская и Пятигорская епархии, шесть ставропигиальных обителей. Всего по указанной программе занимается 1075 монашествующих.
Представления на право реализации программ были вручены мужскому монастырю Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Екатерининскому женскому монастырю Тверской епархии, Покровскому ставропигиальному женскому монастырю Москвы, Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому ставропигиальному женскому монастырю, Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю Псковской епархии, Ярославской, Коломенской и Самарской духовным семинариям.
В 2020 году для участия в образовательной программе на заседании Межведемственной комиссии 7 октября 2019 года на утверждение Высшего Церковного Совета и Священного Синода были предложены для участия в образовательной программе для монашествующих Санкт-Петербургская, Рязанская, Липецкая, Пермская, Брянская, Орловская, Смоленская, Пензенская, Кубанская, Тульская митрополии.
После перерыва состоялось заседание секции «Молитвенный щит. Духовное служение монашествующих во время Великой Отечественной войны» под председательством митрополита Нижегородского Георгия; куратор — игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. В президиуме присутствовали епископ Лидский Порфирий, епископ Солнечногорский Алексий, игумения Иулиания (Каледа).
Первое выступление насельника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря монаха Антония (Воеводина) было посвящено теме «Духовная поддержка во время войны. Подвиг русских старцев (на примере старцев Псково-Печерского монастыря и Псковской православной миссии)». Жертвенное служение Церкви, в том числе монашествующих, на оккупированных территориях долгое время оставалось неизвестным обществу и исследователям, память о нем зачастую обрастала мифами, ложью и клеветой. В своем докладе отец Антоний сделал краткий обзор открытых в последние годы фактов, подтвержденных документами и свидетельствами участников событий.
Псково-Печерский монастырь входил в состав Псковской православной миссии, организованной по инициативе Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского). Главная задача Миссии лежала не в сфере политики или идеологии, но в исполнении заповеди о любви к ближнему, несмотря на смертельную опасность.
За три года существования Миссии было создано 200 приходов, которые окормлялись 175-ю пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов в основном осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Повсеместно открывались новые и восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и причастию приступали тысячи людей, совершались крестины, создавались катехизаторские курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий.
«Народ жаждал молиться, жаждал покаяния и утешения», — привел докладчик слова одного из пастырей тех лет. В Печерском монастыре два года существовала школа, о которой, как и о регулярном посещении монастырских храмов, у детей сохранились самые теплые воспоминания. В проповедях игумен и насельники обители старались поддерживать слабых духом. Оказывали также помощь продуктами, вещами, особо ценную для военнопленных, узников местных лагерей, живших в нечеловеческих условиях. С помощью монастыря осуществлялись некоторые военные операции, сведения о которых рассекретили недавно.
В заключение доклада монах Антоний с сожалением отметил, что все активные участники Миссии, рисковавшие жизнью для спасения и утешения людей, по окончании войны были репрессированы. Немногие после лагерей остались в живых, сумели перенести продолжавшиеся клевету и обвинения. Господь увенчал их на небесах, но предстоит еще многое сделать, чтобы жила и сохранялась память об этих замечательных смелых людях — духовных воинах и мучениках.
Доклад преподавателя Киевской духовной академии архимандрита Дамаскина (Лебедя) «Монахи — духовные воины: молитвы и труды монашествующих в годы войны» имел то же богословское обоснование, что и у епископа Иоанна: христиане — это воины Небесного Царя, ведущие брань «против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12), а монашество — «специализированный воинский отряд, держащий передовую духовную оборону».
Основную часть доклада отец Дамаскин посвятил раскрытию молитвенного подвига русского монашества, продемонстрировавшего в военных испытаниях единение с народом. В самое тяжелое время, несмотря на лишения и разруху, насельники Киево-Печерской лавры совершали ежедневные уставные богослужения, старались сохранять вековые традиции, в праздничные дни разделяли с прихожанами свою скромную трапезу. Докладчик вспомнил также рассказ монахини Софии (Ошариной) о взятии Кенигсберга, в котором молитвенно участвовали монахи, буквально вышедшие на передовую с иконой Божией Матери; после их появления совершился решающий прорыв русских войск.
Цитируя современного историка М.В. Шкаровского, архимандрит Дамаскин подчеркнул: «Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников». Это создавало нравственные условия победы, в значительной мере повлиявшие на ход военных событий.
В завершение архимандрит Дамаскин подчеркнул, что монастыри внесли значительный вклад в дело победы своими материальными пожертвованиями, а также организацией госпиталей и уходом за ранеными, так что даже советская власть не могла оставить это без внимания: некоторые обители получали официальные благодарности, а монашествующие — награды за патриотическую деятельность, как, например, киевский Покровский женский монастырь и его игумения Архелая (Савельева).
Доклад клирика Гатчинской епархии доктора богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского) был посвящен преподобному Серафиму Вырицкому. Ввиду отсутствия автора доклад огласил член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). В начале доклада автор обратил внимание на особые качества, изначально присущие преподобному Серафиму: внутреннее смирение, милосердие и преданность воле Божией. Названные добродетели в начале жизненного пути помогли будущему подвижнику духовно преуспевать в миру, привели его к старческому служению, и они же стали основанием его молитвенного подвига и пророческого служения в военные и послевоенные годы.
«Старческое служение преподобного Серафима было насквозь пропитано подвигом милосердия ко всем, требующим помощи и совета, — отмечает автор доклада. — Именно движимый милосердием старец совершал молитвенный подвиг коленнопреклонного моления на камне в посильное подражание его любимому святому преподобному Серафиму Саровскому». Отец Кирилл процитировал яркие воспоминания внучки старца о том, как именно, с каким предельным напряжением сил совершались эти горячие молитвы о победе русского оружия и благоволении правительства к Православной Церкви.
Также в докладе были упомянуты засвидетельствованные очевидцами факты проявления пророческого дара старца. Наряду с высокими духовными подвигами преподобный Серафим был внимателен и заботлив к повседневной жизни людей: сохранились воспоминания о том, какое участие он принимал в детях из концлагеря, устроенного немцами близ Вырицы.
«Святой Серафим всей своей жизнью явил прекрасный пример того, как православный христианин, по слову святого апостола Павла, может не быть "побеждаем злом, но побеждать зло добром" (Рим. 12:21)», — подытожил иеромонах Кирилл.
Работа секции завершилась докладом игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Матушка Филарета построила свое сообщение на основании свидетельств летописи Пюхтицкой обители (этот бесценный документ в настоящее время готовится к изданию), документов из берлинского Bundesarhiv и Таллинского государственного исторического архива. Бедствия сестер начались еще за год до войны и немецкой оккупации, с августа 1940 года, когда Эстония была включена в состав СССР и в ней установилась советская власть и советские законы: у монастыря стали отбирать землю, строения, облагать непосильными налогами.
Пришедшие затем немецкие части расположились в обители, забрав под жилье храмы, сестринские келии, служебные помещения. Милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы сестры в этой опасной обстановке не пострадали. Игумения Филарета особо отметила, что «нравственная высота поведения иночествующих нерушимой стеной стояла между ними и солдатами, не допуская ни грязных поступков, ни даже непристойных помыслов. Дух иноческого благочестия, смирения и простоты господствовал на Богородицкой горе». Этот дух придавал силы и смелость пюхтицким монахиням отважно вступаться за узников находившегося рядом концлагеря, иногда помогать их побегу, с риском для жизни приносить заключенным еду, в то время как сами сестры жили впроголодь, и при любых трудностях не оставлять молитвы.
После возвращения в родную обитель сестры, претерпевшие ужас бомбардировок и обстрелов во время наступления советской армии, эвакуацию из монастыря, попали под давление советских порядков, безжалостного отношения, бесконечных поборов. Несмотря на это, игумения обители мать Алексия во всех сложных ситуациях сохраняла выдержку и твердость: например, не позволила забрать из монастыря в дом престарелых пожилых монахинь, отстаивала монастырские земли и т.п. В этот тяжелейший период настоятельница с сестрами выполнили главную задачу: сохранили монастырскую жизнь на Пюхтицкой горе, ее нравственные основы, силу молитвы и крепость веры. «Переживая нужды и болезни, тяжкие труды и несправедливость, сестры не потеряли веры в милосердие Божие и, несмотря на жестокость войны, не утратили способность видеть в каждом человеке образ Божий». Матушка Филарета подчеркнула, что именно в том, чтобы страдание было осмысленным, просвещающим, достигло высшей цели и свершилось и завершилось на путях Божиих, она видит смысл и значение жертвенного монашеского служения в годы Великой Отечественной войны.
В заключительной части работы секции члены президиума ответили на вопросы, заданные из зала. При этом некоторые слушатели поделились своими воспоминаниями о родных, прошедших войну. Была высказана важная мысль, что война, несмотря на бедствия и страшные потери, повернула народ к Богу, воспитала целую плеяду истинных воинов за Церковь и веру, таких как архимандрит Алипий (Воронов), владыка Алексий (Коноплев) и многие другие. Поколение, 30 лет назад возрождавшее нашу Церковь и в том числе монастыри, тоже ведь было воспитано в семьях фронтовиков.
Митрополит Георгий подытожил выступления, отметив, что монашествующим необходимо помнить и осмысливать уроки войны, чтобы сохранять в себе строгое, трезвенное и жертвенное отношение к жизни, к которому они и призваны по глубинной сути приносимых ими обетов.
29 января в рамках монашеского направления Рождественских чтений проходили работа секции «На передовой и в тылу. Примеры подвигов монашествующих в условиях военных действий» и дискуссия «Великая Отечественная война: осмысление ее наследия монашеством».