Кто Главный?

Кажется, у Губермана есть забавная история про советского писателя, который по делам был в Америке, и у него украли все деньги. Писатель бродил по улицам какого-то города в совершенном отчаянии и вдруг увидел вывеску на русском языке: «Литературное общество имени Льва Толстого». Он зашел туда, попал на прием к председателю общества и попросил у него одолжить денег на билет, – однако председатель отказал. Писатель умолял, просил, но все напрасно. Наконец он с горечью сказал: «А ведь Лев Николаевич не одобрил бы вашего отказа». Председатель нахмурился, с опаской взглянул на писателя и спросил: «Что еще за Лев Николаевич?»

Мне вспоминается эта история в связи вот с чем. Общаясь с православными людьми, иногда обнаруживаешь странную вещь. Эта странность есть отсутствие интереса к личности Господа Иисуса Христа.

В чем это проявляется? Например, беседуешь с человеком о церковных новостях, о политике, о каких-то общих знакомых – разговор клеится. Но стоит коснуться Христа и Его учения, как вдруг возникает какой-то непонятный вакуум, который, оказывается, нам нечем заполнить. Более того, многие даже стесняются развивать подобную тему, им неудобно становится, как будто бы речь зашла о чем-то неприличном. И я думаю в такие моменты: какова была бы реакция апостолов, если б им рассказали, что некогда появятся христиане, стыдящиеся говорить о Христе друг с другом? Христиане, не имеющие мыслей о Господе и при этом рассуждающие часами о футболе и политике?

А бывает, верующий человек прочитал много разных книг и статей, но Евангелие – ни разу. Или, например, дома у христианина целая галерея икон – и святой Николай, и блаженная Матрона, и преподобный Сергий, – а лик Христов оказывается где-то в дальнем углу, причем по размерам икона Спасителя самая маленькая. Или кто-то говорит: такой-то старец велел поступать так и так. Спрашиваешь: а Христос что приказал делать в подобной ситуации? Молчание.

Кажется, мы иногда просто забываем о том, кто в христианстве Главный.

***

Дети в школе смотрят на учителя и берут с него пример. В спортивной секции взирают на тренера как на образец и подражают ему. Музыканты часами слушают игру мастера, пытаясь скопировать его игру. Подобным образом христиане имеют священную задачу молитвенно созерцать Христа и учиться следовать за Ним, исполняя Его заповеди. Христос – это Тот, на Которого мы смотрим, Кого слушаем. Только Он есть в точном смысле Учитель и Наставник. Святые отцы, духовники, приходские священники лишь комментируют и объясняют нам заповеди Христовы, раскрывают Его волю о нас, ведут нас к Нему. Но даже самый благодатный духовник не сможет заставить нас любить Христа, если мы сами не ищем любви к Нему.

Христос есть главная любовь христианской жизни и ее смысл, и если эта любовь не жжет сердце, то оно больно равнодушием и маловерием

Если кто-то очень любит, скажем, гонки – он будет собирать информацию о данном виде спорта, читать об этом, думать, говорить с друзьями. Если кто-то решил посвятить свою жизнь, к примеру, джазу – он будет знать все о джазе. Христианину же должен быть чрезвычайно интересен Христос, горячо интересен. Ученик Иисуса есть тот, кто постоянно о Нем читает, разговаривает, думает, молится Христу и проповедует Его святые слова. Христос есть главная любовь христианской жизни и ее смысл, и если эта любовь не жжет сердце, то оно больно равнодушием и маловерием.

***

Может ли состояться духовная жизнь, если она не будет выстроена христоцентрично? Наша православная литература, предлагая разные рекомендации о духовной жизни, советует, между прочим, читать Евангелие, обращая внимание на нрав Господа нашего Иисуса Христа. Размышляя о Богочеловеке, необходимо выводить разницу между своим призванием и тем, кто я есть в действительности. Богочеловек – это зеркало, в которое должен ежедневно смотреть христианин. В образ совершенного Человека необходимо вглядываться для того, чтобы обозначить вектор своего развития, чтобы обнаружить свои болезни и понимать, что лечить. Если мы не будем знать, кем должны быть, то не поймем, в чем каяться.

На теме покаяния стоит немного остановиться. Отцы говорят нам, что покаяние есть начало и конец духовной жизни. Покаяние в святоотеческом понимании – это открытие для себя трагедии, заключающейся в ужасном разрыве между тем, кем мы должны быть и кем по факту являемся. Какие мы есть, нам известно прекрасно. Но как узнать, что менять в себе и к чему стремиться? Церковь отвечает: посмотрите на Иисуса Христа. Он новый Адам, родоначальник обновленного человечества, идеал человека. Он Тот, в Кого мы должны вырасти, по причастию к Его благодати.

Грех – это преграда на пути ко Христу

Покаяние есть понятие положительное, а не отрицательное. Оно зиждется на любви к Богу, а не на поиске своих грехов. В центре христианской жизни стоит Христос, а не я со своими прегрешениями. В таинстве покаяния мы движемся прежде к Богу, а потом уже внутрь себя. Покаяние имеет целью не только очищение, но и наполнение – Христом и Его благодатью. Если в покаянии человеку не интересен Христос и Его Евангелие, то это не покаяние, а духовная болезнь. Будет нечто подобное, если мы явимся к доктору только для того, чтобы доложить о своих болячках, и уйдем без лечения. Грех – это преграда на пути ко Христу, которую необходимо убрать именно для того, чтобы приблизиться к Господу, – иначе покаяние выродится в самоедство и комплекс неполноценности.

***

В центре церковного собрания стоит Христос, и сознание православного человека характеризуется прежде всего христоцентричностью. Тезис банален и тавтологичен – христианство вроде и есть религия Христа, – но мы порой ухитряемся забывать о том, что знают даже неверующие. Значит, нужно напоминанием возбуждать наш чистый смысл (См. 2 Пет. 3, 1) и не допускать уклона вправо или влево, иначе мы потеряем из вида цель нашей жизни – Иисуса. Познание славы Божией возможно только в лице Иисуса Христа (См. 2 Кор. 4, 6). В лице, о котором святитель Феофан Затворник пишет: «Какие совершенства Божии не отражаются в сем лике?! Тут и благость беспредельная и правда бесконечная, тут и премудрость недомыслимая и всемогущество неизмеримое, тут и промышление всепопечительное и вседержительство всеобъемлющее»[1].

Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), учит первоверховный Петр. Будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 1–2), – призывает апостол Павел. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 6), – пишет Иоанн Богослов. Лик Господа нашего Иисуса Христа пусть будет в центре нашей жизни. Он не только наш Искупитель и Спаситель, но и пример для нравственного подражания; идеал человека, в котором сходятся и исполняются все человеческие добродетели; камертон, по которому следует настраивать свою жизнь. От главного произрастают и все частности, а главное в христианстве – Христос и Царство Его. Дай Бог нам не забывать об этом, и научиться любить Христа – все же остальное приложится, как Он Сам обещал нам.

Сергей Комаров

14 мая 2017 г.

[1] Феофан Затворник, святитель. Толкование на 2 Кор.4, 6. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:2kor:04:06
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Можно ли быть счастливым без Христа Можно ли быть счастливым без Христа
Архим. Андрей (Конанос)
Можно ли быть счастливым без Христа Можно ли быть счастливым без Христа
Не найдя Бога, мы не найдем покоя
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, как творение Евы говорит о Божией Любви, сколько sms-ок надо получить от близкого человека, чтобы быть уверенным в его чувстве, и почему в реанимации «не работает» философия.
Лекция 22. Кто такой Иисус Христос? (ВИДЕО) Лекция 22. Кто такой Иисус Христос? (ВИДЕО)
Прот. Вадим Леонов
Лекция 22. Кто такой Иисус Христос? (ВИДЕО) Лекция 22. Кто такой Иисус Христос?
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
Кто такой Иисус Христос, почему Он совершенный Бог и совершенный Человек. Лекция и ответы на вопросы.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Комментарии
Михаил21 мая 2017, 02:04
Не всегда хочется и можется о Божественном говорить, а есть ещё и много такого о чем надо молчать, ведь большая часть духовной жизни из молчания состоит - максимум духовник знает. Мы же причащаемся Тела и Крове Его, молимся Ему. Он и так с нами или перед нашим внутренним взором.
Отец Небесный же; мы много о папе говорим? Я вот нет. А это главный человек в моей жизни. Возможно и тут тоже так.
Вера17 мая 2017, 10:50
Спасибо автору!
Во Славу Божию!
"Может ли состояться духовная жизнь, если она не будет выстроена Христоцентрично?"
Благодарю автора за ключ.
Николай17 мая 2017, 00:42
Христос Воскресе!
Мне вспоминается эта история в связи вот с чем.
В нашем приходе есть женщина, наша прихожанка,вот уже годков двадцать.Читает на погребениях псалтирь одним словом не захожанка ,а прихожанка.Однажды я подвожу ее к распятию и спрашиваю:"Скажи мне радость моя,как расшифровать надпись вверху на распятии ИНЦИ ? Не знаю Коленька,ответила она,ничто же сумяшися.
"Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим." Господи,вразуми нас грешных.
Чесноков Михаил16 мая 2017, 20:26
Батюшка мы просто боимся ,грязными лапами своими прикоснуться к чистоте.
Александр Давыденко16 мая 2017, 19:52
Согласен с автором!
Степанова Елена16 мая 2017, 14:23
Как хорошо подмечено!"Грех – это преграда на пути ко Христу, которую необходимо убрать именно для того, чтобы приблизиться к Господу, – иначе покаяние выродится в самоедство и комплекс неполноценности."СПАСИБО автору!ОООЧЕНЬ хорошо всегда пишет Сергей Комаров!Глубоко и вдумчиво поднимает аспекты духовной жизни,которые в суете мирской проходят мимо...В последнее время стала замечать за собой,что желание прочитать статью возникает не столько по названию ее,сколько по автору ее написавшему!В их числе Сергей Комаров!
Наталья16 мая 2017, 14:09
Огромная благодарность Сергею Комарову! "Покаяние ... зиждется на любви к Богу, а не на поиске своих грехов" - мне, как и Евгению Ф., эта мысль кажется очень-очень важной. Как-будто я ходила все время вокруг да около, и вот нужная фраза помогла расставить всё на свои места.
Darina16 мая 2017, 13:54
Стыд и страх, как мне кажется, бывает только в тех случаях, когда опасаются, что собеседник вдруг да будет неискренен или выяснится, что он православненький. Отец Киприан (Ященко) в фильме А.Куприна о Святой горе спрашивает у некоего старца: "Батюшка, исходя из Вашего духовного опыта, Господь - Он какой"? В ответ старец только чуть улыбнулся. Пристало ли мирянам "назидать" друг друга? Или мы совершеннее афонского старца?
Darina15 мая 2017, 20:19
Человек, нашедший сокровище на поле (Мф.13:44), инстинктивно его всё-таки утаил. Хотя, возможно, не инстинктивно, а намеренно - до поры до времени.
Виктория15 мая 2017, 16:24
Спасибо за статью.Нам просто страшно рассуждать о Христе, мы боимся неправильно рассуждать, мы привыкли ссылаться на святоотеческую литературу, там искать ответы на вопросы, даже больше , чем в Евангелие. Согласитесь, протестант, всегда цитирует Евангелие , если спорит, а мы, православные, в основном цитируем святых, но не самого Христа. Их, объяснения Его слов и.т.д.Нас так учили, не думать самим, а читать труды святых, разве не так. Книгу Владыки Илариона "Иисуи Христос.Жизнь и учение"я так и не дочитала, хотя написано хорошо, испугалась, что не так пойму, что не так буду рассуждать и воспринимать как надо.
Валентина15 мая 2017, 13:02
Автор, как всегда актуален. Большое спасибо.
Евгений Ф15 мая 2017, 11:01
Вот, вот ключевая фраза: "Покаяние ... зиждется на любви к Богу, а не на поиске своих грехов".
Спасибо автору - Сергею Комарову. Мне эта мысль сильно помогла.
Сергий15 мая 2017, 09:13
Актуально. Всё верно. Вот только-"Какие мы есть,нам известно прекрасно"- сомнительно. Нам Господь,
Иисус Христос, нужен и для того,чтобы "просветил наши очи сердечные" о самих себе, любимых.
Мария15 мая 2017, 09:00
Абсолютно с Вами согласна,спасибо за такую замечательную статью!
Л.15 мая 2017, 06:31
Продают маленькие иконки Иисуса Христа, а средних размеров либо нет, либо очень дорогие. Вот эти крохи порасставила в разные комнаты. Они тоже помогают и напоминают о Господе Боге нашем.Будет возможность, обязательно куплю.
Алла15 мая 2017, 05:49
Католики здороваются между собой словами: "Слава Иисусу Христу!" Это прекрасный обычай, по-моему.
Скажем и мы: слава Господу нашему Ииусу Христу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×