О посте

Книга православного писателя Тита Коллиандера (1904–1989) "Узкий путь", вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина – ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.

Синай Синай
    

Пост, не превыше и не слабее твоих сил, поможет тебе в твоем бодрствовании. О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева, ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божиих, говорят аскеты. Сам Христос Своим долгим постом дал нам пример: Он изгнал диавола после сорокадневного поста (см.: Мф. 4: 1–2). Лучше ли мы Его? И се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4: 11). И тебя они ждут, чтобы послужить тебе.

«Пост есть удержание от многословия, – говорит святой Иоанн Лествичник. – Он есть дверь умиления и страж послушания, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности. Пост – это врата рая; когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; ум постника молится трезвенно, тогда как ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний»[1].

Пост является выражением любви и преданности, стремлением принести в жертву земные блага, чтобы приобрести небесные. Наши мысли слишком много заняты заботами о пропитании и об услаждении гортани; приложим усилие освободиться и от этого.

Пост является звеном в брани за свободу и непременной опорой в борьбе с самоуслаждением

Так, пост является звеном в брани за свободу и непременной опорой в борьбе с самоуслаждением. Пост, сопровождаемый молитвой, есть великий дар, данный человечеству, и он тщательно оберегается теми, кто хоть раз был ему причастен.

Во время поста вырастает благодарность к Тому, Кто дал человеку возможность поститься. Пост открывает путь в области, о которых ты имел лишь слабое представление: все события, все жизненные явления, случающиеся в твоем окружении или в тебе самом, получают совсем новое освещение, все происходящее получает новое, глубокое и богатое содержание. Земное мудрствование сменяется ясностью мысли, мятежное искание – спокойным принятием всего с благодарением и смирением. Кажущиеся неразрешимыми мучительные проблемы открывают свою суть, подобно расцветшему цветку: молитвой, постом и бодрствованием надо стучаться, ибо… стучащему отворят (Мф. 7: 8).

Потому пост часто считается мерилом: ибо тот, кто во многом воздерживается, – возлюбил много, и кто много возлюбил, тому много простится (см.: Лк. 7:47). Отказывающий себе во многом получит многое.

Святые отцы советуют поститься умеренно: слишком изнуряя тело, можно повредить душе. К посту надо приступать постепенно; все требует опыта, и каждый пусть себя испытывает, принимая во внимание свое сложение и свою работу. Следует не разбираться в пище: вся пища дана Господом, – но следует избегать той, которая возбуждает плоть с ее страстями: обильного употребления пряностей, мяса, вина и всего прочего, что служит к услаждению гортани. Вообще лучше употреблять пищу дешевую и которую всегда легко достать, говорят святые отцы. Под умеренностью они понимают употребление пищи один раз в день и в таком количестве, чтобы не чувствовать насыщения.

Известно, что результатом слишком усердного упражнения на рояле могут быть судороги в пальцах. То же может случиться с тем, кто чрезмерно много пишет. Опечаленный и сбитый с толку, недавно полный надежд музыкант или писатель принужден прервать работу; он вынужден оставаться праздным и тем самым подвергаться многим пагубным влияниям.

Для всякого труда необходимо рассуждение, спокойный учет своих сил

Этот пример пусть будет тебе предостережением. Пост, послушание, самоукорение, бдительность и молитва – все это обязательно для получения навыка в твоем труде, и именно для навыка. Для всякого труда необходимо рассуждение, спокойный учет своих сил (см.: Лк. 14: 28–32), без перегиба в ту или другую сторону. Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1 Пет. 4: 7), – призывает святой апостол Петр, а через него и Господь.

Источник опьянения – не всегда вино или другие опьяняющие вещества; так же опасно опьянение самомнением, возбуждающее неразумное рвение. Это рвение заставляет свою жертву поступать необдуманно, и так появляются преувеличение и неумеренность, а на такой почве выросшее растение будет нездорово – оно принесет такие плоды, как напыщенность, нетерпимость и самооправдание. Нет, здесь не надо уклоняться ни направо, ни налево (см.: Втор. 5: 32) и вовсе не надо надеяться на свои собственные силы.

«Если [мы] не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги»[2], – говорит преподобный Макарий Египетский. Труд для урожая, но жатва принадлежит Господу.

Поэтому следи за собой и будь рассудительным. Если замечаешь, что приходишь в раздражение или нетерпение, то немного облегчи свою ношу. Если появится у тебя желание замечать за другими, укорять их или учить и делать замечания, то это значит, что ты не на правильном пути; тому, кто преследует себя самого, не в чем упрекать других. Поэтому держись в тени, скройся, войди в комнату твою и затвори дверь твою (ср.: Мф. 6: 6) даже тогда, когда ты по необходимости находишься в большом и шумном обществе. А иногда, если будет тебе слишком тяжело, выйди оттуда куда угодно, чтобы только быть одному, и возопи из глубины души ко Господу о помощи, и Он услышит тебя.

«Пусть душа твоя будет наподобие колеса, – советует старец Амвросий, – чем меньше колесо касается земли, тем легче движется вперед»[3]. Не думай, не говори, не привязывайся к земному больше, чем это необходимо. Но помни также, что колесо, находящееся целиком в воздухе, тоже не может двигаться.

Тит Коллиандер

2 декабря 2017 г.

[1] Ср.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Сло во 14, § 33, 21, 19. – Ред.

[2] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы… Слово 1, § 9. – Ред.

[3] См.: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. Ч. 1. Гл. X. – Ред.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Зачем детям пост Зачем детям пост
Анна Сапрыкина
Зачем детям пост Педагогика воздержания, или Зачем детям пост
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Какие важные навыки может развить у ребенка именно пищевой пост, какие понятия он делает ощутимо значимыми? И как связаны пищевой пост и целомудрие?
Чему может научить «электрический пост»? Чему может научить «электрический пост»?
Свящ. Димитрий Шишкин
Чему может научить «электрический пост»? Светлое настоящее
Чему может научить «электрический пост»?
Священник Димитрий Шишкин
О том, почему крымское «погружение во тьму» скорее благо, чем зло, и какие возможности для христианской жизни оно открывает.
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митр. Лимассольский Афанасий
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митрополит Лимассольский Афанасий
Человек, когда постится, становится смелым, а смелость является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.
Комментарии
Сергий 3 декабря 2017, 12:47
Очень хорошая статья. Интересные метафоры и сравнения.
Фотиния 2 декабря 2017, 12:03
Спасибо Господи, за такую очень нужную статью! Ее надо перечитывать несколько раз за пост, чтоб не забывать о смысле поста.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×