О псаломских «жестокостях»

Давид и Голиаф Давид и Голиаф

В случае поверхностного чтения псалмов, да и других книг Писания, нежная совесть читателя, уверенного в собственной доброте, может смущаться поминутно. Например, холодно-отстраненным, речитативным описанием множества смертей и наказаний. Библия, оказывается, это не только сборник нравственных максим, но и история народа Божия, зачастую полная крови и жестокости. Это постоянное противостояние многочисленным врагам перекочевало и в молитвенную жизнь. С большим трудом можно найти те редкие псалмы (сами попробуйте), в которых вообще нет упоминания о врагах, не знающих устали, коварных, бессовестных, наблюдающих из засады, натягивающих тетиву лука, роящих яму и так далее.   

Очень рано христианские аскеты переосмыслили эту борцовскую и воинскую тематику в сторону духовной брани. Ведя напряженную духовную войну с грехом, эти люди поняли, что не только двуногие носители зла, состоящие из плоти и крови, являются врагами веры и разрушителями святынь. Бесы и помыслы еще лучше подходят под эту категорию. Проиллюстрируем данную мысль несколькими примерами.

Вот псалом 57-й. В нем автор не скупится на пожелания зла противникам (по-гречески – дьяволам): «да исчезнут, как вода протекающая», «да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины». И так далее. Это сказано о тех, кто от самого чрева родительницы привык ко лжи, у кого яд под языком. И праведник, видя гибель подобных злодеев, сделает вот что: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "Подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"»

Это о чем? Это о том, что наказание отъявленных злодеев, наказание показательное и всем известное имеет целью исправить деятельность благочестивых людей. «Омыть стопы в крови нечестивого» означает вынести пользу из совершившегося и направлять стопы свои только туда, где нет греха и нечестия. Кстати, в славянском тексте перевод звучит так: «праведник омоет руки в крови грешника», что еще ярче. «Дела рук моих (и направление жизненных путей) я исправлю, когда увижу явное наказание явного грешника», – так мыслит верующий человек из псалма. Ни о каких плясках по лужам крови или реальном мытье рук в крови речи нет и в помине.

Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна» (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор 10:4).

Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное.

Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: «с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Иер 21:12).

Святой царь Давид. Книжная миниатюра Святой царь Давид. Книжная миниатюра

Итак, будем искать в садах и виноградниках Святых Писаний духовных ягод, то есть подлинного смысла. Подлинный же смысл вещей и событий никогда не лежит на поверхности. Он требует поиска, труда и погружения, а открывается внимательным и терпеливым. В противном случае люди, вооруженные мертвой буквой, будут сильно похожи на пациентов сумасшедшего дома, которым дали в руки острое оружие. Они будут опасны и для самих себя, и для окружающих.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Псалом геополитический Псалом геополитический
Протоиерей Андрей Ткачев
Псалом геополитический Псалом геополитический
Протоиерей Андрей Ткачев
Решения царей тебя рано или поздно коснутся. Совершенная аполитичность была чужда даже таким сынам Неба, как Антоний Великий и Симеон Столпник.
Псалом 50 Псалом 50
Протоиерей Андрей Ткачев
Жил на свете один человек, который больше всего в мире и больше самой жизни своей любил Бога и Его слова. Не так сладок лакомке мед, не так желанны горсти сияющих камней любителю драгоценностей, как сладки и желанны были этому человеку молитвы. Молясь, он пел, ибо любил Бога, а влюбленным свойственно петь.
В чем заключается польза от чтения Псалтири? В чем заключается польза от чтения Псалтири?
Иером. Иов (Гумеров)
В чем заключается польза от чтения Псалтири? В чем заключается польза от чтения Псалтири?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Батюшка, я очень люблю читать Псалтирь, хотя не всё там понимаю. Нужно ли брать благословение у своего батюшки на чтение псалтири и в чем заключается польза от чтения этой святой книги? Заранее благодарна Вам за ответ.
Комментарии
Олег 5 апреля 2018, 07:47
"Истинная вера, как считал Кьеркегор, не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества."
вера важна,это глаза души... о этом сокрушался Иисус,найдет ли Он веру на земле.
Виктор 4 апреля 2018, 19:54
В Библии есть и образные и буквальные смыслы и значения. Например Содом и Гоморра.
Алла 4 апреля 2018, 16:49
А вот Иоанн Златоуст считал, что имеются в виду настоящие младенцы, которых находившийся в отчаянном положении еврейских народ и призывал разбить о камни.
Елена Киев 4 апреля 2018, 09:00
Аnna, Вы мне очень помогли, хороший сайт. Благодарна вам за заботу, братья и сестры!
тамара 4 апреля 2018, 00:25
Батюшка,спаси Вас Бог,побольше научайте нас неразумных.Божией Вам помощи во всём
Аnna 3 апреля 2018, 21:29
Елена Киев.Зайдите на сайт ekzeget.ru и почитайте толкования святых отцов на этот псалом. Очень хороший сайт, я так Библию перечитываю. С толкованиями совсем иное прочтение текста, очень многое стало понятно. Там с левой стороны книги ВЗ и НЗ, выберите нужную книгу, главу и когда откроете текст слева будет кнопка Толкования.
Владимир Степанов 3 апреля 2018, 18:46
Для Елены добавлю, что 108 псалом это и о бесах, которые жаждут падения человеков, которые с умом заводят человека в беду, и смеются над его немощью. Мудрый человек с сокрушенным сердцем (нищий) находит спасение в Боге, Его милости через молитвы (добрые дела), чем более озлобляет бесов. Победа нищего предрешена, так с ним сам Господь, о чем радость Давида
Вадим К. Елене 3 апреля 2018, 14:10
Елена, в псалме говорится о человеке грешном, лживом, льстивом, о проклинателе и клеветнике и человеконенавистнике в высшей степени, не помнящем о милости, но гонящем нищего и убогого и мягкого сердцем, гонящем до смерти. Именно такому злу, в котором кажется не остается место уже ничему человеческому Давид и просит полной кары от Бога.
Вадим К. 3 апреля 2018, 13:50
Нет сомнений, что православный человек должен искать в псалмах прежде всего духовный смысл, т.е. истину, относящуюся к миру невидимых вещей. Но все же у Св. Писания есть и исторический план, который был достаточно жестоким. Народу Божию приходилось вести суровую борьбу за собственное выживание среди народов, не знавших истинного Бога. Думается, 136-й псалом как раз о ней. Вавилоняне трижды уводили в плен иудеев, в последний раз разрушили полностью Иерусалим и храм, этим поставив под угрозу их и физическое и духовное существование. Кроме того, читая псалмы, нужно понимать, что это хотя и духовная, в высшем смысле духовная, но поэзия и в ней используются соответствующие приемы образной речи.
Виктория 3 апреля 2018, 13:25
Спасибо, отец Андрей!
Я как раз первый раз в жизни читаю Псалтырь, и меня действительно смущала жесткость некоторых образов..но ощущение именно такое было, что здесь наверное говорится о борьбе с грехами.
3 апреля 2018, 12:37
В русском переводе окончание псалма 136 звучит так:
8 Вавилон, ты страна грабежа!
Благословен,
кто поступит с тобой,
как ты — с нами!
9 Благословен, кто размозжит
твоих детей о камень!
Создан этот псалом был во времена суровые, когда жизнь ребёнка ничего не стоила ничего... Завоеватели, захватившие город, первым делом уничтожали младенцев мужского пола, чтобы не выросли новы мстители.
игорь ковалев 3 апреля 2018, 12:21
,,Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание. И бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель (2Пет.3:16, 2Кор.2:15–16). Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.,,свт.Игнатий(Брянчанинов)
игорь ковалев 3 апреля 2018, 12:14
Одно замечание:не самим надо искать смысл в Писаниях,а читать толкования св.Отцов.Всё давно найдено до нас. Святитель Игнатий (Брянчанинов):"Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие Книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2Пет.1:21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, Произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают Ее истинные чада!,,
Маргарита 3 апреля 2018, 12:14
Спаси Вас Бог, о.Андрей. Ваши публикации очень полезны!
Елена Киев 3 апреля 2018, 12:13
Я все время спотыкаюсь о 108 псалом, не принимает его моя душа, не понимаю его.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×