Домостроительство Сына

Из послания к Армянскому католикосу Захарии I

Среди богатого духовного наследия одного из величайших отцов Церкви –Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886) особое место занимает его обширное послание к Армянскому католикосу Захарии I (855–876), сохранившееся лишь в переводе на армянский. Послание было частично переведено на русский язык академиком Н.Я. Марром в 1892 году.

Ниже представляем несколько отрывков из послания к католикосу Захарии, не переведенных на русский язык, в которых святитель Фотий освещает аспекты спасительного домостроительства Бога Сына, воплотившегося и вочеловечившегося «нас ради человек и нашего ради спасения». Продолжая святоотеческую традицию, патриарх Фотий представляет домостроительство Нового Адама как исправление первого Адама: одновременно будучи вневременным Богом и подчиненным времени истинным Человеком, Новый Адам, непостижимым образом прорываясь через время и отождествляясь с ветхим Адамом, исправляет все его промахи (по-гречески «амартия» – «грех»), таким образом доводя человеческое естеество к цели его бытия – к обожению.

Распятие. Византийская икона XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай Распятие. Византийская икона XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Мы же веруем, что Рожденный от Отца Бог Слово прежде всех веков единосущен Отцу и сславим с Духом; «через Которого (Отец) и веки сотворил» (Евр. 1: 2)…

Сей (Бог Слово) волей Отца и благоволением Святого Духа в конце времен (божественным) естеством преклонился из отеческого лона… родился Сын в Вифлееме Иудейском, в граде Давидовом, славным образом вочеловечившись превыше мыслей и слов (человеческих), как человек (рожденный) от Жены и Сам же как Бог – от Пресвятой Девы. Обвитый пеленами, Он оказался под властью времени, но (одновременно как) Вневременный вместе с Отцом и Святым Духом был покрыт неприступным светом. Предвозвещенный звездою, принял поклонение от волхвов. (Бог) Слово возлег в хлеве бессловесных, но (как Бог) вместе с Отцом восседал на престоле. Сын Давидов носился в объятиях Девы, но словом (Своим) содержал всю тварь. По естеству плоти Он был питаем Родительницей, но и раздавал благие дары роду человеческому.

Он бежал в Египет из-за Ирода, но разрушил идолов египетских. Был посвящаем Храму согласно Закону, но и разрешил старца (Симеона) от уз телесных. Как человек Он крестился в Иордане, но взял грехи мира как Бог. Приближался к болящим и страждущим плотью, но изгонял изнуряющие скорби телесные. Вылепил око из глины и украсил его светом (очей), да познаем Создавшего из праха Адама и сопрягшего с ним душу живую. Он взалкал как человек, но как Бог пятью хлебами напитал семь тысяч. Будучи человеческого естества, Он сказал, что не ведает дня и часа (конца света), но, имея естество Родителя, соделал учеников сопричастниками неизреченного Таинства в горнице (сионской). По естеству нашему прибег Он ко смоковнице, чтоб поискать пищу, но сразу же от корней иссушил дерево; сие есть естество Божие. Как человек, как поистине имеющий наше естество, Он спросил: «Где вы положили Лазаря» (ср.: Ин. 11: 34), но как Бог по естеству вывел умершего из ада.

Был побит камнями, но не схвачен. Был продан за тридцать сребреников, но честною кровью Своей выкупил мир от греха. Он молился, чтоб научить меня молитвой избежать искушения. Преклонил колена на землю, чтоб соединить небесных с земными. Поднял главу Свою с коленопреклонения, чтоб земных вновь соединить с небесными. Он прослезился, но и отер слезы со всех лиц (см.: Ис. 25: 8).

Он был связан, но разрешил всех от уз греха. Он был увенчан терниями, но изъял от нас терние и волчцы греха

Был искушаем от диавола, но и прославляем от ангелов. Был на суде перед Пилатом и, как человек по естеству, был допрошен Пилатом, но и ангелы прислуживали Ему, ибо был Он Богом по естеству. Он был связан, но разрешил всех от уз греха. Он был увенчан терниями, но изъял от нас терние и волчцы греха. Он был распят как человек, но затмил светила как Бог. Он был подвергнут пыткам, но рассек скалы и потряс землю. Оделся в красную хламиду, чтоб разодрать одежду, сплетенную из листьев (смоковных). Обнаженным взошел Он на древо крестное, чтоб я крещением облекся во Христа. Вкусил желчь в пищу, чтоб я изрыгнул горечь вкушенного (запретного плода). Моему Спасителю предложили вино, смешанное с миррой, но Он дал (Свой) Крест взамен древа познания. Святую плоть Свою Он даровал вместо горького плода и спасительную кровь Свою – вместо источника Едемского…

Итак, Господь наш бы предан на суд в тот день и час, когда Ева вняла совету лукавого обмана змия, ибо в пятницу, в третьем часу (первозданные) вкусили от (запретного) плода. В том часу наш Господь взошел на крест, обнаженный от одежд, ибо Адам обнажился славы. И в шестом часу тьма объяла землю, ибо (в шестом часу) праотец покрылся (смоковными) листьями в раю. И когда (Господь) сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, выведем его из рая» (см.: Быт. 3: 22), сейчас сей новый Адам – Спаситель, олицетворяя первого Адама, вместо него возопил и сказал: «Боже Мой, Боже Мой! – для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). И так как (Бог) изгнал его из рая в мир сей, (Христос) на кресте возопил, испустил дух и плотью был положен во гроб, чтоб упразднить власть смерти и разорвать завет тления. И властно напав на ад, в вечернее время суток сделал слышными Свои шаги при дверях ада (ср.: Быт. 3: 8). И как Адам (прежде) вечером услышал звук шагов Господа Бога в раю, он и здесь (в аду) узнал звук их и вещательным гласом благовестил душам, содержимым в аду…

Древом спасения – Крестом – Он приблизил людей к древу Жизни

И (Христос) возопил на Кресте и властно послал (Свою) человеческую душу (в ад) и той же душой разрушил ад блестящим как солнце и превосходным огнем; Он сжег преисподнюю лучами Божества, пленил грехолюбивого князя и спас плененных, взял в качестве трофея пророков вместе со всеми усопшими. И заключенные двери райские, охраняемые серафимом, который пламенным мечом, постоянно обращаясь, хранил стези к вожделенному плоду, (Христос) сделал открытым путем для Адама и всего рода человеческого. Древом спасения (Крестом) приблизил (людей) к древу Жизни и исполнил обещание, данное разбойнику: «Сегодня будешь со Мной в раю» (Лк. 23: 43).

(Господь) возвеселил первозданного вместе со всеми праведными, пребывая с ними до начала первого дня недели (воскресенья). Дивной и славной мощью, блистательными лучами, бесстрастной плотью и Своей властью воскрес Он из гроба в начале первого дня недели, (как) Начаток усопших, Первенец из мертвых (Кол. 1: 18). И открыл для всех людей путь к воскресению из мертвых. Когда же хранители врат (небесных) открыли путь Царю Славы, (Он) воспарил на небеса, чтоб пройти превыше Властей и Господств духовных и словесных (существ). Воссел на престоле одесную Отца той же плотью…

Во время же славного пришествия, когда грядет (Он) судить живых и мертвых, придет той же плотью, соединенной с Божеством, дабы увидели Его пронзившие Его (см.: Зах. 12: 10) и чтобы собрал Он любящих Его в небесные скинии и сделал причастными их ангельским воинствам. Да достигнем их и все мы благодатью и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу и Святому Духу подобает слава, сила и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Святитель Фотий Великий
Перевел с древнеармянского Геворг Казарян

1 июня 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Миссионерская деятельность святого Григория, просветителя Армении (IV в.) Миссионерская деятельность святого Григория, просветителя Армении (IV в.)
Иерей Даниил Сироткин
Миссионерская деятельность святого Григория, просветителя Армении (IV в.) Миссионерская деятельность святого Григория, просветителя Армении (IV в.)
Иерей Даниил Сироткин
Святой Григорий, епископ Великой Армении, жил в непростое для своей страны время. Будучи христианином, он сначала был гоним, а потом, чудом оставшись в живых, стал священнослужителем и просветителем своего народа, выведя его на путь истинной веры во Христа.
О «хазарской миссии» и Фотиевом Крещении Руси О «хазарской миссии» и Фотиевом Крещении Руси
Сергей Шумило
О «хазарской миссии» и Фотиевом Крещении Руси О «хазарской миссии» и Фотиевом Крещении Руси
К 1155-летию миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия в Крыму
Сергей Шумило
Как связаны поход князя Аскольда на Царьград, «хазарская миссия» святых Кирилла и Мефодия, крещение Аскольда при патриархе Фотии и изобретение славянской письменности?
17-я гомилия 17-я гомилия
Свт. Фотий
17-я гомилия 17-я гомилия патриарха Фотия
Перевод и комментарии
Диакон Владимир Василик
17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской.
Комментарии
Вадим К. Нине 8 июня 2018, 12:24
Нина, сожалею, но видимо я выразился слишком запутанно, и Вы меня неправильно поняли. Конечно, ААЦ признает собор, бывший в Никее в 325 году. Но я имел ввиду не его, а собор, бывший в том же городе в 787 году, потому называвшийся 2-м Никейским, а теперь более известный как 7-й Вселенский. После 451 года, когда был собор в Халкидоне, Армянская Церковь разошлась с другими Церквями, его признавшими, и ни один собор, проводившийся ими после того, она, как известно, не признает. Если между нами нет существенных различий, зачем вы анафематствовали в 6-м веке грузин, пошедших на общение с Византией? Зачем сдали арабам тех из епископов древней Албании, которые были также сторонниками "дифизитства"?
Вадим К. (продолжение) 8 июня 2018, 12:13
Таким образом, в результате соединения воспринятая человеческая природа никуда не делась, но преобразилась и да, более того, обожилась. Обожилась не так, как у святых людей по благодати, но совершенно иначе, как принадлежащая Самому Сыну, как воспринятая в Его божественную ипостась. Таким образом, мы говорим не о природном соединении, так что будто из двух составилась в прямом смысле одна новая природа Христа, т.н. богочеловеческая, а об ипостасном, так что две природы истинно соединились и пребывают в единой ипостаси Бога Слова, причем человеческая оказалась воспринятой, но не потерявшей в этом статусе ни одного своего природного свойства, хотя и существует иным образом в сравнении с нами.
Нина 7 июня 2018, 12:13
Армяне признают Никейский собор.почитайте в интернете.
A.A. 5 июня 2018, 21:25
Вадим К. Согласен что нельзя закрыть глаза на догматические вопроси, и говорить о любви, это может привести той экуменической ереси где представители разных религии мира принимаются как сыны одного Бога. Но дело в том, что насчет вероисповедания ААЦ вы глубоко заблуждайтесь, ибо Армянская Церковь отвергла монофизтская ересь Евтихия почти полтора тысяч лет назад, а в VII в. отверг и монофелитство Севера,
Так что кто винит ААЦ в этих ересях (монофизтстве, монофелитстев и тд.), тот просто попадет грех злословия на древний христианский Церковь.
Вадим К. 4 июня 2018, 17:52
Любви подлинной, которая по Истине не бывает без единства в главном: вере и ее исповедании. Армяне отделились от нас, не приняв определений Халкидонского собора о соединении во Христе двух природ, что они в Нем реально, а не призрачно существуют и в его итоге. Единства у нас таким образом нет уже более 1500 лет и не первая по счету попытка его восстановить 25 лет назад, увы, потерпела неудачу и нашей, Русской Церковью отвергнута. Любовь как стремление к единению с другими, чтобы не стать блудом, обязана быть разборчивой, и очень хорошо и похвально, когда и простые люди об этом проявляют благоразумное беспокойство, а не снимают с себя ответственности, оправдываясь своей незначительностью.
р.Б 3 июня 2018, 20:35
Армянская Апостольская церковь признаёт в природе Христа и человеческую и Божию природы. Она не монофизитская а миафизитская.
«Один только есть Сын и Господь Иисус Христос, утверждаем, что два естества соединились; и верим, что после этого соединения, как бы уничтоживши разделяемость надвое, пребывает одно естество Сына, как единого, но вочеловечившегося и воплотившегося». (Кирилл Александрийский).
Мне кажется, что в настоящее время не нужны споры о букве - надо искать не что разделяет, а что объединяет всех верующих. А это Любовь.
Anna 2 июня 2018, 21:55
Когда я прочитала комментарий Раисы, сразу вспомнила слова Иоанна Крестьянкина:”Если бы все "борцы" за истину и чистоту Православия взяли на свое вооружение молитву и жизнь в Боге то Православие воссияло бы на Руси. Но “борцов” много, и становится все больше, а Истина собирает вокруг себя малое стадо."
Раиса, пусть компетентные люди работают над различиями между церквями. В статье речь не идет о Армянской церкви. Наша задача - научиться любить.
Геворг, статья просто потрясающая. Спасибо за перевод этой жемчужины
Ольга 2 июня 2018, 16:25
Расширила для меня понимание Бога это послание. Вроде похожее раньше читала, но здесь в сравнениях сконцентрирована суть, что Бог Все и во Всем. Каждое слово и дело Господа направлено на спасение - домостроительство дома Господня. Каждая параллель -очень глубокая тайна и дна не видно. Нет ничего случайного у Бога. "Новый Адам, непостижимым образом прорываясь через время и отождествляясь с ветхим Адамом, исправляет все его промахи), таким образом доводя человеческое естеество к цели его бытия – к обожению".. Да, христианам нужно исправлять свои промахи и в себе промахи своих предков. Вот тебе и связь через века. Святителю отче Фотие через века благодарим тебя за это послание! Моли Бога о нас!
раиса 2 июня 2018, 07:33
Я никого не пыталась обидеть. Но существует правда, от которой нельзя нам православным отрекаться. Господь дал нам свободу вероисповедания. Мы православные верим ,что у Иисуса Христа одна ипостась и две природы: одна Божественная, другая человеческая. Армяне верят, что только Божественная. Ересь -это не оскорбление, это другое мнение, отличающееся от православного, поэтому у нас нет молитвенного общения с армянской церковью. Называться православными могут многие, только на самом деле это не так. Русская Православная церковь не признает Армянскую церковь православной.
Anna 2 июня 2018, 03:15
Приятно видить ваши статьи на этом сайте. Я считаю, что вы делаете здесь очень важную работу, представляя и рассказывая о фактах, связанных с армянской церковью и историей. Я с большим интересом слежу за всеми вашими статьями.
Борисъ 1 июня 2018, 21:42
Раиса, чего вы добиваетесь? Испытывайте радость от пребывание в церкви Христовой, а не от оскорбления всех армян и обвинения их в ереси и цитирования избитой и неправдоподобной истории околонне в Иерусалиме. А Геворгу, автору статьи огромное спасибо.
1 июня 2018, 15:02
Раиса, статью прочитайте, при чем здесь армяне? Патриарх Фотий - тоже еретик?
Нина 1 июня 2018, 12:38
ЭТо греки не впустили АРмян.И благодатный огонь сошёл к Армянам.И сначала почитайте символ веры в Армянской церкви ,и русская церковь признает АРмян православными между прочим.
раиса 1 июня 2018, 10:06
Армяне - не православные христиане, хотя называют себя православными. Они монофизиты- еретики. Не признают две природы Господа нашего Иисуса Христа, а именно - человеческую. Не удивительно, когда они не впустили православных в храм Гроба Господня на сошествие Благодатного Огня, огонь по молитвам армянского патриарха не сошел к ним, а вырвался через каменную колонну внаружу, где стояли православные. Это исторический факт и эта колонна существует и по ныне.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×