«Во славу Божию» и немного логопедии

Главной добродетелью Светлана справедливо считала смирение и очень ответственно подходила к его формированию и воспитанию. Чаще всего у других, правда. Себя она видела смирительным орудием, подавляющим всякие страсти и устраняющим недостатки ближних – особенно гнева, гордыни, богословской необразованности и недисциплинированности.

Характер ее был сложноват. Начать хотя бы с того, что никакой Светланой она не была: кто осмеливался так ее назвать, получал (бесплатно) небольшой урок греческого и – еще бесплатнее – упражнение в безгневии, которое длилось чуть подольше.

Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения

Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения и желания добра ближнему. От уроков был освобожден только настоятель, которому она присвоила чин «мой батюшка». Тот радовался возможности прогуливать уроки: зачетов у благочинного и контрольных у митрополита вполне хватало для постоянного взращивания семян наиважнейшей добродетели. Но, однажды столкнувшись с слезным ропотом молодых прихожанок, которых, вместе с малышами, Фотиния считала главным объектом своей миссии, не смог сдержаться и назвал ее «Молотом ведьм». Хотя смущенно и попросил, во-первых, сильно об этом не распространяться, а во-вторых, иметь все-таки снисхождение и носить Фотиньины тяготы: «Ну, некого мне больше за ящик поставить и в трапезную тоже! Она ж почти даром работает!» Молодые прихожанки и их дети по такому случаю даже вытерли слезы и улыбнулись. Но ненадолго, конечно: им предстоял курс правильной лексики и рукоскладывания.

Под тотальный запрет на всей территории смирительного прихода попали мирские гадкие слова и словосочетания: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «разрешите», «будьте добры» и т.п. Фотиния очень тщательно наблюдала за избавлением от них у своих подопечных и просто-напросто не реагировала на просьбы, пожелания, нейтральные информативные сообщения, высказанные при помощи неправильной, а то и прямо еретической лексики. То есть ни свечу купить, ни чаю выпить: говори правильно, во славу Божию, тогда, Бог (и Фотиния) даст, чего и получишь.

Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно

Рукоскладывание тоже дело важное. Так просто, без правильного угла, под которым надо сложить ладони, брать благословение у Фотиньиного батюшки нельзя. Градус рукоскладывания определял сам Молот, подводя прихожанок и их детишек к священнику. Тут было все на ее усмотрение: кому-то доставался угол ладоней в 90 градусов, кому-то в 45, а кому и вовсе «ковшичек». Истинное Православие, брат ты мой, хитрая наука! Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно.

Конец педагогической деятельности Фотинии был положен пятилетним дитятей, которое, несмотря на увещания и даже запрет непрошеного учителя, упрямо желало пойти на исповедь после всенощной. Она использовала, кажется, весь свой запретный арсенал: и грудью вставала на пути исповедного дитяти, которое до семи лет вроде как безгрешно и потому в исповеди не нуждается, и шепотом, способным вернуть в сознание роту обморочных глухонемых, взывала к совести родителей-незнаек, в общем, мешала сильно. Пока взрослые боролись со страстями, безгрешное дитя с невесть откуда взявшейся силой отодвинуло туловище Фотинии с пути к исповеди, где стоял грустный настоятель, и, глядя ей в глаза, улыбаясь, прошепелявило: «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» Пока Светлана хватала рывками воздух, дитя прошло к священнику, изрядно повеселевшему. О чем они там говорили, не наше дело, но исповедь ребенка, помимо отпущения грехов, сильно способствовала водворению тишины на службах и полному прекращению смирительных порывов не в свой адрес. Да и Света как-то подобрела после этого случая: детям конфеты раздает, бывает. И из Молота ведьм она стала Светой-конфетой. Чему, кажется, очень рада. А мы-то как рады – не пересказать.

Петр Давыдов

6 июля 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бедовая баба Рая, <br>или Мера наших бабушек Бедовая баба Рая,
или Мера наших бабушек

Ольга Рожнёва
Бедовая баба Рая, <br>или Мера наших бабушек Бедовая баба Рая,
или Мера наших бабушек

Ольга Рожнёва
«В нашем храме служил иеромонах Серафим. Как-то начались на него гонения, не давали ему служить, так мама поехала в Калугу в обком и потребовала, чтобы дали отцу Серафиму служить. И добилась!» – вспоминает дочь Раисы Ивановны.
О смирении и бдительности О смирении и бдительности
Тит Коллиандер
О смирении и бдительности О смирении и бдительности
Тит Коллиандер
Причина твоего падения в тебе самом: в тот миг, когда хозяина не было в твоем сердце, ты позволил ворам и разбойникам войти и господствовать там.
Проверка на смирение – обиды и нападки Проверка на смирение – обиды и нападки
Архимандрит Андрей (Конанос)
Проверка на смирение – обиды и нападки Проверка на смирение – обиды и нападки
Архимандрит Андрей (Конанос)
Порой мы сами себе кажемся смиренными, но на поверку это оказывается не так. Как обрести настоящее смирение и по каким признакам его определить? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Комментарии
нн23 июля 2018, 14:45
В церкви не отменяются правила вежливости между людьми. Необходимо соблюдать приличия в поведении. Так неприятно, что в храме взрослая Фотиния пристает к людям, и также неприятно, что ребенок говорит грубость в храме. Все очевидные дела обыкновенного бескультурья проникли в храм. К сожалению, священнику все равно, как я поняла из рассказа. Сам священник должен прекращать такие проявления агрессии в храме - проповедью, молитвой, мягким обращением с людьми, индивидуальными пояснениями, общими беседами о хорошем тоне в обществе. Храм должен быть безопасен для прихожан и не служить местом злобы и насмешек. Помогай вам Бог!
Наталия12 июля 2018, 22:26
Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев. Стариц, как матерей; молодых как сестер(1Тим.5).
Катерина12 июля 2018, 16:28
А почему именно бабулька? Известные мне лично люди, зараженные комплексом мессии, вполне нестарые, крепкие, где-то даже молодые тетки (не женщины, именно тетки)
Катерина12 июля 2018, 16:14
"Препятствие на пути к Богу есть насилие над душой, ее лишение самой нужной для нее пищи, ее недопущение в сродную среду. Так как недопущение души в сродную среду и насильственное удержание в среде несродной нарушает правду жизни, то оно и есть искажение жизни и грех. Почему и «вознегодовал» Господь даже на Своих учеников, когда они обнаружили такое непонимание правды жизни и непонимание глубокой правды естественного тяготения детской души к Богу. И ты лучше всякой игрушки, лучше баловства ребенка в пище, отвори ему окошечко в небо и дай его душе подышать Божией жизнью." Так что вектор движения Светланы-Фотинии был в соответствии с Евангелием направлен строго вниз наискосок
Катерина12 июля 2018, 16:08
Ст. 13-14 "Приносили к Нему (Христу) детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие"Сщмч. Григорий (Лебедев):Когда душа ребенка, или «одного из малых сих, верующих в Меня» (Христа)(9:42) тянется ко Христу, а кто-либо (родные, друзья) будет препятствовать им, тогда препятствующий, конечно, грешит. Душа ребенка тянется к сродному, а сродное для нее — Бог и Божие Царство, потому что душа ребенка не искажена грехом, а Бог и Божие Царство и есть правда, не искаженная грехом.
Ольга12 июля 2018, 14:31
У Господа всегда прав тот, кто двигается ко спасению.Может быть я и не права, но из этого рассказа единственный такой человек-это Фотиния или, если угодно, Светлана.
Наталия12 июля 2018, 12:41
Простите бабульку. Все мы погрязли в своих грехах, каждый в своем.
А мальчику на Руси давно бы розгами наподдавали за неучтивость.
Иоанна12 июля 2018, 11:12
Резануло-потому что читая ,каждый слышит СВОЮ интонацию. Судя по результатам, -устами младенца была высказана истина,и звучала она необидно и дошла до адресата,и Слава Богу. Надо только радоваться за действующих лиц и брать пример)) . И стараться видеть и слышать во всем хорошее.
Катерина 11 июля 2018, 23:20
Бог сам управил руками несмышленыша. Потому что прихожане и пастырь слабаки. Бедному маленькому ребенку пришлось грубить взрослому человеку и толкать его именно из-за отсутствия активной жизненной позиции прихожан этого прихода.
Иван11 июля 2018, 13:48
Сколько людей, столько и мнений. А вот это "заткнись", конечно, резануло. Не пятилетнего дитяти это слово...
НН11 июля 2018, 13:39
Марина, я правильно поняла: Вы согласны с вашим сыном и считаете, что человек, ходящий в храм и читающий "15-летнего капитана"- дурак? Или это относится только к вашему отцу? Или только к данной книге? Или к выбору в данный момент? Тогда и меня запишите в ту же компанию, к дедушке: хожу в храм, но помимо Священного Писания тоже читаю художественную литературу. И увы, выбор иногда делается в пользу литературы... чтоб лоб не расшибить. И подозреваю, я не одна такая! Простите! Со стороны, для меня, это выглядит так. И ещё: ваша история не идентична обсуждаемой: происходило всё ДОМА, ваш сын "смиряя" дедушку, не получил вслух ОДОБРЕНИЯ хамства и попросил прощения у дедушки! Ещё раз простите!
Евгения11 июля 2018, 12:19
Как следует из различных словарей,понятие хамства достаточно размыто,и зависит от культурного уровня людей,вступивших в контакт.Например,считается,что человек использует хамство в общении с целью явной демонстрации своего превосходства.А цини́зм (тоже из словарей)-пренебрежительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям,к официальным догмам господствующей идеологии.И хамство,и цинизм – сознательный выбор состоявшегося человека.Ну разве может пятилетний ребенок быть хамом и циником?! Лично я писала о цинизме автора рассказа.Мирянину без крайней необходимости нельзя упоминать известное Имя;тем более в юмористическом рассказе. Скажете,я есть та самая Фотиния? Может быть...
Марина11 июля 2018, 08:20
Продолжение. Я, конечно, об,яснила потом ему, что так нельзя. Что дедушка старше. Он попросил прощения и сказал, что любит дедушку. Он его и правда любит. Сын не умеет, в силу своей болезни, врать в угоду кому-либо. Но проблема то в том, что то что сказал сын, я подумала. И я с ним полностью была согласна.
Марина11 июля 2018, 08:16
У нас в семье старший сын - аутист. Он учится в обычной школе, но в силу своих особенностей не очень хорошо. Все каникулы он встаёт в 6 утра и уходит в храм, его там взяли помогать в алтарь, приходит в обед и в 16 опять уходит на вечернюю. Недавно мы отправили детей к дедушке с бабушкой на неделю. Дедушка военный в отставке. И в храмходит по праздникам. Вещи собирала я,наш сын берет с собой всегда только Евангелие. Он считает больше ничего нет нужного. Вот он и стал дедушке Евангелие читать. Дед послушал немного, а потом не выдержал и дал сыну 15-летнего капитана. Сын почитал его немного вслух ему, потом сказал: "Ну и дурак же ты дедушка!" И ушел.
Иоанна_10 июля 2018, 22:39
Да всё правильно вы пишете, Наталья, НН, только не всегда стоит из мухи раздувать слона. Это ведь не "обматерил", правда? И не сказано, кстати, что ребёнку от родителей не досталось на орехи. Рассказ о другом, о том, что ребёнок произнёс вслух то, что взрослые думали, но не решались сказать. А хамы бывают и с утончёнными манерами, и с высшим образованием. Хам - это состояние души, плачевное состояние...
Наталия С.10 июля 2018, 21:28
История вроде бы и веселая, но на самом деле грустная. Свечница всех «строит», но трудится почти даром, пастырские возможности настоятеля, несмотря на все благие намерения, невелики в силу неопытности и, вдобавок, стеснены бедностью прихода, молодые прихожанки пытаются сохранить свой душевный мир с помощью насмешек, а единственным способом разрядить обстановку становится хамовато-циничное высказывание непосредственного дитяти. Наверное, можно было как-то по другому все это исправить.
НН10 июля 2018, 17:49
Общались с маленькими детьми, в отряде было до 40 человек. Много лет подряд каждое лето. И сейчас общаемся. И в храме тоже. Может, это и странно, но дети нас любили и любят до сих пор, говорят СПАСИБО, просят советов и не забывают. И свои, и чужие. Да, мы очень старались, чтоб они выросли правильными людьми. Слава Богу, получилось. Тесно общаясь, дистанцию держали всегда, воспитывали строго и очень строго, иногда даже наказывали! И дети ВСЕГДА знали, что хорошо, а что плохо. Могли и ляпнуть что-то, но оскорбить взрослого человека - нет. Хамству нет оправданий, даже если хам - ребёнок. "Вырастет из сына свин, если сын - свинёнок". В православной среде это тоже так работает. Увы.
Наталия Ростова Продолжение10 июля 2018, 16:49
Я привела пример с соседским мальчиком, потому что случайно стала свидетелем, как этот ребёнок обматерил во дворе "чужую тётю", за что и тут же, "не отходя от кассы", получил от отца по губам. Кстати, если это интересно у меня уже взрослые дети. Дочь учится в университете, сын сейчас поступает. Воспитывала я их сама. Без книжек, а скорее интуитивно, но естественно с любовью. Без агрессии и криков. Ещё никто мне не сказал, что выросли некультурные, невоспитанные хамы. Я не "правильная" мама. В том смысле, который Вы вложили в это слово. И у меня были ошибки. Но мне никогда не было стыдно за своих детей. Надеюсь и в будущем тоже не будет...
Наталия Ростова10 июля 2018, 16:31
Иоанне. То, что Вы назвали "детской непосредственностью" или ребёнок может "ляпнуть", называется - "Непонимание норм".Если из дитя сыпется что-то невообразимое, Вы должны быть уверены, что он в курсе, что взял дурную манеру. Может, и нет. Может его так в садике научили. Пришёл в группу новый мальчик и блеснул образным словом. А что оно значит - никому не объяснил, и полгруппы дома вечером скачет по кровати и напевает куплеты из "Красной плесени", а родители стоят бледные. Надо спокойно показать, что эти слова не красят пятилетку. Это пример для дома. А если невинный младенец "ляпнул" на чужого дядю или тётю, тут нужно и наказание.И это не обязательно ремень, может запрет на мультик.
Иоанна_10 июля 2018, 13:29
Я хочу спросить у шибко "правильных" комментаторов: сколько у вас самих детей и давно ли вы общались с маленьким ребёнком? Забыли (или никогда и не знали), что такое детская непосредственность, что значит "ляпнуть"? Ваши дети и крестники все такие правильные, изъясняются как кандидаты педагогических наук, не меньше. А между тем, пока ребёнка ещё не отшкурили и не отполировали, много интересного можно ДЛЯ СЕБЯ почерпнуть из общения с ним, и вовсе необязательно этот ребёнок хам, поверьте. А насчёт описанной ситуации - если начальник, в данном случае настоятель, не захотел её отрегулировать - значит, пришлось этот труд взять на себя младенцам. Пока камни не возопили.
НН10 июля 2018, 11:32
Когда-то мой крестник со своим другом пришли в другой храм и увидели, как там ведут себя дети, сказал: "Если это дети православных родителей, то я лучше своих подожду в воскресную школу водить. Не хочу, чтоб мои дети были воспитаны в таком же духе такими вот воспитателями. Сплошное лицемерие: учат одному, а делать позволяют совсем другое! И получается, что вся особенность деток, ходящих в храм, заключается не в хороших поступках и хорошем поведении, а в лицемерии и беспринципности". И не поспоришь. Если это быль, то надеюсь, что священник поговорил с родителями дитяти да и "ангелочку" запретил конфеты есть, хоть недельку.Кто-то верт, что Господь вложил в уста ребёнка слово ЗАТКНИСЬ? Я -нет.
Наталия Ростова Алле10 июля 2018, 10:38
Пожалуйста, прочитайте внимательно моё последнее предложение в предыдущем комментарии. Я не говорила, что перед такими прихожанками надо смиряться. Вообще, смирение - это личное дело каждого человека. Может кто-то и будет смиряться себе на пользу. Я человек с непростым характером, мне смиряться очень сложно. Но стараюсь, как могу. Я против хамства в любом его проявлении. Будь то слово "заткнись" или трёхэтажный мат. Своих детей надо учить культурной речи и себя тоже. Мне повезло, мои родители меня научили. Я могу поставить человека на место вежливо и культурно. А слово "заткнись" от маленького ребёнка - это совсем не смешно. Я так и останусь при своём мнении.
Наталия10 июля 2018, 10:31
...и если нас кто-то раздражает, то это наши страсти нас внутри разжигают, а не бабушка.
Наталия10 июля 2018, 10:29
АЛЛЕ: потому что Рай в голове, независимо от того, что происходит снаружи.
Евгения 9 июля 2018, 23:36
Прочитав под заголовком «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» – бесхитростная детская реплика отрезвила «смирительницу» прихода", поняла, что тут, и не стала читать. А сегодня смотрю - полемика развивается. Решила прочитать. В качестве комментария к сочинению Петра Давыдова приведу цитату из публикации "Митрополит Тихон: ко дню рождения" (http://www.pravoslavie.ru/1). "О «Православии головного мозга» мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся! («Цинизм — это болезнь профессионального православия»)".
Алла 9 июля 2018, 20:44
Наталия Ростова, "заткнись" - это не мат. Зачем вы приводите некорректные примеры? Если бы он её трехэтажным обложил, тогда конечно, было бы невесело. А так смешная история с хорошим концом. И я совершенно не согласна с теми, кто призывает смиряться перед такими бабушками. Простите, а почему бы этим бабушкам лучше не смириться? Почему одна женщина имеет право портить жизнь целому приходу? Таких надо ставить на место, а не "смиряться".
Е.Н. 9 июля 2018, 16:53
Об этой проблеме, слава Богу, неустанно говорит и пишет наш Патриарх. Он прекрасно образованнный, воспитанный человек и его сложно уличить в несмирении.
А рассуждать о том, каким вырастет дитятя, так это дело Господа Бога и семьи, а не наше. Целесообразней заниматься собой.
Рассказ, более чем правдив. Увы.
Светлана 9 июля 2018, 14:51
Друзья, прочитав статью, совсем не поверилось в реальность истории. Подобных старушек во-первых, не знаю где и найти, у нас в храме нет например, а во-вторых, их хамством не исправить, после грубого слова ребенка конфеты раздавать не станут.
Евгении 7 июля 2018, 21:38: НИЧТО не может нас разлучить от Любви Божией. Так поют на богослужениях, это же пишет Апостол Павел. Как пишут святые отцы, между человеком и Богом может быть только одна преграда- страсти и грехи самого человека, никто другой между ними встать не может. Ощущение, что такое Церковь как сообщество людей, все обычно перенимают из житий святых, из паломничеств по монастырям, от встреч с опытными священниками, монахами, монахинями
Наталия 9 июля 2018, 13:26
Нам надобно смиряться пред такими бабушками. Ибо, быть может, именно через них Господь нас и учит смирению в жизни.
Наталия Ростова 9 июля 2018, 09:10
Алле 8 июля 16:20. Мой соседский мальчик, при всём внешнем благополучии и благочестии семьи, вдруг начал материться. Из детского сада принёс пару фраз и пытался показать свою учёность в этом вопросе перед взрослыми. Маме стало стыдно за сына. Папа взял армейский ремень, но потом передумал лупить по попе, а просто ладонью надавал по младенческим устам, откуда не всегда глаголет истина. И это правильно. Не объяснишь, не отреагируешь, промолчишь и что ещё хуже - одобришь такое поведение дитя, дальше будет только хуже. Кнут и пряник. Наказать и объяснить за что наказан. И тогда хам не вырастет. А если надо постоять за себя, то найдет достойные слова, а не мерзкие.
НН 8 июля 2018, 21:50
Если этот рассказ выдуман вназидание (только вот кому?)- то ладно, куди ни шло; но если это быль- то это беда. На кого умиляемся? Эта дитяти выростит похлеще тёти Фоти, если ей даже в Доме Божием позволено так разговаривать со взрослым человеком, да ещё и одобрение священника получить(ребёнок в момент просечет реакцию взрослого). А если всем одобряющим и мечтающим заполучить таких дитятей на приход- вырастить их у себя дома, чтоб эти "ангелочки" так разговаривали со своими родителями, дедушками, бабушками, братьями и сёстрами... пусть "смиряют" своим хамством ближайших родственников по праву родства и вседозволенности? Или в детсад отправить. Вот воспитатели возрадуются "подарку"! Простите!
Алла 8 июля 2018, 16:20
Не понимаю вообще, отчего тут люди возмущаются. Это же классика - устами младенца. Отличная история.
Антоний 8 июля 2018, 14:12
P.S. "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей" - сказано апостолом Павлом. Так трактует эти слова А.П. Лопухин: "Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко". "Если же при сем замечания даются юнейшим, то сие бывает втройне несносным. Поэтому и нужно смягчать тяжесть сего кротостию и дружелюбием. Ибо можно обличать без жестокости" - продолжает мысль Иоанн Златоуст. "При таком отношении к нему, он удобнее примет предлагаемое наставление" - писал Амвросиаст. Если старший человек неправ, то объяснить ему его неправоту следует вежливо, подтверждая свои слова Священным Писанием. Проверено: это работает, в отличие от хамства.
Антоний 8 июля 2018, 13:22
Да, крепко засело хамство в народе. Почему маленький хам вырастет большим хамом? Потому что перенимает модель поведения у своих родителей, от которых постоянно и слышит фразы "заткнись уже, а!" -"сам заткнись и жри что дают, скотина!" и прочие гадости. И мат, мат, мат. В семье, в которой царит Закон Божий, такие мерзкие слова ничьих устен не оскверняют, и дети им не учатся. Поэтому дети малые и почитают старших, а не рекут им дерзко "Заткнись, плешиве, заткнись!". Что же касается "самоуправства бабушек", то на него я отвечаю вежливо и со строгой опорой на церковные каноны и правила святых отцов Церкви. И главное, когда я пришел в храм - я пришел к Богу, и ничьим словам меня не смутить.
Наталия 8 июля 2018, 10:16
Святой Иоанн Кронштадтский смирился с разбойниками, которые везли его на членовредительство, духовным промыслом он знал что его ожидает и смирился с грядущей физической болью.
А мы бабушакам простить не можем
Наталия 8 июля 2018, 10:00
Если мы не хотим смириться в Храме, то как же мы смиримся в жизни?
Это попущение Господне к нашей духовной пользе.
"Дай мне с душевным спокойствием встретить все что даст мне сей день"
Наталия 8 июля 2018, 09:50
Мы всегда просим у Господа смирения, но сути этого смирения не понимаем.
Входя в Храм Господь моментально предоставляет нам возможность через окружающих нас людей проверить себя, готовы ли мы сами исполнить просимое - смириться.
И выясняется, что не готовы.
Светлана 8 июля 2018, 02:58
Вот что удивительно, в храме, куда я хожу, таких злых бабушек вроде нет! Ни разу не видела, чтобы делали замечания даже женщинам в брюках, мини или без платка! Слава Богу! Косятся некоторые люди на других, но молча.
Наверное, от настоятеля много зависит...

И размышление не на религиозную тему: почему все так боятся, что ребёнок станет хамом? Дать отпор настоящему хаму это так ужасно? Смирение не в том, чтобы допускать любые выходки со стороны других, тем более из фальшивых "правил приличия", которые не есть любовь к ближним. В некоторых случаях гораздо правильное и честнее сказать в лицо, что поведение другого недопустимо. Жаль, что так часто путают смирение с забитостью и человекоугодием.
Евгения 7 июля 2018, 21:38
Сердечное спасибо Вам за то, что написали об этой тяжелейшей, без преувеличения, проблеме.
Такие горе-праведницы, стоят нерушимой стеной между людьми и Богом. Они присвоили себе право приватизировать Бога, веру, церковь. Человек, столкнувшись с ними, начинает укореняться в мысли, что это является духом и сутью церкви и веры. Подобная казарма, у людей вызывает смущение и отпугивает. Хотя, если присмотреться, то такие дамы являются образчиком хамства, невежества, жестокости, высокомерия.
Пожалуйста, пишите об этой беде почаще.
Может, даст Бог, хоть что-то изменится.
Валентина 7 июля 2018, 14:10
А родители где были в это время ? Правилу хорошего поведения обязаны обучать именно они, чего очень не достает сейчас.
Полина 7 июля 2018, 13:47
Веселый рассказик. Странно читать отзывы о том, что ребенок, который сказал "заткнись" вырастит хамом.
Задело, что священник не вразумляет бабулю, а просит других смиряься.
В знакомом храме священник не давал петь приезжим проф певцам, так как его тетеньки обидятся и петь не будут, когда певцы уедут. Уж лучше бы он Литургию читал, чем слушать, как поют эти тетушки.
Разве не задача священника вразумить, научить, подсказать
Светлана 7 июля 2018, 11:29
История конечно не веселая, как пишут в комментариях, а очень грустная. Если дети в храме так себя ведут, то в других местах страшно и подумать! Действительно, мат и т.п. А вот Фотиния...Таких старушек было много и в советские годы, и в 90-2000-е. И польза от них, и страдания другим, что делать, люди ведь не знали церковных правил. Но тех, кого действительно приводит Господь в храм, а не любопытство, те оставались, только очищаясь от смирения и исправления от своих ошибок. Но сейчас не знаю где и встретить таких тетей, разве что в женском монастыре, к сожалению, такие насельницы бывают. И совсем не к месту внутренний сарказм автора. Таких "тетей" жалеть надо, им любви от ближних не хватает.
Наталия Ростова 6 июля 2018, 20:00
Если бы мой ребёнок сказал бы взрослому, а тем более пожилому человеку "заткнись", то его место, откуда ноги растут, было бы бито. И привет ювенальной юстиции! Это чудовищно, и совсем не "забавно", как сказала одна читательница.
Ольга 6 июля 2018, 18:45
Мне кажется, что каков порядок, таков и приход. У нас удивительные человечные батюшки, и славные старушки в трапезной.
Елена 6 июля 2018, 18:40
История весёлая и, возможно, правдивая. Но ...Не верю!.. В каждом приходе есть своя Фотиния. Неисправимая Фотиния!
Антоний 6 июля 2018, 16:55
Добрый день, братья и сестры! Для меня главный вывод из написанного состоит в том, что воспитанию культуры общения у детей нужно посвящать как можно больше внимания. Почитайте комментарии к различным видеороликам в Youtube: нападки, оскорбления и мат в адрес друг друга сыплются детьми школьного возраста щедро и задорно. Неудивительно, что в семье, в которой родители разговаривают друг с другом матом, дети вырастают хамами, с малых лет способными сказать старшему "заткнись". Сначала бабушке в храме, потом родителям, а потом и кулаки в ход пускают. Храни, Господи, наших детей от участи вырасти хамьём, дай нам сил воспитать их интеллегентами, достойными наследовать высокую культуру России!
ВЕРОНИКА 6 июля 2018, 10:33
Спасибо, Петр. Повеселили...Может и я такая бываю. Надо подружкам разослать...
Елена 6 июля 2018, 10:17
Дети до семи лет не безгрешны, а не могут отвечать за свои поступки, поэтому и не исповедаются, так как ещё неспособны к покаянию. За них отвечают родители.
Юлия 6 июля 2018, 10:15
Забавная статья)))) я таких тетей пока не встречала.А вот дети- дааа)))) сейчас такие
Татьяна 6 июля 2018, 09:24
Где бы нам заполучить таких "пятилетних дитятей", которые могли бы и в наших храмах Молотов Фотей превращать в "конфеты":))))
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×