Слово в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)"
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)"
И Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2, 35).

Эти слова, сказанные некогда святым пра­ведным Симеоном Богоматери, сами собою приходят на память в нынешний праздник Божией Матери, всех скорбящих Радости, по­буждая нас, братие и сестры, вспомнить, как Она сделалась Радостью всех скорбящих.

Не радоваться только суждено было Ей о Том, пришествию Кото­рого, даже «издали видя, пророки и праведники радовались» (Евр. 11, 13; Ин. 8, 56), но и терпеть великую скорбь ради Божественного Сына Своего. Еще когда Она носила Его во чреве, Она не могла не му­читься в душе Своей от подозрений Иосифа, нареченного Ее мужа, доколе не открыта была ему тайна бессеменного зачатия Сына Божия. Затем   в первые же дни земной жизни   Ее Сына, будущего Изба­вителя Израиля, Она должна была бежать с Ним в Египет, прежнюю страну рабства Израиля. Когда Она принесла Его во храм, то святой Симеон сказал Ей о судьбе Божественного Младенца: Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо; и Те­бе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец по­мышления (Лк. 2, 34-35). И действительно, вся последующая земная жизнь Ее Сына была для Нее исполнена скорби, которая как бы ору­жием пронзала душу Ее. Так, она видела презрение, насмешки, хулы, гонения, воздвигаемые на Ее Божественного Сына, видела, как неоднократно пытались иудеи убить Его и как Он Сам не хотел прибегать к какой-либо человеческой защите. Когда, например, однажды Она, побуждаемая опасениями Своего материнского сердца, пришла с братьями Иисусовыми по плоти, «желая говорить» с Ним, то Он, ука­зав на слушавших Его слово, сказал: Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 46-50).

Истинное же училище скорби было для Нее в то время, когда Сын Ее распятый висел на Кресте, осмеиваемый первосвященниками, книжниками и народом, оставленный самими избранными Им учениками, кроме Иоанна, и когда Она с некоторы­ми другими женами стояла при Кресте Его.

Но, научаясь терпеть скорби от людей, Пречистая Богоматерь научалась в то же время и ходатайствовать за людей. Видя, как Сын Ее после крещения начал призывать всех в Свое Царствие, Она уже на браке в Кане Галилейской обращается к Нему с просьбой помочь хозяевам в случившейся нужде, говоря: Вина нету них (Ин. 2, 3). Ви­дя, как Сын Ее призывает к Себе не только «труждающихся и обре­мененных» (Мф. 11, 28), но с величайшею кротостию и долготерпе­нием учит самих фарисеев и книжников, ослепивших свои духовные очи и ожесточивших сердца свои (Мф. 13, 13-15), Она и все это «сла­гала в сердце Своем» (Лк. 2, 51). Она видела, как Сын Ее на Кресте молился за распинавших Его, прося Отца вменить неведению, а не ожесточившемуся их сердцу совершенное ими злодеяние, - и Она Сама научилась ходатайствовать за людей даже злых и ожесточаю­щихся. Но как Божественный Сын Ее, претерпев «скорби смертель­ные» (Мф. 26, 38) и «победив мир» (Ин. 16, 33) с его злом, дал мир ученикам Своим и восхотел, чтобы в единении с Ним они всегда «имели радость Его, исполнену в себе» (Ин. 17, 13), так и Пречистая Матерь Его, после того как оружие прошло чрез Ее душу, сделалась для мира не только «в предстательствах непреложным упованием», но и «всех скорбящих Радостью».

Чему же научает нас, братие и сестры, эта история скорбей Божией Матери, испытанных Ею прежде, чем Она сделалась Радостью всех скорбящих? Тому, что и мы не должны считать скорби здешней жизни «приключением для нас странным» (1 Пет. 4, 12). Если Она, Пречистая и Пренепорочная Матерь Божия, претерпела столь вели­кие скорби во время земной жизни Сына Своего, то нам ли, непре­станно согрешающим и отступающим от Бога, можно думать, будто нам не нужны скорби для духовного блага нашего? Посему и молить­ся Богоматери мы должны не столько об избавлении от житейских скорбей, которые должны научать нас терпению и возводить к ду­ховному совершенству (Иак. 1, 3-4), сколько об избавлении от бед ду­шевных, от грехов, от «страстей прилогов, смущающих нас» . Нача­ло избавления от этих бед полагается слезами покаяния, проливае­мыми нами от сердца перед иконою Той, Которая родила «всяку сле­зу отъемшаго Христа». Поэтому-то и святая Церковь особенно напо­минает нам об этих целительных для души слезах покаяния в празд­ники в честь святых икон Богоматери. «К Богородице прилежно ны­не притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души», - слышим мы в песнопениях настоящего празд­ника. Конечно, Пресвятая Богородица есть «всех скорбящих Ра­дость и обидимых Заступница и алчущих Питательница, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощ­ных Покров и Заступница», однако не от этих внешних бед Она прежде всего желает избавить нас, - напротив, более помогая в претерпении именно этих скорбей, Она является воистину «преподоб­ных похвалою и страдальцев венчанием».

Вспомним хотя бы некоторых избранников Божией Матери, ко­торым Она являлась, и посмотрим, когда Она являла им Свою по­мощь. Так, преподобный Иоанн Дамаскин сначала много претерпел от врагов Церкви, защищая святые иконы своими писаниями, ли­шился своей десницы, и уже после этого Богоматерь явилась утеши­тельницею его, исцелив ему руку, дабы снова могла она писать в за­щиту святых икон. А еще впоследствии, когда отличавшийся боль­шою ученостью преподобный Иоанн пришел в лавру святого Саввы Освященного, прося принять его в послушание, то сколько ему при-шлось испытать? На него было наложено послушание весьма тяжкое: ничего не говорить и не писать относящегося к науке, которую он хорошо изучил. И он беспрекословно повиновался, пока один брат не попросил его своими умилительными песнопениями смягчить скорбь по умершем брате. После того строгий старец, несмотря на просьбы других добродетельных иноков, совершенно отказался при­нять преподобного Иоанна к себе в послушание, разве тот исполнит тяжелую епитимию - очистит своими руками все отхожие места в обители и вымоет нечистоты. Преподобный Иоанн беспрекословно исполнил все требуемое. И вот, после того как он столько был испы­тан и достиг чрез свое смирение столь высокого духовного совер­шенства, Божия Матерь явилась старцу и велела ему разрешить пре­подобному Иоанну воспевать и писать все, что захочет.

Точно так же и преподобный Серафим сделался любимым избранником Божией Матери после того, как он весьма много претерпел в пустыне и от злых людей, и от демонских страхований, и от болезней, ибо чрез эти-то скорби дух его столь и воспламенился любовию к Богу, сделав­шись еще на земле способным предвкушать небесные радости и ви­деть являющихся из горнего мира.

Научимся же, братие и сестры, и мы без ропота и уныния претер­певать очищающие нас скорби здешней жизни, ибо нестъ радоватися нечестивым, говорит Господь чрез одного из Своих пророков (Ис. 48, 22; 57, 21)! Самая вера наша чрез терпение скорбей сделается более твердою и молитва более дерзновенною, когда мы не будем видеть в скорбях что-либо случайное, но всегда будем прозревать в них науча­ющую нас благодетельную Десницу Божию. Терпеливо ожидая «кон­ца нашего терпения от Господа» (Иак. 5, 11), мы будем замечать, как, хотя бы после долгого времени, исполняются на нас слова Христо­вы: Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелае­те, просите, и будет вам... да радость Моя в вас пребудет и радость ваша бу­дет совершенна (Ин. 15, 7, 11). И не только сами мы будем иметь в се­бе радость, но и сделаемся еще утешителями других. Ибо лишь тот может быть утешителем других, кто сам претерпел многие скорби и сохранил веру среди них; утешения же человека, не испытавшего скорбей, бывают недействительны, как для Иова недействительны были утешения друзей его.

Не будем же отстраняться от скорбей, хотя всегда будем, «многи­ми содержими напастьми», молитвенно припадать к Матери Божи­ей, чтобы Она во время этих скорбей «не вверила нас человеческому предстательству», укрепила нас, когда «терпети не возможем демон­ского стреляния», «моление наше полезно сотворила», и если бы не всегда благоугодно было Ей удалить скорбь временную, то среди са­мой скорби или после нее опять «радости наше сердце исполнила, как радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи»! Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Jekaterina12 ноября 2009, 16:32
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Мне бы очень хотелось поделиться удивительным событием, которое произошло в этом году в Латвийском городе Саласпилсе в Храме, освященном в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радосте" в престольной праздник. Храмовая икона Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радосте" чудесным образом запечатлелась на стекле киота. Самое удивительное в том, что оригинал иконы был написан с каноническими погрешностями, а на проявившееся изображение соответствует канонам. Вот ссылка на сайт Латвийской православной церкви: http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=2797
davari10 ноября 2009, 02:14
Presvitai Bogorodica,sposiba za vso!moli Boga za nas,za greshnikov.
Алевтина 6 ноября 2009, 21:11
Не имамы иныя помощи,не имамы иныя надежды,разве тебе ,ВЛАДЫЧИЦЕ!ТЫ нам помоги!На ТЕБЯ надеемся ,и ТОБОЮ хвалимся,ТВОИ бо есмы раби,да не постыдимся! Воистину ощущаем мы ее НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВ И ЕЕ НЕВИДИМУЮ РУКУ на себе.Только призовите ее, православные,и пошлет ПРЕСВЯТАЯ НАША БОГОРОДИЦА свою помощь!
zaza 6 ноября 2009, 16:40
Спасибо всем!
Елена 6 ноября 2009, 13:41
Пресвятая Богородица! Спаси нас !
6 ноября 2009, 11:31
Присветая Богородица, моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×