Письма к М. П. Погодину

"ПризовитеМихаил Петрович Погодин (1800–1875), историк, писатель, журналист, профессор Московского университета, академик Петербургской АН (1841). К митрополиту Филарету М. П. Погодин относился с большим уважением и высоко ценил его проповеди. «Это сокровище русской литературы, — писал он, — еще более: это сокровище отечественное, его же ни тля не истлит, ни татие не раскопает».

Из книги Святитель Филарет Московский. "Призовите Бога в помощь", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.


Милостивый государь Михаил Петрович!

"М.
М. П. Погодин. В. Перов. 1872 г. ГТГ
Издали мне слышно, что Вы сетуете на меня за неизъявление согласия, чтобы напечатано было известие о Гефсимании[1]. Не имея теперь удобства сказать, пишу Вам мое оправдание. Есть предметы, которые не могут и не должны избежать известности, но есть другие, которым больше свойственно уклоняться от нее. Без сомнения, к сим последним должно принадлежать пустынное жилище, которое Вы называете Гефсиманиею, если только существует учреждение сего имени, потому что начальство не объявляло о сем. Узнав сие изъяснение моего поступка, надеюсь, Вы облегчите меня от мысли, что Вы на меня сетуете.

Призывая Вам Божие благословение и мир, с истинным почтением пребываю Ваш смиренный, почтительный слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
4 июля 1846 года[2]

Милостивый государь Михаил Петрович!

Добрые слова выписали Вы мне из письма графини, чтобы в настоящее время[3] приносимы были особенные молитвы за благочестивейшего государя императора, и дом его, и воинство его, и за единоверных страждущих и ожидающих избавления. Могу сказать на сие, что прежде услышания сих слов уже взято за правило, что и сверх повеленных при общем богослужении молитв при мощах преподобного Сергия первый [молебен] о сем совершаем ежедневно пред утренею.

И призванным к оружию и невооруженных подобает вооружить себя молитвою ко Господу сил.

Призываю Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
9 декабря 1853 года

Милостивый государь Михаил Петрович!

Возвращаю две рукописи[4], к содержанию которых не может быть равнодушен россиянин. Трудно сказать, более ли ненавистно в настоящее время действование турок, врагов христианства, или именующих себя христианами, [но] поддерживающих турок во время самого их неистовства. Господь… уготова на суд престол Свой[5]: надобно подвизаться, чтобы мы были, или сделались, достойны защищать Его дело.

Бог да благословит любовь к царю и отечеству, которая управляла Вашим словом и пером.

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
19 января 1854 года

Милостивый государь Михаил Петрович!

Вам угодно было искать меня[6], и я долго не даю ответа, потому что мало могу владеть временем. Можете доставить мне удовольствие беседовать с Вами ныне вечером, если заблагорассудите.

Усердно призываю Вам благословение Божие.

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
28 апреля 1857 года

Милостивый государь Михаил Петрович!

Удивили меня и мысль, и выражения Вашего письма, что Вы «считаете себя под гневом моим»[7].

Ничего моего нет над Вами.

Если же как-нибудь увидели Вы мои мысли, что весьма распространившейся ныне обличительной письменности было бы справедливее и полезнее внимательнее наблюдать умеренность и осторожность, чтобы не распространять позиций преувеличенных, не обвинять настоящего за прошедшее, общего за частное, общества и сословий за недостатки некоторых лиц, чтобы одной темной, мало светлой, стороны людей не распространять между ними взаимного недоверия и презрения к расстройству доброго духа общественного; и если Вы подумали, что, может быть, сии мысли касаются несколько и Вас, так как Вы, кажется, иногда принимаете участие в обличительной письменности, смотрите и на сие без преувеличения. Это мысли, а не гнев.

Отцы учат, как отделять от человека его опыт и слово. Можно рассуждать, правильно ли дело и слово, и не судить человека. Душа человека выше и обширнее дела и слова его: и един Сердцеведец видит ее вполне и судит о ней совершенно.

Впрочем, прощение, о котором пишете, для всех благопотребно.

Если я каким-либо образом сделался причиною для Вас неудовольствия или смущения, то прошу прощения. Господь же да дарует душе Вашей совершенное прощение, в чем она требует прощения.

Вашего превосходительства покорнейший слуга

Филарет, м[итрополит] Московский
12 февраля 1863 года[8]


[1] Описание скита М. П. Погодин хотел напечатать в издававшемся им в 1841–1856 гг. журнале «Московитянин». Скит при Троице-Сергиевой лавре был основан митрополитом Филаретом в 1844 г. Его строительство было предпринято без благословения Синода. Формальное донесение в Синод о ските было сделано только в 1851 г. Другая причина, по которой митрополит Филарет не хотел огласки существования скита, — сохранение монашеского безмолвия в этой обители. «Скит не для любопытства и молвы», — писал митрополит Филарет архимандриту Антонию 13 октября 1844 г.
[2] НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 3. — Прим. сост.
[3] Речь идет о письме графини А. Д. Блудовой от 25 ноября 1853 г. М. П. Погодину. Это и следующее письмо митрополит Филарет написал в первые месяцы Крымской войны (1853–1856 гг.), в которой Россия противостояла союзу европейских государств. Поводом для войны послужил спор между католическим и православным духовенством из-за обладания Святыми местами в Палестине. Не разделяя оптимистических прогнозов об исходе войны (письмо наместнику лавры архимандриту Антонию от 10 ноября 1853 г.), митрополит Филарет поддерживал возникшее в обществе движение в поддержку единоверцев. НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 5. — Прим. сост.
[4] Возможно, речь идет о рукописи «Политических писем» в защиту Отечества, с которыми, воодушевленный призывами графини А. Д. Блудовой, М. П. Погодин выступил в печати, опубликовав в 1854 году 14 писем. Письма пользовались большой известностью и даже переписывались для распространения. НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 7. — Прим. сост.
[5] Пс. 102, 19. — Прим. сост.
[6] НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 8. Записка — ответ на просьбу Погодина о встрече и благословении в связи с возможным устройством на новое попечительское место в Одессе. (Н. П. Барсуков Кн. 15. С. 139). — Прим. сост.
[7] Участие Погодина в 1863 г. в издании книги Ростиславова «Об устройстве духовных училищ» вызвало со стороны викария Московского митрополита епископа Саввы замечание, что Погодин является «покровителем всех протестующих против существующего порядка». 4 февраля Погодин записал в своем дневнике: «Видел во сне Филарета». 9 февраля историка посетила Н. П. Киреевская, духовная дочь святителя, и беседовала с ним «о Филарете». Результатом беседы было письмо, вскоре после которого Погодин был благосклонно принят на Троицком подворье.
В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1):
На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоров[ье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. — Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). — Прим. сост.
[8] НИОР РГБ. Ф. 231, разд. II, к. 34, ед. хр. 53, л. 10–11. — Прим. сост.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×