Православный календарьПравославный календарь
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.

Православие в Азербайджане

"Албанский
Албанский храм на фундаменте I в. в деревне Киш (Шеки)
Местоположение: юго-восточная часть Закавказья, граничит на севере с Россией, а на юге – с Ираном.

Площадь: 86 600 км2 (из которых ныне более 17 000 км2 – в составе Армении).

Численность населения: 8 388 000 человек (по состоянию на июль 2005 года).

Официальный язык: азербайджанский.

Краткая история страны. В древности на территории современного Азербайджана находилось государство Кавказская Албания, официальной религией которого с IV века было христианство. В VIII веке оно было захвачено арабами, после чего началась исламизация населения. В IX–X веках албанским князьям удавалось восстановить независимость, но лишь на короткое время. В конце XIV века здесь образовалось государство Ширван, которое в XV веке перешло под власть Кара-Коюнлу, а еще позже – Персии, оставаясь под ее властью до начала XVIII века. В 1723 году русские войска заняли Баку и прикаспийские области, а большую часть Азербайджана захватила Турция. В 1735 году Россия по договору вернула прикаспийские области Персии. В середине XVIII века здесь образовалось 15 самостоятельных ханств. В результате первой (1804–1813) и второй (1826–1828) русско-персидских войн 10 ханств (территория современного Азербайджана), так же как Западная Грузия и Дагестан, вошли в состав Российской империи.

В 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовавшая до 1920 года. В 1922 году Азербайджан вошел в состав СССР, где находился до 30 августа 1991 года, когда объявил о своей независимости.

В 1992–1994 годах между Азербайджаном и Арменией шла Карабахская война, в результате которой 7 районов бывшей Азербайджанской ССР (или 8,15 % территории) перешли под контроль непризнанной армянской Нагорно-Карабахской республики, а под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения – Арцвашенский анклав.

Религия: мусульмане – 93,4 % (из которых, в свою очередь, около 70 % – шииты, а около 30 % – сунниты), православные – 2,5 %, монофизиты – 2,3 %, прочие – 1,8 %, (по переписи 1995 года).

Православие. На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании. К середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию. За исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживаются православной веры.

После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 году с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство».

В 1836 году, после присоединения в начале XIX века Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата).

Одновременно с этим в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 году была организована Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский».

В советское время церковной жизни здесь был нанесен большой урон (к гонениям оказались причастны и раскольники-обновленцы). Один из убитых в 1937 году священников, служивших в Азербайджане, Иоанн Ганичев, прославлен ныне в лике новомучеников.

В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм, а два года спустя жителям г. Хачмас удалось даже построить новую церковь.

Наконец, 28 декабря 1998 года была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви (официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/, e-mail: baku@eparhia.ru), которой ныне управляет епископ Александр (Ищеин). На территории Азербайджана в состав епархии входят пять храмов.

После развала СССР и Карабахской войны произошел отток русскоязычного населения из страны, в результате чего доля православных сократилась с 5 % до 2,5 %. Но помимо духовного окормления оставшихся русскоязычных жителей, Бакинско-Прикаспийская епархия трудится и для наследия основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви.

Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом[1]. Нередки случаи, когда этнические мусульмане, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в Грузии. Те удины, которые проживают на территории Грузии, окормляются Грузинской Православной Церковью. Та же часть удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последние годы получила возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях.

Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, но это не находило отклика у большинства народа.

В 2003 году албанско-удинская христианская община, возглавляемая Робертом Мобили, прошла государственную регистрацию. Это стало возможным после восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен еще апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма – церкви в селении Нидж Габалинского района.

Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк.

Удины, как христианская народность, стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях. Многие из них крещены в приходах Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. Во время первосвятительского визита в Азербайджан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа быть чадами Православной Церкви. На пути к осуществлению этого желания стоит много проблем и вопросов, над разрешением которых и трудятся в Бакинско-Прикаспийской епархии[2]. И, судя по заявлению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, сообщившего в 2006 году о том, что в удинских храмах будет совершаться православное богослужение, а священники для них готовятся в российских духовных учебных заведениях, удины сделали выбор и после более чем тысячелетнего пребывания в дохалкидонской Церкви вернулись в Православие.

Говоря о церковной жизни в Азербайджане, стоит отметить, что она хорошо налажена: действуют православная библиотека, воскресная школа для детей, катехизическая школа, благотворительная столовая. В храме святых жен-мироносиц находится ковчег с частицей мощей апостола Варфоломея – небесного покровителя города Баку. На месте казни апостола, у подножия Девичьей башни, каждый год совершается молебен.

Кроме приходов Русской Православной Церкви, в стране действует один храм, относящийся к юрисдикции Грузинской Православной Церкви, – церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Гахского pайона стpаны, где компактно проживают грузины (около семи тысяч человек).

***

Ниже приводится список православных храмов Азербайджана, находящихся в юрисдикции Бакинско-Прикасписйкой епархии Русской Православной Церкви, в которых служба проходит на церковно-славянском языке.

г. Баку

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Настоятель: иеромонах Алексий (Никоноров).

Адрес: г. Баку, ул. академика Шамиля Азизбекова, 205.

Кафедральный собор святых жен-мироносиц

Настоятель: протоиерей Леонид Милтых.

Адрес: г. Баку, военный городок «Красный Восток», 126.

Михаило-Архангельский храм

Настоятель: игумен Серафим (Бидеев).

Адрес: г. Баку, угол улиц Видади и Заргярпалан, 38.

г. Гяндж

Александро-Невский храм

Настоятель: иерей Андрей Безотосный.

Адрес: г. Гяндж, ул. Гаджи Али Гусейн-заде, 2.

г. Хачмас

Никольский храм

Настоятель: иеромонах Венедикт (Зайцев).

Адрес: г. Хачмас, ул. Ханлара, 21.



[1] Нынешние азербайджанцы, говоря о своей вере, неизменно добавляют слово «гылындж», что значит «меч», памятуя, таким образом, о способе своего обращения в ислам («мусульмане под мечем»). Примечательно, что национальным героем, воспетым в песнях, поэмах и прозе, является христианин Бабек, руководитель народно-освободительного движения, противостоявший арабским захватчикам в течение 20 лет, на протяжении которых халифат терпел череду страшных поражений. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у народа, традиционно относящего себя к исламу, общепризнанным национальным героем первой величины является историческая личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан. Естественно, что проживающие в России и в Грузии азербайджанцы принимают Православие еще чаще, чем на родине.
[2] При написании данного раздела использовалась книга иеромонаха Алексия (Никонорова) «История христианства в Кавказской Албании» (Баку, 2005).

Юрий Максимов

26 января 2007 г.

Рейтинг: 7.5 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×