Православный календарьПравославный календарь
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 2

Часть 1

 
Глава 2
Богословско-аскетические произведения преподобного Нила Синайского[1]

"Преподобный
Преподобный Нил.
Византийская гравюра
Преп. Нил оставил после себя большое количество письменных трудов, свидетельствующее о его исключительных писательских способностях и о богатом личном духовном опыте.

Св. патриарх Фотий (вторая половина IX века) в своем труде под названием «Библиотека» дает богословским трудам преп. Нила краткую, но весьма похвальную оценку, говоря об их совершенстве[2].

И действительно, сочинения преп. Нила отличаются чистотой и пластичностью языка, правильным и живым слогом и ясностью мысли. Они проникнуты пламенной верой в Бога и преданностью святой Церкви.

По форме изложения сочинения преп. Нила подразделяются на трактаты, повествования, изречения и письма.

Что касается их содержания, то, хотя мы и находим у преп. Нила экзегетические и догматические места, все-таки характер его произведений по преимуществу морально-аскетический: предметом постоянных размышлений и поучений преп. Нила является духовная жизнь вообще, а в частности – монашество, которое является лучшим путем к осуществлению христианских идеалов.

При обзоре трудов преп. Нила, для большей простоты и наглядности, мы, по примеру Фесслера, Дегенхарта, Барденхевера и др., разделим его сочинения на следующие группы:

1) сочинения о христианских добродетелях и пороках;

2) сочинения о монашеской жизни;

3) письма;

4) изречения;

5) утраченные и неаутентичные сочинения.

Переходим к обзору произведений из первой группы.

 
I. Произведения о христианских добродетелях и пороках
1. К Агафию[3]

Во введении преп. Нил сам рассказывает о причине, побудившей его приступить к написанию этого труда. Дело обстояло так: когда однажды в раздумьях он прогуливался за городом «среди красоты перелесков, при пении птиц и тихом веянии чистого ветерка», к нему приблизился некий инок по имени Агафий и рассказал ему об одной благочестивой женщине, Перистерии[4], жизнь которой была подлинным примером христианской добродетели. Воздержание, любовь к нищим, постоянное пребывание в молитве и в чтении слова Божия, соучастие в любом горе ближнего, забота о монахах и их защита – вот черты, которыми монах Агафий охарактеризовал Перистерию. Женщина, обладающая такими добродетелями, удивила преп. Нила, и он, вдохновленный повествованием Агафия, решил оставить уже начатую работу над Псалмами и приступить к этой, которая сможет принести большую пользу, «отвращая людей от жизни в роскоши и утверждая их в рассудительности».

Этот трактат, состоящий из 12 отделов, по содержанию можно подразделить на три части.

В первой части говорится об обязанностях и добродетелях человека по отношению к самому себе. Здесь преп. Нил подробно рассуждает о воздержании как «начале и основе всех добродетелей», затем предупреждает об опасности тщеславия и убеждает «избирать добро не ради человеческой славы, а ради воздаяния от Бога», ибо «людская похвала своей приятностью собственно истребляет то, что заслуживало награду». И как средство в борьбе с «суетными помыслами» он рекомендует молитву и чтение Священного Писания, так как они «возносят наш взгляд горе» и «предлагают такое наслаждение, какое ощущают серафимы, непрестанно окружающие престол Божий».

Во второй части преп. Нил говорит об отношении человека к ближнему. Здесь человек рассматривается как «существо общественное». Подобно тому «как в нашем теле каждый орган заботится не только о самом себе, но, по естественному закону, разделяя общий труд, органы обслуживают друг друга, так и каждый из нас недостаточен сам для себя, но во всем чувствует потребность в других». Отсюда проистекают и обязанности человека по отношению к ближнему. Милосердие и сострадание к ближнему суть главные добродетели, уготовляющие человеку «великую сокровищницу нетленного богатства». Однако большим препятствием на пути добродетели становится стремление к земным благам и сопряженная с ним надменность, совращающая человека с пути добродетелей и обращающая его помыслы к «скоротечным усладам».

В желании отвратить людей от пристрастий к земным благам и пробудить в них любовь к милосердию и состраданию преп. Нил в целых трех главах описывает жалкую участь евангельского богача (Лк. 16, 19), не оказавшего милости страждущему Лазарю.

Равным образом осуждает он и таких людей, которые, охраняя богатство, оправдывают свой поступок тем, что их сбережения необходимы им для обеспечения детей и внуков. Такую заботу родителей он называет суетной, потому что оставленное имение ни в коем случае не является абсолютно надежным. «Сколько имеется примеров, – пишет преп. Нил, – что дети, получающие от родителей огромное имение, доходят до крайнего оскудения»; и наоборот, «дети нищих родителей настолько обогащаются, что вызывают зависть алчных людей». «Если же постоянство оставляемого детям ненадежно, а польза добродетелей всеми признана, почему тогда не предпочитают известное неизвестному?»

Земные заботы о детях и родственниках преп. Нил считает «оскорбительными для Бога», ибо «сей якобы заботливостью о детях» мы присваиваем себе дело Божие, устраивающее жизнь каждого человека так, как для него полезно.

В третьей части преп. Нил говорит о духовной брани и искушениях, безусловно связанных с добродетельной жизнью; при этом виновником всех искушений он считает диавола, «ненавидящего всякое добро». Ведь диавол нападает на всех святых, так как нельзя угождать Богу, не вызывая зависти змия, ненавидящего преуспевающих в той чести, с которой он свержен за гордость. Но все эти испытания «не только не причиняют ущерба, но более того: они приносят большую пользу», так как «благоухание добродетели тогда приумножается, когда оно сопровождаемо множеством искушений».

Далее преп. Нил советует, следуя примеру великого страдальца Иова, переносить всякую скорбь терпеливо и без ропота, ибо «Управитель нашей жизни не позволяет беде и брани превысить силу борца. Если же иногда и это попускает, то творит великое чудо, Сам восполняя недостаток немощного естества вспомоществованием Своей благодати». Мысль о Божием Промысле преп. Нил иллюстрирует целым рядом примеров из Священного Писания. Он напоминает о Сарре, спасшейся с Божией помощью от поругания со стороны развратного царя; о Давиде, которого много раз пленял кровожадный Саул, но который все-таки всякий раз ускользал невредимым; о Сампсоне, Езекии, Елисее, трех отроках и т. д. В завершение этого обширного трактата преп. Нил повествует о великой славе, уготованной тем, которые охотно раздают милостыню и мужественно переносят связанные с этим подвигом искушения.

Преп. Анастасий Синаит (VII век) в своих «Quaestiones» приводит из этого трактата три больших цитаты[5], приписывая их монаху Нилу. Однако в XVII веке S. Tillemont (Тильмон) первым сделал предположение, что автором трактата, адресованного Агафию, по-видимому, был какой-то другой монах Нил, так как стиль этого сочинения «менее отточен» и мысли не столь «превосходны», как у Нила-аскета[6]. Из новых исследователей с мнением Тильмона согласились К. Хойсси[7] и О. Барденхевер[8]. Более подробно об этом говорит К. Хойсси. По его мнению, «автор трактата “Peristeria” никак не может быть идентичным с автором писем Нила, потому что в трактате, если сравнить его со сборником писем Нила, налицо характерные отличия»[9]. Последние, в основном, сводятся к следующему:

а) автор трактата в своем введении удивляется такой добродетельной женщине, какой была Перистерия. Но такого удивления не могло бы быть у автора писем, которому были известны многие монахи и монахини, проводящие жизнь в аскезе;

б) в трактате монашество поставлено на последнее место и отсутствует какое бы то ни было свойственное монашеству учение о бесах, тогда как в письмах монашеству и демонологии уделяется главное внимание;

и, наконец,

в) форма и стиль трактата отличаются от формы и стиля писем.

Тем не менее мы, внимательно изучив трактат, решаемся опровергнуть мнение К. Хойсси, считая его аргументацию весьма неубедительной, а в отдельных местах к тому же и неточной.

Для наглядности ответим на доводы Хойсси отдельно по каждому пункту.

А. Удивление, высказанное в трактате, относительно того, что существуют люди, проводящую благочестивую, исполненную добродетелей жизнь, относится не к монахам и монахиням, а к Перистерии, то есть к женщине, живущей в миру, где такая добродетельная жизнь, несомненно, была исключением. С другой стороны, заслуживает внимания замечание Дегенхарта, что удивление автора можно понимать как «простую риторическую фигуру», использованную преп. Нилом, дабы выразить похвалу благочестивой и добродетельной Перистерии.

Б. Темой трактата являются общие проблемы аскетической жизни мирян. Повествуя о милостыне, завещаниях и о наградах за благодеяния, преп. Нил стремился пробудить у читателя желание проводить истинно христианскую жизнь, которой отличалась Перистерия. В трактате мы не находим ни одного места, которое умаляло бы значение монашества или же его «оттесняло на последнее место». Преп. Нил не касается вопроса о монашестве, потому что это произведение предназначено для мирян, которые, по примеру Перистерии, должны были в миру искать путь ко спасению. Замечание же Хойсси о том, что в трактате отсутствует демонология, являющаяся характерной особенностью сочинений о монашестве, утрачивает – после прочтения 2, 3 и 4-й глав X отдела – все основания, так как в этих главах речь идет о лукавстве диавола, «виновника всякого зла».

В. Что касается внешней формы и стиля, то различия, существующее между трактатом и письмами преп. Нила, кажется нам вполне естественными, потому что стиль всегда соответствует предмету повествования. Темами писем, адресованных разным лицам, всегда становятся случайные вопросы, которые не находят в них столь широкого и полного освещения, как в трактате, где мысли высказываются более последовательно, обретая размах и цельность. К тому же, упомянутое К. Хойсси различие в стиле можно в то же время объяснить и тем, что преп. Нил написал трактат в молодости, тогда как письма относятся к гораздо более позднему времени его жизни. Таким образом, аргументация К. Хойсси недостаточна для того, чтобы опровергнуть авторство преп. Нила, и потому мы считаем, вместе с Ceillier-ом, Дегенхартом и др., что трактат «Peristeria» принадлежит перу преп. Нила.

 
2. Слово о молитве[10]

Это сочинение состоит из предисловия и 153 небольших глав. Из предисловия видно, что преп. Нил написал его по просьбе одного друга, неоднократно утешавшего и приободрявшего его в скорбях и, по всей видимости, бывшего наместником некоего монастыря, так как преп. Нил в конце предисловия обращается к нему со своим желанием «попросить братию», чтобы она помолилась о нем, «немощном». Ф. Дегенхарт утверждает, что это был игумен Аффоний, который, будучи другом преп. Нила, часто с ним переписывался[11]. Все предисловие заключает в себе истолкование числа 153, которое преп. Нил взял из евангельского повествования (Ин. 21, 11). Сложное и неясное символическое объяснение цифр 100, 28 и 25 напоминает предложенное Пифагором учение о числах, с которым, по-видимому, преп. Нил был хорошо знаком.

Что же касается самого трактата о молитве, то он является одним из лучших аскетических трудов преп. Нила. В этих кратких главах он выразил свой богатый личный духовный опыт и глубокое понимание тайны человеческой души.

Исходя из того, что молитва – это «беседа ума с Богом», преп. Нил обращается с поучениями к монахам, где объясняет то душевное состояние, в котором находится молящийся. Каждый, кто хочет молиться Богу, должен, в первую очередь, освободиться от страстных помыслов, печали и злопамятства, ибо «злопамятство сгущает тьму в уме молящегося и омрачает его молитву».

В молитве надобно просить у Бога «доброго и полезного душам нашим», а не того, чтобы исполнилось нечто нам приятное: должно молиться об очищении от страстей и об избавлении от всякого искушения. Подражая ангелам, нужно молиться не о себе, а о других. Затем преп. Нил достаточно подробно говорит и о борьбе с бесами, которую подобает выдержать каждому молящемуся, ибо «демоны завидуют молящемуся и всеми средствами пытаются воспрепятствовать человеку в исполнении его благого намерения, прельщая его и воздействуя на его ум».

Обращая внимание на то, что, молясь, нужно хранить себя от всякого рода прелести, преп. Нил предупреждает: важно не сколько молитв, а как молишься, припоминая евангельскую заповедь: «молящеся же, не лишше глаголите» (Мф. 6, 7).

В последних главах преп. Нил говорит о молитве как о «самой божественной из всех добродетелей». Она приносит радость, превысшую всякой иной радости.

Вопрос об аутентичности этого сочинения отпадает, ибо сам преп. Нил в своем произведении «О различных лукавых помыслах»[12] говорит о своем трактате «О молитве». Помимо этого, мы имеем весьма древнее свидетельство в «Apophthegmata Patrum» («Патерик»), где из этого трактата приведены 8 цитат с именем преп. Нила[13]. Точно также и свт. Фотий в своей «Библиотеке»[14] говорит, что преп. Нил написал трактат «О молитве», состоящий из 153 глав.

Между тем К. Хойсси высказал мнение, что трактат «О молитве» в той форме, в какой мы его имеем, составил позднейший редактор, так как в Cod. Berol. 1487 s. 15 нет предисловия, а в других рукописях находится разное число глав (а именно: 150 и 166)[15].
Однако аргументация Хойсси малоубедительна, так как обнаруживаемые нами расхождения в рукописях легко объясняются волей переписчика, который, руководствуясь своей собственной целью, мог опустить предисловие и некоторые главы, а равно и добавить отдельные цитаты из других мест. Поэтому сомнения Хойсси касательно происхождения предисловия выглядят малообоснованными[16].

Доказательством того, что данный трактат еще в древности пользовался большим уважением, служит сочинение «Пандект Священного Писания», принадлежащее Антиоху, монаху Палестинской лавры преп. Саввы (начало VII века), в котором, как доказал Хайдахер, находится много глав, дословно переписанных из трактата преп. Нила «О молитве»[17].

 
3. О восьми лукавых духах (порочных страстях)[18]

Этот трактат, состоящий из 19 глав, предназначен, в основном, для монахов. В нем преп. Нил дает им весьма полезные советы и наставления для духовной жизни, излагая свои мысли стилем, напоминающим книгу Притчей Соломоновых. Используя яркие и весьма четкие сравнения и антитезы, он рассуждает о главных страстях, подробно описывает особенности каждой в отдельности, указывает на их пагубные плоды и дает мудрые советы, как и какими средствами надобно с ними бороться, противопоставляя каждому пороку противостоящую ему добродетель. Начинает он свой трактат с описания воздержания, хваля его как начало добродетельной жизни. Затем он переходит к описанию восьми главных грехов, с которыми человеку надлежит вести решительную борьбу. Грехи суть следующие:

1) неумеренность в пищи и питии (чревоугодие);

2) блуд;

3) сребролюбие;

4) гнев;

5) печаль;

6) уныние (подавленность духа);

7) тщеславие;

8) гордость.

Этот восьмичленный перечень восьми главных страстей был широко распространен в ранней аскетической литературе[19] и стал предтечей учения о семи смертных грехах[20]. Однако первым по времени аскетическим писателем, в сочинениях которого точно и определенно излагается учение о восьми страстях, был Евагрий Понтийский (скончался ок. 400 г.)[21]. Его перечень главных грехов несколько отличается от перечней преп. Нила и преп. Иоанна Кассиана[22]. А именно: у Евагрия печаль стоит на четвертом месте, а гнев на пятом, тогда как у преп. Нила и у преп. Иоанна Кассиана, наоборот, на четвертом месте стоит гнев, а на пятом печаль. Цеклер, посвятивший вопросу о восьмеричной схеме грехов отдельную работу, считает, что трактат преп. Нила о восьми страстях трудно обособить от сочинения Евагрия Понтийского[23]. Это мнение имело бы основание, если бы творцом восьмеричной схемы был Евагрий, однако появление этой схемы – плод совместных усилий начальников египетского монашества, а Евагрию, с одной стороны, и преп. Нилу, с другой, принадлежит лишь письменная обработка этого учения. Сравнив сочинения Евагрия и преп. Нила, мы увидим, что они рассматривают одни и те же грехи в том же самом числе, однако все прочее, включая и порядок перечисления грехов, у них различно.

Это дает нам повод примкнуть к мнению Дегенхарта о том, что трактат преп. Нила «О восьми лукавых духах» писался независимо от сочинения Евагрия[24].

 
4. О различных лукавых *помыслах* [25]

Этот трактат, состоящий из 27 глав, посвящен детальному рассмотрению диавольских козней (лукавых сплетений) и тех средств, которые бесы используют в борьбе с человеком. Автор описывает здесь разные виды искушений и мотивов ко злу, опирающихся на три главные людских страсти: на сластолюбие, на сребролюбие и на славолюбие (1-я глава).

Описывая до мельчайших подробностей все способы, которыми скверные помыслы овладевают человеком, автор учит о том, как и какими средствами нужно бороться с разного рода искушениями.

Аутентичность этого труда до недавнего времени не оспаривалась, так как, по устоявшемуся мнению, в конце данного трактата находится ссылка автора на трактат «О молитве»[26], который, как мы видели, написал преп. Нил. Однако в новейшее время Дегенхарт и Хойсси обнаружили, что некоторые главы сочинения «Capita practica ad Anatolium», написанного Евагрием Понтийским, дословно совпадают с отдельными местами данного трактата[27]. Упомянутые исследователи, пытаясь объяснить сходство этих мест, приходят к абсолютно разным выводам. К. Хойсси полагает, что спорные главы принадлежат Евагрию, а сочинение «О различных лукавых помыслах» считает «вторичным и весьма сомнительным». Это мнение на первый взгляд кажется вполне логичным: ведь поскольку Евагрий старше преп. Нила, то, разумеется, он не мог их позаимствовать у последнего, и потому сродные главы в трактате преп. Нила принадлежат Евагрию. Однако после тщательного исследования текста трактата преп. Нила мы присоединяемся ко мнению, ранее высказанному Дегенхартом: все указанные схожие места в трактате преп. Нила органически связаны с текстом трактата и не могут, вопреки мнению К. Хойсси, быть изъяты из текста без нарушения его единства, тогда как у Евагрия Понтийского те же самые места можно без труда опустить.

Это становится наиболее очевидным при истолковании того фрагмента[28], который относится к трактату «Слово о молитве». В тексте Евагрия это место непонятно, потому что у Евагрия нет подобного трактата, тогда как в трактате преп. Нила оно уместно, ибо имеет прямую связь с известным нам уже сочинением этого же автора – трактатом «О молитве». Сходство отдельных мест в трудах преп. Нила и Евагрия Дегенхарт объясняет позднейшей интерполяцией. А именно: когда на V Вселенском Соборе (553 год) некоторые сочинения Евагрия Понтика были осуждены, его почитатели, с целью сохранения чтимых ими трудов Евагрия, начали распространять последние под славным именем преп. Нила. А впоследствии переписчики смешали отдельные места этих двух писателей.

Этим и можно объяснить присутствие в трудах Евагрия целых отрывков, взятых из трудов преп. Нила.

 
5. Слово на евангельское изречение: Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож (Лк. 22, 36)[29]

Этот трактат, состоящий из 10 глав, посвящен глубоко аллегорическому истолкованию евангельского текста: Теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч (Лк. 22, 36). Под одеждой преп. Нил подразумевает добродетель, и прежде всего – кротость и смирение, а под мечом – изучение слова Божия, которое является мощным оружием в борьбе с врагами Христовой веры. Дегенхарт относит время написания этого произведения к периоду, предшествовавшему пострижению преп. Нила в монашество, потому что в самом трактате нигде не говорится ни о монашестве, ни о монахах[30].

 
(Продолжение следует.)


[1] Наиболее полный сборник трудов преп. Нила мы находим в Migne Patrol. gr. s., t. 79. Сюда внесены его письма по изданию Лео Аллатиуса (Leo Allatius, Rom, 1668), «Narrationes» по Anekdota Petrus Possinus, Paris, 1639, а остальные произведения по изданию Суаресиуса (Suaresius, Rom, 1673).
[2] См.: Photius, Bibliotheca CCI, Migne gr. s., t. 103, col. 672 C.
[3] Migne gr. s., t. 79, col. 811–968.
[4] Hyacinthus Libellus (см.: Migne gr. s., t. 79, col. 1323 А), K. Heussi («Untersuchungen…», с. 161), O. Bardenhewer («Geschiste altkir. Lit.» IV, 177) считают, что Перистерия, о которой здесь повествуется, идентична с Перистерией, упоминаемой в Актах Халкидонского Собора (см.: Mansi Col. Sacr. Concil., VI, col. 1013). F. Degenhart же полагает, что для идентификации этих двух Перистерий нет прочного основания, так как общие в ее характеристике черты (а именно богатство и добродетель) «можно встретить и у других индивидуумов» (см. его работу «Beitraege zur Nilusforschung», с.10).
[5] См.: Quaest. II, XI и XXI преп. Анастасия Синаита (Migne gr. s., t. 89, col. 349 C, 437 C и 536 BС) и «Peristeria» преп. Нила (Migne gr. s., t. 79, sectio IX, cap. V, col. 829 BC; sect. VI, cap. II, col. 857 D; sect. IX, cap. I, col. 860 ABC).
[6] См.: S. Tillemont. Memoires pour servir a l’histoire eccelsiastique des six premiers siecles, 14, 209.
[7] K. Heussi. Untersuchungen… par. 22, с. 160–163.
[8] O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T. IV, с. 177–178.
[9] K. Heussi. Untersuchungen… с. 162.
[10] Migne gr. s., t. 79, col. 1165 A – 1199 C.
[11] F. Degenhart. Nilus Sinaita, с. 4; Migne gr. s., t. 79; Epist. lib. III, CCXXXVII–CCXXXIX, col. 493 BCD.
[12] См.: Migne gr. s., t. 79, «De malignis cogitationibus», cap. XXIII, col. 1228 AB. Здесь сам преп. Нил напоминает, что в своем труде «О молитве» он уже говорил о том, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание: «Какова же причина того, что постоянные помыслы о чувственных вещах оскверняют знание, сказано в главах [трактата] “Слово о молитве”».
[13] См.: «Apophthegmata Patrum» (Migne gr. s., t. 65, col. 306 ABC 1–8) и Nilus Sinaita «О молитве» (Migne gr. s., t. 79, cap. XIII, XIV, XVI, XVII, XIX, XX, LXXXIX, CXXI, col. 1165–1169). Трактат «Apophthegmata Patrum» относится ко второй половине V в. (460–500 гг.). См. подробнее: W. Bousset. Apophthegmata. Tuebingen, 1923, с. 68.
[14] Photius, Migne gr. s., t. 103, «Bibliotheka», cod. CCI, col. 672.
[15] K. Heussi. Untersuchungen… с. 119, прим. 6.
[16] См.: O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T. IV, с. 171.
[17] K. Heussi. Untersuchungen…, с. 119, прим. 6 и Haidacher. Nilusexzerpte im Pandektes des Antiochus – Revue Benedictine, XXII, Nr. 2, 249.
[18] Migne gr. s., t. 79, «De octo spirit. malit.», col. 1146–1164.
[19] См.: Joannis Cassiani, Migne lat. s., t. 49, Collat V, cap. XVIII, col. 635 AB, где говорится, что учение о восьми главных грехах принято повсюду.
[20] См.: С. Зарин. Аскетизм по православному христианскому учению, т. I, кн. 2. СПб., 1907, с. 349.
[21] См.: «De octo vitiosis cogitationibus». Migne gr. s., t. 40, cap. I–IX, col. 1272 – 1276 AB.
[22] См.: Joannis Cassiani, Migne lat. s., t. 49, Collat V, cap. II, col. 611 A.
[23] См.: F. Degenhart. Nilus Sinaita, с. 5.
[24] См.: O. Bardenhewer. Geschichte d. altkir. Liter., T. IV, с. 171 и F. Degenhart. Nilus Sinaita, с. 6.
[25] Migne g. s., t. 79, «De diversis malig. cogit.», col. 1200 D – 1233.
[26] В частности, в конце 23-й главы автор напоминает, что в трактате «О молитве» он уже говорил о причине того, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание.
[27] См.: Degenhart. Nilus Sinaita, с. 175 и К. Heussi Untersuchungen? с. 164.
[28] Evagrius. Migne, P. gr .s., t. 40, col. 1237 B–1237 D.
[29] Migne gr.s., t. 79, «Sermo», col. 1264 B–1285.
[30] Degenhart. Nilus Sinaita, с. 8.

Викентий Фрадински

профессор Белградского университета

Перевел с сербского Сергей Фонов

24 апреля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

×